В России найдется немало людей, которые не сразу смогут с уверенностью сказать, где находится Оренбург, но вы не найдете человека, который не слышал бы про оренбургский пуховый платок.
Эти платки - нежные, ажурные, легкие, восхищают и поражают нас невероятным мастерством исполнительниц и тем, что остаются желанными у женщин на протяжении уже не одного столетия. Оренбургские мастерицы прославили на весь мир свое искусство пуховязания. Связанные их руками изделия, украшают и согревают женщин разных возрастов и национальностей, религиозной принадлежности и вкусов. Оренбургский пуховый платок - название собирательное: это и теплый тяжелый платок-шаль, и тонкий, легкий, ажурный платок с таким образным названием «паутинка». В нем удивительно соединились уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка. Существование знаменитого оренбургского пухового платка на протяжении более 200 лет доказывает, что это художественное ремесло настолько же органично для Оренбуржья, насколько шитье из оленьего меха для Крайнего Севера или керамика для Средней Азии. 0 пуховязальном промысле можно говорить как о большом художественном явлении. В нем воплотились вкус и талант вязальщиц многих поколений, сумевших в своих творениях подняться до высот подлинного искусства. Платок одаривает нас не только теплом, но и удивительной красотой, сочетая в себе прекрасное и полезное. В начале 18 века обширная территория Оренбургского края заселена была мало. Отчасти эти свободные земли и послужили причиной широкого переселенческого движения на Южный Урал и в Приуралье, начавшегося с момента основания Оренбурга, образования губернии и сооружения укрепленной пограничной линии на южном рубеже Российской Империи. В частности, в Оренбургском крае во второй половине 18 века основную массу переселенцев составляли выходцы из Среднего Поволжья и Центрально-Черноземного района. В первой половине 19 века население Оренбуржья пополнили десятки тысяч семей из Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской, Рязанской, Орловское и Тульской губерний. Служивший в Оренбурге чиновником по особым поручениям выдающийся лексикограф, автор «Толкового словаря великорусского языка» Владимир Даль со знанием дела писал в 1852 году: «Оренбургская губерния, заселенная искони инородцами, большей частью кочевыми, наполнилась русскими двадцати губерний». Заселение казаками земель Южного Урала преследовало государственные интересы, поскольку необходимо было защитить стратегически важные юго-восточные окраины империи. Оренбургское казачье войско было учреждено Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году. Часто казакам приходилось по воинскому долгу оставлять свой дом и перекладывать на плечи жен заботы о ведении хозяйства. Женщинам и старикам без крепкой мужской поддержки пахать и сеять было не под силу. Да и казачьи поселения к востоку от Оренбурга находились на землях столь скудных, что заниматься земледелием было невыгодно, а порою даже невозможно. Именно на этих восточных землях, в поселках и станицах, расположившихся меж Губерлинских гор, родился оренбургский пуховязальный промысел. Особенности пуха местных коз натолкнули женщин на мысль о создании легкой, теплой и необходимой в женском костюме вещи. Пух при прядении вытягивался в тончайшую нить, подобную паутине. Овечья шерсть, лен, конопля никогда не были столь податливы и нежны при традиционной обработке. Зародившееся в качестве источника дополнительного заработка занятие оказалось настолько выгодным и востребованным, что во многих поселениях вязание пуховых платков становилось зачастую единственным источником дохода. Ведь из года в год женское население казачьих станиц превышало мужское и большей частью вязальщицы были казачьими вдовами, чей средний возраст составлял 30-35 лет. Длинными зимними вечерами они обращались к спицам и пуховой нити, чтобы кормить-поить себя и своих детей, не допуская нищеты. Опыт первых мастериц пуховязания передавался и оттачивался от поколения к поколению, шел процесс накопления и совершенствования ремесленно-технических навыков, приемов обработки пуха и вязания. В результате коллективного опыта сложилась художественная система промысла, и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем. Были у этого промысла и свои особенности. «Как ни странно, - докладывали в 1874 году составители статистических губернских отчетов, - население гражданской территории, проживающее рядом с казачьим, вырабатывает платков очень мало. Особенно удивительно, что меньше всего вяжут башкиры, которые держат достаточно коз. Кроме того, большинство башкирского населения и не знает, как это делается. Еще удивительнее, что киргизы, привыкшие вычесывать козий пух, не используют его, а весь пух продают соседям - оренбургским казачкам для платков». Объяснение этому феномену заключалось в том, что местное население в основном занималось земледелием, не имея времени на развитие ремесел, а казачьи семьи были обременены воинской службой да и обрабатывать землю обучены не были. В начале 19 века во Франции, мировой законодательнице моды, дополнением женского костюма стала мягкая шерстяная или пуховая шаль. Модным нарядом тех лет было легкое полупрозрачное платье по образцу античных хитонов и туник, с большим декольте, открывающим плечи и грудь. К этому наряду требовалась деталь, гармонирующая пластическими свойствами и, что важно, согревающая обнаженные плечи. Восточные кашемировые (кашмирские) шали тогда как нельзя лучше удовлетворяли вкусам француженок. Благодаря различным способам ношения и драпировки они выступали главным акцентом женского платья и служили защитой от холода. Первые шали выткали в Кашмире (Индия), используя шелковистый кремовый подшерсток (пух) гималайских горных коз. Дикие козы с наступлением весны оставляли его на камнях. Жители гор собирали этот пух на неприступных скалах. Из этого пуха изготавливалась тончайшая ткань, которую долго разминали особым образом для придания ей плотности и эластичности, а потом натягивали на раму и тщательно заглаживали куском полированного агата или халцедона. После этого шали вышивали. Появление индийских кашемировых шалей во Франции связывают с