Вышивание

Вышивание - 921685248639
Насколько вышивание является древним ремеслом — точно не определено, но оно всегда популярно

Главные слова в вышивании
Слово вышивка — произошло от более древних слов — «шить», «шити», употребляемых в славянских языках. Издавна на Руси для обозначения этого рукоделия использовали такие слова, как письмо, шитьё.

Узор не вышивали, а чеканили, писали, точили. Слово орнамент — латинское, обозначает украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Вышивание - 921685263743

Старинные подзоры-кайма по краю кровати
Слово узор произошло от слов узы, узреть, увидеть. По узорам можно было определить из какого роду-племени был человек, на узоре увидеть его статус и возраст. По узорам определяли замужем ли девушка, просватана или свободна.

О появлении вышивки
Самыми древними видами вышивальных швов считаются швы роспись, набор и строчевая вышивка. Древняя славянская мастерица могла с помощью простых швов создать объемный, многослойный удивительно сложный сакральный узор.

Развитие вышивания в России Вышивка – искусство древнее. Материалы Армиевского могильника дают образец вышивки в виде косых крестов по гладкому полю ткани. В Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения.
Вышивание - 921685271679


Край рушника, из собрания Г.С. Масловой
В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета.Эти находки свидетельствуют о раннем происхождении вышивки у древних славян.

Из поколения в поколение
Все женщины на Руси, из поколения в поколение, передавали не только свое мастерство, но и знания узоров, их сакральное значение и использование на тех или иных бытовых предметах.

Обучались вышивке девочки с 5-6 лет, как только могли держать иголку в руке. Свой сундучок невесты девочка готовила сама, повторяя узоры своего рода для своей будущей семьи, тщательно складывая вышитые и сотканные предметы в сундучок, который переезжал вместе с ней в дом мужа.

С развитием христианства и строительством монастырей на Руси и появлением моды на византийский стиль, при храмах и монастырях появились вышивальные мастерские. Девочки стали обучаться вышивке у монашек, обладающих большими знаниями.

Вышивка XVII-XIX веков
В эпоху Петра I, с приходом моды на европейский стиль и тонкие вышивки и кружева, изменился интерес к вышивке. Параллельно с народной и церковной вышивками появилась светская – городская мода.
Вышивание - 921685280895


Вышивка новгородская, из собрания Г.С. Масловой
XVIII-XIX вв. В начале XVIII века после издания немецкой книги сказок братьев Гримм (1810 г.) на традиции крестьянской культуры стали обращать внимание ученые во всех странах мира, в том числе и в России. Этнографы, художники, фабриканты стали собирать коллекции народного орнамента.

В дворянских усадьбах появляются светлицы, изготавливающие вышитые работы по задумкам художников и западным альбомам. Интерес к вышивке охватил все слои населения. Городская мода изменялась в соответствии с появлением различных стилей и направлений в искусстве.

По вышивкам можно проследить моду на барокко, классицизм, ампир, модерн и др. в светских кругах русского общества. В крестьянской среде также проходили изменения. В каждой губернии сложились свои традиции. Искусствоведы и этнографы сегодня разделяют русскую вышивку на северную и южную.

По названию губернии называют и типы вышивок — владимирский шов, московский шов и др. Свои особенности в вышивке создали Олонецкая, Нижегородская, Псковская и др. губернии. Особый национальных колорит сохранили мордовские, марийские, угорские и др. народы. Конец XIX-начало XX вв.
Вышивание - 921685333631

Русское лицевое шитьё
В это время вышивание достаточно распространилось в России как промысел. Было образовано немало артелей, где специально обученные мастерицы выполняли работу по заказам на продажу. Отдельные крестьянки, отучившись в дворянских мастерских самостоятельно зарабатывали своим ремеслом, сдавая скупщикам готовые работы.

Появлялись специализированные школы и земские училища в местах развития вышивальных мастерских. В Москве при музее народных промыслов действовали такие курсы. Под предводительством императрицы Марии Федоровны были созданы женские курсы, способствующие развитию вышивального промысла.

Сегодня – это Высшая школа народных искусств (ВШНИ) в Москве и Санкт Петербурге. В 1910 г. в Кадоме была открыта кружевная школа-мастерская, в которой активно внедрялись образцы ажурной вышивки «вениз». В 1904 г. местная помещица М.А. Новосельцева организовала приемный пункт кружева от крестьянок окрестных сёл, а затем организовала обучение и сбыт продукции, которая высоко ценилась по всему миру.


Вышивание - 921685349759
В нижегородской области были созданы артели, ставшие основой создания нижегородского (горьковского) гипюра. Не только народная В XVIII-XIX века, вышивка стала очень популярной среди знатных дам. Они вышивали картины на религиозные темы, романтические и лубочные сцены, портреты.

Материал использовали разный — нити от шёлка до шерсти, хлопка и волоса, бисер, бусины, жемчуг, золото и серебро. Пяльца впервые появились в городе и из-за дороговизны были недоступны крестьянским женщинам. Но они ловко управлялись и без них.

