«Хлеб – всему голова!» Автор сценария: Прусаченковой Н. А. Адаптация и постановка: О.А.Колотыгина Цель: Формирование бережного отношения к хлебу Задачи: 1. углубление знаний детей о хлебе; 2. воспитание чувствства уважения к труду хлеборобов; 3. Развитие бережное отношение к хлебу ДХО сцены: на столе застеленном скатертью - каравай на рушнике, на заднике — связки баранок, плакаты с изображением хлеба, ваза с колосками пшеницы, куски хлеба 125 г, 50 г Песня «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) и другие песни о хлебе в радиоконцерте. Входят гости праздника, и рассматриают выставку детских рисунков о хлебе. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль: - "Вот, горячий ещё, только что испёкся!" Мальчик принимает у девочки хлеб. Ставит рядом с первым, на стол. И оба, зрителям рассказывают сказку: - "Что самое ценное в нашей жизни?” Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил: - Сколько стоит мой самородок? -1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал: -Стоит твоя находка 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом. -Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку. Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни. Мальчик: Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Если мы хотим кого-то Встретить с честью и с почётом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем. Девочка: Он на блюдце расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль и рук! Передают хлеб-соль Ведущей. Ведущая: Вот он – хлебушко душистый, Вот он теплый, золотистый, В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел… В нем здоровье наше, сила В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло. Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле! Хором: Слава миру на земле, Слава хлебу на столе! Ведущая ставит каравай хлеба на стол. Втроём продолжают: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет». Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб. Представление детей: Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук. Весна звенит ручьями Стрекочет как будильник, И зиму выключает, Как будто холодильник. Запели дружным хором Под яркими лучами Басистые моторы Со звонкими плугами. И вот под снегом талым Распахнуты поля – Платком пуховым стала Широкая земля. И вслед за тракторами Старается весна, Чтоб стали колосками Ржаные семена. Девочка. Мы золотые зёрнышки Живём лучистым светом, Мы дружим, неразлучные, Под вьюгами и тучами. Мы чистые, струистые. Мы ветерком провеяны. И солнышком просвечены, Выносливы, дружны. Мы людям так нужны. Дети исполняют песню «Расти, колосок» ( текст песни в книге В. А. Георгиевского, Л. И. Шитиковой «Проведение праздников...», 1983 год, стр. 67). Поле хлебное созрело, Жатва жаркая близка. И комбайн берется смело Все собрать до колоска. Время он беречь умеет, Хлеб нажнет и в тот же миг Обмолотит и провеет И нагрузит в грузовик. Повернется руль проворный Под уверенной рукой. И опять польются зерна Золотой живой рекой. Не ищите в этом тайны, Ни при чем здесь волшебство – Просто взял штурвал комбайна Мастер дела своего. Хлеб созрел, Но к нам на стол Прямо с поля не пошел. С поля даже в магазины Хлебу ехать рановато. Он уселся на машину И спешит на элеватор. В элеваторе для нас Хлеб хранится про запас. Здесь ему тепло. Удобно. Сможет он как будто дома Сколько нужно отдохнуть И опять собраться в путь. Едет хлеб на мельницу, Мельницу – чудесницу. Здесь пышней, чем облака, И в любом количестве Получается мука По воле электричества. Вместе с мельницей речной, Паровой и ветряной Устарели для муки Толстобокие мешки. Вот почти космический Контейнер металлический – Уж сюда наверняка Помещается мука. И, наполнив этим грузом Необычный круглый кузов, Богатырь – муковоз На завод муку повез. От завода – автомата Льется теплый хлебный запах. Поздно ночью спят ребята, А завод готовит завтрак. Все, что хочешь испечет Этот сказочный завод. Все быстрее, все резвее Появляются буханки. Этот сказочный конвейер Лучше всякой самобранки. Целый город угостит, Был бы только аппетит. Ведущая: Мне до земли Поклониться хочется Хлебу, рожденному нашей страной. Труд – его имя. Мир – его отчество,- И для народа он самый родной! Дети исполняют песню «Зернышко» Тема: «Хлеб и война» (звучит тихая военная музыка) Даже не верится, что когда-то На поле, сожжённом огнём батарей, Перед атакой герои- солдаты Делили остатки ржаных сухарей. Хлеб всегда в почёте на Руси - Её просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы. Ведущая: С 1941 года 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Город был окружён фашистами в кольцо. Город был изолирован от страны. Фашисты охраняли все подступы к Ленинграду. Единственной дорогой к городу был путь через Ладожское озеро. По нему ночью шли гружёные продовольствием грузовики. Но жителям Ленинграда было очень тяжёло. Они голодали. Кусочек хлеба в 125 граммов – дневная норма блокадного Ленинграда. 642 тысячи ленинградцев погибло от голода. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. В котором записано кто, когда и во сколько умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли. Осталась Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но, истощённая голодом, девочка умерла. Ведущая: Поэт Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальд. Когда лагерь освободили наши воины и вынесли его на руках, в нем было 26 кг веса. Молодой мужчина весил столько, сколько вы сейчас. Умирающий от голода поэт тайком от фашистов написал в лагере смерти такие замечательные стихи о хлебе: Крошка хлеба на землю упала, Меньше хлеба на крошку стало, Где–то в поле неубранном нашем Сколько зерен лежит в пашнях. Вот собрать бы их вместе - да в кучу! Хлеб бы выпекли белый, пахучий! Мы б окрепли и сильными стали, Мы б тюремные стены сломали. Снова вышли бы в бой под бомбежку! Да, жалеть надо хлебную крошку! Ведущая В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. (Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. Песня «Хлеб - всему голова» (поют дети). (Под звук метронома участник проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой). Ведущая «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне». Участник: Зёрна наших дней, светитесь Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной Не мечтаем мы о чуде, - К нам полей живая речь. Берегите хлеб, вы - люди, Научитесь хлеб беречь! Даже не верится, что на свете В какой-нибудь очень далекой стране С черствой лепешкой голодные дети Порою встречаются только во сне. Даже не верится нам с тобою, Что кто-то сорит этим чудом земли. Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной грязи. И если примечу кусок в небрежье, В грязи придорожной, в подножной пыли, То самое первое сердца движенье – Поднять и спасти это чудо земли! Если каждый жытель нашей деревни за 1 день не доест и выбросит 50 граммов хлеба, то по деревни это составит 9,кг950 г. или 5 буханок в день! (показывает кусочек хлеба в 50 г и передает другому) Хлеб – драгоценность! Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери! (передает хлеб следующему участнику) Зерна наших дней светитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной! (передает хлеб другому участнику) «Не мечтаем мы о чуде, - К нам полей живая речь, - Хором: Берегите хлеб, вы – люди, Научитесь хлеб беречь!» В малом зернышке пшеницы Летом и зимой Сила мощная хранится И земли родной. И растет под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок! Скажи мне, Как правильней землю назвать: Земля дорогая? Земля золотая? Нет, лучше, наверно, Сказать ей: «Родная! Земля наша милая, Добрая Мать! Коллективное исполнение участниками песни «Моя Россия» Игра «Доскажи пословицу» Плох обед, … (когда хлеба нет) Покуда есть хлеб и вода, … (все не беда) Земля кормит людей, … (как мать детей) Без хлеба - …. (нет обеда) Хочешь есть калачи - …. (не сиди на печи) Каравай хлеба не …. (свалится с неба) Не надо хвалиться, если не знаешь, как …. (хлеб родится) Не ленись с плужком – будешь с …. (пирожком) Работай до поту, так поешь …. (в охоту) У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни … (голова). . Инсценировка по сказке Г.–Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб» ( см. книгу «Сценарии тематических праздников» Е. А. Мухиной, Москва, 2005г., с. 14) Ведущий1: Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еще совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими. Ведущий2: Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь. Ведущий1: Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото. Ведущий 2: Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде. Ведущий1: И Инге оказалась в зловонном жилище старухи Болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей. Ведущий2: И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями. Ведущий1: Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб. Ведущий2: Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать Инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь. Ведущий1: «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне,» - думала Инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась. Ведущий2: Но однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка. Ведущий1: Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И в тот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери Инге. Заключительная часть (выходят 3 участника) Хором: Помните! Хлеб – не просто еда! Мальчик, ногою пинающий хлеб, Мальчик, голодных не знающий лет, Помни, что были лихие года, Хлеб – это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб умирали Не для того, Чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится, Вот, что в народе у нас говорится: «Если ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!». . Чаепитие с хлебобулочными изделиями, приготовленными 18-тью народнастями проживающих в деревни Рязановщина. За столом, по жребию, все народности: расказывают свои секреты хлебопечения, свою поэзию о хлебе и поют свою песню о хлебе.