египетским походом Наполеона I, после чего не только весь европейский, но и русский аристократический мир увлекся восточной экзотикой. Для российской культурной традиции взаимоотношения с Францией всегда играли особую роль. И конечно, в области моды. Шали пользовались необычайным спросом и стоили очень дорого. Кстати, самый короткий и удобный путь восточных товаров в Российскую империю, в том числе и модных шалей, проходил через Оренбург. Развитие русской торговли с соседними средне-азиатскими ханствами составляло постоянную заботу начальства нашего края. Оренбург находился в самых тесных торговых отношениях с Хивой и Бухарой. В России к шалям питали особую любовь. С их помощью можно было подчеркнуть величавость и горделивость фигуры или наоборот - ее хрупкость и изящество. Шаль давала доступную и часто единственную возможность придать законченность, завершенность женскому наряду. Шаль могла сохранить в секрете недостатки фигуры и небрежность в костюме (например, чтобы скрыть слабую шнуровку корсажа, особенно дома). Шали набрасывали на плечи, в них кутались, их повязывали. Их не снимали ни летом, ни осенью, ни зимой, носили дома, в театре, на балах. На улице шаль могла заменить верхнюю одежду. Умение красиво носить шаль высоко ценилось, и женщины тратили немало времени, упражняясь в этом искусстве перед зеркалом. Двигаться, держать себя надо было по-особому, неторопливо, с достоинством.... Подчас именно шаль выступала как символ положения женщины и показатель ее достатка. Мода на большие платки, сложившаяся в начале 19 века, повлекла за собой активный поиск новых источников сырья, которое могло бы заменить дорогостоящий индийский товар. Довольно быстро было налажено производство подобных шалей в Европе, в том числе и в России. И в этот период осуществляются многочисленные попытки использовать для производства тканых изделий пух сайгаков и вигоней, водившихся в Западной Сибири. Пух оренбургских коз все больше привлекал к себе внимание. Интерес к нему проявляли преимущественно в странах Западной Европы и Америки. Коз из оренбургских степей с целью организации собственного производства пуха неоднократно завозили во Францию, Англию и ряд стран Южной Америки. Однако все эти попытки потерпели неудачу. Пуховые козы теряли свой золотой подшерсток, превращаясь в обыкновенных коз, каких много было на местных полях. Морской климат, теплая зима не давали животному теплой шубы, которая спасала на родине. В дальнейшем предпринимались попытки организовать поставку уже не самих коз, а их пуха. В частности, в той же Франции фирмой «Бодиер» из привозного сырья вырабатывались шали под названием «каша». В городе Бирмингеме (Англия) фирмой «Липнер и Кон» было организовано крупное предприятие по выработке пуховых платков «имитация под Оренбург». При этом пух поставлялся иностранным фабрикантам через крупные российские ярмарки, так как в самом городе в начале 19 века не было местных богатых купцов. Купцы Пичугин, Веснин и Дюков жили в Оренбурге наездом, предпочитая свою родину - город Ростов. Они и выступали поставщиками местного козьего пуха на европейский рынок. Издатель «Отечественных записок» П. Свиньин во время путешествия по Оренбургскому краю в 1824 году обозначил маршрут следования этого товара следующими пунктами: Оренбург - Ростов - Бердичев - Париж. Это же отметил в 1854 году известный географ, историк и этнограф П.И. Небольсин: «Пух этот в старые годы огромными тюками вывозился из Оренбурга в Ростов; там его перекупали оптовые торговцы и отправляли в Лемберг (Львов), а из Лемберга товар этот уже шел во Францию, откуда возвращался обратно к нам, в Москву и Петербург, в виде превосходных платков и шалей». История с пухом оренбургских коз изобилует множеством невероятных фактов и событий, и все же самое главное в биографии степных коз связано с тем, что их замечательный пух стал основой для изготовления вязаных платков в Оренбуржье. Уже в начале XIX века не только пух, но и пуховые платки были товаром, который предлагался покупателям за пределами Оренбургского края. Мода на большие мягкие шали являлась одним из стимулирующих факторов развития пуховязального промысла в XIX веке. Сохраняя народные основы образнодекоративного решения и приемы технического мастерства, что возможно при коллективном характере творчества, произведения казачек стали частью общекультурного явления в России. Наряду с ткаными, а позднее и с набойчатыми платками и шалями они были востребованы всеми слоями населения. Никакой другой платок так не отвечал церковным правилам, как оренбургский: бело-серая его гамма - символ послушания, верности и нравственности, символ душевного целомудрия. Не секрет, что одежда очень влияет на поведение женщины. Пожилые, старые девы, вдовы, или те, у кого мужья в походе, в армии, надевали платки темные, в белых платках не появлялись, соблюдали традиции. Девушки, молодые женщины, отправляясь в церковь наряжались, надевали самые красивые белые паутиночки, демонстрируя свою работу и богатство убранства. Нельзя было идти с непокрытой головой, старухи пугали, что «в семье покойник будет». Платок был и на голове, и на плечах, под воротником верхней одежды. Интересно, что на плечах могло быть два платка, один для тепла, а другой с целью украшения. Первые детские впечатления чаще всего связывают с пуховым платком. Малыша помимо шубы и шапки накрест повязывали вязаным платком, оставляя на лице одни глаза - не было лучше одежды от мороза и ветра. Если кто-то заболевал, прежде чем взять градусник обязательно закутывали в платок, только потом начинался сам процесс лечения. По сути своей оренбургский платок имел массу не только эстетических функций, но и практических. Прошли годы, но потомки славного казачьего рода до сих пор не представляют, как можно обойтись без ласкового теплого оренбургского платка... Ценность и востребованность пуховых платков сегодня не менее актуальна, чем в далекие годы. Каждый россиянин знает песню на стихи Виктора Бокова и музыку Григория Пономаренко "Оренбургский пуховый платок" в исполнении Народной артистки СССР Людмилы Зыкиной. Благодаря этой песне, пуховый платок и образ матери навсегда слились в единое целое.
