Marilyn Manson - Eat Me, Drink Me (2007) Marilyn Manson - Eat Me, Drink Me Шестой студийный альбом Мэрилина Мэнсона, записанный им в сотрудничестве с Тимом Сколдом, который стал автором и исполнителем практически всей музыки. Альбом был сочинен в кратчайшие сроки: начат в ноябре 2006 года, а закончен уже в январе-феврале 2007 года (Rock Mag, май 2007). О готовности своего нового альбома Мэнсон говорил, начиная с октября 2005 года ( MTV.com , 28 октября 2005 г.), однако в интервью сайту The Heirophant артист отметил, что материал, записанный до ноября 2006 года, вошел в EAT ME, DRINK ME лишь частично (The Heirophant, 12 мая 2007 г.). Непосредственным толчком к созданию записи стал развод Мэнсона с танцовщицей Дитой фон Тиз спустя всего год совместной жизни и начало романа с актрисой Ивэн Рэйчел Вуд, ставшей новой музой артиста. «Всю вторую половину прошлого года я находился в такой черной дыре депрессии, — сказал Мэнсон в интервью журналу Rolling Stone. — Я не мог ничего создавать, не мог ничего делать. Я потерял надежду» (Rolling Stone, апрель 2007 г.). «Я обнаружил, что есть большая разница между желанием умереть и нежеланием жить, — добавил он в интервью MTV. — Когда ты хочешь умереть, у тебя по крайней мере есть цель. Когда ты не хочешь жить, ты просто полностью опустошен» ( MTV.com , 4 мая 2007 г.). По словам Мэнсона, он пал жертвой условностей, связанных с институтом брака: «Я стал терять свою индивидуальность в прошлом году. <…> Я убеждал себя, что быть Мэрилином Мэнсоном не очень-то и хорошо <…>. Мне дали понять, что я должен стать более взрослым и ответственным, таким, каким подобает быть женатому мужчине» (Rock Mag, май 2007 г.); «Я должен был стать „нормальным“ в том смысле, в каком люди это понимают» (The Heirophant, 12 мая 2007 г.). Основная же проблема заключалась в том, что Мэнсон стал разделять свою личную и творческую жизнь, чего никогда не делал прежде и не хотел этого делать (Там же). После развода артист был «полностью уничтожен»: «У меня не осталось души» (SPIN, июнь 2006 г.). Работа над альбомом помогла Мэнсону выйти из депрессии: «Я писал от отчаяния и надежды. Запись возникла очень быстро — как будто открылась рана — и я не препятствовал этому» (Rolling Stone, апрель 2007 г.). «Мало сказать, что эта запись спасла меня, — подчеркнул артист. — Эта запись стала моим избавлением. Моим возрождением» ( MTV.com , 4 мая 2007 г.). Поэтому тема смерти-воскрешения, в принципе ключевая для творчества Мэнсона, занимает в EAT ME, DRINK ME такое важное место. «О разводе в новом альбоме говорится не больше, чем о моем новом романе с Ивэн, моей девушкой, — сказал Мэнсон в интервью журналу i-D. — На самом деле он больше обо мне и о том, как я чувствовал, что изменяюсь, реинкарнируюсь или возрождаюсь как личность, потому что я потерял себя» (i-D, июль 2007 г.). Картина Marilyn Manson Эти обстоятельства обусловили сугубо интроспективный характер записи. Артист неоднократно подчеркивал, что это его самый откровенный, наиболее автобиографичный альбом, в котором он говорит о себе то, что «постыдился или поостерегся бы» сказать прежде (Henry Rollins Show, 13 апреля 2007 г.). «Эта запись и есть я», — заявил Мэнсон в беседе с Алехандро Ходоровски (Rock & Folk, май 2007 г.), а в интервью журналу Rock Mag даже сравнил новые песни с дневниковыми записями, отметив, что они сочинялись практически в том же порядке, в каком расположены в альбоме (Rock Mag, май 2007 г.). В связи с этим в EAT ME, DRINK ME практически отсутствует социальная и религиозная проблематика: «C этой записью я осознал, что <…> единственный способ сказать что-нибудь о мире — это сказать что-нибудь о себе» (BBC Radio One, 17 апреля 2007 г.). Однако отсутствие строгой концепции, характерной для предыдущих альбомов Мэнсона, не отразилось на художественной целостности произведения. Кроме сквозных тем любви и секса, смерти-воскрешения и силебритэриэнизма, единство записи придает развернутая система лейтмотивов: в альбоме многократно варьируются мотивы сердца, автокатастрофы и похорон. EAT ME, DRINK ME также насыщен реминисценциями из сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», которые виртуозно обыгрываются на протяжении всего альбома, наряду с автоцитатами из дневника Мэнсона и его фильма Doppelherz. Также следует отметить наличие оккультной тематики, которая, несмотря