"ФУРГОНЧИК" театральный кружок
:Берёзовая карусель
Сценарий праздника
«Хлеб – всему голова!»
Автор сценария: Прусаченковой Н. А.
Адаптация и постановка: О.А.Колотыгина
Цель: Формирование бережного отношения к хлебу
Задачи:
1. углубление знаний детей о хлебе;
2. воспитание чувствства уважения к труду хлеборобов;
3. Развитие бережное отношение к хлебу
ДХО сцены: на столе застеленном скатертью - каравай на рушнике, на заднике — связки баранок, плакаты с изображением хлеба, ваза с колосками пшеницы, куски хлеба 125 г, 50 г
Песня «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) и другие песни о хлебе в радиоконцерте. Входят гости праздника, и рассматриают выставку детских рисунков о хлебе.
Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль: - "Вот, горячий ещё, только что испёкся!" Мальчик принимает у девочки хлеб. Ставит рядом с первым, на стол. И оба, зрителям рассказывают сказку: - "Что самое ценное в нашей жизни?”
Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:
-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни.
Мальчик: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и с почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Девочка: Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль и рук!
Передают хлеб-соль Ведущей.
Ведущая: Вот он – хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел…
В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Хором: Слава миру на земле,
Слава хлебу на столе!
Ведущая ставит каравай хлеба на стол.
Втроём продолжают:
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».
Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.
Представление детей:
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Весна звенит ручьями
Стрекочет как будильник,
И зиму выключает,
Как будто холодильник.
Запели дружным хором
Под яркими лучами
Басистые моторы
Со звонкими плугами.
И вот под снегом талым
Распахнуты поля –
Платком пуховым стала
Широкая земля.
И вслед за тракторами
Старается весна,
Чтоб стали колосками
Ржаные семена.
Девочка.
Мы золотые зёрнышки
Живём лучистым светом,
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые.
Мы ветерком провеяны.
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Мы людям так нужны.
Дети исполняют песню «Расти, колосок»
( текст песни в книге В. А. Георгиевского, Л. И. Шитиковой
«Проведение праздников...», 1983 год, стр. 67).
Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка.
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
Время он беречь умеет,
Хлеб нажнет и в тот же миг
Обмолотит и провеет
И нагрузит в грузовик.
Повернется руль проворный
Под уверенной рукой.
И опять польются зерна
Золотой живой рекой.
Не ищите в этом тайны,
Ни при чем здесь волшебство –
Просто взял штурвал комбайна
Мастер дела своего.
Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло. Удобно.
Сможет он как будто дома
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
Вместе с мельницей речной,
Паровой и ветряной
Устарели для муки
Толстобокие мешки.
Вот почти космический
Контейнер металлический –
Уж сюда наверняка
Помещается мука.
И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь – муковоз
На завод муку повез.
От завода – автомата
Льется теплый хлебный запах.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит завтрак.
Все, что хочешь испечет
Этот сказочный завод.
Все быстрее, все резвее
Появляются буханки.
Этот сказочный конвейер
Лучше всякой самобранки.
Целый город угостит,
Был бы только аппетит.
Ведущая: Мне до земли
Поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей страной.
Труд – его имя.
Мир – его отчество,-
И для народа он самый родной!
