13 марта, ЧЕТВЕРГ. Седмица 2-я Великого поста. (На 6-м часе: Ис. VI, 1–12. На веч.: Быт. V, 1–24. Притч. VI, 3–20) ☦ Молитва пред чтением Священного Писания Го́споди Иису́се Христе́! Отве́рзи мои́ о́чи серде́чные, что́бы услышать мне́ сло́во Твое́ и уразуметь его́ и исполнить во́лю Твою́. 📖 Книга Исаии ( Ис.VI , 1–12) 1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! 4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. 5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. 6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. 9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. 10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. 12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. 📖 Книга Бытие (Быт.V, 1–24) 1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, 2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. 3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. 4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. 5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер. 6 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса. 7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей. 8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. 9 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана. 10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей. 11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. 12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила. 13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей. 14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. 15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда. 16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей. 17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. 18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. 19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. 20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. 21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала. 22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей. 23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. 24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. 📖 Притчи Соломоновы ( Притч.VI , 3–20) 3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; 4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; 5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова. 6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. 7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; 8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.] 9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? 10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: 11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.] 12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, 13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; 14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. 15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления. 16 Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его: 17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, 18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, 19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. 20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; ☦ Молитва по чтении Священного Писания Господи, Боже наш, наделивший нас вечной душой, просветивший нас Словом Своим и давший нам сердце, ищущее Тебя! Дай нам, подобно женам-мироносицам, верность в следовании за Тобой. Когда же нас будут одолевать сомненья и обступит тьма, Ты Сам укрепи и поддержи нас, и приведи к радостной встрече с Тобой, в этой жизни и в вечности. Аминь. 📚 Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист ( Ис.VI , 1–12) Этот отрывок книги пророка Исайи можно отнести к числу уникальных, ведь в Библии очень немного мест, в которых говорилось бы о встрече человека с Богом-Отцом и которые описывали бы эту встречу. У Исайи получилось и встретиться, и описать, а потому всякий раз, когда христиане в своих молитвах обращаются к Богу-Отцу, они вспоминают и о словах Исайи. Так мы поступаем и во время совершения центрального церковного таинства — литургии, в её молитвах содержится очень много прямых цитат из пророка Исайи, в частности, мы повторяем его слова тогда, когда описываем величие Бога-Отца через образ окружающих Его Серафимов, когда воспроизводим их песнь, когда, причащаясь Тела и Крови Христовых, сравниваем их с тем горящим углём, которым Серафим коснулся уст Исайи, и очистил его от греха и беззакония. Эти параллели связаны не только с тем, что Исайя сумел очень удачным образом описать своё видение Господа Саваофа, но и с тем, что Пришествие на землю Христа изменило парадигму отношений Бога и Человека. То, что в эпоху Ветхого Завета было уникальным опытом некоторых избранников Божиих, в новозаветное время стало достоянием всех людей, и каждый при желании и некотором усердии может пережить то, что пережил пророк Исайя. Конечно, речь идёт не о каких бы то ни было возвышенных таинственных видениях, а о реальном соприкосновении с Богом в таинстве Причащения Тела и Крови Христовых, о том, что можно видеть собственными глазами и переживать всем естеством. И чрезвычайно удивительно, что к этому опыту имеют стремление приобщиться далеко не все люди, тогда как Церковь в буквальном смысле взывает прийти и лично узнать, что представляет собой прямое и непосредственное общение с Богом. Хотелось бы, чтобы людей, имеющих такой опыт, было как можно больше, и если когда-нибудь христиане перестанут быть статистическим меньшинством, то велик шанс того, что наш мир перестанет быть тревожным и опасным местом, а превратится в преддверие Христова Царства. 