на довольно необычный и завуалированный характер воплощения, играет важную роль. Суть альбома артист определил как «стремление найти контакт». «Это отчаянное желание ощутить, что ты часть чего-то, что ты важен. Весь альбом о желании быть, чувствовать себя частью чего-то», — сказал он в беседе с Генри Роллинсом (Henry Rollins Show, 13 апреля 2007 г.). В различных интервью Мэнсон также характеризовал свою новую запись как романтическую «в каком-то извращенном смысле» (Revolver, март 2007 г.), с песнями, «определенно написанными для чьего-нибудь совращения» (Rolling Stone, апрель 2007 г.), как «очень рок-н-ролльную» и «совершенно не технологическую» (Henry Rollins Show, 13 апреля 2007 г.). «Он [альбом] очень искренний, непросчитанный и сырой, в том смысле, что я знаю, в каком я дерьме, и мне ничуть не стыдно», — заключил Мэнсон в интервью Rolling Stone (апрель 2007 г.). Смысл названия EAT ME, DRINK ME EAT ME, DRINK ME — это первый альбом Мэрилина Мэнсона, который активно рекламировался в Интернете. Так, 18 мая 2007 года на официальном сайте артиста был опубликован полный буклет альбома, а 31 мая вся запись стала доступна для свободного прослушивания на официальной MySpace-странице Мэнсона. Большинство ведущих рок-изданий дали EAT ME, DRINK ME удовлетворительные оценки: Rolling Stone — 3/5, Kerrang! — 4/5, NME — 7/10, All Music Guide — 3/5, Blabbermouth.net — 5/10. Название EAT ME, DRINK ME («СЪЕШЬ МЕНЯ, ВЫПЕЙ МЕНЯ») многосложно: оно имеет по крайней мере пять значений, каждое из которых тем или иным образом отражено в альбоме. Все они объединены взаимосвязанными темами смерти-воскрешения, (символического) жертвоприношения и силебритэриэнизма. «Приключения Алисы в Стране чудес» Наиболее очевидное значение названия восходит к одному из любимых произведений Мэрилина Мэнсона — сказке Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес». Непосредственно перед записью альбома артист работал над фильмом «Фантасмагория: Видения Льюиса Кэрролла», повествующим о жизни автора «Алисы в Стране чудес», однако по причине выхода нового альбома и начала турне Rape of the World работа над кинопроектом была приост Выпей меня! ановлена до конца 2007 года. По словам Мэнсона, он обратился к этой теме из-за психологического сходства с Кэрроллом. «Я в состоянии понять ситуацию со вторым „я“, — сказал артист в интервью журналу Fashion Rocks. — В твоей жизни происходит что-то, ведущее к расколу, и так как ты не можешь воплотить определенные фантазии или идеи в одном мире, ты становишься кем-то другим» (Fashion Rocks, сентябрь 2006 г.). В первой главе сказки Кэрролла Алиса оказывается в зале с множеством запертых дверей. Золотой ключик, лежащий на стеклянном столике, подходит только к одной из них, но эта дверца слишком мала, чтобы Алиса могла войти в нее. А за ней скрывается «сад удивительной красоты» с «яркими цветочными клумбами и прохладными фонтанами», в который очень хочет попасть героиня. Тогда Алиса замечает пузырек с надписью «ВЫПЕЙ МЕНЯ!»; выпив его, она резко уменьшается в размерах и теперь может пройти через дверцу, но уже не в состоянии дотянуться до столика, на котором забыла золотой ключик. Затем Алиса видит пирожок с надписью «СЪЕШЬ МЕНЯ!»; съев его, она становится гораздо выше, чем была, и с легкостью берет со стола ключик, но теперь вновь не может войти в дверцу. Тупиковую ситуацию, в которой оказалась героиня Кэрролла, Мэнсон переложил на свою личную жизнь, когда он стал заложником собственного брака: «Она [Дита фон Тиз] сказала, что мирилась с моим образом жизни, так как надеялась, что я изменюсь, и пригрозила оставить меня в противном случае. Я спал на диване в своем собственном доме. Я больше не должен был быть рок-звездой. Я был кем-то, за кого приходилось извиняться. Я не был готов к одиночеству. Я вышел из всего этого голой, лишенной перьев птицей. Мне нужно было вернуть себе крылья, записав этот альбом» (SPIN, июнь 2006 г.). Вместе с тем процесс увеличения и уменьшения (возвышения и падения) имеет в альбоме оккультный смысл, отсылая к герметической максиме «как наверху, так и внизу», которая является стержневой идеей всего творчества Мэнсона. Евхаристия и силебритэриэнизм Второе очевидное значение названия EAT ME, DRINK ME связано с евхаристией (причащением) — главным христианским таинством. Оно заключается в употреблении