Лошадь с человеческим лицом: Как создается блокбастер «Конек-Горбунок»
Эксклюзивные подробности о новом российском блокбастере, который стоит в два раза больше «Притяжения». В роли Конька-Горбунка — Павел Деревянко. В июле начинаются съемки фильма «Конек-Горбунок» — масштабного сказочного блокбастера с производственным бюджетом порядка 800 миллионов рублей, огромным количеством компьютерной графики, звездным ансамблем и слегка дополненной сказкой Ершова в качестве литературной основы. Над фильмом работают продюсеры Сергей Сельянов, Александр Горохов и Антон Златопольский, постановщик картины — Олег Погодин («Дом», «Крик совы»). КиноПоиск отвечает на главные вопросы об этом кино. Что тут такого особенного? Во-первых, тенденция. Возможно, на наших глазах происходит возрождение такого традиционного для советского кино жанра как фильм-сказка (теперь это называют «фэнтези»). Началось все с успеха «Последнего богатыря» — его посмотрело в кино более семи миллионов российских зрителей. Видимо, спрос есть. «Конек-Горбунок» должен либо подтвердить это предположение, либо показать, что успех «Богатыря» был частным случаем. Так что следить за судьбой этого фильма все будут очень пристально. Во-вторых, фильм по мотивам знаменитого произведения Ершова (или Пушкина) может стать новой технологической вехой в российском кино, не в последнюю очередь, благодаря системе ViewGa (проще «Вьюга», но о ней — позже). Никогда прежде в российских фильмах не было такого количества компьютерных персонажей, это точно. Посчитаем только главных: Конек-Горбунок, Кобылица, Жар-птица, и, конечно, Чудо-Юдо Рыба-Кит. В-третьих, масштаб проекта. Бюджет в 800 миллионов — это почти в два раза больше, чем у «Салюта-7». А, скажем, у «Притяжение» Бондарчука стоил 370 миллионов. Большие деньги. Добавим к этому мощности канала «Россия 1». Словом, все будет дорого и зрелищно. Один из продюсеров фильма Александр Горохов, руководитель студии CGF, отвечающей за всю компьютерную графику и спецэффекты в «Коньке-Горбунке», даже сравнивает его с диснеевской «Книгой джунглей», «Фантастическими тварями» и «Алисой в Стране чудес». Где это снимают? «Конек-Горбунок» будет целиком снят в павильоне, самом большом в России (его площадь более семи тысяч квадратных метров, даже на крупнейших европейских студиях таких павильонов нет). Вообще-то, это даже не павильон: создатели фильма очень долго искали подходящее помещение, осматривали заводские цеха, ангары. В итоге обнаружили гигантский склад «Юлмарта» под Петербургом и переоборудовали его для съемок. Зачем нужно такое пространство? Как объясняет Горохов, «нельзя нарисовать воздух». Если фильм снят в маленьком павильоне, это сразу видно. Например, актер, перемещаясь по тесному пространству, заметно светлеет при приближении к источнику света, имитирующему солнце в сцене. В большом павильоне такого не происходит. Для съемок более камерных сцен есть еще два павильона поменьше, общей площадью четыре тысячи квадратных метров. На самом деле, это тоже довольно много: в одном из этих «маленьких» павильонов был снят уже упомянутый «Салют-7», а, скажем, самый большой павильон «Мосфильма» — чуть больше двух тысяч квадратных метров. Вся природа, весь мир вокруг персонажей будут созданы на компьютере, в павильоне будут построены только отдельные декорации и условные («габаритные») объекты зеленого или синего цветов, которые потом будут заменены на CGI (компьютерная графика), — они нужны, чтобы актерам удобнее было взаимодействовать с цифровыми, по сути, несуществующими предметами сказочной реальности. Кстати, о декорациях. Кажется, что раз такое внимание уделяется компьютерной графике, то декораций будет минимальное количество, но это не так. Продюсер Сергей Сельянов обещает, что таких грандиозных по масштабу и проработке декораций в истории российского кино еще не было. «Да, царский дворец, конечно, будет создан на компьютере, — говорит он. — Но частично он все же будет построен — фасад у него 8 метров по высоте и 40 метров по длине, это не говоря уже о торговых рядах, полностью обставленных