📚 Комментирует протоиерей Павел Великанов (Быт.V, 1–24) Слушая продолжительное перечисление имён потомков Адама — и сколько лет они жили — невольно задумываешься: почему с такой тщательностью перечисляются имена тех людей, от которых давным-давно уже ничего, кроме памяти о них, не осталось? Заметим, что в родословной Адама есть только три самых важных факта у каждого персонажа: имя, рождение детей, смерть. И — больше ничего. Странно, не правда ли? А как же достижения? А вклад в развитие цивилизации? А культурное наследие? Но для автора книги Бытия всё это было — третьестепенным. Первично — то, что человек жил, имел имя, родил детей и умер. И, как мы видим, каким бы ни было расстояние между «жил» и «умер» — хоть 700 лет, как у древних праотцев, или 120, или 70, или 30 — суть не сильно меняется. Но что же тогда на самом деле важно? Если задать вопрос нашему современнику, что он хотел бы оставить своим детям — мы услышим много чего интересного. Квартиру, счёт в банке, престижную работу, тщательно подобранную пару — и многое другое. Но мало кто задумывается о том, что самое главное, что мы можем оставить нашим детям — это... мы сами. Точнее, добрую память о нас — ту самую «вечную память», которая, как говорится, «в род и род» — то есть не прекращается, пока потомки живы. Но в каком смысле мы оставляем детям нас память о нас самих? Неужели это фотоальбомы, письма, какие-то личные предметы? Но всё это максимум — два-три поколения, и всё! А те, кто жили раньше? Если кроме имени — ничего вообще не осталось? Сегодняшняя родословная показывает, что весь человеческий род — как бы далеко ни отстояли ветви генеалогического древа — одна большая семья. Каждый из нас несёт в себе не только наследие наших родителей, бабушек и дедушек — но и вплоть до самого первого человека, Адама. Всё это есть в каждом из нас, и никуда не исчезает. Каждый их поступок — добрый или злой — каждый грех и каждая добродетель — в генетической памяти сидит очень крепко. И чем сильнее мы пытаемся это игнорировать, вытеснять на периферию сознания факт того, что мы — не с «чистого листа» появились в этом мире — тем в большей зависимости оказываемся от предыдущих поколений. То, что сила рода имеет очень важное значение, знает любая религия. Более того: именно почитание предков нередко рассматривается религиоведами как одна из наиболее универсальных характеристик религии как таковой. В этой памяти рода у каждого из нас есть две стороны: светлая — своего рода «накопленный капитал» близости к Богу наших предков — и тёмная — их ошибки, грехи, преступления. Нет никого, в чьём роду было бы всё гладко, свято и чисто: тёмная сторона всегда тоже найдётся, пусть и в разной степени. Вот и образуется между этими «полюсами» напряжение: мы либо отталкиваемся от «минуса», устремляясь к «плюсу», либо, наоборот, помогаем раскрыться в душе самым худшим задаткам, оставшимся нам в наследство. И если с такого ракурса посмотреть на то, что мы оставим детям, — становится понятным: моя борьба с грехами, страстями, дурными склонностями, доставшимися от предков, — уже совсем не только моё личное дело спасения! Я могу или строить фундамент добра — на который мои дети смогут крепко опереться — или разбередить в душе болото всякой грязи, из которого им придётся мучительно долго выбираться: ведь всё, что я совершил в своей жизни, они неизбежно понесут дальше, либо с благодарностью и доброй памятью — либо с досадой и скорбью. Вот о чём, дорогие друзья, хотелось бы в эти дни Великого поста очень серьёзно задуматься: какое наследство — греха или добра — мы оставляем тем, кто будет дальше продолжать человеческий род на этой земле?... 📚 Комментирует священник Антоний Борисов ( Притч.VI , 3–20) Библия самым непримиримым образом осуждает человеческие пороки. Ведь они служат главным препятствием для нашего общения с Богом. Одним из наиболее опасных пороков библейские авторы считают лень. Уже на первых страницах Писания мы находим указание Бога первым людям — трудиться и возделывать Райский сад. Сам Господь подаёт Адаму и Еве пример трудолюбия. Он ежедневно посещает Эдем, смотрит за тем, как развивается Его творение. До грехопадения труд был для людей радостью. После изгнания из Рая он приобрёл черты наказания («в поте лица твоего будешь есть хлеб твой»), но при этом не потерял своего исходного значения. Во времена Ветхого Завета добросовестный труд служил доказательством жизненной мудрости человека. Вот почему царь Соломон пишет: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою». С наступлением Нового Завета леность как порок получает ещё более жёсткую оценку — фактически становится формой оскорбления Бога. Труд же приобретает статус богоугодного дела. Достаточно вспомнить притчу