На протяжении 20 века оренбургские платки - чрезвычайно популярная деталь женского костюма. Платок скорее выступал не как модное дополнение, такие платки вне моды, а участвовал в создании образа женщины. Ассоциативно он связывался с душевной теплотой, отзывчивостью, щедростью и лаской, т.е. лучшими, самыми светлыми женскими характеристиками. Часто в художественных фильмах, в кадрах кинохроники, на плечах женщины зрители видели оренбургский пуховый платок. Он был частью образа положительной героини, буквально знаковым элементом времени. Спрос на этот вид изделий превышал возможности пусть даже и многочисленной армии оренбургских вязальщиц. Оренбургские платки любимы женщинами не одного поколения за красоту, тепло и удобство. Традиционный пуховый платок служит женщине долгие годы. Он прекрасен в расправленном виде, когда хорошо просматривается богатый орнамент и великолепен в мягкой драпировке, демонстрируя тонкость, воздушность, нежность своего материала. При большом размере он очень легкий, вы совсем не чувствуете его веса. Вязаное изделие не сковывает движений, приспосабливаясь под формы вашего тела. Шали толще, чем ажурные паутинки, но те и другие прекрасно сохраняют тепло. Мягкий, ласковый козий пух оренбургских платков, натуральный, приятный на ощупь, оценит женщина, для которой важны тактильные характеристики материала. И, конечно же, он всегда популярен как вещь, выполненная вручную, в традициях одного из старейших российских художественных промыслов, произведение, которое обладает особенной позитивной энергетикой. Иметь настоящий оренбургский пуховый платок в своем гардеробе - проявление хорошего вкуса и истинное удовольствие! В нашем климате без оренбургского пухового платка не обойтись. Пока не слишком холодно и нет необходимости в теплых куртках или пальто, самое время накинуть на плечи вязаный палантин или платок. Хотите, изящно обмотайте его вокруг шеи, или завяжите мягким бантом, а может вам понравится традиционный вариант, и вы свободно набросите платок на плечи. Можно сделать микс и соединить ажурную паутинку с джинсами или легинсами, завязать платок на шее, на поясе, перебросить через плечо. Приверженцы любого стиля могут найти свой способ использования вязаного платка, чтобы выглядеть актуально, ярко, стильно. В слякотную осень пуховый платок окутает вас своим нежным ласковым теплом, и вам будет не страшен ни ветер, ни мелкий колючий дождь, вы забудете о непогоде. Он выглядит мягким и объемным, прекрасно сочетается с куртками, плащами, полупальто и накидками. Его можно носить под воротником, без воротника. Его можно обмотать вокруг шеи, насколько позволяет длина, или сложить пополам и в образовавшуюся петлю продеть концы - в любом случае ваша шея надежно закрыта самым теплым и нежным в мире платком. Как много добрых слов вы скажете в его адрес, если, отправляясь на улицу, наденете его под плащ или под пальто. Платок надежно защищает грудь и спину от холода, и вы можете не бояться простуды. В межсезонье, когда в офисе или дома еще не включили отопление, пуховая вещь будет как нельзя, кстати, и ваши мысли будут гораздо веселей. Набросьте его на плечи, а концы перекрестите и завяжите сзади на поясе или концы, не перекрещивая, заведите за спину и завяжите - эти бабушкины варианты, кантри-стиль, конечно для домашнего использования. С приходом зимы, когда все становится белым и кажется, что в мире происходят чудеса, именно белоснежный оренбургский платок будет тем атрибутом в вашем наряде, что подчеркнет румянец на щеках, сделает лицо милее и ярче. Если вы попадете в пуховом платке под мягкий снег, то он станет намного пушистее. Своей фактурой он замечательно подходит к верхней зимней одежде, необходимо только соблюсти цветовую гармонию и найти свой вариант использования. Платок может быть предметом интерьера как мягкий декоративный плед или как легкое одеяло. Как хорошо после морозной прогулки закутаться в ласковую вязаную шаль, взять в руки чашку чая с малиновым вареньем и согреться, получая огромное наслаждение от жизни.
И летом платок не стоит убирать далеко. Утренняя прохлада, пасмурный день или просто легкое похолодание и вас согреет тонкий вязаный платок. Ажурная паутинка в свернутом виде занимает очень мало места в женской сумочке и ею всегда можно воспользоваться. Чаще всего мы рассматриваем оренбургский платок как головной убор. Способов его ношения огромное множество. Вы можете повязать его традиционным способом, сложив по диагонали и завязав концы сзади на шее. Можете использовать как восточный тюрбан или чалму - мягкое полотно платка прекрасно драпируется: его можно перекручивать, заплетать, скручивать жгутом, каждый раз получая новый вариант и новый женский образ. Привлекательно выглядит платок, повязанный плотно на голове, с распущенными по спине длинными концами, при этом узел можно сделать большим или плоским, завязать мягким бантом или применить для скрепления заколку для волос. В головном уборе можно интересно использовать зубчатое завершение изделия. Попробуйте завязать платок, расположив зубцы платка на лбу, концы завяжите на затылке, как бандану - вы будете удивлены результатом такого простого способа! В традициях русской интеллигенции начала 20 века было ношение вязаного платка под шляпкой, и позднее женщины с большим желанием использовали этот прием в своих нарядах, надевая например, платок с папахой. Сегодня ажурная паутинка как функциональная деталь может стать дополнением к современным головным уборам, добавив им тепла и женственности. Платок затягивают довольно плотно, надевают сверху меховую или фетровую шляпу с полями. Платок, повязанный вокруг шляпы, может выступить как милое декоративное украшение. Оренбургские пуховые платки можно носить разными способами, каждый из которых найдет свою почитательницу. При умелом использовании они дарят возможность каждый день выглядеть по-новому. Вам не понадобится много времени, чтобы научиться при помощи несложных приемов подчеркивать свои достоинства и скрывать недостатки. Женщины с разным тоном кожи могут подобрать для себя серый или белый оренбургский пуховый платок, но оттенков того и другого будет такое множество, что придется постараться, прежде чем платок, будет к лицу. Серый цвет оренбургских пуховых платков имеет огромное количество оттенков - от холодного-жемчужно серого до теплого, почти коричневого. Он может быть грифельным, стальным, цветом голубиного крыла, пепельным, свинцовым, дымчатым ... Серебристо-серый оттенок самый благородный в этой гамме. Серый цвет - цвет спокойствия, внутренней гармонии, уюта, тишины, благородный цвет старого серебра, достоинства и достатка. Особенно серые ажурные паутинки украшают седовласых женщин. Но они прекрасно подчеркнут цвет серых или голубых глаз у блондинок и светлых шатенок. Серый - цвет смирения. В таком платке вы покорная сестра своего прихода, прилежная ученица и воспитанница. Он, как никакой другой, подходит для официальных мероприятий и офиса. Это цвет делового общения. Серый, если он присутствует самостоятельно, действует нейтрально, а в комбинации с насыщенными тонами смягчает их контрастность. Если в вашем костюме несколько цветов, то серый цвет вязаного палантина или платка поможет объединить все в единый образ. Белый цвет оренбургского платка имеет свои градации - от кипенно-белого, цвета облаков, свежего снега до сахарного (древнее название белого цвета), цвета слоновой кости, топленого молока, кремового, цвета луны. Нет более переменчивого цвета, чем белый, который желтеет при электрическом свете, синеет в сумерках и принимает отражения от всего, что находится рядом. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым складом характера. Белый цвет - идеальный цвет, цвет мечты, чистоты и совершенства, любви и нежности. Белоснежный платок может быть дополнением свадебного наряда. Это цвет радости, праздничного настроения, связанный с самыми торжественными моментами. Белый цвет - православный цвет. Именно белая паутинка будет уместна в храме. Он ассоциируется со сдержанностью, целомудрием, простодушием, несуетностью. Любительницы белого цвета предпочитают мир, покой и равновесие. Есть мнение, что люди, выбирающие белый очень искренние и честные, вежливые и деликатные, готовые помогать другим людям. Согласитесь, что, увидев женщину в белом пуховом платке, мы именно так ее воспринимаем, даем ей подобную характеристику. В любом случае выберете вы серый или белый платок, вы сделаете правильный выбор, поскольку он будет той чистой, нефальшивой нотой, которая заставит зазвучать ваш наряд в гармонии. Модными в сезоне могут быть любые цвета, но, несмотря на это, модельеры никогда не откажутся от серого и белого в своих коллекциях. Это идеальный фон для ярких мазков. Добавьте в ансамбль оренбургский пуховый платок, чтобы создать цельный образ! В ажурном платке можно пойти на работу, на семейный праздник, на официальный прием. Оренбургский ажурный платок прекрасно дополнит строгий наряд и вечернее платье. Это очень женственный аксессуар, придающий облику изысканность, элегантность, классическую ясность. Его можно сочетать с разными ювелирными украшениями: серый платок - с серебром, жемчугом; белый - с любыми золотыми изделиями, бижутерией. Попробуйте надеть наш белый платок с архангельской или тобольской брошью из кости. Тончайшая резьба северных умельцев является как бы продолжением ажурных мотивов оренбургских мастериц, но главное в цветовых оттенках они совпадают и поддерживают друг друга. Такой вариант в сочетании с маленьким чёрным платьем будет всегда выглядеть элегантно - это классика! Воздержитесь от излишне смелых экспериментов с драпировками, оставьте их для других вариантов, не бойтесь показаться консервативной, вы безупречны. Шаль может быть ярким элементом, привлекающим внимание окружающих, если в вашем наряде он выступает как контрастная деталь. Может быть такой же однотонной, как и само платье и тогда интересный эффект получится от сочетания разных фактур - гладкой в платье и ажурной, объемной в платке. Он может сочетаться по цвету с туфлями, перчатками или сумкой. В любом случае вы не останетесь незамеченной и обязательно услышите комплимент в свой адрес. Палантин можно легко обернуть вокруг шеи, но, поверьте, вы будете удивлены, когда, вы просто положите его на плечи и аккуратно расправите его края на груди. Он украсит ваше платье затейливой графикой ажурного пухового узора. Ажурные зубчики палантина будет очень эффектным декоративным акцентом. Если вы стянете полы палантина ремнем, то самое заурядное платье превратиться в роскошный наряд. Как вариант можно использовать два палантина, в данном случае у вас получится не короткий, а длинный ажурный жилет. Узкий, длинный палантин, наброшенный на плечи, визуально удлиняет и стройнит фигуру. Завязанный или задрапированный вокруг шеи, подходит женщине с узкими плечами, поскольку делает верхнюю часть фигуры более заметной. Этот же приём отвлекает внимание от излишне крупных бёдер. Мягкий платок уложенный, как воротник «хомут» поможет скрыть двойной подбородок или дряблую кожу на шее, все внимание будет приковано к платку и к тому, как изящно вы его повязали. Его можно надеть, когда вы в платье с коротким рукавом, прикрыть декольте и голые плечи, а можно украсить платье с длинным рукавом. Он поможет скрыть недостатки - например, полные плечи, но это будет не драпированный платок, а мягко лежащий на плечах. Необычно смотрится вязаный платок, накинутый на одно плечо. Можете свободно двигаться, сидеть он не спадет, если вы зафиксируете его брошью или декоративной булавкой. Как вариант попробуйте завязать концы с противоположной стороны на уровне талии. Размеры платка и палантина могут быть очень большими, что позволит буквально окутать себя легким пуховым облаком с богатой ажурной фактурой. Оно сделает из вас королеву, если вы не забудете об осанке. Только тогда когда вы не сутулитесь, держите спину, шаль или палантин может быть аксессуаром, который подчеркнет красоту и грацию вашей фигуры. Ваша дочь выходит замуж? Сам ажурный платок может быть материалом для свадебного платья, накидки, фаты. Кстати, в день свадьбы белоснежный палантин или платок станет тем изысканным аксессуаром, который спасет хрупкие плечики от ветра и непогоды во время свадебного путешествия. А может быть вы, по старому православному обычаю, подарите молодой оренбургский платок как символ уже новой семейной жизни с пожеланиями счастья и достатка и материнской рукой покроете ее голову платком. Поверьте, о таком красивом обряде невеста никогда не забудет. Платок уместен в машине; если вы за рулем, то он - именно та легкая вещь, которая не стесняет движений и создает необходимый уровень тепла и комфорта. Как пуховая накидка на сидении автомобиля, вязаный платок защитит вашу спину от неприятных последствий долгого пребывания за рулем. Не забудьте, отправляясь в командировку, взять с собою пуховый платок - он защитит от сквозняка в вагоне, в автобусе или гостинице. Для пассажиров он будет самым легким и желанным пледом в дорожном путешествии. Как приятно в поездке положить голову на теплый ласковый платок и подремать. Если у вас есть дача, то обязательно должна быть вязаная теплая шаль. Почему? После работ на клумбах и грядках именно тепло пухового платка вернет вашей натруженной спине здоровье. Вспомните о ней, вернувшись домой с полными корзинами грибов - повязанная на поясницу шаль быстро восстановит силы, и воспоминания о прогулке останутся самыми добрыми. Платок поможет вам, если у вас мигрень или болит горло. Вы устали, раздражены, переутомились, закутайтесь в пуховую шаль и почувствуйте, как стресс, беспокойство уходят, и возвращается состояние внутренней гармонии с окружающим миром и самим собой... Оренбургский пуховый платок служит своей хозяйке на протяжении всей жизни - его надевают в торжественные, праздничные дни и одинокими вечерами, он украшает и защищает от непогоды, хранит тепло и снимает боль, дарит хорошее настроение и сохраняет здоровье. Он удобен и прочен, практичен и элегантен, в нем уютно и комфортно. Это одновременно женственность и уравновешенность, простота и изящество. Он восхищает красотой орнамента и поражает мастерством исполнения, удивляет тонкостью полотна и мягкостью ласкового пуха. Способов использования в гардеробе платка огромное множество, главное не ограничивать свои фантазии. Носите его женщины, будьте любимы, счастливы и неповторимы!
