ЩЕРБИНА Федор Андреевич (куб.

) - род. 13 февраля 1849 года, ст. Ново-деревянковской; писатель, член Русской Государственной думы, делегат Кубани на Московском Государственном Совещании, Член Верховного Круга Дона, Кубани и Терека. Происходил из семьи Казака-священника, закончил курс Ставропольской духовной семинарии и в 1872 году, получил войсковую стипендию для обучения в высшей школе. После этого принят в Петровско-Разумовскую Сельскохозяйственную Академию, но на втором году должен был ее оставить по требованию властей, как участник студенческих волнений. Через год поступил в Одесский Новороссийский университет, а т. к. и здесь продолжал "хождение в "народ" с критикой действий правительства и уличен в связях с революционерами, Щербина подвергся аресту, просидел месяц в жандармском арестном доме, выпущен под залог и отправлен, как политически неблагонадежный, по месту жительства в свою станицу. Однако, вскоре снова арестован и сослан на поселение в Вологодскую губ. Он возвратился оттуда через три года в конце 1880 года.
Во время пребывания на севере Щербина опубликовал в журнале "Отечественные Записки" статью "Сольвычегодская земельная община" и написал серьезный труд "Очерки южно-русских артелей и общинно-артельных форм". Эта работа вышла отдельной книгой вскоре после возвращения из ссылки.
От этого времени он стал регулярно помещать в русских периодических изданиях статьи по вопросам казачьей экономики, создавшие ему известность в общественно - научных сферах. В 1884 году он принят на службу в Воронежское земство, как специалист, для организации статистического отдела. Работая там, Щербина на практике пришел ко многим оригинальным выводам, которые опубликовал в нескольких трудах. В 1887 г. Императорское Географическое Общество премировало золотой медалью его работу "Крестьянское хозяйство по Острогожскому уезду"; в 1889 г. его "Сборник оценочных сведений по крестьянскому хозяйству четырех уездов Воронежской губернии" получил от Харьковского университета денежную награду; в 1891 г. Российская Императорская Академия Наук присудила ему высшую денежную премию за работу "История Воронежского земства".
Кроме этих работ, Щ. опубликовал многие исследования но экономике в газете "Русские Ведомости" и в журналах "Отечественные Записки", "Русская Мысль", "Дело", "Киевская Старина", "Северный Вестник".
В эти годы, по поручению Кубанск. Наказн. атамана, он принял участие в обработке сборника "Кубанское Казачье Войско (1696-1888)" и написал для него очерк "История Кубанского Казачьего Войска", Ознакомившись с ним, Наследник Цесаревич Николай Александрович нашел его достойным награды и подарил автору золотой жетон и перстень с бриллиантом. Став Императором Николаем II- ым, он же выразил желание, чтобы награжденный им автор был назначен начальником "Экспедиции по исследованию степных областей". Административные власти должны были смириться перед монаршею волей и Щербина, в их мнении опасный революционер-народник, пропагандист зловредных идей, бывший ссыльный, получил назначение и спокойно приступил к выполнению порученного ему задания.
Наделенный широкими полномочиями, он разъезжал по обширным областям империи, с интересом знакомился с бытом и настроениями отдельных казачьих общин на Урале и в Сибири, с материальным положением степных кочевников Средней Азии.
После писал, что повсюду у Казаков обнаруживалась тяга к объединению всех Казачьих Войск, в целях защиты их общих интересов, а вместе с тем и особенная, почти родственная симпатия ко всем встречным представителям казачьего рода по формуле: "я Казак и ты Казак - мы свои, а кто не Казак, тот нам чужой". Такое сознание он чувствовал и в себе самом и считал его "логическим и последовательным выводом из всей казачьей исторической жизни".
Результаты работ экспедиции заняли десять томов описаний и выводов, и в отношении Киргизов стали пожеланием о необходимости обеспечить их большими земельными наделами на основах "учета средних потребностей" по методу самого Щ-ны.
Но возвратившись к месту прежней службы в Воронежское земство Щербина снова навлек на себя гнев властей, содержанием докладной записки о нуждах сельского хозяйства. Министр Плеве распорядился выслать его по месту жительства на Кубань.
Получив его обратно, Казаки в 1906 г. избрали его председателем экстраординарной Кубанской Рады и поручили ему разработку решении по поводу справедливого распределения земельных угодий между Кубанскими станицами. Затем Казаки послали его своим делегатом в Русскую Государственную Думу второго созыва, где он состоял председателем Казачьей фракции, а после революции 1917 г. и возрождения казачьего независимого строя Щербина стал неизменным членом Кубанских Краевой и Законодательной Рад всех созывов. В 1920 г. он ушел в эмиграцию, где был приглашен на пост профессора статистики в Украинский Технический Институт (Господарча Академия) в Падебрадах, а затем стал ректором Украинского Народного университета. Одновременно возглавлял "Общество Кубанцев в Чехословакии" и сотрудничал в вольно-казачьей прессе.
Умер в Праге (Чехия) 28-го октября 1936 года.
Наиболее значительные из его многочисленных трудов, им в разное время опубликованы: "Воронежское крестьянское хозяйство", "Крестьянские бюджеты", "Влияние урожаев и хлебных цен на крестьянское хозяйство", "Беглые и крепостные в Черномории", ''История самоуправления у Кубанских Казаков", "Земельная община Кубанских Казаков", "Малороссийская штунда", а также "Факты казачьей идеологии и творчества" в эмигрантской анкете "Казачество".

ЩЕРБИНА Федор Андреевич (куб.) - род. - 962689545815

Комментарии

  • 9 мая 12:39
    Ни слова не сказали про его фундаментальный труд, двухтомник "История Кубанского казачьяго войска", и о том, что именно Щербина вывез за границу регалии Кубанского войска, чем спас их от варваров-большевиков.
  • 9 мая 13:37
    Переговоры о мире американцев с Лениным в марте 1919-го года – не очень известная тема. А ведь тогда секретная миссия США во главе с советником президента по международным делам Уильямом Буллитом, была посвящена…Прекращению Гражданской войны.И, что характерно, Ленин был согласен. Причём не просто на перемирие, он был готов признать независимость всех территорий, которые контролировались белыми.
    Вот как сам Буллит описал переговоры в своей книге, вышедшей уже в 1967 году.
    «Ленин предложил немедленное перемирие на всех фронтах и фактическое признание существовавших антикоммунистических правительств, которые установились на следующих территориях бывшей Российской империи: 1) Финляндии, 2) Мурманска и Архангельска, 3) Эстонии, 4) Латвии, 5) Литвы, 6) Польши, 7) западной Белоруссии, 8) Румынии и Бессарабии, 9) большей половины Украины, 10) Крыма, 11) Кавказа, 12) Грузии, 13) Армении, 14) Азербайджана, 15) всего Урала, 16) всей Сибири. Таким образом, Ленин предложил ограничить коммунистическое правление Москвой и небольшой прилежащей к ней территорией, плюс городом, который сейчас известен как Ленинград… Сводя коммунистическое государство к территории, немногим большей, чем та, которая управлялась Иваном Грозным, Ленин предложил Западу уникальную возможность предотвратить коммунистическое завоевание вышеперечисленных и прилежащих к ним земель»
    И вроде как именно Колчак и Деникин, сторонники “единой и неделимой России”, тогда отказались от перемирия.
  • 9 мая 14:41
    Колчак и Деникин никогда бы не согласились на перемирие и разделение российской территории, ибо великодержавность была у них "в крови".
  • 9 мая 15:30
    Вот пожали плоды своего упрямства и недалекости.