Представления европейцев о гареме султана до сих пор основаны на мифах и легендах. И это неудивительно: в Османской империи не было более закрытого места для нескромного взгляда чужестранца, чем гарем - обитель жен и наложниц султана. Полотна Делакруа, Энгра и книги писателей-романтиков лишь способствовали укреплению этих мифов и преувеличений, но на то они и романтики, чтобы приукрашать действительность.
Источник На самом деле в главном гареме империи («харам» по-арабски – запретная женская половина дома мусульманина) романтики было мало. Золотая клетка (как ни крути, а клетка!) для жён и наложниц - это место заточения, в котором жизнь регламентирована строгим режимом гарема и жесткой внутренней иерархией. И эта женская тюрьма была во многих отношениях образцовой – за шесть столетий существования Османской династии у сиятельных тюремщиков было время отшлифовать правила «внутреннего распорядка» для обитательниц «Дома счастья», как называли гарем султана.
Источник Другое дело, что отдельные «счастливицы» стихийно осваивали известные дамские хитрости, позволявшие из рабынь превращаться в повелительниц. В истории империи известен не один случай, когда наложницы султана не только подчиняли своему влиянию самого господина, но и активно вмешивались в государственные дела. Впрочем, удавалось это лишь единицам – до тела, сердца и уха повелителя еще нужно было как-то добраться, что при наличии сотен конкуренток представляло собой задачу нешуточной сложности.
Источник Как ни удивительно, многие наложницы проводили в гареме всю жизнь, так и не увидев своего господина воочию. Большинство дам вполне довольствовались покоем, относительным бездельем и окружающей их роскошью. До начала XVI века никакого иного счастья, кроме мраморных фонтанов, бассейнов, павлинов, восточных сладостей на золотой посуде, музыки и болтовни с «однокамерницами» – и лишь в редких случаях постели господина! – для обитательниц гарема и не предусматривалось. В гареме содержались исключительно рабыни. Вековая традиция содержать в гареме наложниц, но жениться не на них, а на именитых дочерях соседей, прервалась только во время правления султана Баязида II – его преемники стали жениться и на рабынях.
Знакомства с иностранцами ИсточникПоявление в гаремах жен нарушило покой и неторопливую праздность гарема, добавив в жизнь гарема множество проблем. Всем известно, что в одной квартире не ладят даже свекровь с невесткой, а тут в одном гареме – десятки и сотни женщин-хозяек: рабыни, жены, их дочери-принцессы! Для того, чтобы вся эта семейка не превратилась во взрывоопасную «коммуналку» с ее неизбежными интригами, склоками и ревностью, необходимо было создать жесткий механизм управления беспокойным «бабьим царством». Помимо этой многоступенчатой иерархии в гареме имелся целый штат учительниц (танцы, песни, косметика, основы физиологии - список дисциплин огромный...), детсад малолетних дочерей, мальчиков «на всякий случай», вышедших «в тираж» стареющих наложниц, служанок служанок…Всё это хозяйство требовало постоянного неусыпного ока самого хозяина, армии евнухов и бабусек, призванных контролировать евнухов. Страсти и интриги, цветущие пышным цветом, отнюдь не позволяли тогдашним правителям наивно думать, что гарем - это райские сады удовольствий.
Источник Любопытно, что от ограничений на личную жизнь были несвободны даже султаны. Так, например, ночь с пятницы на субботу они были обязаны проводить только с одной из жен. А жена, не дождавшаяся приглашения в опочивальню супруга три пятницы подряд, имела право обратиться к судье за защитой попранных прав. У повелителей Оттоманской империи по закону было от четырех до восьми жен, и во избежание накладок одна из рабынь вела «учетный журнал», где скрупулезно фиксировала все свидания султана со своими супругами. На протяжении веков Османы испытывали странное влечение к женам-иноверкам. Выше других ценились гордые черноволосые дочери Кавказа и полные светловолосые славянки. Многих даже не приходилось пленять: известно, что кавказские князья часто сами отправляли дочерей в султанский гарем в надежде на то, что они понравятся султану и со временем станут его женами.
Источник История сохранила имена некоторых султанш-европеек. Любимой женой Сулеймана Великолепного, в правление которого империя достигла своего расцвета, была Хюррем, похищенная и проданная в гарем дочь украинского православного священника Анастасия Лисовская, известная больше под именем Роксолана. Она покорила султана не только красотой, но и образованностью, написав своему супругу стихи по-арабски, – для XVI столетия достижение исключительное!
Спустя полтора века путь поповской дочки повторила француженка Эмми де Ривери, кузина супруги Наполеона Жозефины. Ее также похитили пираты и продали алжирскому наместнику, а тот подарил эту красавицу своему повелителю – султану Абдул-Хамиду I, под именем Накшидиль («Услада сердца»). Принявшая ислам Эмми стала его четвертой женой, а когда ее сын сам занял трон в стамбульском дворце, Накшидиль-Эмми приняла титул валиде – королевы-матери.
Источник Вот так они и жили долгие шесть столетий – султаны и их многочисленные семейства. Конец всему этому положила Первая мировая война. Турция вступила в нее на стороне Германии, и после поражения была оккупирована державами Антанты. В стране началась революция под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Когда победившие революционеры вступили в Стамбул, их ждал пустой султанский дворец. Последний из Османов бежал на британском военном корабле, а все его жены, дочери, фаворитки, рабыни и евнухи, лишившись своего повелителя, разбрелись кто куда. Там же, в султанском дворце, в марте 1924 года была провозглашена Турецкая республика, одним из первых законов которой стал закон об отмене института гарема.