Оренбургское Мягкое Золото
В России найдется немало людей, которые не сразу смогут с уверенностью сказать, где находится Оренбург, но вы не найдете человека, который не слышал бы про оренбургский пуховый платок.
Эти платки - нежные, ажурные, легкие, восхищают и поражают нас невероятным мастерством исполнительниц и тем, что остаются желанными у женщин на протяжении уже не одного столетия. Оренбургские мастерицы прославили на весь мир свое искусство пуховязания. Связанные их руками изделия, украшают и согревают женщин разных возрастов и национальностей, религиозной принадлежности и вкусов.
Оренбургский пуховый платок - название собирательное: это и теплый тяжелый платок-шаль, и тонкий, легкий, ажурный платок с таким образным названием «паутинка». В нем удивительно соединились уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка. Существование знаменитого оренбургского пухового платка на протяжении более 200 лет доказывает, что это художественное ремесло настолько же органично для Оренбуржья, насколько шитье из оленьего меха для Крайнего Севера или керамика для Средней Азии. 0 пуховязальном промысле можно говорить как о большом художественном явлении. В нем воплотились вкус и талант вязальщиц многих поколений, сумевших в своих творениях подняться до высот подлинного искусства. Платок одаривает нас не только теплом, но и удивительной красотой, сочетая в себе прекрасное и полезное.
В начале 18 века обширная территория Оренбургского края заселена была мало. Отчасти эти свободные земли и послужили причиной широкого переселенческого движения на Южный Урал и в Приуралье, начавшегося с момента основания Оренбурга, образования губернии и сооружения укрепленной пограничной линии на южном рубеже Российской Империи. В частности, в Оренбургском крае во второй половине 18 века основную массу переселенцев составляли выходцы из Среднего Поволжья и Центрально-Черноземного района.
В первой половине 19 века население Оренбуржья пополнили десятки тысяч семей из Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской, Рязанской, Орловское и Тульской губерний. Служивший в Оренбурге чиновником по особым поручениям выдающийся лексикограф, автор «Толкового словаря великорусского языка» Владимир Даль со знанием дела писал в 1852 году: «Оренбургская губерния, заселенная искони инородцами, большей частью кочевыми, наполнилась русскими двадцати губерний».
Заселение казаками земель Южного Урала преследовало государственные интересы, поскольку необходимо было защитить стратегически важные юго-восточные окраины империи. Оренбургское казачье войско было учреждено Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году. Часто казакам приходилось по воинскому долгу оставлять свой дом и перекладывать на плечи жен заботы о ведении хозяйства. Женщинам и старикам без крепкой мужской поддержки пахать и сеять было не под силу. Да и казачьи поселения к востоку от Оренбурга находились на землях столь скудных, что заниматься земледелием было невыгодно, а порою даже невозможно. Именно на этих восточных землях, в поселках и станицах, расположившихся меж Губерлинских гор, родился оренбургский пуховязальный промысел.
Особенности пуха местных коз натолкнули женщин на мысль о создании легкой, теплой и необходимой в женском костюме вещи. Пух при прядении вытягивался в тончайшую нить, подобную паутине. Овечья шерсть, лен, конопля никогда не были столь податливы и нежны при традиционной обработке.
Зародившееся в качестве источника дополнительного заработка занятие оказалось настолько выгодным и востребованным, что во многих поселениях вязание пуховых платков становилось зачастую единственным источником дохода. Ведь из года в год женское население казачьих станиц превышало мужское и большей частью вязальщицы были казачьими вдовами, чей средний возраст составлял 30-35 лет. Длинными зимними вечерами они обращались к спицам и пуховой нити, чтобы кормить-поить себя и своих детей, не допуская нищеты.
Опыт первых мастериц пуховязания передавался и оттачивался от поколения к поколению, шел процесс накопления и совершенствования ремесленно-технических навыков, приемов обработки пуха и вязания. В результате коллективного опыта сложилась художественная система промысла, и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем.
Были у этого промысла и свои особенности. «Как ни странно, - докладывали в 1874 году составители статистических губернских отчетов, - население гражданской территории, проживающее рядом с казачьим, вырабатывает платков очень мало. Особенно удивительно, что меньше всего вяжут башкиры, которые держат достаточно коз. Кроме того, большинство башкирского населения и не знает, как это делается. Еще удивительнее, что киргизы, привыкшие вычесывать козий пух, не используют его, а весь пух продают соседям - оренбургским казачкам для платков». Объяснение этому феномену заключалось в том, что местное население в основном занималось земледелием, не имея времени на развитие ремесел, а казачьи семьи были обременены воинской службой да и обрабатывать землю обучены не были.
В начале 19 века во Франции, мировой законодательнице моды, дополнением женского костюма стала мягкая шерстяная или пуховая шаль. Модным нарядом тех лет было легкое полупрозрачное платье по образцу античных хитонов и туник, с большим декольте, открывающим плечи и грудь. К этому наряду требовалась деталь, гармонирующая пластическими свойствами и, что важно, согревающая обнаженные плечи. Восточные кашемировые (кашмирские) шали тогда как нельзя лучше удовлетворяли вкусам француженок. Благодаря различным способам ношения и драпировки они выступали главным акцентом женского платья и служили защитой от холода.
Первые шали выткали в Кашмире (Индия), используя шелковистый кремовый подшерсток (пух) гималайских горных коз. Дикие козы с наступлением весны оставляли его на камнях. Жители гор собирали этот пух на неприступных скалах. Из этого пуха изготавливалась тончайшая ткань, которую долго разминали особым образом для придания ей плотности и эластичности, а потом натягивали на раму и тщательно заглаживали куском полированного агата или халцедона. После этого шали вышивали.
Появление индийских кашемировых шалей во Франции связывают с египетским походом Наполеона I, после чего не только весь европейский, но и русский аристократический мир увлекся восточной экзотикой. Для российской культурной традиции взаимоотношения с Францией всегда играли особую роль. И конечно, в области моды. Шали пользовались необычайным спросом и стоили очень дорого. Кстати, самый короткий и удобный путь восточных товаров в Российскую империю, в том числе и модных шалей, проходил через Оренбург. Развитие русской торговли с соседними средне-азиатскими ханствами составляло постоянную заботу начальства нашего края. Оренбург находился в самых тесных торговых отношениях с Хивой и Бухарой.