верующими вина с кусочками хлеба, которые после освящения становятся телом и кровью Иисуса Христа, символизируя принесенную им жертву. Этот обряд восходит к Тайной вечере — последней ритуальной трапезе Христа со своими учениками: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк 14:22—25). «Я определенно хочу, чтобы люди поглотили меня с этой записью, — сказал Мэнсон в интервью MTV. — Я предлагаю себя в качестве жертвы, ведь позволить людям узнать, что у тебя внутри, для меня почти то же самое» ( MTV.com , 4 мая 2007 г.). Интервьюируя Мэнсона, кинорежиссер Алехандро Ходоровски так прокомментировал это значение названия: «Что происходит каждый день в церкви? Католики пьют и едят своего Бога. Я считаю, что это делает их вампирами-каннибалами… Ты, Мэнсон, символ. Ты всегда в гриме, никто не знает, кто ты такой… Христос — это человек, который стал символом, ты противоположность. Ты символ, находящийся в процессе становления человеком. Когда ты говоришь „Съешь меня, выпей меня“, ты выражаешь свою любовь к миру. Ты предлагаешь себя… ты пища для вампиров-каннибалов» (Rock & Folk, май 2007 г.). Мэнсон полностью согласился с предложенной Ходоровски интерпретацией: «Он сказал мне, что эта запись была философским камнем, и я убежден в этом. Этот итог той алхимической работы, которую я неосознанно должен был проделать. Ты уже не выбираешь ее в качестве темы; ты живешь ей. Возможно, необходимо полностью забыть об этих идеях, чтобы действительно достигнуть их» (The Heirophant, 12 мая 2007 г.). СЪЕШЬ МЕНЯ Это значение названия ближе всего к концепции силебритэриэнизма (celebritarianism, от celebrity — знаменитость), положенной в основу многогранного арт-движения Мэнсона «Корпорация Силебритэриэн», организацией которого артист занимался непосредственно перед записью EAT ME, DRINK ME. Исчерпывающий анализ силебритэриэнизма представлен на сайте The Nachtkabarett. Ключевым аспектом этого арт-движения является иронизирование над страстью человечества творить себе идолов, в особенности путем возвеличивания умерших людей («мертвые звезды»). Эта тема прослеживается практически на всем протяжении творчества Мэнсона, однако сколько-нибудь отчетливо она оформилась только в альбоме Holy Wood. Идея силебритэриэнизма тесно связана с пониманием артистом сущности христианства. По мнению Мэнсона, современный шоу-бизнес берет свое начало именно в христианстве, так как Иисус Христос был первой знаменитостью, а крест — это самый прибыльный предмет торговли в истории человечества. В интервью сайту The Hierophant Мэнсон сказал, что в известном смысле EAT ME, DRINK ME — это лучшее художественное произведение, которое он может предложить для представления идеологии силебритэриэнизма Прослушивание этого альбома действительно подобно своеобразной евхаристии, так как предполагает символическое поглощение личности Мэнсона. Это обусловлено как сугубо интроспективным и интимным характером записи, так и ее тематическим развитием от смерти к воскрешению, подобно тому, как это происходило с самим артистом. (В этой связи стоит отметить, что компакт-диск альбома Mechanical Animals, тематически наиболее близкого к EAT ME, DRINK ME из всей дискографии Мэнсона, был оформлен в виде гигантской растворяющейся таблетки.) Остальные значения названия альбома продолжают тему (символического) жертвоприношения, переводя ее в любовно-сексуальный план. Вампиризм и каннибализм Третье значение названия связано с темой вампиризма, которая получила в альбоме своеобразную трактовку. Объясняя, почему он обратился к этому «клише», Мэнсон сказал: «Меня так долго называли им [вампиром]: я лучше всего чувствую себя ночью, это романтический персонаж, связанный со злом, а его слабость в искусстве. И я просто понял, что в той же мере, в какой я могу сделать себя неуязвимым для мира, я могу быть уничтоженным банальным романом» (i-D, июль 2007 г.). Другими словами, артист объединил представление о сердце как о вместилище эмоциональной жизни (в том числе и чувства любви) с поверьем, согласно которому убить вампира можно, вбив ему в сердце кол. В интервью MTV Мэнсон также связал вампиризм с темой андрогина, к которой неоднократно обращался прежде: «Быть поглощенным и поглотить человека, по которому сходишь с ума, — это самая романтическая идея из всех возможных. Единственная трудность состоит в ее