" Съёмки и скандалы вокруг фильма #кино #фильм #шпионы Читательский интерес к роману бывшего офицера ГРУ Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» возник сразу, как только в журнале «Новый мир» за 1974 год (в номерах 10,11, и 12) были впервые напечатаны все три его части. Именно поэтому роман был издан под названием «Момент истины» и сразу стал бестселлером. Он неоднократно переиздавался в нашей стране, выдержав более ста изданий, причём под разными названиями: «Убиты при задержании…», «Возьми их всех!..», «Чрезвычайный розыск: В августе сорок четвертого»)... Тираж книги превысил несколько миллионов экземпляров,а роман был переведён на три десятка языков. Даже сегодня, когда издана масса исторической и документальной литературы о военной тематике, роман Владимира Богомолова остаётся одним из лучших произведений, в котором невероятно подробно и правдиво показана работа контрразведчиков "СМЕРШа" по поиску и обезвреживанию немецких диверсантов. Неудивительно, что таким сюжетом, где помимо показа работы офицеров «СМЕРШа» ещё и лихо закручена детективная составляющая, заинтересовались кинематографисты. Впервые попытку экранизировать роман Богомолова предприняли в 1975 году на главной киностудии страны «Мосфильме», которая и выиграла тендер на съёмки картины. Бюджет выделили немалый. Естественно, консультантом картины должен был быть сам автор Владимир Богомолов. Снимать картину доверили известному литовскому кинорежиссеру Витаутасу Жалакявичюсу, ставшему классиком советского кино после фильма «Никто не хотел умирать» (1966). Он пригласил на главные роли Сергея Шакурова (Алёхин), Анатолия Азо (Таманцев), Александр Иванов (Блинов), Борислава Брондукова (Хижняк). Так мог выглядеть контрразведчик-стажёр Блинов в первой экранизации... Скандалы начались с самого начала съёмок. У Богомолова сразу же не сложились отношения с Жалакявичюсом, он обвинял режиссёра в полном незнании материала и непонимании зерна сюжета, несмотря на то, что Жалакявичус уже снимал фильмы о войне. Режиссёр напротив уверял Богомолова, что он лучше знает что и как снимать. И пошло-поехало. Богомолов дошёл до генерального директора «Мосфильма», отправив ему телеграмму следующего содержания: «Как это ни удивительно, реализована только пятая часть из более чем 600 замечаний, сделанных мною по второму варианту режиссёрского сценария. Замечаний, обоснованность которых была признана редактором и руководством студии. Причём при реализации только пятой части замечаний режиссёром написаны многие новые нелепости и неграмотности…» Пока стороны выясняли отношения, группа уже выбирала места для натурных съёмок от Минска до Беловежской пущи. Съёмки вовсю шли до 21 октября 1975 года и были остановлены в связи с внезапной кончиной литовского актёра Бронюса Бабкаускаса, игравшего роль генерала Егорова. Спустя несколько дней после этого печального события, автор сценария Владимир Богомолов подал в суд на руководство «Мосфильма» за искажение идеи сценария. Киноначальство впервые отсмотрело отснятый материал и пришло в ужас: Жалакявичюс снял эдакий вестерн, не имевший ничего общего с психологическим романом. Его офицеры выглядели как мародёры, а не контрразведчики: небритые, в грязных расхристанных по пояс гимнастёрках с закатанными по локоть рукавами... И хотя деньги были потрачены немалые, а Богомолова слёзно просили придумать что-то на отснятой основе, он отказался — более того, потребовал в любом случае убрать его имя из титров. Директор киностудии «Мосфильм» Николай Сизов затребовал весь отснятый материал в Москву для просмотра. Увиденное Сизову понравилось, но найти общего языка с Богомоловым даже ему так и не удалось. В итоге 20 ноября был подписан приказ № 705 о приостановлении производства фильма. Картину закрыли. Пройдёт время и автора сценария Владимира Богомолова заклеймят позором. Потраченные после закрытия картины средства спишут в убыток киностудии. Фильм «В августе 44-го…» в советское время снят так и не будет... Это произойдёт только в конце 90-х, спустя 25 лет. В 90-е к военной теме в кино в период кризиса вообще не обращались. И потому новая экранизация романа стала большой удачей. Но и здесь не обошлось без скандалов... Поручили новую экранизацию белорусскому режиссёру Михаилу Николаевичу Пташуку, снявшему фильмы: «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1973), «Возьму твою боль» (1980), «Черный замок Ольшанский» (1984), «Знак беды» (1986), «Наш бронепоезд» (1989) и другие... На этот раз производственные расходы приняли на себя две страны: Россия (70 процентов) и Белоруссия. Но съёмки оказались под угрозой по причине отсутствия финансирования, в основном с белорусской стороны. Время шло, уходила натура, и Михаил Пташук на свой страх и риск стал снимать массовые сцены, где были задействованы тысячи военнослужащих и десятки единиц техники. Главную ставку режиссёр сделал на популярного и известного актёра Евгения Миронова, который, казалось, совершенно не соответствует устоявшемуся представлению о герое-разведчике. Но Михаил Пташук сразу понял, что его капитан Алёхин настоящий интеллектуал, генератор идей и «мозг» разведгруппы. И актёр прекрасно справился с поставленной задачей. На роль старшего лейтенанта Таманцева Пташук пригласил Владислава Галкина, и не ошибся. Они с Алёхиным абсолютно разные и дополняют друг друга.