В России к шалям питали особую любовь. С их помощью можно было подчеркнуть величавость и горделивость фигуры или наоборот - ее хрупкость и изящество. Шаль давала доступную и часто единственную возможность придать законченность, завершенность женскому наряду. Шаль могла сохранить в секрете недостатки фигуры и небрежность в костюме (например, чтобы скрыть слабую шнуровку корсажа, особенно дома). Шали набрасывали на плечи, в них кутались, их повязывали. Их не снимали ни летом, ни осенью, ни зимой, носили дома, в театре, на балах. На улице шаль могла заменить верхнюю одежду. Умение красиво носить шаль высоко ценилось, и женщины тратили немало времени, упражняясь в этом искусстве перед зеркалом. Двигаться, держать себя надо было по-особому, неторопливо, с достоинством.... Подчас именно шаль выступала как символ положения женщины и показатель ее достатка.
Мода на большие платки, сложившаяся в начале 19 века, повлекла за собой активный поиск новых источников сырья, которое могло бы заменить дорогостоящий индийский товар. Довольно быстро было налажено производство подобных шалей в Европе, в том числе и в России. И в этот период осуществляются многочисленные попытки использовать для производства тканых изделий пух сайгаков и вигоней, водившихся в Западной Сибири.
Пух оренбургских коз все больше привлекал к себе внимание. Интерес к нему проявляли преимущественно в странах Западной Европы и Америки. Коз из оренбургских степей с целью организации собственного производства пуха неоднократно завозили во Францию, Англию и ряд стран Южной Америки. Однако все эти попытки потерпели неудачу. Пуховые козы теряли свой золотой подшерсток, превращаясь в обыкновенных коз, каких много было на местных полях. Морской климат, теплая зима не давали животному теплой шубы, которая спасала на родине.
В дальнейшем предпринимались попытки организовать поставку уже не самих коз, а их пуха. В частности, в той же Франции фирмой «Бодиер» из привозного сырья вырабатывались шали под названием «каша». В городе Бирмингеме (Англия) фирмой «Липнер и Кон» было организовано крупное предприятие по выработке пуховых платков «имитация под Оренбург».
При этом пух поставлялся иностранным фабрикантам через крупные российские ярмарки, так как в самом городе в начале 19 века не было местных богатых купцов. Купцы Пичугин, Веснин и Дюков жили в Оренбурге наездом, предпочитая свою родину - город Ростов. Они и выступали поставщиками местного козьего пуха на европейский рынок. Издатель «Отечественных записок» П. Свиньин во время путешествия по Оренбургскому краю в 1824 году обозначил маршрут следования этого товара следующими пунктами: Оренбург - Ростов - Бердичев - Париж.
Это же отметил в 1854 году известный географ, историк и этнограф П.И. Небольсин: «Пух этот в старые годы огромными тюками вывозился из Оренбурга в Ростов; там его перекупали оптовые торговцы и отправляли в Лемберг (Львов), а из Лемберга товар этот уже шел во Францию, откуда возвращался обратно к нам, в Москву и Петербург, в виде превосходных платков и шалей».
История с пухом оренбургских коз изобилует множеством невероятных фактов и событий, и все же самое главное в биографии степных коз связано с тем, что их замечательный пух стал основой для изготовления вязаных платков в Оренбуржье. Уже в начале XIX века не только пух, но и пуховые платки были товаром, который предлагался покупателям за пределами Оренбургского края. Мода на большие мягкие шали являлась одним из стимулирующих факторов развития пуховязального промысла в XIX веке. Сохраняя народные основы образнодекоративного решения и приемы технического мастерства, что возможно при коллективном характере творчества, произведения казачек стали частью общекультурного явления в России. Наряду с ткаными, а позднее и с набойчатыми платками и шалями они были востребованы всеми слоями населения.
Никакой другой платок так не отвечал церковным правилам, как оренбургский: бело-серая его гамма - символ послушания, верности и нравственности, символ душевного целомудрия. Не секрет, что одежда очень влияет на поведение женщины. Пожилые, старые девы, вдовы, или те, у кого мужья в походе, в армии, надевали платки темные, в белых платках не появлялись, соблюдали традиции. Девушки, молодые женщины, отправляясь в церковь наряжались, надевали самые красивые белые паутиночки, демонстрируя свою работу и богатство убранства. Нельзя было идти с непокрытой головой, старухи пугали, что «в семье покойник будет». Платок был и на голове, и на плечах, под воротником верхней одежды. Интересно, что на плечах могло быть два платка, один для тепла, а другой с целью украшения.
Первые детские впечатления чаще всего связывают с пуховым платком. Малыша помимо шубы и шапки накрест повязывали вязаным платком, оставляя на лице одни глаза - не было лучше одежды от мороза и ветра. Если кто-то заболевал, прежде чем взять градусник обязательно закутывали в платок, только потом начинался сам процесс лечения. По сути своей оренбургский платок имел массу не только эстетических функций, но и практических.
Прошли годы, но потомки славного казачьего рода до сих пор не представляют, как можно обойтись без ласкового теплого оренбургского платка... Ценность и востребованность пуховых платков сегодня не менее актуальна, чем в далекие годы.
Каждый россиянин знает песню на стихи Виктора Бокова и музыку Григория Пономаренко "Оренбургский пуховый платок" в исполнении Народной артистки СССР Людмилы Зыкиной. Благодаря этой песне, пуховый платок и образ матери навсегда слились в единое целое.
Оренбургские платки любимы женщинами не одного поколения за красоту, тепло и удобство. Традиционный пуховый платок служит женщине долгие годы. Он прекрасен в расправленном виде, когда хорошо просматривается богатый орнамент и великолепен в мягкой драпировке, демонстрируя тонкость, воздушность, нежность своего материала. При большом размере он очень легкий, вы совсем не чувствуете его веса. Вязаное изделие не сковывает движений, приспосабливаясь под формы вашего тела. Шали толще, чем ажурные паутинки, но те и другие прекрасно сохраняют тепло. Мягкий, ласковый козий пух оренбургских платков, натуральный, приятный на ощупь, оценит женщина, для которой важны тактильные характеристики материала. И, конечно же, он всегда популярен как вещь, выполненная вручную, в традициях одного из старейших российских художественных промыслов, произведение, которое обладает особенной позитивной энергетикой. Иметь настоящий оренбургский пуховый платок в своем гардеробе - проявление хорошего вкуса и истинное удовольствие!
