Поиграем в математику: как выучить таблицу умножения
Игра 1. Считаем двойками Возьмите коробку, наполненную мячиками (или апельсинами, или яблоками). Сядьте вместе с ребенком около этой коробки. Достаньте два мячика, положите их рядом с ребенком. Достаньте еще два мячика и положите их рядом. Потом еще два мячика, и еще. Вот что у нас получилось:
Предложите ребенку пересчитать мячики, считая двойками. Обсудите с ребенком, что задачу "взять два мячика четыре раза" можно записать как через сложение, так и через умножение:
Игра 2. Кормим кукол
Рассадите в круг кукол или мягкие игрушки. Предложите ребенку накормить их. Например, дать каждой кукле по два кусочка хлеба (можно играть деталями строительного набора или Лего), по три яйца и по четыре сосиски, а также по одному стакану сока. Теперь нужно посчитать, сколько и какой еды мы дали, а для этого надо составить примеры. Игра 3. Умножение в природе
Когда ребенок понял идею умножения, можно предложить ему поискать, где встречается умножение в природе. Например, у нас 2 ладошки, и на каждой можно нарисовать по 3 пятнышка. Это будет пример умножения на 2 — 3 пятнышка взять 2 раза. У трилистника 3 лепестка, и на каждый можно посадить по 4 букашки, что соответствует примеру 3×4. У морской звезды 5 кончиков, и на каждый можно положить по 2 ракушки: 5×2. И так далее. Эта игра вплотную подводит нас к идее следующей игры. Игра 4. Робот-умножитель
Можно взять коробку, накрыть платком, назвать "роботом-умножителем" и обозначить стрелочками, где у этого "робота" вход, а где выходы. Например, "робот" умножает на два: тогда у него два выходных отверстия. В этом случае ребенок завозит в робот три мячика, а "робот" с помощью родителей удваивает количество мячиков, и вместо трех мячиков выходят шесть.
Игра 5. Ровными рядами
Заключительная игра из этого цикла обучает находить количество предметов, расположенных равными рядами, а также вычислять площадь фигур. Раскладывая рядами машинки, или рисуя одинаковые фигурки на клетчатой бумаге, или закрашивая квадраты, потренируйте ребенка вычислять количество фигур с помощью умножения:
Игра 6. Почтальон
Эта игра поможет ребенку запомнить блоки таблицы умножения. Всего в таблице 10 блоков. Первый блок — это 10 карточек умножения на один. Второй блок —10 карточек умножения на два. И так далее. В эту игру можно играть тогда же, когда вы проходите соответствующий блок таблицы умножения.
Изготовьте из бумаги десять плоских домиков. Для примера рассмотрим игру с блоком умножения на два. На крышу каждого из них прикрепите карточку с числом, соответствующим ответу на определенный пример, — это будет номер дома. В качестве "писем" будут использоваться десять карточек с примерами из данного блока. (Карточки можно взять из предыдущей игры.) Задача ребенка — разнести "письма" по домикам. Для того чтобы узнать, в какой дом идет письмо, нужно решить пример. Номер дома соответствует ответу примера.
Игра 7. Рыбак
Смешайте карточки с примерами — это будут рыбки. Возьмите 10 ведерок (мисок). К каждому ведерку прикрепите таблички:
Надписи на табличках означают, что "рыбки" с ответами в обозначенных пределах нужно складывать в соответствующие ведерки.
Задача ребенка — ловить "рыбку" (решать примеры) и складывать их в соответствующие ведерки. Например, "рыбка" с примером "5×2" кладется в ведерко с табличкой "0 ... 10".
Игра 8. Поезда
В этой игре ребенку будет предложено не находить ответы к примерам, а наоборот — к известным ответам подбирать примеры.
Изготовьте бумажные паровозики с такими числами: 4, 6, 8, 9, 10, 12, 16, 18, 20, 24, 30, 36, 40.
