ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ СЁЛ АЛЬШЕЕВСКОГО РАЙОНА

По мере поступления информации идёт накопление знаний. Начинаешь глубже и полнее понимать представленный материал. И вот те сведения, о которых говорят и пишут разные источники, предстают перед тобой в другом ракурсе, и ты можешь быть согласным с ними или вступать в полемику с авторами. Хотелось бы поговорить о времени основания некоторых сёл и деревень в Альшеевском районе, образованных на землях башкир-минцев рода Яиксыбы. После первых исследований прошло уже достаточно много времени. В настоящее время благодаря учёным и краеведам-исследователям ещё больше материалов из Национального архива республики вошло в научный оборот, на краеведческих и генеалогических сайтах идут активные обсуждения и обмен мнениями по историческим аспектам, в издательствах выходят новые книги с краеведческими материалами. Опираясь на полученные сведения и свои исследования, обсудим заявленную тему.
Профессор Анвар Закирович Асфандияров писал о деревне Чуракаево, что она является выселком д. Ташлы и возникла в период с 1745 по 1770 годы. Доказательства того, что деревня является выселком д. Ташлы, профессором не были представлены. Изучая несколько лет краеведческие материалы, я также не обнаружил таких сведений. Поэтому считаю спорным утверждение о выселке. Косвенным доказательством этого является то, что тамги жителей д. Чуракаево и д. Ташлы разные, не имеются схожих тамг. Категорично утверждать, что основатель деревни Чуракай Тюркеев был жителем д. Ташлы также не могу. В числе жителей д. Ташлы, отдавших в 1745 г. в оброчное владение часть вотчины башкирам Мокшинской волости, встречаются вотчинники из других деревень, включённых в список без указания деревни из-за своей единичности. Чуракай Тюркеев поставил тамгу как вотчинник яиксубиминцев из другой деревни. Какой деревни? На карте поручика Ивана Красильникова 1744 года на месте д. Чуракаево указана деревня Акысево. Чуракай Тюркеев представлял данную деревню, позднее переименованную его именем. Потомков Акыся не смог обнаружить, но среди участников польского похода 1771 – 1773 гг. из команды, представлявшей наш край, встречается Умер Акысев, возможно являвшийся его сыном. Одними из потомков Чуракая Тюркеева являются проживающие в д. Чуракаево Кидрасовы (Чуракай – его сын Шарип – его сын Кутлугузя – его сын Амангильды 1777 г.р. – его сын Байназар 1800 г.р. – его сын Карымбай 1820 г.р. – его сын Кидрас 1839 г.р.). Отец Чуракая Тюркей Смаилов встречается в документе за 1734 год (НА РБ, фонд И106, опись 1, дело №24), в котором он вместе с Сусаром Ракаевым, Альшеем Мергеном Тохтанаевым представляют Яиксуби-Минскую волость. Из представленных данных делаем вывод, что д. Чуракаево в 1744 году уже существовала, а о более раннем периоде деревни необходим поиск документов и иных сведений.
Про д. Идрисово профессор Асфандияров А.З. пишет, что первопоселенцем деревни является Идрис Муашев, а деревня возникла в 70-х годах XVIII века. Однако на карте Красильникова 1744 года на месте данной деревни уже есть деревня под названием Мумаш. Аналогия Мумаш – Мунаш или Муаш означает, что это та же деревня, она уже наличествовала и называлась по имени отца Идриса Муашева. Сотник Идрис Муашев принял участие во многих договорах припуска, ставя свою подпись без указания деревни. Являясь жителем соседней деревни, в двух земельных договорах стоит его подпись среди тамг жителей д. Чуракаево, но не как жителя д. Чуракаево, а как вотчинника Яиксуби-Минской волости. При заверении договоров ключевым было то, что ты являешься вотчинником волости. Отмечаю интересный факт, что могила Идриса Муашева сохранилась до наших дней. В эпитафии на его надгробном камне арабским шрифтом написано «...да пусть простит его всевышний. В 1794 году умер Идрис. Это его могила. Отец его Мунгш». В деревне Идрисово проживают Азнагуловы, Буранбаевы и Шагалеевы, потомки Зябаля Мунашева, родного брата Идриса (Зябаль 1739 г.р. – его сын Шугаип 1776 г.р. – его сын Ильчигул 1801 г.р. – его сыновья Муллагул 1826 г.р., Аллагул 1829 г.р. и Буранбай 1833 г.р. – сын Муллагула Шагигали 1850 г.р., сын Аллагула Азнагул 1858 г.р. и сын Буранбая Мухаматша 1860 г.р.).