В нашем климате без оренбургского пухового платка не обойтись. Пока не слишком холодно и нет необходимости в теплых куртках или пальто, самое время накинуть на плечи вязаный палантин или платок. Хотите, изящно обмотайте его вокруг шеи, или завяжите мягким бантом, а может вам понравится традиционный вариант, и вы свободно набросите платок на плечи. Можно сделать микс и соединить ажурную паутинку с джинсами или легинсами, завязать платок на шее, на поясе, перебросить через плечо. Приверженцы любого стиля могут найти свой способ использования вязаного платка, чтобы выглядеть актуально, ярко, стильно.
В слякотную осень пуховый платок окутает вас своим нежным ласковым теплом, и вам будет не страшен ни ветер, ни мелкий колючий дождь, вы забудете о непогоде. Он выглядит мягким и объемным, прекрасно сочетается с куртками, плащами, полупальто и накидками. Его можно носить под воротником, без воротника. Его можно обмотать вокруг шеи, насколько позволяет длина, или сложить пополам и в образовавшуюся петлю продеть концы - в любом случае ваша шея надежно закрыта самым теплым и нежным в мире платком. Как много добрых слов вы скажете в его адрес, если, отправляясь на улицу, наденете его под плащ или под пальто. Платок надежно защищает грудь и спину от холода, и вы можете не бояться простуды. В межсезонье, когда в офисе или дома еще не включили отопление, пуховая вещь будет как нельзя, кстати, и ваши мысли будут гораздо веселей. Набросьте его на плечи, а концы перекрестите и завяжите сзади на поясе или концы, не перекрещивая, заведите за спину и завяжите - эти бабушкины варианты, кантри-стиль, конечно для домашнего использования.
С приходом зимы, когда все становится белым и кажется, что в мире происходят чудеса, именно белоснежный оренбургский платок будет тем атрибутом в вашем наряде, что подчеркнет румянец на щеках, сделает лицо милее и ярче. Если вы попадете в пуховом платке под мягкий снег, то он станет намного пушистее. Своей фактурой он замечательно подходит к верхней зимней одежде, необходимо только соблюсти цветовую гармонию и найти свой вариант использования.
Платок может быть предметом интерьера как мягкий декоративный плед или как легкое одеяло. Как хорошо после морозной прогулки закутаться в ласковую вязаную шаль, взять в руки чашку чая с малиновым вареньем и согреться, получая огромное наслаждение от жизни.
Чаще всего мы рассматриваем оренбургский платок как головной убор. Способов его ношения огромное множество. Вы можете повязать его традиционным способом, сложив по диагонали и завязав концы сзади на шее. Можете использовать как восточный тюрбан или чалму - мягкое полотно платка прекрасно драпируется: его можно перекручивать, заплетать, скручивать жгутом, каждый раз получая новый вариант и новый женский образ.
Привлекательно выглядит платок, повязанный плотно на голове, с распущенными по спине длинными концами, при этом узел можно сделать большим или плоским, завязать мягким бантом или применить для скрепления заколку для волос.
В головном уборе можно интересно использовать зубчатое завершение изделия. Попробуйте завязать платок, расположив зубцы платка на лбу, концы завяжите на затылке, как бандану - вы будете удивлены результатом такого простого способа!
В традициях русской интеллигенции начала 20 века было ношение вязаного платка под шляпкой, и позднее женщины с большим желанием использовали этот прием в своих нарядах, надевая например, платок с папахой. Сегодня ажурная паутинка как функциональная деталь может стать дополнением к современным головным уборам, добавив им тепла и женственности. Платок затягивают довольно плотно, надевают сверху меховую или фетровую шляпу с полями.
Платок, повязанный вокруг шляпы, может выступить как милое декоративное украшение.
Оренбургские пуховые платки можно носить разными способами, каждый из которых найдет свою почитательницу. При умелом использовании они дарят возможность каждый день выглядеть по-новому. Вам не понадобится много времени, чтобы научиться при помощи несложных приемов подчеркивать свои достоинства и скрывать недостатки.
Женщины с разным тоном кожи могут подобрать для себя серый или белый оренбургский пуховый платок, но оттенков того и другого будет такое множество, что придется постараться, прежде чем платок, будет к лицу.
Серый цвет оренбургских пуховых платков имеет огромное количество оттенков - от холодного-жемчужно серого до теплого, почти коричневого. Он может быть грифельным, стальным, цветом голубиного крыла, пепельным, свинцовым, дымчатым ... Серебристо-серый оттенок самый благородный в этой гамме.
Серый цвет - цвет спокойствия, внутренней гармонии, уюта, тишины, благородный цвет старого серебра, достоинства и достатка. Особенно серые ажурные паутинки украшают седовласых женщин. Но они прекрасно подчеркнут цвет серых или голубых глаз у блондинок и светлых шатенок. Серый -
цвет смирения. В таком платке вы покорная сестра своего прихода, прилежная ученица и воспитанница. Он, как никакой другой, подходит для официальных мероприятий и офиса. Это цвет делового общения. Серый, если он присутствует самостоятельно, действует нейтрально, а в комбинации с насыщенными тонами смягчает их контрастность. Если в вашем костюме несколько цветов, то серый цвет вязаного палантина или платка поможет объединить все в единый образ.
Белый цвет оренбургского платка имеет свои градации - от кипенно-белого, цвета облаков, свежего снега до сахарного (древнее название белого цвета), цвета слоновой кости, топленого молока, кремового, цвета луны. Нет более переменчивого цвета, чем белый, который желтеет при электрическом свете, синеет в сумерках и принимает отражения от всего, что находится рядом. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым складом характера.
Белый цвет - идеальный цвет, цвет мечты, чистоты и совершенства, любви и нежности. Белоснежный платок может быть дополнением свадебного наряда. Это цвет радости, праздничного настроения, связанный с самыми торжественными моментами. Белый цвет - православный цвет. Именно белая паутинка будет уместна в храме. Он ассоциируется со сдержанностью, целомудрием, простодушием, несуетностью. Любительницы белого цвета предпочитают мир, покой и равновесие. Есть мнение, что люди, выбирающие белый очень искренние и честные, вежливые и деликатные, готовые помогать другим людям. Согласитесь, что, увидев женщину в белом пуховом платке, мы именно так ее воспринимаем, даем ей подобную характеристику.