осуществлении: один человек становится полноценным, а другой умирает» ( MTV.com , 4 мая 2007 г.). «ВЫПЕЙ МЕНЯ»: Мэнсон режет себя бутылочным стеклом С темой вампиризма в альбоме тесно связана тема каннибализма (собственно, вампиризм — это форма каннибализма), которая также интерпретируется в любовном ключе. По словам Мэнсона, название EAT ME, DRINK ME отчасти было подсказано ему знаменитой историей Армина Майвеса, каннибала, съевшего своего любовника с его согласия. «Хотя мне не близок такой тип отношений, я нахожу эту историю очень притягательной в романтическом смысле», — сказал Мэнсон (Revolver, май 2007 г.). Наконец, учитывая, что тема любви и секса является в альбоме центральной, нельзя не отметить, что глагол eat имеет значение ‘заниматься оральным сексом’. Особенности записи EAT ME, DRINK ME Мэрилин Мэнсон неоднократно говорил о том, что EAT ME, DRINK ME записывался в совершенно ином ключе, чем его прежние альбомы, даже принимая во внимание разительный контраст между ними. По словам Мэнсона, во время работы над последним альбомом он «действительно позволил своему подсознанию доминировать над сознанием» (The Heirophant, 12 мая 2007 г.). Прежде всего это коснулось текстов песен, которые сочинялись подобно дневниковым записям. Свойственный Мэнсону коллажный стиль в данном случае достиг апогея: «Я записываю свои слова в тридцати блокнотах одновременно. Мне нужно было разложить все свои блокноты, и я просматривал их при свете свечи. Я лежал на полу с микрофоном в руках, натыкался на строчку и неожиданно соединял все эти разнообразные мысли. Некоторым из них могло быть лет по десять, другие рождались в момент сочинения, но прежде они никогда не объединялись в качестве идеи или переживания» . Музыка писалась в таком же спонтанно-импровизационном ключе: «Я думаю, что в некотором смысле Тим [Сколд] каким-то странным образом озвучивал мою жизнь. Именно это мне и нравилось. Наиболее мелодичные гитарные партии и гитарные соло сочинялись тогда же, когда записывался вокал». Гитарные соло стали отличительной чертой EAT ME, DRINK ME, так как прежде Мэнсон предпочитал избегать этого элемента музыкальной структуры. «Мне кажется, что во всех великих записях, которые мне нравились в прошлом, гитарные соло никогда не записывались ради жеста, — отметил артист. — В мелодическом отношении они должны подчеркивать вокальную работу» (Там же). В результате достигалась слитность музыкальной и текстовой составляющей песен. ИзТим Сколд в студии, 2006 г.менения коснулись и самого процесса звукозаписи: «Тим не хотел записывать инструменты так, как мы, бывало, делали это в прошлом, когда ты разбираешь все до нотки и доводишь до совершенства. То, что люди считают изъянами, было оставлено сознательно». Отчасти такой стиль звукозаписи был обусловлен стремлением воссоздать подлинный рок-н-ролльный саунд. «Когда ты слушаешь старые записи, многое в них сделано неправильно, но это и придает им своеобразие», — подчеркнул Мэнсон. Среди альбомов, близких по духу EAT ME, DRINK ME, артист назвал такие записи, как For Your Pleasure «Рокси Мьюзик», Diamond Dogs Дэвида Боуи и Purple Rain Принса (i-D, июль 2007 г.). Все они, по его мнению, «выражают действительно сильное отчаяние и любовь» (The Heirophant, 12 мая 2007 г.). Вероятно, по этой причине микшировать новую запись сначала был приглашен Том Лорд-Элдж, сводивший Mechanical Animals, — альбом, близкий EAT ME, DRINK ME как по тематике, так и по эмоциональному настрою. Однако всего через день этот микшер был уволен, так как его стиль работы не соответствовал тем целям, которые ставили перед собой Мэнсон и Сколд. Окончательный выбор пал на Шона Бивена, сотрудничавшего с Мэнсоном над альбомами Antichrist Superstar и Mechanical Animals. «То, что мы записали, не сильно отличается от того, что вошло в альбом, — сказал артист. — Он [Шон Бивен] приложил все усилия, чтобы это звучало так хорошо, как возможно, и так хорошо, как это звучит. Он не пытался переосмыслить, как это должно выглядеть. Все нюансы, все детали были частью звукозаписывающего процесса». По словам Мэнсона, поначалу в Interscope Records были недовольны качеством записи нового альбома, в частности, вокальной работой: «Они говорили: „«Вокал чересчур искажен“, или: „Это слишком шумно“. На что я ответил: „Передайте это Джону Леннону“. Я не собираюсь его подчищать».