интерьерах». Специально для этого фильма делаются осветительные приборы, которые помогут показать все это великолепие максимально эффектно. Такие фильмы, сказки, фэнтези — самые дорогие, здесь экономить нельзя, потому что это сразу будет заметно, и все от этого проиграют». Самым сложным, считает Сельянов, будет сделать так, чтобы на «Конька-Горбунка» пошли не только дети с родителями, но и зрители других возрастов, как на «Последнего богатыря». Иначе фильм просто не окупится, и в ближайшие годы уже никто не станет рисковать, вкладываясь в проекты такого масштаба. Что такое «Вьюга»? Нет, это не очередная баллистическая ракета. Технология «Вьюга» — предмет особой гордости студии CGF. Это система дополненной реальности. У «Вьюги» есть подсистема, позволяющая увидеть фильм еще до начала физических съемок. Работает это так. Вместо актеров берутся компьютерные болванки (хотя в сложных сценах задействуют и актеров), схематично рисуются объекты, декорации, и дальше оператор с режиссером могут выстроить мизансцену, поэкспериментировать с ней и снять так, чтобы это всех устроило, видя в виртуальный видоискатель приблизительно то же, что они увидят на площадке. Можно смоделировать всю работу, и, когда начнутся съемки, не надо будет тратить время на пробы и ошибки: все точки съемки и движения камеры уже рассчитаны. Когда команда фильма выйдет на съемочную площадку, на контрольных мониторах режиссер с оператором смогут видеть кадр, совмещенный с заранее подготовленными компьютерными персонажами и анимированными персонажами. Это называется «превизуализация». Пословица «фильм готов, осталось его снять» приобретает новый смысл, а по деньгам и времени получается огромная экономия, десятки миллионов рублей, которые стоили бы дополнительные смены на производстве. «Вьюгу» уже отработали на фильмах «Он — дракон», «Экипаж» и «Движение вверх». Кто кого играет? Конька-Горбунка играет Павел Деревянко. Его взяли сразу, без проб. На видео, где Деревянко проживает в кадре роль Конька, видно, что играет он очень интеллигентно и тонко. Внешний вид Конька еще будут дорабатывать и совершенствовать, возможно даже до самой премьеры фильма. Среди других известных актеров — Антон Шагин, который как раз играет Ивана, а также Михаил Ефремов в роли царя и Паулина Андреева — царь-девица. Также планируется, что хореографию Жар-птицы исполнит олимпийская чемпионка Ляйсан Утяшева. Несколько «аттракционов» в фильме, как обещают, будут особенно эффектными. Помимо самого Конька-Горбунка это Жар-Птица, та самая, которую будет «играть» Утяшева. Здесь она выглядит, в общем, как птица-секретарь (обычно же в нашей сказочной иконографии ее изображают павлином). В-третьих, Кит, который здесь одновременно и млекопитающее, и огромный остров. Тут за образец были взяты острова, имеющие форму рыбы, и эти острова художники скрестили с обычным кашалотом. Киту придумали ноздри и похожие на гигантские пещеры внутренности, где тоже будет происходить часть приключений. В первых вариантах сценария фигурировали некие «чудовища волшебных снегов», но их заменили на таинственный Лабиринт обмана, особое испытание, которое Иван и Конек должны пройти порознь. Еще, говорят, будет некий Краб, которого в сказке Ершова не было. В CGF шутят, что они просто очень любят крабов: ракообразные их производства уже появлялись в «Он — дракон» и в «Кухня 2» — там, в сцене сна главного героя, краб нападал на человека, напоминающего президента России. В общем, понятно, что сюжет сказки сильно модифицировали. А как насчет погружения в кипяток? Дети не испугаются? Говорят, котлы с кипящим молоком будут, но все будет решено весело и не страшно. Вроде бы, Иван, падая в котел, ухитрится успеть посмотреть в глаза и любимой девушке, и врагу-царю, причем мы все это заметим. Рапид? Возможно. Нам не говорят. Закончить фильм планируется в конце 2019 года или в начале 2020-го. Но когда речь идет о проектах такого масштаба, сроки могут сдвигаться, потому что «Конек-Горбунок» — тот случай, когда любая ошибка может повлечь за собой провал. Стоит дождаться и посмотреть, что получится.