Предложите ребенку присоединить к этим паровозикам те карточки с примерами, ответ которых соответствует числу, написанному на паровозике. (Карточки с примерами можно взять из предыдущей игры.)
Предложите ребенку определить, к какому паровозику (ответу) можно прикрепить наибольшее количество примеров. Можно исследовать, какие ответы чаще всего встречаются в таблице умножения (те, у которых поезда длиннее).
Игра 9. Игра-ходилка
В эту игру стоит начать играть, когда ребенок уже более-менее выучил таблицу умножения. Вам понадобится поле от любой настольной игры-"ходилки", для которой обычно используется шестигранный кубик и фишки. Правила игры ничем не отличаются от оригинальных, кроме того, что вместо кубика будут использоваться карточки с примерами. (Можно взять все те же карточки от предыдущих игр, а можно изготовить новые.) На этих карточках каждый пример нужно заключить в рамочку определенного цвета. Всего будет шесть цветов рамок.
Вот как должны выглядеть карточки:
Таблица умножения, на которой показано, как следует обводить примеры:
Зеленым цветом обводятся наиболее простые примеры, голубым — следующие по сложности, затем идут оранжевый, красный и фиолетовый цвета. Наиболее сложные примеры обводятся серым цветом. Получаются карточки, на одной стороне которых находится обведенный пример, с другой же стороны чистое поле, "рубашка".
Карточки переворачиваются "рубашками" вверх, перемешиваются и складываются стопочкой. Каждый из игроков выбирает себе фишку и ставит ее на "старт".
Вместо того чтобы перед началом хода бросать кубик, ходящий берет из стопки верхнюю карточку, переворачивает примером вверх и решает пример. Если игрок правильно решает пример, то он передвигает свою фишку на соответствующее число шагов:
- зеленый цвет рамки соответствует грани кубика с одной точкой и позволяет сделать 1 шаг; - голубой цвет позволяет игроку сделать 2 шага; - оранжевый — 3 шага; - красный — 4 шага; - фиолетовый — 5 шагов; - серый цвет — 6 шагов.
Если игрок неправильно решает пример, то он пропускает ход. Использованные карточки (правильно решенные или нет) складываются отдельной стопкой. Их можно использовать второй раз, если в основной стопке примеров уже ничего не осталось, а фишки игроков еще не дошли до "финиша". #от3до7лет
ДЕТИ. ВОСПИТАНИЕ. Практические советы.
Поиграем в математику: как выучить таблицу умножения
Игра 1. Считаем двойками
Возьмите коробку, наполненную мячиками (или апельсинами, или яблоками). Сядьте вместе с ребенком около этой коробки. Достаньте два мячика, положите их рядом с ребенком. Достаньте еще два мячика и положите их рядом. Потом еще два мячика, и еще. Вот что у нас получилось:
Рассадите в круг кукол или мягкие игрушки. Предложите ребенку накормить их. Например, дать каждой кукле по два кусочка хлеба (можно играть деталями строительного набора или Лего), по три яйца и по четыре сосиски, а также по одному стакану сока. Теперь нужно посчитать, сколько и какой еды мы дали, а для этого надо составить примеры.
Игра 3. Умножение в природе
Когда ребенок понял идею умножения, можно предложить ему поискать, где встречается умножение в природе. Например, у нас 2 ладошки, и на каждой можно нарисовать по 3 пятнышка. Это будет пример умножения на 2 — 3 пятнышка взять 2 раза. У трилистника 3 лепестка, и на каждый можно посадить по 4 букашки, что соответствует примеру 3×4. У морской звезды 5 кончиков, и на каждый можно положить по 2 ракушки: 5×2. И так далее. Эта игра вплотную подводит нас к идее следующей игры.