LONG LIVE ROCK-N-ROLL
:Павел Клименко
… Обзор …
Marilyn Manson - Eat Me, Drink Me (2007)
Marilyn Manson - Eat Me, Drink Me
Шестой студийный альбом Мэрилина Мэнсона, записанный им в сотрудничестве с Тимом Сколдом, который стал автором и исполнителем практически всей музыки. Альбом был сочинен в кратчайшие сроки: начат в ноябре 2006 года, а закончен уже в январе-феврале 2007 года (Rock Mag, май 2007). О готовности своего нового альбома Мэнсон говорил, начиная с октября 2005 года ( MTV.com , 28 октября 2005 г.), однако в интервью сайту The Heirophant артист отметил, что материал, записанный до ноября 2006 года, вошел в EAT ME, DRINK ME лишь частично (The Heirophant, 12 мая 2007 г.).
Непосредственным толчком к созданию записи стал развод Мэнсона с танцовщицей Дитой фон Тиз спустя всего год совместной жизни и начало романа с актрисой Ивэн Рэйчел Вуд, ставшей новой музой артиста. «Всю вторую половину прошлого года я находился в такой черной дыре депрессии, — сказал Мэнсон в интервью журналу Rolling Stone. — Я не мог ничего создавать, не мог ничего делать. Я потерял надежду» (Rolling Stone, апрель 2007 г.). «Я обнаружил, что есть большая разница между желанием умереть и нежеланием жить, — добавил он в интервью MTV. — Когда ты хочешь умереть, у тебя по крайней мере есть цель. Когда ты не хочешь жить, ты просто полностью опустошен» ( MTV.com , 4 мая 2007 г.).
По словам Мэнсона, он пал жертвой условностей, связанных с институтом брака: «Я стал терять свою индивидуальность в прошлом году. <…> Я убеждал себя, что быть Мэрилином Мэнсоном не очень-то и хорошо <…>. Мне дали понять, что я должен стать более взрослым и ответственным, таким, каким подобает быть женатому мужчине» (Rock Mag, май 2007 г.); «Я должен был стать „нормальным“ в том смысле, в каком люди это понимают» (The Heirophant, 12 мая 2007 г.). Основная же проблема заключалась в том, что Мэнсон стал разделять свою личную и творческую жизнь, чего никогда не делал прежде и не хотел этого делать (Там же). После развода артист был «полностью уничтожен»: «У меня не осталось души» (SPIN, июнь 2006 г.).
Работа над альбомом помогла Мэнсону выйти из депрессии: «Я писал от отчаяния и надежды. Запись возникла очень быстро — как будто открылась рана — и я не препятствовал этому» (Rolling Stone, апрель 2007 г.). «Мало сказать, что эта запись спасла меня, — подчеркнул артист. — Эта запись стала моим избавлением. Моим возрождением» ( MTV.com , 4 мая 2007 г.). Поэтому тема смерти-воскрешения, в принципе ключевая для творчества Мэнсона, занимает в EAT ME, DRINK ME такое важное место. «О разводе в новом альбоме говорится не больше, чем о моем новом романе с Ивэн, моей девушкой, — сказал Мэнсон в интервью журналу i-D. — На самом деле он больше обо мне и о том, как я чувствовал, что изменяюсь, реинкарнируюсь или возрождаюсь как личность, потому что я потерял себя» (i-D, июль 2007 г.).
Картина Marilyn Manson
Эти обстоятельства обусловили сугубо интроспективный характер записи. Артист неоднократно подчеркивал, что это его самый откровенный, наиболее автобиографичный альбом, в котором он говорит о себе то, что «постыдился или поостерегся бы» сказать прежде (Henry Rollins Show, 13 апреля 2007 г.). «Эта запись и есть я», — заявил Мэнсон в беседе с Алехандро Ходоровски (Rock & Folk, май 2007 г.), а в интервью журналу Rock Mag даже сравнил новые песни с дневниковыми записями, отметив, что они сочинялись практически в том же порядке, в каком расположены в альбоме (Rock Mag, май 2007 г.). В связи с этим в EAT ME, DRINK ME практически отсутствует социальная и религиозная проблематика: «C этой записью я осознал, что <…> единственный способ сказать что-нибудь о мире — это сказать что-нибудь о себе» (BBC Radio One, 17 апреля 2007 г.).
Однако отсутствие строгой концепции, характерной для предыдущих альбомов Мэнсона, не отразилось на художественной целостности произведения. Кроме сквозных тем любви и секса, смерти-воскрешения и силебритэриэнизма, единство записи придает развернутая система лейтмотивов: в альбоме многократно варьируются мотивы сердца, автокатастрофы и похорон. EAT ME, DRINK ME также насыщен реминисценциями из сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», которые виртуозно обыгрываются на протяжении всего альбома, наряду с автоцитатами из дневника Мэнсона и его фильма Doppelherz. Также следует отметить наличие оккультной тематики, которая, несмотря на довольно необычный и завуалированный характер воплощения, играет важную роль.