Деревня Кармышево названа по имени муллы Кармыша Уразаева. Грамотный и образованный человек, он участвовал в составлении многих договоров как писарь. Утверждение Асфандиярова А.З., что мулла Кармыш являлся жителем д. Ташлы при заключении договора припуска от 1745 года, не подтверждается. В записи написано «по повелению земледатчиков и взятчиков писал мулла Кармыш и руку приложил», но нет указания, что он житель д. Ташлы. На карте края 1755 года, переписанной с карты Красильникова, указана д. Бикмамбетово. Деревня находится на месте д. Кармышево. Значит деревня в 1744 году уже существовала, а в ней проживал Кармыш Уразаев. Деревня позднее была переименована именем более авторитетного человека Кармыша. Упоминаний Бикмамбета в краеведческих материалах не нашёл. Известно только, что в д. Альшеево в 1759 году проживал Куразман Бикмаметов. Мог ли он быть сыном основателя деревни или нет, об этом можем строить предположения. Но проследить его родословную по документам возможно, в ревизской сказке по д. Альшеево за 1816 год фигурируют его сыновья Биккузя Уразманов 1758 г.р. и Кинзябулат Уразманов 1772 г.р. Родословную Кармыша Уразаева не удалось определить. В 1770 году кандидатом в старшины Яиксуби-Минской волости среди 5 человек был Минлы Кармышев, сын Кармыша. А вот о дальнейшей судьбе потомков Кармыша сведений нет.
Деревня Альшеево, считается, была образована в 1765 году. Дату образования вероятно подгадали для празднования юбилея села. Никаких документов, связанных с этим годом, в истории деревни не встречается. В 1749 и 1759 годах в припуске мишарей в д. Слак среди прочих вотчинников участвовали башкиры д. Альшеево. Есть упоминание о деревне в документах о башкирском восстании 1735 – 1740 гг. Взятый в плен один из руководителей восстания Акай Кусюмов при допросе дал такие показания: «В прошлом 735 году... начали съезжатца к ним протчие башкирцы. И, егде перешли реку Дему, тут приехал Кильмяк с собранием. Потом приехали на Чесноковку под деревню Алшееву, всего с 500 человек». Однако не сказал бы, что дд. Чесноковка и Альшеево были расположены рядом. Расстояние между деревнями 85 км, что равно одному дневному конному переходу. На карте Красильникова 1744 года д. Альшеево есть, на более ранней карте 1738 года деревня указана как Алчи (Алшей – Алчей – Алчи). Из источников видно, что д. Альшеево в 1735 году уже существовала, и праздновать надо именно эту дату. Удалось найти зацепку на потомков Альшея Мергена. В 1791 году в договоре от вотчинников поставил свою тамгу житель д. Альшеево Турай Альшеев. Дальше продолжение линии Турай – его сыновья Бикбулат 1758 г.р. и Касбулат 1761 г.р. – сын Бикбулата Хасан 1811 г.р. – его сыновья Мукминкул 1835 г.р., Рахимкул 1840 г.р., Ахмадрахим 1855 г.р. – сын Рахимкула Альмухамет 1875 г.р. Если поискать в районном архиве, то может найдём потомков Рахимкулова Альмухамета, в 1917 году проживавшего в д. Альшеево.
Из поколения в поколение передавались потомкам от аксакалов сведение о месте захоронения Альшея Мергена, основателя д. Альшеево. Похоронен он на кладбище д. Старосепяшево. Деревня Альшеево до 1786 года находилась на правом берегу реки Дёма, и кладбище для жителей дд. Альшеево и Сепяшево в XVIII веке было общим. В период с 1779 по 1786 год жители д. Альшеево переселились на левый берег. Раньше покойного башкиры хоронили на ближайшем кладбище, рядом с которым он умер. Нельзя было перевозить умершего через реку, мост и мимо кладбищ, поскольку считалось, что иначе ещё будет больше покойников, поэтому было открыто новое кладбище уже на левом берегу. Инициативная группа намечает в планах установку памятника на могиле Альшея Мергена. Благодаря вашей помощи, помощи предпринимателей либо подключении гранта президента республики надеемся на реализацию этого плана.