Игра 4. Робот-умножитель
Можно взять коробку, накрыть платком, назвать "роботом-умножителем" и обозначить стрелочками, где у этого "робота" вход, а где выходы. Например, "робот" умножает на два: тогда у него два выходных отверстия. В этом случае ребенок завозит в робот три мячика, а "робот" с помощью родителей удваивает количество мячиков, и вместо трех мячиков выходят шесть.
Заключительная игра из этого цикла обучает находить количество предметов, расположенных равными рядами, а также вычислять площадь фигур. Раскладывая рядами машинки, или рисуя одинаковые фигурки на клетчатой бумаге, или закрашивая квадраты, потренируйте ребенка вычислять количество фигур с помощью умножения:
Эта игра поможет ребенку запомнить блоки таблицы умножения. Всего в таблице 10 блоков. Первый блок — это 10 карточек умножения на один. Второй блок —10 карточек умножения на два. И так далее. В эту игру можно играть тогда же, когда вы проходите соответствующий блок таблицы умножения.
Изготовьте из бумаги десять плоских домиков. Для примера рассмотрим игру с блоком умножения на два. На крышу каждого из них прикрепите карточку с числом, соответствующим ответу на определенный пример, — это будет номер дома. В качестве "писем" будут использоваться десять карточек с примерами из данного блока. (Карточки можно взять из предыдущей игры.) Задача ребенка — разнести "письма" по домикам. Для того чтобы узнать, в какой дом идет письмо, нужно решить пример. Номер дома соответствует ответу примера.
Смешайте карточки с примерами — это будут рыбки. Возьмите 10 ведерок (мисок). К каждому ведерку прикрепите таблички:
Задача ребенка — ловить "рыбку" (решать примеры) и складывать их в соответствующие ведерки. Например, "рыбка" с примером "5×2" кладется в ведерко с табличкой "0 ... 10".
В этой игре ребенку будет предложено не находить ответы к примерам, а наоборот — к известным ответам подбирать примеры.
Изготовьте бумажные паровозики с такими числами: 4, 6, 8, 9, 10, 12, 16, 18, 20, 24, 30, 36, 40.
Предложите ребенку определить, к какому паровозику (ответу) можно прикрепить наибольшее количество примеров. Можно исследовать, какие ответы чаще всего встречаются в таблице умножения (те, у которых поезда длиннее).
В эту игру стоит начать играть, когда ребенок уже более-менее выучил таблицу умножения. Вам понадобится поле от любой настольной игры-"ходилки", для которой обычно используется шестигранный кубик и фишки. Правила игры ничем не отличаются от оригинальных, кроме того, что вместо кубика будут использоваться карточки с примерами. (Можно взять все те же карточки от предыдущих игр, а можно изготовить новые.) На этих карточках каждый пример нужно заключить в рамочку определенного цвета. Всего будет шесть цветов рамок.
Вот как должны выглядеть карточки:
Всего должно получиться 100 карточек. Из них:
17 зеленых,
16 голубых,
17 оранжевых,
16 красных,
17 фиолетовых,
17 серых.
Правила игры:
Карточки переворачиваются "рубашками" вверх, перемешиваются и складываются стопочкой. Каждый из игроков выбирает себе фишку и ставит ее на "старт".
Вместо того чтобы перед началом хода бросать кубик, ходящий берет из стопки верхнюю карточку, переворачивает примером вверх и решает пример. Если игрок правильно решает пример, то он передвигает свою фишку на соответствующее число шагов:
- зеленый цвет рамки соответствует грани кубика с одной точкой и позволяет сделать 1 шаг;
- голубой цвет позволяет игроку сделать 2 шага;
- оранжевый — 3 шага;
- красный — 4 шага;
- фиолетовый — 5 шагов;
- серый цвет — 6 шагов.
Если игрок неправильно решает пример, то он пропускает ход. Использованные карточки (правильно решенные или нет) складываются отдельной стопкой. Их можно использовать второй раз, если в основной стопке примеров уже ничего не осталось, а фишки игроков еще не дошли до "финиша".
#от3до7лет