КУШАК... Пояс он же опояска, кушак, сетка, покромка, ремень. На Руси издревле пояса были неотъемлемой частью повседневной и праздничной одежды. У каждой хозяйки был целый набор поясов различного назначения: праздничных, будничных, для подпоясывания верхней одежды (кушаки), нижней и т.д. Концы поясов украшали кистями, который иногда составляли несколько ярусов. Кисти символизируют корни родового дерева, связь с плодородной функцией земли. Женские пояса отличались от мужских длиной: мужские-однорядные, женские-двурядные(обвивали талию 2 раза). От пояса веет древними временами, когда каждое дело сопровождалось таинственными обрядами и заклинаниями сил природы. Обращаясь к этим силам, люди ищут у них помощи и покровительства. Завязывался пояс узлом спереди или сбоку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Длина варьируется от 1,5 до 4 метров, отдельные пояса достигают 5-6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (2,5 см) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (3-5 см), а ритуальную рубаху широким поясом в 6-9 см. Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить. Основных способов ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом. Ношение пояса связывалось с моральным обликом человека. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать» - утратить приличие поведения; "распоясанный" - безпутный, способный на любой негативный поступок человек. Буквальное значение этого слова - человек без пояса, то есть без роду-племени, за соблюдение принятых социальных норм никто не несет ответственности и неизвестно, чего от него можно ждать. Также подпоясанная одежда лучше согревает и обеспечивает свободу движений во время труда. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. То есть пояс - это оберег от злых сил, демонов, колдунов. В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д. Пояс выступает всегда в роли оберега. Это подтверждается тем, что завязывается он на самой уязвимой части тела - животе . Без пояса не ходили даже в избе, женщины не снимали его и на ночь. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков и потому некоторые девушки с девяти лет начинали готовить приданое. По рассказам староверов из д. Заборы Вологодской области, священник не разрешал христианам венчаться в подпоясанном сарафане. Однако исподку (под сарафаном) невесты всё равно подпоясывали. Если поясом с изображением «Зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спеленовывали младенца. В Смоленской области существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи. Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье". После чего перевязывал осину своим поясом. Пояс имеет место в народных гаданиях, обрядах, и во многих заговорах и как оберег. Люди верили, что можно даже навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. Так, в Вологодской области девушки на поясе гадали о своем суженом: к поясу на ночь привязывали замок, запирали его, и ключ клали под голову со словами: "Суженый-ряженый, отомкни меня". В Смоленской и Калужской области под Новый год хозяйки связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году все в доме будет удваиваться, прибавляться. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом. Если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется. Вера в глубокое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах. В Тамбовской и Псковской область во второй половине 19 века сохранился обычай с поясом: во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга, и если невеста была согласна на брак, она прыгала с лавки в середину круга. В селах Сумской области, когда молодых клали на постель в первую брачную ночь, дружка связывал им ноги поясом - "чтобы дружно жили", а в русских селах Харьковской области - полотенцем. Пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение. На Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, "чтобы больше покойников не было". Вместе с тем снятие пояса означало приобщение к миру Нави. Поэтому пояс снимали при добывании Цветка папоротника в ночь на Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота; этот же прием используют северорусские девушки для гаданий о суженом: перед сном кладут пояс под подушку, приговаривая: "Пояс, мой пояс, покажи жениха и поезд". Особенный, вытканный за один день из остатков льна пояс, по поверью Минской области, позволяет подпоясавшемуся увидеть на Радуницу мертвых. С помощью пояса устанавливается связь между "своим" и "чужим" пространством, старым и новым домом. Так, у белорусов при переходе в новый дом хозяин притягивает всех членов семьи внутрь избы за нитку или пояс. Пояс издревле являлся хранителем "калиты", то есть кошелька. На поясе и за поясом хранили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись нож, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, потому со временем такой карман был назван "лакомка". ➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖ Настольные ткацкие станки : https://m.vk.com/product-127395376_14 ... Поясной станочек : https://m.vk.com/product-127395376_52 ... Мастер-классы по ткачеству на бердо : https://m.vk.com/product-127395376_14 ... Наши странички: 🏅ВКонтакте : https://vk.com/jivoeremeslo 🎖Инстеграм : irina_radosvet 🥇Одноклассники : https://ok.ru/group/53357147979863 🥈Фейсбук : https://www.facebook.com/groups/tvorm.../ 📞 WhatsApp : +7 922 206 9553 #живое_ремесло #творческая_мастерская #мастеркласс #ткачество #ремесло #пояса #тесьма #поместье #радосвет #рукоделие #творчество #хейдмейд #ткацкий_станок
Ткём дОма•Ткачество•Этно-Бутик
ПОЯС...
КУШАК...