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
:ЮлЯ КеРиМоВа✔
Гарем султана в Османской империи: легенды и быль
Представления европейцев о гареме султана до сих пор основаны на мифах и легендах. И это неудивительно: в Османской империи не было более закрытого места для нескромного взгляда чужестранца, чем гарем - обитель жен и наложниц султана.
Полотна Делакруа, Энгра и книги писателей-романтиков лишь способствовали укреплению этих мифов и преувеличений, но на то они и романтики, чтобы приукрашать действительность.
На самом деле в главном гареме империи («харам» по-арабски – запретная женская половина дома мусульманина) романтики было мало. Золотая клетка (как ни крути, а клетка!) для жён и наложниц - это место заточения, в котором жизнь регламентирована строгим режимом гарема и жесткой внутренней иерархией.
И эта женская тюрьма была во многих отношениях образцовой – за шесть столетий существования Османской династии у сиятельных тюремщиков было время отшлифовать правила «внутреннего распорядка» для обитательниц «Дома счастья», как называли гарем султана.
Другое дело, что отдельные «счастливицы» стихийно осваивали известные дамские хитрости, позволявшие из рабынь превращаться в повелительниц.
В истории империи известен не один случай, когда наложницы султана не только подчиняли своему влиянию самого господина, но и активно вмешивались в государственные дела.
Впрочем, удавалось это лишь единицам – до тела, сердца и уха повелителя еще нужно было как-то добраться, что при наличии сотен конкуренток представляло собой задачу нешуточной сложности.
Как ни удивительно, многие наложницы проводили в гареме всю жизнь, так и не увидев своего господина воочию. Большинство дам вполне довольствовались покоем, относительным бездельем и окружающей их роскошью.
До начала XVI века никакого иного счастья, кроме мраморных фонтанов, бассейнов, павлинов, восточных сладостей на золотой посуде, музыки и болтовни с «однокамерницами» – и лишь в редких случаях постели господина! – для обитательниц гарема и не предусматривалось.
В гареме содержались исключительно рабыни. Вековая традиция содержать в гареме наложниц, но жениться не на них, а на именитых дочерях соседей, прервалась только во время правления султана Баязида II – его преемники стали жениться и на рабынях.
ИсточникПоявление в гаремах жен нарушило покой и неторопливую праздность гарема, добавив в жизнь гарема множество проблем.
Всем известно, что в одной квартире не ладят даже свекровь с невесткой, а тут в одном гареме – десятки и сотни женщин-хозяек: рабыни, жены, их дочери-принцессы!
Для того, чтобы вся эта семейка не превратилась во взрывоопасную «коммуналку» с ее неизбежными интригами, склоками и ревностью, необходимо было создать жесткий механизм управления беспокойным «бабьим царством».
Помимо этой многоступенчатой иерархии в гареме имелся целый штат учительниц (танцы, песни, косметика, основы физиологии - список дисциплин огромный...), детсад малолетних дочерей, мальчиков «на всякий случай», вышедших «в тираж» стареющих наложниц, служанок служанок…Всё это хозяйство требовало постоянного неусыпного ока самого хозяина, армии евнухов и бабусек, призванных контролировать евнухов. Страсти и интриги, цветущие пышным цветом, отнюдь не позволяли тогдашним правителям наивно думать, что гарем - это райские сады удовольствий.
Любопытно, что от ограничений на личную жизнь были несвободны даже султаны.
Так, например, ночь с пятницы на субботу они были обязаны проводить только с одной из жен. А жена, не дождавшаяся приглашения в опочивальню супруга три пятницы подряд, имела право обратиться к судье за защитой попранных прав.
У повелителей Оттоманской империи по закону было от четырех до восьми жен, и во избежание накладок одна из рабынь вела «учетный журнал», где скрупулезно фиксировала все свидания султана со своими супругами.
На протяжении веков Османы испытывали странное влечение к женам-иноверкам. Выше других ценились гордые черноволосые дочери Кавказа и полные светловолосые славянки.
Многих даже не приходилось пленять: известно, что кавказские князья часто сами отправляли дочерей в султанский гарем в надежде на то, что они понравятся султану и со временем станут его женами.
История сохранила имена некоторых султанш-европеек.
Любимой женой Сулеймана Великолепного, в правление которого империя достигла своего расцвета, была Хюррем, похищенная и проданная в гарем дочь украинского православного священника Анастасия Лисовская, известная больше под именем Роксолана.
Она покорила султана не только красотой, но и образованностью, написав своему супругу стихи по-арабски, – для XVI столетия достижение исключительное!
Ее также похитили пираты и продали алжирскому наместнику, а тот подарил эту красавицу своему повелителю – султану Абдул-Хамиду I, под именем Накшидиль («Услада сердца»).
Принявшая ислам Эмми стала его четвертой женой, а когда ее сын сам занял трон в стамбульском дворце, Накшидиль-Эмми приняла титул валиде – королевы-матери.
Вот так они и жили долгие шесть столетий – султаны и их многочисленные семейства. Конец всему этому положила Первая мировая война.
Турция вступила в нее на стороне Германии, и после поражения была оккупирована державами Антанты.
В стране началась революция под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка.
Когда победившие революционеры вступили в Стамбул, их ждал пустой султанский дворец. Последний из Османов бежал на британском военном корабле, а все его жены, дочери, фаворитки, рабыни и евнухи, лишившись своего повелителя, разбрелись кто куда. Там же, в султанском дворце, в марте 1924 года была провозглашена Турецкая республика, одним из первых законов которой стал закон об отмене института гарема.