Второе название деревни Сепяшево – Каипово. Так деревня была названа в честь старшины волости Каипа Зиямбетова, прожившего в ней все свои годы. Среди жителей деревень Старосепяшево и Новосепяшево ходит легенда, что раннее название деревни было Каипово, но это не так. Каип Зиямбетов в 1756 году стал участником прусского похода и был отмечен в списках как житель д. Сепяшево. Жизнь Каипа Зиямбетова и его родословную мы с краеведом Салимовым Раяном Рафиковичем описали в брошюре «Каип Зиямбетов и его потомки». Желающие обрести брошюру могут обратиться к нам.
Деревня Аккулаево является выселком деревни Ташлы, образованным в период с 1745 по 1756 годы. В 1745 году основатель деревни сотник Аккулай Бикташев был ещё жителем д. Ташлы. В 1756 году в списках участников прусского похода он отмечен уже как житель д. Аккулаево. Вначале деревня была образована 5 дворами. Первыми поселенцами стали Аккулай и Якшимбет Бикташевы, Замчи Давлетов, Мастюр Букаев. Потом через 3 года деревня пополнилась ещё 5 дворами из Ташлов, исполнявшими до переезда по поручению сотника подводную гоньбу. Уже после прусского похода в деревню переехали братья Чураш, Аблай и Акыгузя Акысевы, Ландиль и Кунафия Шабаевы и некоторые другие. Аккулай и Якшимбет Бикташевы являлись потомками основателя рода Чуплюкова Яиксыбы (Яиксыбы – его сыновья Токай и Камыкай – сыновья Токая Арыслан и Кочкар – сын Кочкара Бикташ – его сыновья Аккулай, Якшимбет и Кинзекей). Родословную Аккулая в д. Староаккулаево продолжают Идрисовы, Якшимбета – Ганеевы, Минияровы и Якшимбетовы. Например, родословная известного композитора и баяниста Альфреда Якшимбетова выглядит так: Якшимбет Бикташев – его сын Кузеахмет 1753 г.р. – его сын Сайфетдин 1800 г.р. – его сын Хуснутдин 1828 г.р. – его сын Минияр 1858 г.р. – его сын Кунакбай 1899 г.р. – его сын Габит – его сын Альфред 1962 г.р.
Основатель деревни Чураево Чурай Илькеев в 1745 и 1759 гг. отмечен как житель д. Ташлы. Основал он свою деревню, по мнению Асфандиярова А.З., в 1770-е годы. Конкретных сведений об этом нет. И в 1791 году Чурай Илькеев поставил свою тамгу в числе жителей д. Ташлы, но к этому времени, считаю, он уже переехал из деревни, основав д. Чураево, и ставил тамгу в договоре как вотчинник волости. По ревизским сказкам можно проследить родословную Чурая: Чурай Илькеев – его сын Исмагил 1758 г.р. – его сыновья Нурали 1798 г.р. (его сыновья Лукман 1827 г.р., Усман 1833 г.р., Гумер 1835 г.р., Абубакир 1840 г.р.), Исянъюл 1799 г.р. (его сыновья Хамза 1822 г.р., Сейфульмулюк 1825 г.р., Сеитбаттал 1830 г.р., Мухаметкунафия 1833 г.р., Мухаметхасан 1844 г.р.), Исянгильды 1802 г.р. (его сын Габдулмукмин 1838 г.р.), Кучербай 1815 г.р. (его сыновья Фазлиахмет 1836 г.р., Валиахмет 1844 г.р., Шагиахмет 1846 г.р. и Хазиахмет 1856 г.р.). По переписи 1917 года в д. Чураево, состоящей из 121 двора, в двух с половиной десятках дворов жили потомки Чурая Илькеева.
Первое сохранившееся письменное упоминание о деревне Ташлы – договор от 1745 года об отдаче в оброчное владение земель по реке Асав башкирам Мокшинской волости. В договоре отмечается: «по отдаче дедов и отцев наших, 76 лет, и с того семидесят шестаго году бездоимочно платили по 4 куницы да по батману меду на год нашим отцам и нам, почему и мы все с товарыщи ж реченную землю, называемую Асов, владеть отдали ж с вершины до устья ис платежа 4-х куниц да 1-го батману меду бездоимочно со всеми нами владеющими угодьями вобще и по нас наследником нашим вечно». Суть договора – предки жителей д. Ташлы отдали свои вотчинные земли в оброчное владение припущенникам, и вот спустя 76 лет обновили данный договор. Из этого следует, что деревня Ташлы в 1669 году уже существовала. Так как основателем деревни был младший сын Яиксыбы бай Камыкай, то деревня именовалась Камыкаево. И до наших дней в д. Ташлы сохранились легенды, в которых говорится о многочисленных табунах, которыми владел бай Камыкай. В середине XVIII века в деревне жили правнуки Камыкая Алгушай Илькеев и братья Сумбай, Шабай и Тимиркей Сююкеевы. От них идут современные родословные 48 фамилий, представители которых живут в дд. Ташлы, Таштюбе и Баязитово.