Интересное кино
Лошадь с человеческим лицом: Как создается блокбастер «Конек-Горбунок»
Эксклюзивные подробности о новом российском блокбастере, который стоит в два раза больше «Притяжения». В роли Конька-Горбунка — Павел Деревянко.
В июле начинаются съемки фильма «Конек-Горбунок» — масштабного сказочного блокбастера с производственным бюджетом порядка 800 миллионов рублей, огромным количеством компьютерной графики, звездным ансамблем и слегка дополненной сказкой Ершова в качестве литературной основы. Над фильмом работают продюсеры Сергей Сельянов, Александр Горохов и Антон Златопольский, постановщик картины — Олег Погодин («Дом», «Крик совы»). КиноПоиск отвечает на главные вопросы об этом кино.
Что тут такого особенного?
Во-первых, тенденция. Возможно, на наших глазах происходит возрождение такого традиционного для советского кино жанра как фильм-сказка (теперь это называют «фэнтези»). Началось все с успеха «Последнего богатыря» — его посмотрело в кино более семи миллионов российских зрителей. Видимо, спрос есть. «Конек-Горбунок» должен либо подтвердить это предположение, либо показать, что успех «Богатыря» был частным случаем. Так что следить за судьбой этого фильма все будут очень пристально.
Во-вторых, фильм по мотивам знаменитого произведения Ершова (или Пушкина) может стать новой технологической вехой в российском кино, не в последнюю очередь, благодаря системе ViewGa (проще «Вьюга», но о ней — позже). Никогда прежде в российских фильмах не было такого количества компьютерных персонажей, это точно. Посчитаем только главных: Конек-Горбунок, Кобылица, Жар-птица, и, конечно, Чудо-Юдо Рыба-Кит.
В-третьих, масштаб проекта. Бюджет в 800 миллионов — это почти в два раза больше, чем у «Салюта-7». А, скажем, у «Притяжение» Бондарчука стоил 370 миллионов. Большие деньги. Добавим к этому мощности канала «Россия 1». Словом, все будет дорого и зрелищно. Один из продюсеров фильма Александр Горохов, руководитель студии CGF, отвечающей за всю компьютерную графику и спецэффекты в «Коньке-Горбунке», даже сравнивает его с диснеевской «Книгой джунглей», «Фантастическими тварями» и «Алисой в Стране чудес».
Где это снимают?
«Конек-Горбунок» будет целиком снят в павильоне, самом большом в России (его площадь более семи тысяч квадратных метров, даже на крупнейших европейских студиях таких павильонов нет). Вообще-то, это даже не павильон: создатели фильма очень долго искали подходящее помещение, осматривали заводские цеха, ангары. В итоге обнаружили гигантский склад «Юлмарта» под Петербургом и переоборудовали его для съемок. Зачем нужно такое пространство? Как объясняет Горохов, «нельзя нарисовать воздух». Если фильм снят в маленьком павильоне, это сразу видно. Например, актер, перемещаясь по тесному пространству, заметно светлеет при приближении к источнику света, имитирующему солнце в сцене. В большом павильоне такого не происходит.
Для съемок более камерных сцен есть еще два павильона поменьше, общей площадью четыре тысячи квадратных метров. На самом деле, это тоже довольно много: в одном из этих «маленьких» павильонов был снят уже упомянутый «Салют-7», а, скажем, самый большой павильон «Мосфильма» — чуть больше двух тысяч квадратных метров.
Вся природа, весь мир вокруг персонажей будут созданы на компьютере, в павильоне будут построены только отдельные декорации и условные («габаритные») объекты зеленого или синего цветов, которые потом будут заменены на CGI (компьютерная графика), — они нужны, чтобы актерам удобнее было взаимодействовать с цифровыми, по сути, несуществующими предметами сказочной реальности.
Кстати, о декорациях. Кажется, что раз такое внимание уделяется компьютерной графике, то декораций будет минимальное количество, но это не так. Продюсер Сергей Сельянов обещает, что таких грандиозных по масштабу и проработке декораций в истории российского кино еще не было. «Да, царский дворец, конечно, будет создан на компьютере, — говорит он. — Но частично он все же будет построен — фасад у него 8 метров по высоте и 40 метров по длине, это не говоря уже о торговых рядах, полностью обставленных интерьерах».