Суть альбома артист определил как «стремление найти контакт». «Это отчаянное желание ощутить, что ты часть чего-то, что ты важен. Весь альбом о желании быть, чувствовать себя частью чего-то», — сказал он в беседе с Генри Роллинсом (Henry Rollins Show, 13 апреля 2007 г.). В различных интервью Мэнсон также характеризовал свою новую запись как романтическую «в каком-то извращенном смысле» (Revolver, март 2007 г.), с песнями, «определенно написанными для чьего-нибудь совращения» (Rolling Stone, апрель 2007 г.), как «очень рок-н-ролльную» и «совершенно не технологическую» (Henry Rollins Show, 13 апреля 2007 г.). «Он [альбом] очень искренний, непросчитанный и сырой, в том смысле, что я знаю, в каком я дерьме, и мне ничуть не стыдно», — заключил Мэнсон в интервью Rolling Stone (апрель 2007 г.).
Смысл названия EAT ME, DRINK ME
EAT ME, DRINK ME — это первый альбом Мэрилина Мэнсона, который активно рекламировался в Интернете. Так, 18 мая 2007 года на официальном сайте артиста был опубликован полный буклет альбома, а 31 мая вся запись стала доступна для свободного прослушивания на официальной MySpace-странице Мэнсона.
Большинство ведущих рок-изданий дали EAT ME, DRINK ME удовлетворительные оценки: Rolling Stone — 3/5, Kerrang! — 4/5, NME — 7/10, All Music Guide — 3/5, Blabbermouth.net — 5/10.
Название EAT ME, DRINK ME («СЪЕШЬ МЕНЯ, ВЫПЕЙ МЕНЯ») многосложно: оно имеет по крайней мере пять значений, каждое из которых тем или иным образом отражено в альбоме. Все они объединены взаимосвязанными темами смерти-воскрешения, (символического) жертвоприношения и силебритэриэнизма.
«Приключения Алисы в Стране чудес»
Наиболее очевидное значение названия восходит к одному из любимых произведений Мэрилина Мэнсона — сказке Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес». Непосредственно перед записью альбома артист работал над фильмом «Фантасмагория: Видения Льюиса Кэрролла», повествующим о жизни автора «Алисы в Стране чудес», однако по причине выхода нового альбома и начала турне Rape of the World работа над кинопроектом была приост
Выпей меня!
ановлена до конца 2007 года. По словам Мэнсона, он обратился к этой теме из-за психологического сходства с Кэрроллом. «Я в состоянии понять ситуацию со вторым „я“, — сказал артист в интервью журналу Fashion Rocks. — В твоей жизни происходит что-то, ведущее к расколу, и так как ты не можешь воплотить определенные фантазии или идеи в одном мире, ты становишься кем-то другим» (Fashion Rocks, сентябрь 2006 г.).
В первой главе сказки Кэрролла Алиса оказывается в зале с множеством запертых дверей. Золотой ключик, лежащий на стеклянном столике, подходит только к одной из них, но эта дверца слишком мала, чтобы Алиса могла войти в нее. А за ней скрывается «сад удивительной красоты» с «яркими цветочными клумбами и прохладными фонтанами», в который очень хочет попасть героиня. Тогда Алиса замечает пузырек с надписью «ВЫПЕЙ МЕНЯ!»; выпив его, она резко уменьшается в размерах и теперь может пройти через дверцу, но уже не в состоянии дотянуться до столика, на котором забыла золотой ключик. Затем Алиса видит пирожок с надписью «СЪЕШЬ МЕНЯ!»; съев его, она становится гораздо выше, чем была, и с легкостью берет со стола ключик, но теперь вновь не может войти в дверцу.
Тупиковую ситуацию, в которой оказалась героиня Кэрролла, Мэнсон переложил на свою личную жизнь, когда он стал заложником собственного брака: «Она [Дита фон Тиз] сказала, что мирилась с моим образом жизни, так как надеялась, что я изменюсь, и пригрозила оставить меня в противном случае. Я спал на диване в своем собственном доме. Я больше не должен был быть рок-звездой. Я был кем-то, за кого приходилось извиняться. Я не был готов к одиночеству. Я вышел из всего этого голой, лишенной перьев птицей. Мне нужно было вернуть себе крылья, записав этот альбом» (SPIN, июнь 2006 г.). Вместе с тем процесс увеличения и уменьшения (возвышения и падения) имеет в альбоме оккультный смысл, отсылая к герметической максиме «как наверху, так и внизу», которая является стержневой идеей всего творчества Мэнсона.