Д. Абдрашитово считается поселением вотчинников Яиксуби-Минской волости. Однако сами вотчинники волости считали жителей деревни припущенниками. Представитель яиксубиминцев Идрис Мухаметрахимов из д. Сапяшевой в заявлении в Башкирскую межевую комиссию от 4 июня 1864 года писал: «На вотчинной земле нашей Яиксуби-Минской волости жители дер. Токтар-Абдрашитовой переселились в 1759 году без согласия вотчинников около реки Так-елга и считают себя вотчинниками и самовольно допустили многих припущенников... В 1862 году землемер Попов отмежевал землю токтар-абдрашитовцам по 7 ревизии 71 душу наравне с вотчинниками, и мы на это совершенно недовольны». Однако в 1864 году абдрашитовцы вместе с другими вотчинниками Яиксуби-Минской волости заверяли решения межевой комиссии о наделении припущенников землёй. Пусть жители д. Абдрашитово не были из рода Яиксыбы, но, вероятно, являлись родственным родом башкир-минцев. Как потомки и сородичи сына Канзафара-бия Дистана, жившие на территории, относящейся к нынешнему Давлекановскому району, и переселившие в конце XVII века в Сарайли-Минскую волость, находящейся на востоке нынешнего Татарстана, а потом в середине XVIII века вернувшиеся припущенниками уже на юг нынешней территории Миякинского района, так и предки абдрашитовцев вернулись на историческую родину.
Теперь о деревнях и сёлах, основанных припущенниками на вотчинных землях башкир-минцев рода Яиксыбы.
Д. Сараево, как пишет профессор Асфандияров А.З., – поселение безземельных башкир и тептярей на вотчинной земле Яиксуби-Минской волости, возникшее по договору от 20 ноября 1751 года. Тептяри, осевшие в деревне, были учтены ещё в 4-й ревизской сказке за 1782 год. Среди них был сын первопоселенца Биктимир Сараев 1743 г.р.
По указу Уфимской провинциальной канцелярии от 14 марта 1760 года ясашные татары Казанской дороги Бюлярской волости Максют Мурзекеев с товарищами переселились на земли башкир Яиксуби-Минской волости. Со стороны башкир-вотчинников свои подписи и тамги поставили сотник Идрис Муашев, правящий старшинскую должность Якшимбет Бикташев, бывший сотник Аккулай Бикташев и ещё 27 их товарищей. Со стороны припущенников – ясашные татары, переселившие из дд. Яняковой, Моисеевой, Шайчюриной, Мукановой, Бюляровой, Тузанабиковой, Маткауш-Тамак, Бекболовой, Таировой и Псеевой. Все они вместе основали д. Трунтаишево у речки Туран-Таиш, которая и дала название деревне.
Д. Слак – мишарское поселение, возникшее ещё в 1738 году, но правовые основы отношений жителей деревни с вотчинниками Яиксуби-Минской волости были закреплены только в 1759 году. Мишари переселились на речку Слак из дд. Суюндуково, Аврюз, Балышлы, Богданово, Исланово, Карамалы, Каратяка, Кудушли, Мунгачево, Сафарово Уфимского уезда Сибирской дороги. В начале XX века деревня Слак была уже большим селом, в 1914 – 1930 гг. являлась волостным центром Слаковской волости. По списку населённых мест за 1906 год в д. Слак было 5 мечетей, 2 школы, 2 пивные лавки, винная лавка, бакалейные лавки, 3 хлебозапасных магазина, земская больница, приёмка хлеба и яиц, 4 мельницы, каменоломни. В 708 дворах проживали 3834 жителя, по воскресениям здесь проходили базары.
Чувашские деревни появились на юге Яиксуби-Минской волости во второй половине XVIII века. Одной из первых была основана д. Кайраклы, её жители поселились здесь в 1781 году. Но ещё ранее в 1770 году в тех же местах были припущены чувашские крестьяне из д. Ермолкино Тихон Васильев с товарищами в количестве 15 дворов. Граница межи проходила по речкам Сибили и Тямли-Ирень, окраине леса Шарлы, проданного вотчинниками заводчику Ивану Осокину, владельцу Усень-Ивановского медеплавильного завода, с другой стороны арендованная чувашская земля граничила с Иликей-Минской и Канлинской волостями.