В любом случае выберете вы серый или белый платок, вы сделаете правильный выбор, поскольку он будет той чистой, нефальшивой нотой, которая заставит зазвучать ваш наряд в гармонии. Модными в сезоне могут быть любые цвета, но, несмотря на это, модельеры никогда не откажутся от серого и белого в своих коллекциях. Это идеальный фон для ярких мазков. Добавьте в ансамбль оренбургский пуховый платок, чтобы создать цельный образ!
В ажурном платке можно пойти на работу, на семейный праздник, на официальный прием. Оренбургский ажурный платок прекрасно дополнит строгий наряд и вечернее платье. Это очень женственный аксессуар, придающий облику изысканность, элегантность, классическую ясность. Его можно сочетать с разными ювелирными украшениями: серый платок - с серебром, жемчугом; белый - с любыми золотыми изделиями, бижутерией.
Попробуйте надеть наш белый платок с архангельской или тобольской брошью из кости. Тончайшая резьба северных умельцев является как бы продолжением ажурных мотивов оренбургских мастериц, но главное в цветовых оттенках они совпадают и поддерживают друг друга. Такой вариант в сочетании с маленьким чёрным платьем будет всегда выглядеть элегантно - это классика! Воздержитесь от излишне смелых экспериментов с драпировками, оставьте их для других вариантов, не бойтесь показаться консервативной, вы безупречны.
Шаль может быть ярким элементом, привлекающим внимание окружающих, если в вашем наряде он выступает как контрастная деталь. Может быть такой же однотонной, как и само платье и тогда интересный эффект получится от сочетания разных фактур - гладкой в платье и ажурной, объемной в платке. Он может сочетаться по цвету с туфлями, перчатками или сумкой. В любом случае вы не останетесь незамеченной и обязательно услышите комплимент в свой адрес.
Палантин можно легко обернуть вокруг шеи, но, поверьте, вы будете удивлены, когда, вы просто положите его на плечи и аккуратно расправите его края на груди. Он украсит ваше платье затейливой графикой ажурного пухового узора. Ажурные зубчики палантина будет очень эффектным декоративным акцентом. Если вы стянете полы палантина ремнем, то самое заурядное платье превратиться в роскошный наряд. Как вариант можно использовать два палантина, в данном случае у вас получится не короткий, а длинный ажурный жилет.
Узкий, длинный палантин, наброшенный на плечи, визуально удлиняет и стройнит фигуру. Завязанный или задрапированный вокруг шеи, подходит женщине с узкими плечами, поскольку делает верхнюю часть фигуры более заметной. Этот же приём отвлекает внимание от излишне крупных бёдер.
Мягкий платок уложенный, как воротник «хомут» поможет скрыть двойной подбородок или дряблую кожу на шее, все внимание будет приковано к платку и к тому, как изящно вы его повязали.
Его можно надеть, когда вы в платье с коротким рукавом, прикрыть декольте и голые плечи, а можно украсить платье с длинным рукавом. Он поможет скрыть недостатки - например, полные плечи, но это будет не драпированный платок, а мягко лежащий на плечах.
Необычно смотрится вязаный платок, накинутый на одно плечо. Можете свободно двигаться, сидеть он не спадет, если вы зафиксируете его брошью или декоративной булавкой. Как вариант попробуйте завязать концы с противоположной стороны на уровне талии.
Размеры платка и палантина могут быть очень большими, что позволит буквально окутать себя легким пуховым облаком с богатой ажурной фактурой. Оно сделает из вас королеву, если вы не забудете об осанке. Только тогда когда вы не сутулитесь, держите спину, шаль или палантин может быть аксессуаром, который подчеркнет красоту и грацию вашей фигуры.
Ваша дочь выходит замуж? Сам ажурный платок может быть материалом для свадебного платья, накидки, фаты. Кстати, в день свадьбы белоснежный палантин или платок станет тем изысканным аксессуаром, который спасет хрупкие плечики от ветра и непогоды во время свадебного путешествия. А может быть вы, по старому православному обычаю, подарите молодой оренбургский платок как символ уже новой семейной жизни с пожеланиями счастья и достатка и материнской рукой покроете ее голову платком. Поверьте, о таком красивом обряде невеста никогда не забудет.
Платок уместен в машине; если вы за рулем, то он - именно та легкая вещь, которая не стесняет движений и создает необходимый уровень тепла и комфорта. Как пуховая накидка на сидении автомобиля, вязаный платок защитит вашу спину от неприятных последствий долгого пребывания за рулем.
Не забудьте, отправляясь в командировку, взять с собою пуховый платок - он защитит от сквозняка в вагоне, в автобусе или гостинице. Для пассажиров он будет самым легким и желанным пледом в дорожном путешествии. Как приятно в поездке положить голову на теплый ласковый платок и подремать.
Если у вас есть дача, то обязательно должна быть вязаная теплая шаль. Почему? После работ на клумбах и грядках именно тепло пухового платка вернет вашей натруженной спине здоровье. Вспомните о ней, вернувшись домой с полными корзинами грибов - повязанная на поясницу шаль быстро восстановит силы, и воспоминания о прогулке останутся самыми добрыми.
Платок поможет вам, если у вас мигрень или болит горло. Вы устали, раздражены, переутомились, закутайтесь в пуховую шаль и почувствуйте, как стресс, беспокойство уходят, и возвращается состояние внутренней гармонии с окружающим миром и самим собой...
Оренбургский пуховый платок служит своей хозяйке на протяжении всей жизни - его надевают в торжественные, праздничные дни и одинокими вечерами, он украшает и защищает от непогоды, хранит тепло и снимает боль, дарит хорошее настроение и сохраняет здоровье. Он удобен и прочен, практичен и элегантен, в нем уютно и комфортно. Это одновременно женственность и уравновешенность, простота и изящество. Он восхищает красотой орнамента и поражает мастерством исполнения, удивляет тонкостью полотна и мягкостью ласкового пуха. Способов использования в гардеробе платка огромное множество, главное не ограничивать свои фантазии. Носите его женщины, будьте любимы, счастливы и неповторимы!