Комментарии
- 25 апр 2021 09:46Надежда СамилякСтолько поверий связано с этим деревом!!!Как интересно!!!...
- 25 апр 2021 10:03Любовь (Баранова) РодивиловаОчень интересно спасибо Галина
- 25 апр 2021 10:32Елена Нестерова (Попова)Галя, спасибо за такую интересную статью. Узнала много интересного и любопытного!!!
- 25 апр 2021 11:02МКУК "ПМЦБ"
- 25 апр 2021 11:06Надежда Самиляк
- 25 апр 2021 16:35Лилия Донец (Ерасова)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
МКУК "ПМЦБ"
:Галина Крутильникова(Грицакова)
ИНФОРМСТРАНИЧКА «ВЕРБА: ЛЕГЕНДЫ И ПОВЕРЬЯ»
#ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ#
Вербное воскресенье и по сей день считается одним из самых значимых праздников в христианской традиции. Его принято отмечать за неделю до пасхи, однако от этого его важность не утрачивается. Освящение веток вербы является неотъемлимым обрядом для отечественных православных. Они символизируют пальмовые ветви, которыми иудеи приветствовали Иисуса в Иерусалиме. В России пальмы не растут, поэтому их заменили вербовыми ветками. Верба-первое растение, которое расцветает весной. Она олицетворяет пробуждение природы и возрождение новой жизни.
Происхождение вербы в народе объясняют по-разному. Есть легенда, что верба была завезена из Китая: привезли однажды в плетеных корзинах какой-то товар, разгрузили, а корзины выбросили. Одна из ветвей принялась и выросла в чудесное дерево.
В красивой сказке Олеся Бердника «Верба та водяний цар» происхождение вербы объясняется так. Жила однажды на свете девушка невиданной красоты, и уж так любовалась собою, все в зеркальце смотрела: – Неужели когда-то пропадет вот такое чудо? Неужели полиняют брови, померкнут глаза, сморщится кожа и стану я сгорбленной старухой? Много к ней парней сваталось, и от всех она требовала: – Подарите мне вечную красоту, тогда я полюблю вас. Кто добудет тайну неувядающей молодости, тот станет моим избранником. Явился к ней однажды Водяной царь, стал в любви признаваться, обещал любое желание красавицы выполнить. – Отлично, - загорелась она, замыслив, однако, обмануть водяного. – Буду твоею, но... сделай так, чтобы вечно мой прекрасный образ отражался в зеркале твоих вод, чтобы из года в год он становился все красивее и красивее. Нахмурился царь, задумался. Понял, что дала ему дева коварную загадку, обманула его. Быть вечно молодой, быть отраженной в озере и вместе с тем не идти к нему? Но слово было сказано, достоинство властителя вод не позволяла ему отказаться от обещанного. – Будет так, как ты потребовала, - вздохнул царь. - Вечно твой волшебный образ будет отражаться в этом озере, но станешь ты плакучей вербой – деревом прекрасным и задумчивым. Целовать я стану корни твои, которые купаться в водах моих будут, нежить косы твои зеленые волнами буйными…
Вот так и появилось на Украине новое славное дерево – верба. По тому месту, которое она занимает в народной культуре, вербу по праву можно назвать украинским деревом-тотемом, от которого, как верили в старину, происходят люди. Вероятно, в древние времена, верба символизировала Богиню, которая занималась деторождением. Недаром в украинском народе до сей поры существует поверье, что «детей находят на вербе». Она является символом жизнеспособности, быстрого роста, плодородия: из веточки, без корня, на любой почве вырастает верба. А главное - она является символом Украины: «Без вербы и калины нет Украины»
О вербе сложено много легенд, в которых она выступает также и символом грусти, сожаления, нелегкой женской доли, которой много приходится терпеть, гнуться, но не ломаться. Была у матери Вербы дочь Калина. Работала она в поле, захотела пить. Увидела криницу, зачерпнула воды. Первую каплю отдала пташке и только собралась пить, как услышала далекий голос матери – « Не пей, доченька». Не послушалась Калина, снова зачерпнула воды, поднесла к губам, но пташка смахнула ее своим крылом. Снова зачерпнула девушка воды, напилась и превратилась в калиновый куст. Бежала мать, чтоб остеречь дочку, но не успела и от горя превратилась в плакучее дерево. С тех пор мать Верба оберегает все водные источники, чтоб люди никогда не узнали злых чар.
