22 окт 2018

Какова должна быть воспитательная роль школы, и должна ли она быть вообще?

Вопрос волнует всех нас, меня в том числе, потому что у меня дети учатся в школе. Действительно в дореволюционное и в советское время школа декларировала, что она не только передает знания, но и воспитывает человека определенным образом. В постперестроечное время учителей заставили отказаться от этой задачи. И лозунгом стало то, что мы просто предоставляем образовательные услуги, а воспитывать детей школа не должна. То, что мы сейчас имеем такое количество невоспитанной молодежи, результат и этой, в том числе, на мой взгляд, совершенно недопустимой установки. Школьник проводит существенную часть своего времени в школе, в кругу своих школьных друзей. Часто школьные друзья остаются опорой на всю жизнь. Это такое время детства, время яркое, на воспоминаниях о котором многие годы эмоционально держится человек. Это и время формирования личности. Как только школа отказывается от участия в этом формировании, то ребенок, а потом и подросток становится уязвимым от тех, кто от этого не отказывается. Мы все знаем, особенно те, у кого есть огород, что сажать какую-то культуру надо прикладывая труд, ухаживать, поливать, а сорняки все равно растут сами. И если относиться к воспитанию ребенка так же как мы относимся к своему огороду, то мы, конечно, не можем себе позволить его не формировать. Школа должна обязательно выполнять эту роль. Никому в голову не придет сказать, что вырастет на огороде, то и вырастет - надо дать огороду свободу, а мы если что там пробьется, то будем этим питаться всю зиму. Конечно, школа должна воспитывать. А что значит воспитывать? Это два фундаментальных направления труда. Первый - ограничение генерации зла. Второе - направление души человека к добру. И педагог - человек, к которому предъявляются особенные требования. Не такие, как к любому другому профессионалу. Нам все равно, какой слесарь нам прикрутит кран, или какой электрик нам разведет проводку. Нам надо, чтобы он пришел в трезвом состоянии, качественно сделал и ушел. А вот педагог - нет. Он должен быть человеком высоких нравственных качеств. Потому что педагог своим примером этот уровень нравственных качеств задает как планку на последующую жизнь своим ученикам. Или наоборот, передает свои провалы, падения, нравственные ошибки. Это связано с тем, что большую часть переходного возраста ребенок проводит в школе. В это время у него чаще всего есть глубокий конфликт с родителями, когда родители, к сожалению, не являются авторитетом. Это результат многих процессов, которые идут в душе ребенка. Их можно уменьшить при правильном воспитании и общении, но, к сожалению, совсем убрать нельзя. И вот в это время подросток, который не может жить без авторитетов, ищет кого-то другого, старшего, кто может на время, а как ребенку кажется, навсегда, заменить своим авторитетом родителей. Таким человеком может быть педагог или тренер в секции, куда ходит ребенок. Если он отказывается, говорит, что будет только учить ребенка плавать или бросать через бедро, или играть в футбол, мяч забивать, а все остальное: буду жить, как хочу – то ребенка из такой секции вы заберите. Потому что ребенку достаточно один раз увидеть тренера своего, который сильно напился или ругается или ведет себя подло. Или ребенок знает, что тренер женат, а он крутит с кем-то роман. Это будет настолько разрушительно для детской души, что вы его оттуда сразу заберете, даже если рядом с домом, дешево, удобно, хороший вид спорта. Школа от этого отказываться не может. И даже тогда, когда школьное сообщество декларирует, что школа не играет воспитательную роль - все равно играет. В данном случае отрицательную. Для меня огромное значение имели несколько учителей в моей школе. Колоссальное значение. Их образ, поведение, то, как они себя держали.

Какова должна быть воспитательная роль школы, и должна ли она быть вообще? - 871282505798
Любой родитель должен прятать гаджеты и компьютеры от своих детей как можно дольше. Когда наступает момент невозможности прятать дальше (когда электронный дневник и задания даются через интернет, а школа приучает работать с интернетом, иначе человек в реальной жизни не сможет получить профессию), все равно мы должны биться, чтобы это было дозированно и строго под нашим контролем.

Та грязь, которая может вывалиться на вашего ребенка, даже если он ее и не искал, сможет его нравственно покалечить, повлиять на его будущую семейную жизнь. Помимо этого есть еще такое пленение - зависимость от простого сидения перед компьютером. Человеку неважно, где сидеть - в соцсетях, играть в игры, листать новостные сайты, переписываться с друзьями. Но это само сидение перед экраном, чаще всего бессмысленное и не приносящее никакого плода, вызывает такое же привыкание как спиртное. Человек без этого уже не может.

Есть человеческий организм, есть наркотическое вещество, есть зависимость. Когда ты лишаешь человека этого вещества - начинаются эти страшные ломки. А теперь есть человек, есть зависимость, есть ломки, а вещества нет. Эту роль исполняет компьютер. Это душевные, духовные вопросы. Чтобы ребенок успел окрепнуть, лучше как можно дольше контролировать количество времени, которое он провидит перед экраном. Неважно, смартфон это, телевизор, монитор. Это должно быть ограниченно и дозированно.

Поэтому человеку, который любит своего ребенка, надо обязательно ограничивать пребывание перед экраном, пока ребенок сам слаб, не может бороться. У меня есть знакомые мужики, им по 40-50 лет, они не могут оторваться от игры в танчики. Жены уходят, семьи разрушаются, с работы выгоняют, а человек не может справиться. Это как алкогольная зависимость. Поэтому боритесь, настаиваете, пусть дети кричат, что они вас не любят, это так им кажется, они вам потом будут благодарны. Моя сестра, школьный педагог, говорит, что если ребенок начал регулярно играть в игры, через полтора-два месяца будут заметны результаты - упадет внимание, концентрация, упадут оценки, это будет совершенно другой ученик. Поэтому, она говорит, что нужно держаться как можно дольше.
Какова должна быть воспитательная роль школы, и должна ли она быть вообще? - 871282760006
Что касается раздельного воспитания - да, оно обосновано, потому что девочки и мальчики развиваются по-разному. А образование усредняется, чтобы учились и девочки и мальчики. Если бы оно было отдельно, они могли бы успевать намного больше. И понятно, что в старших классах присутствие учеников другого пола занимает три четверти мыслей у юного человека. Это отвлекает от занятий. Человек не может ничего делать, начиная с апреля месяца десятого класса. Так что раздельно обучаться полезно и хорошо. Девочки раньше развиваются, они по-другому учатся, воспринимают, им надо по-другому преподносить предмет. Их надо учить - это так. На уроках труда начальных классов меня научили пришивать пуговицы, делать стежки, а потом мы разошлись, у мальчиков был слесарный цех, и это все мне помогает. Думаю, что хорошо было бы и совместные мероприятия делать.


Федор Бородин,

#воспитание

Комментарии

Комментариев нет.