Лебединое озеро,премьера,которая провалилась
Этот день можно считать рождением русского классического балета что
20-го февраля 1877-го года на сцене Большого театра в Москве на сцене Большого Театра состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского«Лебединое озеро»,авторами либретто были директор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер,а постановщиком–балетмейстер Венцель Юлиус Рейзингер,дирижёр-постановщик–Степан Рябов(Одетта и Одиллия–Пелагея Карпакова,затем–Анна Собещанская).
Перед премьерой 36-летний композитор особенно волновался—это был первый в его творчестве балет,он давно хотел попробовать себя в этого рода музыке.
Премьера провалилась:на следующий день критики в пух и прах разнесли постановку,«Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями,тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей,к радости публики,в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом,бросившимся вслед за ними в воду,но Чайковский был уверен,что через какое-то время балет оценят и он обретёт новую жизнь,ведь так и случилось.
Первой Одеттой была Пелагея Карпакова,о которой историк балета Дмитрий Мухин написал:-,,Она старалась по возможности произвести фантастическое олицетворение лебедя,но как слабая в мимическом отношении особого впечатления не произвела".
Исследователи до сих пор спорят о том,кто исполнял в третьем акте роль Одиллии,На афише имя танцовщицы скрыто за тремя звёздочками.
Никто из критиков и современников не находил и слова похвалы хореографии балета.Музыкальный критик Герман Ларош писал:-,,По музыке «Лебединое озеро»—лучший балет,который я когда-нибудь слышал,по танцам—едва ли не самый казённый,скучный и бедный балет,что дается в России.
Балетмейстер Лев Лукин иронизировал по поводу«замечательного умения»Рейзингера«вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения»,и одновременно указывал,что характерные танцы«попросту позаимствованы им из других балетов».
Либреттист Модест Чайковский(младший брат автора музыки балета Петра Чайковского)упомянул о«бедности воображения балетмейстера».
Успех«Лебединого озера»у зрителей был невелик,неудача первой постановки«Лебединого озера»была закономерной.
Московская труппа,руководимая Рейзингером,не способна была постичь музыку Чайковского,возможно,если бы балет попал сразу в руки Мариуса Петипа,его судьба оказалась бы иной.Вероятно,он нашёл бы достойное воплощение ещё при жизни композитора,но к сожалению,малый успех балета в Москве закрыл ему доступ на петербургскую сцену,хотя друзья Чайковского ратовали за его постановку в Петербурге.
Дальнейшая история постановок
1880-вй год:балетмейстер Иосиф Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль.
1894-ый год: в концерте,посвящённом памяти П.И.Чайковского,была впервые показана«лебединая»картина II акта балета в постановке Льва Иванова(главные партии исполнили Пьерина Леньяни и Павел Гердт).
1895-вй год:состоялась премьера спектакля в Мариинском театре,балетмейстер Петипа совместно с М.И.Чайковским доработали либретто,а вместе с композитором Р.Дриго—партитуру.
Версия Петипа—Иванова стала классической,она лежит в основе большинства последующих постановок«Лебединого озера»,за исключением модернистских.
1933-й год:в бывшем Мариинском театре балет был поставлен вновь в редакции Агриппины Вагановой.На волне советской пропагандистской борьбы со сказкой и всяким волшебством в искусстве,спектакль стал как бы«историческим»,более бытовым.
Партия заколдованной принцессы-лебедя была впервые разделена на двух героинь:принцессу и её соперницу(Одетта—Галина Уланова,Одиллия—Ольга Иордан).
1967-ой год:венская постановка Рудольфа Нуреева,о которой Николай Цискаридзе сказал:«Нуреев ставил спектакли так,что из всех возможных комбинаций жестов и движений он выбирал самые неудобные».
1976-ой год:«Лебединая»картина Льва Иванова наиболее точно восстановлена в оригинальном спектакле Джона Ноймайера «Иллюзии—как«Лебединое озеро»».
На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две,имеющие полностью одинаковые партитуры.
«Лебединое озеро»—это один из главных балетов в истории хореографии,все знаменитые балерины танцевали партии Одетты-Одиллии.
На сцене Большого театра в этих ролях блистали Галина Уланова и Майя Плисецкая. Характеру Галины Улановой больше отвечал образ белого лебедя—Одетты,а характеру Майи Плисецкой больше соответствовал образ чёрного лебедя—Одиллии.
Этот балет и сегодня входит в репертуар ведущих театров,а знаменитые хореографы регулярно создают свои оригинальные версии «Лебединого озера».
Но что самое интересное 19-го августа 1991-го года,советские люди,привыкшие встречать утро с просмотра телепередач,были озадачены:нервно переключая кнопки на пульте в поисках новостей и развлекательных программ,они всюду натыкались на балет,,Лебединое озеро",заполонивший все телеканалы,для людей,наученных опытом предшествующего десятилетия,это был знак:в стране что-то произошло
20-го февраля 1877-го года на сцене Большого театра в Москве на сцене Большого Театра состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского«Лебединое озеро»,авторами либретто были директор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер,а постановщиком–балетмейстер Венцель Юлиус Рейзингер,дирижёр-постановщик–Степан Рябов(Одетта и Одиллия–Пелагея Карпакова,затем–Анна Собещанская).