Городская мода изменяла и крестьянскую вышивку, куда переносились все модные рисунки. Это поспособствовало исчезновению издревле существующих сакральных узоров. Уже немногие мастерицы могли рассказать о значении русских узоров. Классификация вышивальных швов. Вышивальные швы делятся на две основные группы:

«строчка», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями. К ней относятся филейные вышивки и мережки.
«глухая» вышивка, то есть по целой ткани. Для нее характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и другие. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой, а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой, по нанесённому заранее нанесенному контуру.
Более 200-ми видами вышивальных швов владели наши славянские женщины. Технология многих из них сегодня потеряна. В современной вышивке чаще других стали использоваться такие виды швов, как крест, полукрест, тамбур, строчевая вышивка (филе), мережка, цветная и белая гладь, ришелье и другие.
Вышивание - 921685446015
Инструменты и материалы
Вышивать возможно на любых материалах, через которые проходит игла. Помимо традиционных тканей, вышивают по валяному войлоку, коже, бумаге, картону, пластмассе.

Применяют для этого всё, что можно пришить или протянуть через ткань с помощью шила или иглы. Иглы для вышивания очень разнообразны. Тонкие и толстые, с большим ушком или с маленьким. Раньше, когда металл был в дефиците, иглы делали из костей птиц или животных.
Есть техники вышивания, выполняемые с помощью шила или вязального крючка. Помимо этого бывают нужны пяльца. Они бывают небольшие, их держат в руке, а бывают стационарные, в виде станка на ножках.

Вышивание в современности В наше время вышивание так же популярно, как в былые, давние времена. Есть масса курсов, школ, его основы преподают детям с детского сада, много пособий в печатном виде и в Интернете.

Доказано благоприятное влияние занятия вышивкой на нервную систему, координацию движений, на развитие внимательности и усидчивости. Много товаров, необходимых для занятия вышиванием, продаётся в специализированных магазинах.

Схемы, наборы игл и ниток, специальные пяльца и лампы, различные приспособления — чего только нет в продаже.
Есть техники вышивания, выполняемые с помощью шила или вязального крючка. Помимо этого бывают нужны пяльца. Они бывают небольшие, их держат в руке, а бывают стационарные, в виде станка на ножках.

Вышивание в современности В наше время вышивание так же популярно, как в былые, давние времена. Есть масса курсов, школ, его основы преподают детям с детского сада, много пособий в печатном виде и в Интернете.

Доказано благоприятное влияние занятия вышивкой на нервную систему, координацию движений, на развитие внимательности и усидчивости. Много товаров, необходимых для занятия вышиванием, продаётся в специализированных магазинах.

Схемы, наборы игл и ниток, специальные пяльца и лампы, различные приспособления — чего только нет в продаже.
Вышивание в наше время
Продолжаются традиции народных художественных промыслов, связанных с этим искусством. В Торжке продолжают заниматься золотным шитьем, работает фабрика «Кадомский вениз», сохранились строчевышивальные артели в Городце, Чкаловске, Катунки Нижегородской области, продолжают традиции и индивидуальные мастера.

Вновь создаются вышивальные мастерские при храмах и монастырях, продолжая тысячелетнюю традицию вышивального ремесла.
И царицы вышивали
Хорошие вышивальщицы были богатыми невестами и всегда могли заработать своим ремеслом для семьи хорошие деньги. Лучшие мастерицы-вышивальщицы были в царских золотных мастерских.

Отлично вышивали сами царицы и царевны, своим терпением и усердным трудом показывая пример другим знатным женам и простым крестьянским девушкам. Вышиванием занимались и царицы, и дочери.

Сохранилась вышивка, предположительно выполненная руками дочери Бориса Годунова, Ксении. Это покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором царевна вышила рублевскую «Троицу». Лучшие работы царских девиц и жен можно увидеть в Государственном Историческом музее, Сергиевопосадском музее-заповеднике, Третьяковской галерее.

Лучшие работы цариц увозились за рубеж в Афонские монастыри, продавались за золото и драгоценные камни в другие страны, пополняя государственную казну Руси. Головные уборы, покрывала, хоругви, ризы вышивали золотом, шёлком, атласом, добавляя драгоценные камни и жемчуга. Во многих православных храмах можно встретить вышитые иконы. Появилось особое искусство — русское лицевое шитьё, рисунки для которых выполняли знаменитые в то время художники, такие как Андрей Рублев.

В эпоху Ивана Грозного на замену дорогим золотой и серебряной нитям пришла золотная нить и с этого времени вышивка золотом распространилась на крестьянские сословия, сделав народный русский костюм уникальным, а развитие русской золотной вышивки разделилось на крестьянскую и церковную.

Придание
К своему совершеннолетию, к 15-16 годам, крестьянская девушка должна была иметь приданое, приготовленное собственными руками.

Будничная и праздничная одежда, скатерти, постель, столешники, рушники, полотенца — словом всё, что необходимо для будущей жизни.

Кроме того вышивались специальные полотенца, которыми одаривались на свадьбе почётные гости и родня мужа.

Таких полотенец должно было набраться до ста штук. Их как правило хранили, поэтому их образцы и дошли до нас.

Комментарии