Мишарские деревни Верхний Аврюз и Нижний Аврюз были основаны по договору с вотчинниками Яиксуби-Минской волости в 1765 году и 1778 году. По списку населённых мест за 1896 год в д. Верхне-Аврюзова при речке Аврюз в 124 дворах указаны 732 жителя, здесь были мечеть, медресе, бакалейная лавка. В д. Нижне-Аврюзова в 232 дворах проживало 1392 человека, имелась мечеть, частное медресе, бакалейная лавка. Базары проходили еженедельно по субботам, на речке Аврюз находились мельницы Хуснутдинова в 1 двор с 1 хозяином, Мухамадиярова в 1 двор с 1 хозяином и Нагаева в 1 двор и 2 жителей.
Д. Нигматуллино основана поручиком мишарём Нигматуллой Янышевым по договору с вотчинниками в 1793 году. По списку населённых мест за 1896 год деревня Нигаметуллина Альшеевской волости находилась при речке Ток-Елга, в 380 дворах указано 1986 жителей. В деревне было 2 мечети, частное медресе, 5 водяных мельниц, обдирка, 6 базарных лавок. Базары проходили еженедельно по средам.
Д. Ибраево – поселение бурзянцев на земле башкир вотчинников Яиксуби-Минской волости, основанное после бунта в 1740-е годы. В 1738 году основатель деревни Ибрай Тиевкеев был ещё жителем д. Курманкеево. А в 1756 году 4 жителя д. Ибраево Девлеш Муслюмов, Кукимбет Казанаев, Каипкул Акбеляков и Зиянгул Сююшеев приняли участие в прусском походе. Сын основателя деревни Исянбай Ибраев (1729 – 1813 гг.) был участником польского похода 1771 – 1773 гг. Внук основателя от другого сына поручик Абдий Юмагулов (1762 – 1818 гг.) возглавлял 12-й башкирский кантон. Дворянин, у него от семи жён было 15 сыновей. От Абдия Юмагулова продолжается родословная живущих в д. Ибраево Шангареевых (Абдий Юмагулов – его сын юртовый старшина Исхак 1798 г.р. – его сын Мухаметшарип 1822 г.р. – его сын Шангарей 1845 г.р.).
Д. Кипчак-Аскарово – поселение кипчаков на землях Яиксуби-Минской волости. Первоначальное название поселения – деревня Аскарово, которая за многолетнюю свою историю то делилась на выселки, то снова объединялась в общее селение. По заявлению, данному в Уфимскую провинциальную канцелярии 22 декабря 1763-го года вотчинниками Яиксуби-Минской волости, «на живущих на их вотчинной земле Кипчатцкой и Бурзянской волостей башкирцев деревень Аскаровой Аскара Якшигулова, Сапара Сеиметеева, Курмекевой Усмана Казанчеева, Урекеевой Бурангула Юсупова с товарищи челобитьем объявили, что означенные башкирцы с их сотоварищи всего дворов со ста прошлых давних годов припущены прадедами и дедами их в показанные деревни для жительства и довольствия как пахотною землёю, так и сенными покосами и прочими угодьями». Как видно из текста, название деревни дано по имени Аскара Якшигулова. Однако ещё более раннее название деревни было другим, так как первопоселенцами были деды и прадеды Аскара и его сородичей. И деревня возникла в конце XVII века, для более точной датировки не хватает данных. Известны жители д. Аскарово, принявшие участие в прусском походе 1757 года – это Араслан Умитбаев, Ишалей Казобулатов, Амир Муртазин. В Отечественной войне 1812 года приняли участие кипчак-аскаровцы зауряд-сотники Яхья Кильдыгулов и Мукай Чапкунов, зауряд-хорунжий Юлдаш Рахметуллин, урядники Гайса Ахметев и Давлетша Игисяков.

Могила Альшея Мергена на кладбище д. Старосепяшево. Фото 2007 года.

Комментарии

  • 28 янв 19:00
    Очень мало сведений по дер. Трунтаишево, у нас была мечеть каменнаяи медресе, это со слов моей бабушки, медресе ещё стояла, когда мы росли
  • 28 янв 19:01
    Мечеть разобрали, не помню в каком году
  • 28 янв 19:32
    Хотелось узнать про Абдрашитово, деревне 250 лет, никаких фамилий кто основал.