Специально для этого фильма делаются осветительные приборы, которые помогут показать все это великолепие максимально эффектно. Такие фильмы, сказки, фэнтези — самые дорогие, здесь экономить нельзя, потому что это сразу будет заметно, и все от этого проиграют». Самым сложным, считает Сельянов, будет сделать так, чтобы на «Конька-Горбунка» пошли не только дети с родителями, но и зрители других возрастов, как на «Последнего богатыря». Иначе фильм просто не окупится, и в ближайшие годы уже никто не станет рисковать, вкладываясь в проекты такого масштаба.
Что такое «Вьюга»?
Нет, это не очередная баллистическая ракета. Технология «Вьюга» — предмет особой гордости студии CGF. Это система дополненной реальности. У «Вьюги» есть подсистема, позволяющая увидеть фильм еще до начала физических съемок. Работает это так. Вместо актеров берутся компьютерные болванки (хотя в сложных сценах задействуют и актеров), схематично рисуются объекты, декорации, и дальше оператор с режиссером могут выстроить мизансцену, поэкспериментировать с ней и снять так, чтобы это всех устроило, видя в виртуальный видоискатель приблизительно то же, что они увидят на площадке.
Можно смоделировать всю работу, и, когда начнутся съемки, не надо будет тратить время на пробы и ошибки: все точки съемки и движения камеры уже рассчитаны. Когда команда фильма выйдет на съемочную площадку, на контрольных мониторах режиссер с оператором смогут видеть кадр, совмещенный с заранее подготовленными компьютерными персонажами и анимированными персонажами. Это называется «превизуализация». Пословица «фильм готов, осталось его снять» приобретает новый смысл, а по деньгам и времени получается огромная экономия, десятки миллионов рублей, которые стоили бы дополнительные смены на производстве.
«Вьюгу» уже отработали на фильмах «Он — дракон», «Экипаж» и «Движение вверх».
Кто кого играет?
Конька-Горбунка играет Павел Деревянко. Его взяли сразу, без проб. На видео, где Деревянко проживает в кадре роль Конька, видно, что играет он очень интеллигентно и тонко. Внешний вид Конька еще будут дорабатывать и совершенствовать, возможно даже до самой премьеры фильма.
Среди других известных актеров — Антон Шагин, который как раз играет Ивана, а также Михаил Ефремов в роли царя и Паулина Андреева — царь-девица. Также планируется, что хореографию Жар-птицы исполнит олимпийская чемпионка Ляйсан Утяшева.
Несколько «аттракционов» в фильме, как обещают, будут особенно эффектными. Помимо самого Конька-Горбунка это Жар-Птица, та самая, которую будет «играть» Утяшева. Здесь она выглядит, в общем, как птица-секретарь (обычно же в нашей сказочной иконографии ее изображают павлином). В-третьих, Кит, который здесь одновременно и млекопитающее, и огромный остров. Тут за образец были взяты острова, имеющие форму рыбы, и эти острова художники скрестили с обычным кашалотом. Киту придумали ноздри и похожие на гигантские пещеры внутренности, где тоже будет происходить часть приключений.
В первых вариантах сценария фигурировали некие «чудовища волшебных снегов», но их заменили на таинственный Лабиринт обмана, особое испытание, которое Иван и Конек должны пройти порознь. Еще, говорят, будет некий Краб, которого в сказке Ершова не было. В CGF шутят, что они просто очень любят крабов: ракообразные их производства уже появлялись в «Он — дракон» и в «Кухня 2» — там, в сцене сна главного героя, краб нападал на человека, напоминающего президента России. В общем, понятно, что сюжет сказки сильно модифицировали.
А как насчет погружения в кипяток? Дети не испугаются?
Говорят, котлы с кипящим молоком будут, но все будет решено весело и не страшно. Вроде бы, Иван, падая в котел, ухитрится успеть посмотреть в глаза и любимой девушке, и врагу-царю, причем мы все это заметим. Рапид? Возможно. Нам не говорят.
Закончить фильм планируется в конце 2019 года или в начале 2020-го. Но когда речь идет о проектах такого масштаба, сроки могут сдвигаться, потому что «Конек-Горбунок» — тот случай, когда любая ошибка может повлечь за собой провал. Стоит дождаться и посмотреть, что получится.