Перед премьерой 36-летний композитор особенно волновался—это был первый в его творчестве балет,он давно хотел попробовать себя в этого рода музыке.
Премьера провалилась:на следующий день критики в пух и прах разнесли постановку,«Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями,тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей,к радости публики,в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом,бросившимся вслед за ними в воду,но Чайковский был уверен,что через какое-то время балет оценят и он обретёт новую жизнь,ведь так и случилось.
Первой Одеттой была Пелагея Карпакова,о которой историк балета Дмитрий Мухин написал:-,,Она старалась по возможности произвести фантастическое олицетворение лебедя,но как слабая в мимическом отношении особого впечатления не произвела".
Исследователи до сих пор спорят о том,кто исполнял в третьем акте роль Одиллии,На афише имя танцовщицы скрыто за тремя звёздочками.
Никто из критиков и современников не находил и слова похвалы хореографии балета.Музыкальный критик Герман Ларош писал:-,,По музыке «Лебединое озеро»—лучший балет,который я когда-нибудь слышал,по танцам—едва ли не самый казённый,скучный и бедный балет,что дается в России.
Балетмейстер Лев Лукин иронизировал по поводу«замечательного умения»Рейзингера«вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения»,и одновременно указывал,что характерные танцы«попросту позаимствованы им из других балетов».
Либреттист Модест Чайковский(младший брат автора музыки балета Петра Чайковского)упомянул о«бедности воображения балетмейстера».
Успех«Лебединого озера»у зрителей был невелик,неудача первой постановки«Лебединого озера»была закономерной.
Московская труппа,руководимая Рейзингером,не способна была постичь музыку Чайковского,возможно,если бы балет попал сразу в руки Мариуса Петипа,его судьба оказалась бы иной.Вероятно,он нашёл бы достойное воплощение ещё при жизни композитора,но к сожалению,малый успех балета в Москве закрыл ему доступ на петербургскую сцену,хотя друзья Чайковского ратовали за его постановку в Петербурге.
Дальнейшая история постановок
1880-вй год:балетмейстер Иосиф Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль.
1894-ый год: в концерте,посвящённом памяти П.И.Чайковского,была впервые показана«лебединая»картина II акта балета в постановке Льва Иванова(главные партии исполнили Пьерина Леньяни и Павел Гердт).
1895-вй год:состоялась премьера спектакля в Мариинском театре,балетмейстер Петипа совместно с М.И.Чайковским доработали либретто,а вместе с композитором Р.Дриго—партитуру.
Версия Петипа—Иванова стала классической,она лежит в основе большинства последующих постановок«Лебединого озера»,за исключением модернистских.
1933-й год:в бывшем Мариинском театре балет был поставлен вновь в редакции Агриппины Вагановой.На волне советской пропагандистской борьбы со сказкой и всяким волшебством в искусстве,спектакль стал как бы«историческим»,более бытовым.
Партия заколдованной принцессы-лебедя была впервые разделена на двух героинь:принцессу и её соперницу(Одетта—Галина Уланова,Одиллия—Ольга Иордан).
1967-ой год:венская постановка Рудольфа Нуреева,о которой Николай Цискаридзе сказал:«Нуреев ставил спектакли так,что из всех возможных комбинаций жестов и движений он выбирал самые неудобные».
1976-ой год:«Лебединая»картина Льва Иванова наиболее точно восстановлена в оригинальном спектакле Джона Ноймайера «Иллюзии—как«Лебединое озеро»».
На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две,имеющие полностью одинаковые партитуры.
«Лебединое озеро»—это один из главных балетов в истории хореографии,все знаменитые балерины танцевали партии Одетты-Одиллии.
На сцене Большого театра в этих ролях блистали Галина Уланова и Майя Плисецкая. Характеру Галины Улановой больше отвечал образ белого лебедя—Одетты,а характеру Майи Плисецкой больше соответствовал образ чёрного лебедя—Одиллии.
Этот балет и сегодня входит в репертуар ведущих театров,а знаменитые хореографы регулярно создают свои оригинальные версии «Лебединого озера».
Но что самое интересное 19-го августа 1991-го года,советские люди,привыкшие встречать утро с просмотра телепередач,были озадачены:нервно переключая кнопки на пульте в поисках новостей и развлекательных программ,они всюду натыкались на балет,,Лебединое озеро",заполонивший все телеканалы,для людей,наученных опытом предшествующего десятилетия,это был знак:в стране что-то произошло
Белый лебедь, рожденный фантазией великого композитора, всегда останется символом русского балета, символом его чистоты, величия, его благородной красоты.