Евхаристия и силебритэриэнизм
Второе очевидное значение названия EAT ME, DRINK ME связано с евхаристией (причащением) — главным христианским таинством. Оно заключается в употреблении верующими вина с кусочками хлеба, которые после освящения становятся телом и кровью Иисуса Христа, символизируя принесенную им жертву. Этот обряд восходит к Тайной вечере — последней ритуальной трапезе Христа со своими учениками: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк 14:22—25). «Я определенно хочу, чтобы люди поглотили меня с этой записью, — сказал Мэнсон в интервью MTV. — Я предлагаю себя в качестве жертвы, ведь позволить людям узнать, что у тебя внутри, для меня почти то же самое» ( MTV.com , 4 мая 2007 г.).
Интервьюируя Мэнсона, кинорежиссер Алехандро Ходоровски так прокомментировал это значение названия: «Что происходит каждый день в церкви? Католики пьют и едят своего Бога. Я считаю, что это делает их вампирами-каннибалами… Ты, Мэнсон, символ. Ты всегда в гриме, никто не знает, кто ты такой… Христос — это человек, который стал символом, ты противоположность. Ты символ, находящийся в процессе становления человеком. Когда ты говоришь „Съешь меня, выпей меня“, ты выражаешь свою любовь к миру. Ты предлагаешь себя… ты пища для вампиров-каннибалов» (Rock & Folk, май 2007 г.). Мэнсон полностью согласился с предложенной Ходоровски интерпретацией: «Он сказал мне, что эта запись была философским камнем, и я убежден в этом. Этот итог той алхимической работы, которую я неосознанно должен был проделать. Ты уже не выбираешь ее в качестве темы; ты живешь ей. Возможно, необходимо полностью забыть об этих идеях, чтобы действительно достигнуть их» (The Heirophant, 12 мая 2007 г.).
СЪЕШЬ МЕНЯ
Это значение названия ближе всего к концепции силебритэриэнизма (celebritarianism, от celebrity — знаменитость), положенной в основу многогранного арт-движения Мэнсона «Корпорация Силебритэриэн», организацией которого артист занимался непосредственно перед записью EAT ME, DRINK ME. Исчерпывающий анализ силебритэриэнизма представлен на сайте The Nachtkabarett. Ключевым аспектом этого арт-движения является иронизирование над страстью человечества творить себе идолов, в особенности путем возвеличивания умерших людей («мертвые звезды»). Эта тема прослеживается практически на всем протяжении творчества Мэнсона, однако сколько-нибудь отчетливо она оформилась только в альбоме Holy Wood. Идея силебритэриэнизма тесно связана с пониманием артистом сущности христианства. По мнению Мэнсона, современный шоу-бизнес берет свое начало именно в христианстве, так как Иисус Христос был первой знаменитостью, а крест — это самый прибыльный предмет торговли в истории человечества.
В интервью сайту The Hierophant Мэнсон сказал, что в известном смысле EAT ME, DRINK ME — это лучшее художественное произведение, которое он может предложить для представления идеологии силебритэриэнизма Прослушивание этого альбома действительно подобно своеобразной евхаристии, так как предполагает символическое поглощение личности Мэнсона. Это обусловлено как сугубо интроспективным и интимным характером записи, так и ее тематическим развитием от смерти к воскрешению, подобно тому, как это происходило с самим артистом. (В этой связи стоит отметить, что компакт-диск альбома Mechanical Animals, тематически наиболее близкого к EAT ME, DRINK ME из всей дискографии Мэнсона, был оформлен в виде гигантской растворяющейся таблетки.)
Остальные значения названия альбома продолжают тему (символического) жертвоприношения, переводя ее в любовно-сексуальный план.
Вампиризм и каннибализм
Третье значение названия связано с темой вампиризма, которая получила в альбоме своеобразную трактовку. Объясняя, почему он обратился к этому «клише», Мэнсон сказал: «Меня так долго называли им [вампиром]: я лучше всего чувствую себя ночью, это романтический персонаж, связанный со злом, а его слабость в искусстве. И я просто понял, что в той же мере, в какой я могу сделать себя неуязвимым для мира, я могу быть уничтоженным банальным романом» (i-D, июль 2007 г.). Другими словами, артист объединил представление о сердце как о вместилище эмоциональной жизни (в том числе и чувства любви) с поверьем, согласно которому убить вампира можно, вбив ему в сердце кол. В интервью MTV Мэнсон также связал вампиризм с темой андрогина, к которой неоднократно обращался прежде: «Быть поглощенным и поглотить человека, по которому сходишь с ума, — это самая романтическая идея из всех возможных. Единственная трудность состоит в ее осуществлении: один человек становится полноценным, а другой умирает» ( MTV.com , 4 мая 2007 г.).
