Мы уже публиковали советские учебники по рисованию, но по отдельности. Сегодня объединяем их за 4 класса начальной школы. История преподавания рисования в России, а затем и в Советском Союзе, это тема серьезной диссертации, не то что одного поста. Но кое-что интересное о том, как преподавали рисование в советской школе и как появились знаменитые учебники Ростовцева, мы расскажем. Важность рисования как общеобразовательного учебного предмета в школе была осознана педагогами только к 1940-м годам. Когда в 1944 году программа предмета утвердилась, она предусматривала три вида занятий: 1) рисование с натуры, 2) декоративное рисование и 3) рисование на темы. Занятия рисованием предусматривались с I по V класс. В 1948 году в программу рисования уже входили четыре вида занятий: 1) рисование с натуры, 2) рисование узоров и подготовительные упражнения, 3) рисование на темы, 4) беседы об искусстве. В программе очень много внимания уделялось рисованию с натуры, хотя методики преподавания школьникам все еще не были отработаны. Известен крик души одного из представителей Академии художеств: «В начальной общеобразовательной школе рисование преподают те же учителя, которые ведут и все другие предметы. Они полностью лишены всякого руководства и всякого контроля, никаких книг для них нет, а Министерство просвещения имеет одного методиста по рисованию на всю РСФСР. В общеобразовательной школе оценки по рисованию не учитываются при переходе из класса в класс. Рисование заканчивается в шестом классе, т. е. как раз там, где по-настоящему надо ему учить». И вот, признавая справедливую критику, Министерство просвещения дало задачу систематизировать работу учителей рисования, ликвидировать многообразие методов преподавания и создать специальные учебники по рисованию. А надо сказать, что подобных учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ ранее никогда не издавалось ни в России, ни за рубежом, опереться не на что. В 1957—1958 годах выходят в свет небольшим тиражом (10 тыс. экз.) первые пробные учебники по рисованию для I и II классов под авторством Н. Н. Ростовцева. В основу этих учебников была положена идея П. П. Чистякова: «Черчение и рисование начинается с изображения проволочных линий, углов, геометрических фигур и тел, за которыми следует рисование с геометрических фигур, сделанных из картона или дерева, и с гипсовых орнаментов, причем дается понятие об ордерах архитектуры». Чтобы приучить детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения и не заставлять их отвлеченно рисовать прямые, кривые и т. д. линии, в учебниках предлагалось изображать прямую с натуры, будет ли это проволочный стержень или натянутый шнур. Затем рекомендовалось переходить к рисованию с натуры проволочных фигур. Рисуя с натуры такие модели, учащиеся легко добивались сходства (соответствия между натурой и изображением), и это доставляло им радость и облегчало работу. Раньше им на уроках рисования с натуры предлагалось сразу нарисовать флажок, часы-ходики, портфель — это им было не под силу, у многих детей оставалось чувство неудовлетворенности от своей работы. Теперь же постепенно их подводили к рисованию объемных предметов. После проволочных моделей они рисовали с натуры фигуры, вырезанные из картона, затем условно плоские предметы (детскую лопатку, ракетку для настольного тенниса и т. д.). Затем учащиеся приступали к рисованию объемных предметов окружающей действительности. В этом же году был разработан новый проект учебной программы по рисованию, где было значительно увеличено количество часов на рисование с натуры. Занятия рисованием были продлены до VII класса. В 1960 году эта программа была утверждена и вступила в действие. С этого времени большое внимание стало уделяться методике преподавания рисования с натуры. Н.Н. Ростовцев дописал еще два учебника - для III и IV классов. Публикуем все четыре его учебника.
ЗНАЙКА
УЧЕБНИКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ
Мы уже публиковали советские учебники по рисованию, но по отдельности. Сегодня объединяем их за 4 класса начальной школы. История преподавания рисования в России, а затем и в Советском Союзе, это тема серьезной диссертации, не то что одного поста. Но кое-что интересное о том, как преподавали рисование в советской школе и как появились знаменитые учебники Ростовцева, мы расскажем.
Важность рисования как общеобразовательного учебного предмета в школе была осознана педагогами только к 1940-м годам. Когда в 1944 году программа предмета утвердилась, она предусматривала три вида занятий:
1) рисование с натуры, 2) декоративное рисование и 3) рисование на темы. Занятия рисованием предусматривались с I по V класс.
В 1948 году в программу рисования уже входили четыре вида занятий:
1) рисование с натуры, 2) рисование узоров и подготовительные упражнения, 3) рисование на темы, 4) беседы об искусстве.
В программе очень много внимания уделялось рисованию с натуры, хотя методики преподавания школьникам все еще не были отработаны. Известен крик души одного из представителей Академии художеств: «В начальной общеобразовательной школе рисование преподают те же учителя, которые ведут и все другие предметы. Они полностью лишены всякого руководства и всякого контроля, никаких книг для них нет, а Министерство просвещения имеет одного методиста по рисованию на всю РСФСР. В общеобразовательной школе оценки по рисованию не учитываются при переходе из класса в класс. Рисование заканчивается в шестом классе, т. е. как раз там, где по-настоящему надо ему учить».
И вот, признавая справедливую критику, Министерство просвещения дало задачу систематизировать работу учителей рисования, ликвидировать многообразие методов преподавания и создать специальные учебники по рисованию. А надо сказать, что подобных учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ ранее никогда не издавалось ни в России, ни за рубежом, опереться не на что. В 1957—1958 годах выходят в свет небольшим тиражом (10 тыс. экз.) первые пробные учебники по рисованию для I и II классов под авторством Н. Н. Ростовцева. В основу этих учебников была положена идея П. П. Чистякова: «Черчение и рисование начинается с изображения проволочных линий, углов, геометрических фигур и тел, за которыми следует рисование с геометрических фигур, сделанных из картона или дерева, и с гипсовых орнаментов, причем дается понятие об ордерах архитектуры».
Чтобы приучить детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения и не заставлять их отвлеченно рисовать прямые, кривые и т. д. линии, в учебниках предлагалось изображать прямую с натуры, будет ли это проволочный стержень или натянутый шнур. Затем рекомендовалось переходить к рисованию с натуры проволочных фигур. Рисуя с натуры такие модели, учащиеся легко добивались сходства (соответствия между натурой и изображением), и это доставляло им радость и облегчало работу. Раньше им на уроках рисования с натуры предлагалось сразу нарисовать флажок, часы-ходики, портфель — это им было не под силу, у многих детей оставалось чувство неудовлетворенности от своей работы. Теперь же постепенно их подводили к рисованию объемных предметов. После проволочных моделей они рисовали с натуры фигуры, вырезанные из картона, затем условно плоские предметы (детскую лопатку, ракетку для настольного тенниса и т. д.). Затем учащиеся приступали к рисованию объемных предметов окружающей действительности.
В этом же году был разработан новый проект учебной программы по рисованию, где было значительно увеличено количество часов на рисование с натуры. Занятия рисованием были продлены до VII класса.
В 1960 году эта программа была утверждена и вступила в действие. С этого времени большое внимание стало уделяться методике преподавания рисования с натуры. Н.Н. Ростовцев дописал еще два учебника - для III и IV классов.
Публикуем все четыре его учебника.