Симфонический оркестр похож на сложный производственный цех, в котором с первого взгляда ничего не понятно. Ну, скрипку-то каждый опознает, а вот как называется такое же, только побольше, на котором играют, поставив его на пол - уже большие сомнения. И что там дальше - во вторых, в третьих... в пятых рядах? Это уже выглядит как большая профессиональная тайна, потому что кого ни спроси - никто толком не знает, как называются все эти дудочки и блестящие трубы, одна другой больше, мелькающие иногда на заднем плане.
Но если разобраться в этом один раз, всё окажется не таким уж сложным.
Симфонический оркестр - это комбинация из четырёх групп инструментов.
На сцене эти группы расположены одна за другой. Прямо перед нашими глазами располагается группа струнных смычковых. Она в оркестре самая главная. Это такой оркестровый пролетариат, который трудится, не покладая рук со смычками, и отвечает вообще за всё: за главные высказывания, за яркие эмоции и вообще за создание звукового "климата" в коллективе. По этой причине им полагаются первые ряды. Кроме того, скрипки - не тромбоны, они слабее по звуку, и должны быть ближе к публике.
Струнные - как матрёшки, они существуют в четырёх размерах. Чем больше инструмент - тем ниже звук. Скрипка - альт - виолончель - контрабас. Вот их размеры относительно друг друга:
Слева от дирижёра сидят скрипки, их много. Справа - виолончели. За ними ещё правей - контрабасы. В отличие от джазовых, на симфонических контрабасах играют смычком. Контрабасисты обычно не мелкие ребята (или девушки)
Самый невидимый инструмент среди скрипкоподобных - альт. Он чуть побольше скрипки (из зала отличить невозможно, и не пытайтесь). Группа альтов сидит на втором плане.
Дальше на сцене расположены группы духовых инструментов: поближе - деревянные, за ними - медные.
Самый большой из деревянных духовых - фагот. Его раструб обычно виден на заднем плане.
Кроме фагота в группе деревянных духовых есть ещё кларнеты, гобои и флейты. Флейту узнает любой (хочется надеяться). Обратите внимание, что флейта чисто условно называется деревянным инструментом. На самом деле она делается из разных металлов - из никеля, серебра, золота или платины.
Самая большая путаница с кларнетами и гобоями. По звуку они отличаются резко, а на вид - не очень.
Вот гобоисты с гобоями:
А вот кларнетисты с кларнетами:
Найдите два отличия) Они, конечно, налицо.
Медная духовая группа сидит в последних рядах, потому что их и оттуда хорошо будет слышно. Инструменты в ней следующие: труба, валторна, тромбон и туба.
По трубе обычно вопросов нет, а валторна - это то, что закручено как улитка:
Тромбон - это как раз тот инструмент, у которого такая двигающаяся взад-вперед штука (кулиса, если правильно). Ну и туба - бас, тяжелая артиллерия.
На самом отшибе расположена четвёртая группа оркестра: ударная.
В ней может быть много всяких инструментов (например, у Вагнера - наковальни, у Сати - печатная машинка), но не бывает ударной группы без литавр. Эти блестящие тазики-барабаны именно так и называются.
Еще в состав классического симфонического оркестра входит рояль (ну, его вы точно узнаете), разного вида ударные (тарелки, треугольник, большие и малые барабаны, ксилофон, колокола) и особняком — арфа. Во многих современных оркестрах арфу заменяют синтезатором, но в #BashOpera вы услышите настоящий живой звук.
Если выберетесь в театр, подойдите в антракте к оркестровой яме и рассмотрите все эти инструменты поближе. Каждый из них - это чудо музыкального дизайна, отшлифованного веками, со своей летописью, родословной и уникальным звуком, а люди, играющие классическую музыку — настоящие специалисты своего дела!
Башкирский государственный театр оперы и балета
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В СИМФОНИЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ?
Но если разобраться в этом один раз, всё окажется не таким уж сложным.
Симфонический оркестр - это комбинация из четырёх групп инструментов.
На сцене эти группы расположены одна за другой. Прямо перед нашими глазами располагается группа струнных смычковых. Она в оркестре самая главная. Это такой оркестровый пролетариат, который трудится, не покладая рук со смычками, и отвечает вообще за всё: за главные высказывания, за яркие эмоции и вообще за создание звукового "климата" в коллективе. По этой причине им полагаются первые ряды. Кроме того, скрипки - не тромбоны, они слабее по звуку, и должны быть ближе к публике.
Струнные - как матрёшки, они существуют в четырёх размерах. Чем больше инструмент - тем ниже звук. Скрипка - альт - виолончель - контрабас. Вот их размеры относительно друг друга:
За ними ещё правей - контрабасы. В отличие от джазовых, на симфонических контрабасах играют смычком. Контрабасисты обычно не мелкие ребята (или девушки)
Дальше на сцене расположены группы духовых инструментов: поближе - деревянные, за ними - медные.
Самый большой из деревянных духовых - фагот. Его раструб обычно виден на заднем плане.
Обратите внимание, что флейта чисто условно называется деревянным инструментом. На самом деле она делается из разных металлов - из никеля, серебра, золота или платины.
Самая большая путаница с кларнетами и гобоями. По звуку они отличаются резко, а на вид - не очень.
Вот гобоисты с гобоями:
Медная духовая группа сидит в последних рядах, потому что их и оттуда хорошо будет слышно. Инструменты в ней следующие: труба, валторна, тромбон и туба.
По трубе обычно вопросов нет, а валторна - это то, что закручено как улитка:
Ну и туба - бас, тяжелая артиллерия.
В ней может быть много всяких инструментов (например, у Вагнера - наковальни, у Сати - печатная машинка), но не бывает ударной группы без литавр. Эти блестящие тазики-барабаны именно так и называются.
Если выберетесь в театр, подойдите в антракте к оркестровой яме и рассмотрите все эти инструменты поближе. Каждый из них - это чудо музыкального дизайна, отшлифованного веками, со своей летописью, родословной и уникальным звуком, а люди, играющие классическую музыку — настоящие специалисты своего дела!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/kultshpargalka/kak-razobratsia-v-simfonicheskom-orkestre-5aeb32a1c3321b1f23ef5374?from=channel