Еще легенда. У одной женщины было столько детей, что она, возгордившись, готова была поспорить с самой матерью – Землей своей плодовитостью. Та рассердилась и превратила ее в вербу.
В народной поэзии отмечались два свойства вербы – ее особенный шум и то, что она стоит над водой. Шум вербы – знак вести или неожиданности, девичьей грусти. Старались вырастить вербу возле дома. Примечали, примется – девушка замуж выйдет, а хлопец женится. В народной речи сохранилось много пословиц, примет, связанных с вербой: «Верба, что немец, куда ни ткни, тут и примется», «Верба красна – бьет напрасно», «Верба бела – бьет за дело», «Дождешься, как от вербы яблок», «У тебя и на вербе груши растут». Особо отмечалась ее связь с водой. «Где верба, там вода, где вода, там и верба». «Где серебрится вербица, там здоровая водица». Вербой обсаживали криницы, ставки (пруды), чтоб вода «была пригожа и здорова». Сажали ее и над копанками, местами, где стирали белье, чтоб вода в них очищалась. Многие верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя – помочь при пожаре. «Без вербы не весна». «Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед».
Верили, что весенняя верба передает от себя людям здоровье и силу. Верба считалась священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу.
До наших дней летом на Подолье, Волыни, в других местностях сохранился красивый обычай выбирать "Купайлицю" (купальское дерево). Девушки и парни выбирали небольшое, но роскошное со многими ветками деревце вербы, ставили его на лугу, на берегу реки и украшали лентами, «качалками» (спелые вишни с хвостиками, сплетенные на небольшой палочке с помощью нитей), позднее и конфетами. Девушки водили вокруг купальского дерева хороводы, пели песни, часто шутливые, заигрывая с ребятами. Вечером парни подходили к деревцу, разрывали "стражу" - круг девушек - и разбирали Купайлицю. Каждый срывал себе ленту, девушки знали, чью. Иногда парни, сорвав несколько вербовых веточек, делали перевясло (обычно это жгут из перекрученной соломы для перевязки снопов) и пытались им обвить девушку - намекали на желание любить и иметь от милой ребенка. Так создавались пары. Ободранное купальское деревце сжигали или бросали в воду. По окончании праздника ветки вербы сажали во дворах.
С приходом христианства отношение к вербе стало неоднозначным. Старую вербу считали проклятым деревом, так как, по легенде, из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это та верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом. Бытовало поверье, что нечистые силы весной спа¬саются на вербе от поздних холодов, а после Вербного воскресенья они падают прямо в воду, поэтому с Верб¬ного воскресенья и до самой Пасхи запрещалось чер¬пать воду под вербой. На вербе любят качаться русалки (по поверью, существовавшему на Харьковщине, они могут бегать по ней в виде белки). Иногда о странной любви люди говорят: "Влюбился, как черт в сухую вербу".
С другой стороны, верба была для христиан священным деревом. На праздник Вербного воскресенья принято освящать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами. В народе тесно переплелись старинные традиции с христианскими. Исстари верили, что верба наделяет здоровьем. Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали символически стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Хлестали освященной вербой и себя, чтобы прибавилось здоровье, при этом приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой еще стегали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось много здоровых детей.
Святая верба пользуется большим уважением среди нашего народа. «Грех ногами топтать святую иву», а потому даже мелкие веточки, если они остались после освящения, сжигали, чтобы, не дай Бог, под ноги не попали. Бытовало поверье, что из вербы, растущей в глубине дремучего леса, в самой чаще деревьев, куда не прони¬кает ни один луч света, можно сделать волшебную дудочку: ее музыка развеселит и заставит смеяться самого грустного человека на свете, а злой человек, услышав ее, признается и покается во всех своих злодеяниях.
Вербу в некоторых культурах называют кошачьей ивой, а связано это с легендой. «Как-то мама-кошка сидела на берегу реки и плакала, потому что ее котята упали в воду, и она не могла достать их оттуда. Тогда ветки дерева склонились к воде, и котята смогли выбраться по ним на сушу. С тех пор на ветках вербы растут пушистые соцветия в награду за ее добрый поступок. А кошки, кстати, тоже очень любят ветки вербы и с удовольствием их грызут при первой же возможности. Вот она, кошачья благодарность.