«ВЫПЕЙ МЕНЯ»: Мэнсон режет себя бутылочным стеклом
С темой вампиризма в альбоме тесно связана тема каннибализма (собственно, вампиризм — это форма каннибализма), которая также интерпретируется в любовном ключе. По словам Мэнсона, название EAT ME, DRINK ME отчасти было подсказано ему знаменитой историей Армина Майвеса, каннибала, съевшего своего любовника с его согласия. «Хотя мне не близок такой тип отношений, я нахожу эту историю очень притягательной в романтическом смысле», — сказал Мэнсон (Revolver, май 2007 г.).
Наконец, учитывая, что тема любви и секса является в альбоме центральной, нельзя не отметить, что глагол eat имеет значение ‘заниматься оральным сексом’.
Особенности записи EAT ME, DRINK ME
Мэрилин Мэнсон неоднократно говорил о том, что EAT ME, DRINK ME записывался в совершенно ином ключе, чем его прежние альбомы, даже принимая во внимание разительный контраст между ними. По словам Мэнсона, во время работы над последним альбомом он «действительно позволил своему подсознанию доминировать над сознанием» (The Heirophant, 12 мая 2007 г.). Прежде всего это коснулось текстов песен, которые сочинялись подобно дневниковым записям. Свойственный Мэнсону коллажный стиль в данном случае достиг апогея: «Я записываю свои слова в тридцати блокнотах одновременно. Мне нужно было разложить все свои блокноты, и я просматривал их при свете свечи. Я лежал на полу с микрофоном в руках, натыкался на строчку и неожиданно соединял все эти разнообразные мысли. Некоторым из них могло быть лет по десять, другие рождались в момент сочинения, но прежде они никогда не объединялись в качестве идеи или переживания» .
Музыка писалась в таком же спонтанно-импровизационном ключе: «Я думаю, что в некотором смысле Тим [Сколд] каким-то странным образом озвучивал мою жизнь. Именно это мне и нравилось. Наиболее мелодичные гитарные партии и гитарные соло сочинялись тогда же, когда записывался вокал». Гитарные соло стали отличительной чертой EAT ME, DRINK ME, так как прежде Мэнсон предпочитал избегать этого элемента музыкальной структуры. «Мне кажется, что во всех великих записях, которые мне нравились в прошлом, гитарные соло никогда не записывались ради жеста, — отметил артист. — В мелодическом отношении они должны подчеркивать вокальную работу» (Там же). В результате достигалась слитность музыкальной и текстовой составляющей песен.
ИзТим Сколд в студии, 2006 г.менения коснулись и самого процесса звукозаписи: «Тим не хотел записывать инструменты так, как мы, бывало, делали это в прошлом, когда ты разбираешь все до нотки и доводишь до совершенства. То, что люди считают изъянами, было оставлено сознательно». Отчасти такой стиль звукозаписи был обусловлен стремлением воссоздать подлинный рок-н-ролльный саунд. «Когда ты слушаешь старые записи, многое в них сделано неправильно, но это и придает им своеобразие», — подчеркнул Мэнсон. Среди альбомов, близких по духу EAT ME, DRINK ME, артист назвал такие записи, как For Your Pleasure «Рокси Мьюзик», Diamond Dogs Дэвида Боуи и Purple Rain Принса (i-D, июль 2007 г.). Все они, по его мнению, «выражают действительно сильное отчаяние и любовь» (The Heirophant, 12 мая 2007 г.).
Вероятно, по этой причине микшировать новую запись сначала был приглашен Том Лорд-Элдж, сводивший Mechanical Animals, — альбом, близкий EAT ME, DRINK ME как по тематике, так и по эмоциональному настрою. Однако всего через день этот микшер был уволен, так как его стиль работы не соответствовал тем целям, которые ставили перед собой Мэнсон и Сколд. Окончательный выбор пал на Шона Бивена, сотрудничавшего с Мэнсоном над альбомами Antichrist Superstar и Mechanical Animals. «То, что мы записали, не сильно отличается от того, что вошло в альбом, — сказал артист. — Он [Шон Бивен] приложил все усилия, чтобы это звучало так хорошо, как возможно, и так хорошо, как это звучит. Он не пытался переосмыслить, как это должно выглядеть. Все нюансы, все детали были частью звукозаписывающего процесса».
По словам Мэнсона, поначалу в Interscope Records были недовольны качеством записи нового альбома, в частности, вокальной работой: «Они говорили: „«Вокал чересчур искажен“, или: „Это слишком шумно“. На что я ответил: „Передайте это Джону Леннону“. Я не собираюсь его подчищать».