Видео в ОК
"В августе 44-го...
" Съёмки и скандалы вокруг фильма #кино #фильм #шпионы Читательский интерес к роману бывшего офицера ГРУ Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» возник сразу, как только в журнале «Новый мир» за 1974 год (в номерах 10,11, и 12) были впервые напечатаны все три его части. Именно поэтому роман был издан под названием «Момент истины» и сразу стал бестселлером. Он неоднократно переиздавался в нашей стране, выдержав более ста изданий, причём под разными названиями: «Убиты при задержании…», «Возьми их всех!..», «Чрезвычайный розыск: В августе сорок четвертого»)... Тираж книги превысил несколько миллионов экземпляров,а роман был переведён на три десятка языков. Даже сегодня, когда издана масса исторической и документальной литературы о военной тематике, роман Владимира Богомолова остаётся одним из лучших произведений, в котором невероятно подробно и правдиво показана работа контрразведчиков "СМЕРШа" по поиску и обезвреживанию немецких диверсантов. Неудивительно, что таким сюжетом, где помимо показа работы офицеров «СМЕРШа» ещё и лихо закручена детективная составляющая, заинтересовались кинематографисты. Впервые попытку экранизировать роман Богомолова предприняли в 1975 году на главной киностудии страны «Мосфильме», которая и выиграла тендер на съёмки картины. Бюджет выделили немалый. Естественно, консультантом картины должен был быть сам автор Владимир Богомолов. Снимать картину доверили известному литовскому кинорежиссеру Витаутасу Жалакявичюсу, ставшему классиком советского кино после фильма «Никто не хотел умирать» (1966). Он пригласил на главные роли Сергея Шакурова (Алёхин), Анатолия Азо (Таманцев), Александр Иванов (Блинов), Борислава Брондукова (Хижняк). Так мог выглядеть контрразведчик-стажёр Блинов в первой экранизации... Скандалы начались с самого начала съёмок. У Богомолова сразу же не сложились отношения с Жалакявичюсом, он обвинял режиссёра в полном незнании материала и непонимании зерна сюжета, несмотря на то, что Жалакявичус уже снимал фильмы о войне. Режиссёр напротив уверял Богомолова, что он лучше знает что и как снимать. И пошло-поехало. Богомолов дошёл до генерального директора «Мосфильма», отправив ему телеграмму следующего содержания: «Как это ни удивительно, реализована только пятая часть из более чем 600 замечаний, сделанных мною по второму варианту режиссёрского сценария. Замечаний, обоснованность которых была признана редактором и руководством студии. Причём при реализации только пятой части замечаний режиссёром написаны многие новые нелепости и неграмотности…» Пока стороны выясняли отношения, группа уже выбирала места для натурных съёмок от Минска до Беловежской пущи. Съёмки вовсю шли до 21 октября 1975 года и были остановлены в связи с внезапной кончиной литовского актёра Бронюса Бабкаускаса, игравшего роль генерала Егорова. Спустя несколько дней после этого печального события, автор сценария Владимир Богомолов подал в суд на руководство «Мосфильма» за искажение идеи сценария. Киноначальство впервые отсмотрело отснятый материал и пришло в ужас: Жалакявичюс снял эдакий вестерн, не имевший ничего общего с психологическим романом. Его офицеры выглядели как мародёры, а не контрразведчики: небритые, в грязных расхристанных по пояс гимнастёрках с закатанными по локоть рукавами... И хотя деньги были потрачены немалые, а Богомолова слёзно просили придумать что-то на отснятой основе, он отказался — более того, потребовал в любом случае убрать его имя из титров. Директор киностудии «Мосфильм» Николай Сизов затребовал весь отснятый материал в Москву для просмотра. Увиденное Сизову понравилось, но найти общего языка с Богомоловым даже ему так и не удалось. В итоге 20 ноября был подписан приказ № 705 о приостановлении производства фильма. Картину закрыли. Пройдёт время и автора сценария Владимира Богомолова заклеймят позором. Потраченные после закрытия картины средства спишут в убыток киностудии. Фильм «В августе 44-го…» в советское время снят так и не будет... Это произойдёт только в конце 90-х, спустя 25 лет. В 90-е к военной теме в кино в период кризиса вообще не обращались. И потому новая экранизация романа стала большой удачей. Но и здесь не обошлось без скандалов... Поручили новую экранизацию белорусскому режиссёру Михаилу Николаевичу Пташуку, снявшему фильмы: «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1973), «Возьму твою боль» (1980), «Черный замок Ольшанский» (1984), «Знак беды» (1986), «Наш бронепоезд» (1989) и другие... На этот раз производственные расходы приняли на себя две страны: Россия (70 процентов) и Белоруссия. Но съёмки оказались под угрозой по причине отсутствия финансирования, в основном с белорусской стороны. Время шло, уходила натура, и Михаил Пташук на свой страх и риск стал снимать массовые сцены, где были задействованы тысячи военнослужащих и десятки единиц техники. Главную ставку режиссёр сделал на популярного и известного актёра Евгения Миронова, который, казалось, совершенно не соответствует устоявшемуся представлению о герое-разведчике. Но Михаил Пташук сразу понял, что его капитан Алёхин настоящий интеллектуал, генератор идей и «мозг» разведгруппы. И актёр прекрасно справился с поставленной задачей. На роль старшего лейтенанта Таманцева Пташук пригласил Владислава Галкина, и не ошибся. Они с Алёхиным абсолютно разные и дополняют друг друга.