Дети исполняют песню «Зернышко»
Тема: «Хлеб и война» (звучит тихая военная музыка)
Даже не верится, что когда-то
На поле, сожжённом огнём батарей,
Перед атакой герои- солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
Хлеб всегда в почёте на Руси -
Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Ведущая:
С 1941 года 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Город был окружён фашистами в кольцо. Город был изолирован от страны. Фашисты охраняли все подступы к Ленинграду. Единственной дорогой к городу был путь через Ладожское озеро. По нему ночью шли гружёные продовольствием грузовики. Но жителям Ленинграда было очень тяжёло. Они голодали. Кусочек хлеба в 125 граммов – дневная норма блокадного Ленинграда. 642 тысячи ленинградцев погибло от голода.
В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. В котором записано кто, когда и во сколько умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли. Осталась Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но, истощённая голодом, девочка умерла.
Ведущая: Поэт Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальд. Когда лагерь освободили наши воины и вынесли его на руках, в нем было 26 кг веса. Молодой мужчина весил столько, сколько вы сейчас. Умирающий от голода поэт тайком от фашистов написал в лагере смерти такие замечательные стихи о хлебе:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало,
Где–то в поле неубранном нашем
Сколько зерен лежит в пашнях.
Вот собрать бы их вместе - да в кучу!
Хлеб бы выпекли белый, пахучий!
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали.
Снова вышли бы в бой под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Ведущая
В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. (Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Песня «Хлеб - всему голова» (поют дети).
(Под звук метронома участник проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).
Ведущая
«Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
Участник:
Зёрна наших дней, светитесь
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
Даже не верится, что на свете
В какой-нибудь очень далекой стране
С черствой лепешкой голодные дети
Порою встречаются только во сне.
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной грязи.
И если примечу кусок в небрежье,
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье –
Поднять и спасти это чудо земли!
Если каждый жытель нашей деревни за 1 день не доест и выбросит 50 граммов хлеба, то по деревни это составит 9,кг950 г. или 5 буханок в день!
(показывает кусочек хлеба в 50 г и передает другому)
Хлеб – драгоценность! Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери!
(передает хлеб следующему участнику)
Зерна наших дней светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
(передает хлеб другому участнику)
«Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь, -
Хором: Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!»
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила мощная хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок!
Скажи мне,
Как правильней землю назвать:
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше, наверно,
Сказать ей:
«Родная! Земля наша милая,
Добрая Мать!
Коллективное исполнение участниками песни «Моя Россия»
Игра «Доскажи пословицу»
Плох обед, … (когда хлеба нет)
Покуда есть хлеб и вода, … (все не беда)
Земля кормит людей, … (как мать детей)
Без хлеба - …. (нет обеда)
Хочешь есть калачи - …. (не сиди на печи)
Каравай хлеба не …. (свалится с неба)
Не надо хвалиться, если не знаешь, как …. (хлеб родится)
Не ленись с плужком – будешь с …. (пирожком)
Работай до поту, так поешь …. (в охоту)
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни … (голова).
. Инсценировка по сказке Г.–Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб»
( см. книгу «Сценарии тематических праздников» Е. А. Мухиной, Москва, 2005г., с. 14)
Ведущий1: Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еще совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими.
Ведущий2:
Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь.
Ведущий1:
Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото.
Ведущий 2:
Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.
Ведущий1:
И Инге оказалась в зловонном жилище старухи Болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей.
Ведущий2:
И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.
Ведущий1:
Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Ведущий2:
Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать Инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь.
Ведущий1:
«Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне,» - думала Инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась.
Ведущий2:
Но однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка.
Ведущий1:
Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И в тот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери Инге.
Заключительная часть (выходят 3 участника)
Хором: Помните! Хлеб – не просто еда!
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года,
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
ты человеком быть перестал!».
. Чаепитие с хлебобулочными изделиями, приготовленными 18-тью народнастями проживающих в деревни Рязановщина. За столом, по жребию, все народности: расказывают свои секреты хлебопечения, свою поэзию о хлебе и поют свою песню о хлебе.