Пояс он же опояска, кушак, сетка, покромка, ремень. На Руси издревле пояса были неотъемлемой частью повседневной и праздничной одежды. У каждой хозяйки был целый набор поясов различного назначения: праздничных, будничных, для подпоясывания верхней одежды (кушаки), нижней и т.д.
Концы поясов украшали кистями, который иногда составляли несколько ярусов. Кисти символизируют корни родового дерева, связь с плодородной функцией земли.
Женские пояса отличались от мужских длиной: мужские-однорядные, женские-двурядные(обвивали талию 2 раза).
От пояса веет древними временами, когда каждое дело сопровождалось таинственными обрядами и заклинаниями сил природы. Обращаясь к этим силам, люди ищут у них помощи и покровительства.
Завязывался пояс узлом спереди или сбоку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Длина варьируется от 1,5 до 4 метров, отдельные пояса достигают 5-6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (2,5 см) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (3-5 см), а ритуальную рубаху широким поясом в 6-9 см.
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.
Основных способов ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом.
Ношение пояса связывалось с моральным обликом человека. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать» - утратить приличие поведения; "распоясанный" - безпутный, способный на любой негативный поступок человек. Буквальное значение этого слова - человек без пояса, то есть без роду-племени, за соблюдение принятых социальных норм никто не несет ответственности и неизвестно, чего от него можно ждать.
Также подпоясанная одежда лучше согревает и обеспечивает свободу движений во время труда.
Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. То есть пояс - это оберег от злых сил, демонов, колдунов.
В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д. Пояс выступает всегда в роли оберега. Это подтверждается тем, что завязывается он на самой уязвимой части тела - животе . Без пояса не ходили даже в избе, женщины не снимали его и на ночь.
Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков и потому некоторые девушки с девяти лет начинали готовить приданое.
По рассказам староверов из д. Заборы Вологодской области, священник не разрешал христианам венчаться в подпоясанном сарафане. Однако исподку (под сарафаном) невесты всё равно подпоясывали.
Если поясом с изображением «Зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода.
Широким мужским поясом спеленовывали младенца.
В Смоленской области существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи.
Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье". После чего перевязывал осину своим поясом.
Пояс имеет место в народных гаданиях, обрядах, и во многих заговорах и как оберег. Люди верили, что можно даже навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. Так, в Вологодской области девушки на поясе гадали о своем суженом: к поясу на ночь привязывали замок, запирали его, и ключ клали под голову со словами: "Суженый-ряженый, отомкни меня".
В Смоленской и Калужской области под Новый год хозяйки связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году все в доме будет удваиваться, прибавляться.
Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом. Если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется.
Вера в глубокое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах.
В Тамбовской и Псковской область во второй половине 19 века сохранился обычай с поясом: во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга, и если невеста была согласна на брак, она прыгала с лавки в середину круга.
В селах Сумской области, когда молодых клали на постель в первую брачную ночь, дружка связывал им ноги поясом - "чтобы дружно жили", а в русских селах Харьковской области - полотенцем.
Пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение.
На Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, "чтобы больше покойников не было".
Вместе с тем снятие пояса означало приобщение к миру Нави. Поэтому пояс снимали при добывании Цветка папоротника в ночь на Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота; этот же прием используют северорусские девушки для гаданий о суженом: перед сном кладут пояс под подушку, приговаривая: "Пояс, мой пояс, покажи жениха и поезд".
Особенный, вытканный за один день из остатков льна пояс, по поверью Минской области, позволяет подпоясавшемуся увидеть на Радуницу мертвых.
С помощью пояса устанавливается связь между "своим" и "чужим" пространством, старым и новым домом. Так, у белорусов при переходе в новый дом хозяин притягивает всех членов семьи внутрь избы за нитку или пояс.
Пояс издревле являлся хранителем "калиты", то есть кошелька. На поясе и за поясом хранили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись нож, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, потому со временем такой карман был назван "лакомка".
➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖
Настольные ткацкие станки : https://m.vk.com/product-127395376_14 ...
Поясной станочек : https://m.vk.com/product-127395376_52 ...
Мастер-классы по ткачеству на бердо : https://m.vk.com/product-127395376_14 ...
Наши странички:
🏅ВКонтакте : https://vk.com/jivoeremeslo 🎖Инстеграм : irina_radosvet
🥇Одноклассники : https://ok.ru/group/53357147979863 🥈Фейсбук : https://www.facebook.com/groups/tvorm.../ 📞 WhatsApp : +7 922 206 9553
#живое_ремесло #творческая_мастерская #мастеркласс #ткачество #ремесло #пояса #тесьма #поместье #радосвет #рукоделие #творчество #хейдмейд #ткацкий_станок