Христа о безумном богаче. Тот, собрав богатый урожай, решил предаться продолжительному безделью. Как известно, в ту же ночь богач скончался, а душа его отправилась в ад. Ровно то же произошло ещё с одним состоятельным ленивцем, праздно веселившемся и не замечавшим страданий Лазаря. В результате праздный богач оказался в аду, а благочестивый нищий за свои страдания был отправлен на лоно Авраама. В другой притче Христа — истории о десяти девах — мы узнаём, что пять из них были трудолюбивы, а пять ленивы. Последние не удосужились налить в светильники масла, а потому не попали на свадебное торжество — символ Царства Божия. Те же девы, что не поленились и запаслись маслом, смогли достойно встретить Жениха — то есть самого Христа. Всего перечисленного вполне хватает для того, чтобы понять, что леность — крайне опасный порок, пленяющий физические и духовные силы человека. Лень не позволяет духовно совершенствоваться и стремиться к спасению. Коварная страсть похожа на трясину или зыбучий песок. Медленно, но верно она лишает нас сил, приучает к мнимому бессилию и, в конце концов, доводит до уныния. Мудрый царь древнего Израиля Соломон прекрасно понимал, каким образом пороки действуют внутри человека, как они себя ведут. Вот почему он всячески предостерегает своих читателей от сладкого зова лености. В этой страсти он видит угрозу для общественной безопасности. Безделье подталкивает человека к пьянству, ссорам, грабежам. Такое поведение не только грозит утратой свободы и тюремному заключению. Оно неминуемо приводит к потере здоровья — и телесного, и духовного. Послушаем мудрых советов царя Соломона и будем подражать не ленивцам, а великому труженику Богу нашему и Его Божественному Сыну Иисусу Христу, который в течение земной жизни никогда не чурался труда.
Духовный☦ Родник ☦Православия.
ЧТЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.
13 марта, ЧЕТВЕРГ. Седмица 2-я Великого поста. (На 6-м часе: Ис. VI, 1–12. На веч.: Быт. V, 1–24. Притч. VI, 3–20)
☦ Молитва пред чтением Священного Писания
Го́споди Иису́се Христе́! Отве́рзи мои́ о́чи серде́чные, что́бы услышать мне́ сло́во Твое́ и уразуметь его́ и исполнить во́лю Твою́.
📖 Книга Исаии ( Ис.VI , 1–12)
1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.
10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
📖 Книга Бытие (Быт.V, 1–24)
1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, 2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
6 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.
7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.
8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
9 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.
10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.
11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.
13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.
14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.
16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.
17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.
22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.
23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
📖 Притчи Соломоновы ( Притч.VI , 3–20)
3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; 4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; 5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; 8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.] 9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: 11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.] 12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, 13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; 14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления.
16 Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его: 17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, 18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, 19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
☦ Молитва по чтении Священного Писания
Господи, Боже наш, наделивший нас вечной душой, просветивший нас Словом Своим и давший нам сердце, ищущее Тебя! Дай нам, подобно женам-мироносицам, верность в следовании за Тобой. Когда же нас будут одолевать сомненья и обступит тьма, Ты Сам укрепи и поддержи нас, и приведи к радостной встрече с Тобой, в этой жизни и в вечности. Аминь.
📚 Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист ( Ис.VI , 1–12)
Этот отрывок книги пророка Исайи можно отнести к числу уникальных, ведь в Библии очень немного мест, в которых говорилось бы о встрече человека с Богом-Отцом и которые описывали бы эту встречу. У Исайи получилось и встретиться, и описать, а потому всякий раз, когда христиане в своих молитвах обращаются к Богу-Отцу, они вспоминают и о словах Исайи. Так мы поступаем и во время совершения центрального церковного таинства — литургии, в её молитвах содержится очень много прямых цитат из пророка Исайи, в частности, мы повторяем его слова тогда, когда описываем величие Бога-Отца через образ окружающих Его Серафимов, когда воспроизводим их песнь, когда, причащаясь Тела и Крови Христовых, сравниваем их с тем горящим углём, которым Серафим коснулся уст Исайи, и очистил его от греха и беззакония.