  • 28 янв 23:56
    Мне тоже хочется узнать о деревнях Колонка и Малиновке, что находились рядом с деревней Каран... Относились они к колхозу Куйбышева, сельсовета в Чуракаево находился.. Это было в 1960 году... Хотелось бы узнать в каком году поселились наши бабушки и дедушки, приехавшие с Украины.? Колонка ещё очень частично существует, а вот Малиновке давно уже нет... Помогите, пожалуйста, кто может... Так тревожно не знать свои корни... Пока живы были родственники, не интересовались этим, а сейчас спросить не у кого уже.... О очень печально до слез... У меня в Колонке на кладбище дед похоронен в 1933 году... Кресты стоят и лежат очень старые, а могилы точно не знаю... Это так страшно и больно ходить по могилам, видя всё это и чувствуя, что дедушка где то рядом и не приложить колено к его могиле... Помогите, кто может.......
  • 29 янв 00:37
    Спасибо большое, только о Трунтаишево мало написано
  • 2 фев 17:50
    Спасибо. Но о с. Крымское вообще ничего. Только о мишарах Нигматулллино, об их базара, мечетях.
  • 2 фев 17:55
    Об уроженцах из Украины очень много написано Давлекановским историком. Я ему задавала вопрос. Он ответил, что примерно в 19 веке, царица Екатерина великая
    прислала украинцев для сельскохозяйственных работ. Ну и украинцы обосновались на башкирских землях.
  • 2 мар 17:20
    О Крымском есть очень хорошая книга Р.Р. Садикова "Эстонцы на Южном Урале". Книга есть и в электронном варианте в интернете.. Так же здесь во всех подробностях автор описывает хуторское эстонское поселение Линда, основанное в 1902 году., д. Сакалы. Эстонцы были очень цивилизованным европейским народом. В ЦГА РБ очень много различных документов, протоколов собраний и т .д. Не знаю кто и откуда берет информацию о предстоящих юбилеях деревень. О Линде пишут, -90 лет. У меня в руках книга "Населенные пункты Башкортостана" часть 3. 1926 год. На стр. 25 под номером 503 написано: "Линда. хут. эст.21 двор. 15 верст до ВИКа" . В 1934 г, т.е. 90 лет назад возникает Линдовское отделение Раевского зерносовхоза. С 1934 существовало две Линды_ деревня Старая Линда и Линдовское отделение Раевского з-с. А если быть объективными в 1934 году, в результате разукрупнения огромного Альшеевского зерносовхоза, образовались три самостоятельных совхоза: Альшеевский (Позже Первомайский), Тагировский (Кызыльский, им.60-летия БАССР) и Раевский . Здесь же ряд отделений ., в т.ч. Линдовское, Красно-Клинское, Демское и т д. Всем этим событиям в феврале 2024 года 90 лет.
  • 3 мар 09:18
    И еще. Для тех, кто интересуется сейчас много монографий, исследований краеведов, в т.ч. и о нашем районе. Кроме Р.Р. Садикова есть "История Казанско-Богородицкой церкви села Ново Константиновки Белебеевского уезда Уфимской губернии" автор А.И. Ерошев. В ней затрагиваются и материалы о прилегающих деревнях. В 2012 году к 120-летию с.Казанка , в результате историко-этнографической экспедиции по населенным пунктам Альшеевского района, основанным украинскими переселенцами на рубеже 19-20 вв. под общей редакцией В.Я. Бабенко издана книга "Село Казанка и украинцы Альшеевского района". В ней история, воспоминания старожилов, фотографии, фольклор. Историк Уфимской епархии П.В. Егоров готовит к выпуску книгу об исчезнувших храмах Белебеевского уезда. А храмов было много. Только на территории нашего бывшего Раевского совхоза церкви были в с. Байдаковка, Нефороща, Баландино, Константино-Александровка (до 1959 года была бригадой Нефорощанского отделения в составе Альшеевского района.). Везде трагическая история.
  • 3 мар 13:35
    Где можно приобрести книгу о Казанке Альшеевского района.
  • 7 мар 12:25
    Спасибо, Альфия, за сведения, как появились украинские селения на башкирских землях.
  • 27 мар 08:28
    Здравствуйте Где можно приобрести книгу о д Тюбетеево Альшеевского района пишите пожалуйста адреса?