Эти параллели связаны не только с тем, что Исайя сумел очень удачным образом описать своё видение Господа Саваофа, но и с тем, что Пришествие на землю Христа изменило парадигму отношений Бога и Человека. То, что в эпоху Ветхого Завета было уникальным опытом некоторых избранников Божиих, в новозаветное время стало достоянием всех людей, и каждый при желании и некотором усердии может пережить то, что пережил пророк Исайя. Конечно, речь идёт не о каких бы то ни было возвышенных таинственных видениях, а о реальном соприкосновении с Богом в таинстве Причащения Тела и Крови Христовых, о том, что можно видеть собственными глазами и переживать всем естеством. И чрезвычайно удивительно, что к этому опыту имеют стремление приобщиться далеко не все люди, тогда как Церковь в буквальном смысле взывает прийти и лично узнать, что представляет собой прямое и непосредственное общение с Богом. Хотелось бы, чтобы людей, имеющих такой опыт, было как можно больше, и если когда-нибудь христиане перестанут быть статистическим меньшинством, то велик шанс того, что наш мир перестанет быть тревожным и опасным местом, а превратится в преддверие Христова Царства.
📚 Комментирует протоиерей Павел Великанов (Быт.V, 1–24)
Слушая продолжительное перечисление имён потомков Адама — и сколько лет они жили — невольно задумываешься: почему с такой тщательностью перечисляются имена тех людей, от которых давным-давно уже ничего, кроме памяти о них, не осталось?
Заметим, что в родословной Адама есть только три самых важных факта у каждого персонажа: имя, рождение детей, смерть. И — больше ничего. Странно, не правда ли? А как же достижения? А вклад в развитие цивилизации? А культурное наследие? Но для автора книги Бытия всё это было — третьестепенным. Первично — то, что человек жил, имел имя, родил детей и умер. И, как мы видим, каким бы ни было расстояние между «жил» и «умер» — хоть 700 лет, как у древних праотцев, или 120, или 70, или 30 — суть не сильно меняется. Но что же тогда на самом деле важно?
Если задать вопрос нашему современнику, что он хотел бы оставить своим детям — мы услышим много чего интересного. Квартиру, счёт в банке, престижную работу, тщательно подобранную пару — и многое другое. Но мало кто задумывается о том, что самое главное, что мы можем оставить нашим детям — это... мы сами. Точнее, добрую память о нас — ту самую «вечную память», которая, как говорится, «в род и род» — то есть не прекращается, пока потомки живы. Но в каком смысле мы оставляем детям нас память о нас самих? Неужели это фотоальбомы, письма, какие-то личные предметы? Но всё это максимум — два-три поколения, и всё! А те, кто жили раньше? Если кроме имени — ничего вообще не осталось?
Сегодняшняя родословная показывает, что весь человеческий род — как бы далеко ни отстояли ветви генеалогического древа — одна большая семья. Каждый из нас несёт в себе не только наследие наших родителей, бабушек и дедушек — но и вплоть до самого первого человека, Адама. Всё это есть в каждом из нас, и никуда не исчезает. Каждый их поступок — добрый или злой — каждый грех и каждая добродетель — в генетической памяти сидит очень крепко. И чем сильнее мы пытаемся это игнорировать, вытеснять на периферию сознания факт того, что мы — не с «чистого листа» появились в этом мире — тем в большей зависимости оказываемся от предыдущих поколений.
То, что сила рода имеет очень важное значение, знает любая религия. Более того: именно почитание предков нередко рассматривается религиоведами как одна из наиболее универсальных характеристик религии как таковой. В этой памяти рода у каждого из нас есть две стороны: светлая — своего рода «накопленный капитал» близости к Богу наших предков — и тёмная — их ошибки, грехи, преступления. Нет никого, в чьём роду было бы всё гладко, свято и чисто: тёмная сторона всегда тоже найдётся, пусть и в разной степени. Вот и образуется между этими «полюсами» напряжение: мы либо отталкиваемся от «минуса», устремляясь к «плюсу», либо, наоборот, помогаем раскрыться в душе самым худшим задаткам, оставшимся нам в наследство.
И если с такого ракурса посмотреть на то, что мы оставим детям, — становится понятным: моя борьба с грехами, страстями, дурными склонностями, доставшимися от предков, — уже совсем не только моё личное дело спасения! Я могу или строить фундамент добра — на который мои дети смогут крепко опереться — или разбередить в душе болото всякой грязи, из которого им придётся мучительно долго выбираться: ведь всё, что я совершил в своей жизни, они неизбежно понесут дальше, либо с благодарностью и доброй памятью — либо с досадой и скорбью.
Вот о чём, дорогие друзья, хотелось бы в эти дни Великого поста очень серьёзно задуматься: какое наследство — греха или добра — мы оставляем тем, кто будет дальше продолжать человеческий род на этой земле?...
📚 Комментирует священник Антоний Борисов ( Притч.VI , 3–20)
Библия самым непримиримым образом осуждает человеческие пороки. Ведь они служат главным препятствием для нашего общения с Богом. Одним из наиболее опасных пороков библейские авторы считают лень. Уже на первых страницах Писания мы находим указание Бога первым людям — трудиться и возделывать Райский сад. Сам Господь подаёт Адаму и Еве пример трудолюбия. Он ежедневно посещает Эдем, смотрит за тем, как развивается Его творение.
До грехопадения труд был для людей радостью. После изгнания из Рая он приобрёл черты наказания («в поте лица твоего будешь есть хлеб твой»), но при этом не потерял своего исходного значения. Во времена Ветхого Завета добросовестный труд служил доказательством жизненной мудрости человека. Вот почему царь Соломон пишет: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою».
С наступлением Нового Завета леность как порок получает ещё более жёсткую оценку — фактически становится формой оскорбления Бога. Труд же приобретает статус богоугодного дела. Достаточно вспомнить притчу Христа о безумном богаче. Тот, собрав богатый урожай, решил предаться продолжительному безделью. Как известно, в ту же ночь богач скончался, а душа его отправилась в ад. Ровно то же произошло ещё с одним состоятельным ленивцем, праздно веселившемся и не замечавшим страданий Лазаря. В результате праздный богач оказался в аду, а благочестивый нищий за свои страдания был отправлен на лоно Авраама.
В другой притче Христа — истории о десяти девах — мы узнаём, что пять из них были трудолюбивы, а пять ленивы. Последние не удосужились налить в светильники масла, а потому не попали на свадебное торжество — символ Царства Божия. Те же девы, что не поленились и запаслись маслом, смогли достойно встретить Жениха — то есть самого Христа.
Всего перечисленного вполне хватает для того, чтобы понять, что леность — крайне опасный порок, пленяющий физические и духовные силы человека. Лень не позволяет духовно совершенствоваться и стремиться к спасению. Коварная страсть похожа на трясину или зыбучий песок. Медленно, но верно она лишает нас сил, приучает к мнимому бессилию и, в конце концов, доводит до уныния.
Мудрый царь древнего Израиля Соломон прекрасно понимал, каким образом пороки действуют внутри человека, как они себя ведут. Вот почему он всячески предостерегает своих читателей от сладкого зова лености. В этой страсти он видит угрозу для общественной безопасности. Безделье подталкивает человека к пьянству, ссорам, грабежам. Такое поведение не только грозит утратой свободы и тюремному заключению. Оно неминуемо приводит к потере здоровья — и телесного, и духовного. Послушаем мудрых советов царя Соломона и будем подражать не ленивцам, а великому труженику Богу нашему и Его Божественному Сыну Иисусу Христу, который в течение земной жизни никогда не чурался труда.