Игры со слогами

Игры со слогами - 878586590155
Как показывает практика, наиболее трудным моментом для ребенка является способ прочтения так называемого слога-слияния, состоящего из согласной и последующей гласной буквы. 

Это связано с тем, что одна и та же согласная буква в разных слогах может обозначать разные звуки — твердый или мягкий.
Если после согласной буквы стоит гласная А, О, У, Ы, Э, то согласный звук произносится как твердый, например в слогах НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Если после согласной буквы стоит гласная Е, Ё, И, Ю, Я, то согласный звук произносится как мягкий, например в слогах НЕ, НЁ, НИ, НЮ, НЯ. В последнем случае буквы Е, Ё, Ю, Я читаются как Э, О, У, А соответственно.

Безусловно, все эти тонкости языка пока еще непонятны малышу, да и в объяснениях нет необходимости. 

Лучше поиграть в слоги, не деля при этом слоги-слияния на буквы, а называя их целиком. Через несколько занятий малыш без всяких дополнительных объяснений поймет принцип чтения слогов-слияний и сможет по аналогии читать и другие слоги.

Поскольку слоги с гласными Е, Ё, Ю, Я являются наиболее трудными для чтения, начинать занятия можно со слогов, включающих в себя гласные буквы А, И, О, У, Ы, Э. В первое время старайтесь выбирать для игр слоги с одной гласной буквой: БА, ВА, КА, НА, ПА и т. д. После усвоения ребенком этой группы слогов можно переходить к слогам с другой гласной, например с буквой О: БО, ВО, КО, НО, ПО и т. д.
Желательно, чтобы ребенок в процессе игры называл слоги сразу, а не по буквам. Здесь необходимо терпение: пусть ребенок в начале обучения сколь угодно долго вспоминает название слога или тянет первую букву, пока не сообразит, как назвать следующую, лишь бы он не делал остановки между ними и прочел слог слитно.

Если у малыша возникают трудности при узнавании или прочтении слога, помогите ему одним из перечисленных ниже способов. Предложите ребенку варианты правильного ответа на выбор:
"Это БО или ЛО?", "ЛО? ПО? КО?" Возможно, малыш не узнал или забыл одну из букв слога — в этом случае назовите буквы сами, но не используйте при этом союз "и". Правильнее спросить: "Н, О — что получится?" Иначе говоря, не спрашивайте: "Н и О — что получится?" — это разобьет единство букв и помешает ребенку правильно сложить слог.

Когда и как играть в эти игры? В любое время, желательно ежедневно, но не доводя ребенка до усталости. Полезно также закреплять на видных местах (на стенах комнаты, на дверях, на мебели ит. д.) карточки с уже встречавшимися в играх слогами, лучше всего с рисунками.

ИГРЫ

В гости
Цель: учиться читать слоги, сортировать их по согласной или гласной букве.
Материал: разноцветный картон, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
На альбомных листах нарисуйте буквы, "оденьте" их в нарядные одежды, нарисуйте им лица и ручки. Для первой игры достаточно сделать таким образом гласные буквы А, И, О, У, Ы и несколько согласных букв, например МиП.
Расскажите ребенку сказку о том, как буква М пошла гулять и по дороге встретила своих знакомых. По ходу сказки объясняйте, как буквы встречаются друг с другом, здороваются за руки, общаются. 

Сначала буква М встретила букву А, они взялись за руки и сказали: "МА". Когда буква М встретилась с буквой О, они поздоровались и сказали: "МО". С буквой У буква М поздоровалась уже другим словом: "МУ". Взяв букву Ы за руку, буква М сказала: "МЫ". А при встрече с буквой И буква М произнесла "МИ".
Попросите ребенка повторить сказку, дайте ему возможность соединить буквы ручками друг с другом и произнести, как они здороваются. Такие же истории придумайте и с другими буквами. Например, они могут в паре петь песенки-слоги. Согласная буква может отправиться в лес по грибы или кататься на лифте, ходить в гости к подружкам — гласным буквам или в магазин и т. п.

Самолетики
Цепь: запоминать слоги, учиться их читать, развивать координацию движений.
Материал: цветная или белая бумага, цветные карандаши или фломастеры.
На листах бумаги напишите слоги, которые ребенку нужно запомнить и научиться читать. Для этого достаточно 6—10 слогов. Разложите листы на полу — это будут аэродромы. Сам ребенок будет играть роль самолета. Прочитайте стихотворение о самолете, сделайте вместе с малышом несколько движений-имитаций (расставьте руки в стороны, покачайте ими, как крыльями), погудите, как самолет... Скомандуйте, на какой аэродром приземляться. Говорите от имени диспетчера: "Внимание! Объявляется посадка на аэродром "КА"" — или другой слог.

После поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок называет слоги, на которые будет приземляться взрослый. Специально приземлитесь на неправильный аэродром — ребенок должен будет вас поправить.
Особый интерес эта игра вызовет у мальчика, поскольку ее сюжет соответствует темам мальчишеских игр. Чтобы она была интересна и девочке, переделайте ее, скажем, в игру о бабочках: вырежьте из цветной бумаги яркие цветы разной формы, напишите на них слоги, и пусть девочка-бабочка садится на них.

Для игры полезно выбирать слоги, схожие между собой — имеющие в составе одинаковые согласные или гласные буквы. Например, в одной игре используйте слоги ГУ, КУ, ДУ, МУ, НУ, ПУ ТУ, а в следующий раз напишите на аэродромах или цветочках слоги ВА, BE, ВИ, ВО, ВУ, ВЫ.

Пение со слогами
Цель: запоминать слоги, развивать чувство ритма.
Материал: карточки со слогами.
Для того чтобы ребенок быстрее запомнил слоги, предложите ему петь их на мелодию любой детской песенки ("Чижик-пыжик", "Жили у бабуси. ..", песни из детских мультфильмов). Сначала вместо всех слогов в песне пойте слог ЛЯ. Затем по очереди пойте изучаемые слоги. Помимо прочего, пение развивает чувство ритма, необходимое для формирования правильной речи.

Конфеты
Цель: сортировать слоги по согласной или гласной букве.
Материал: разноцветный картон, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Вариант 1. Перед началом игры определите, какие слоги необходимо выучить с ребенком. Для одной игры не используйте более 20 слогов.
Из разноцветного картона вырежьте конфетки. На каждой напишите ее название — слог. На альбомных листах нарисуйте буквы, из которых состоят эти слоги, оденьте буквы в нарядные одежды,
нарисуйте им лица и ручки. Чем ярче и забавнее будут выглядеть буквы, тем больший интерес они вызовут у малыша.
Расскажите ребенку, что буквы собрались на праздник, у них есть угощение — конфеты, но сами буквы не могут их поделить. Предложите малышу помочь буквам: пусть прочтет названия конфет и раздаст их. При раздаче соблюдайте правило: буква может получить только ту конфету, в названии которой она сама встречается. Например: букву У можно угостить конфетами "БУ", "ВУ", "ДУ", "КУ"; букве Т ребенок может предложить конфеты "ТА", "ТЕ", "ТО", "ТЫ"; конфетка "СА" может достаться букве С и букве А. Чтобы играть было интереснее, разговаривайте с ребенком от имени букв.

Вариант 2. Тот же прием можно использовать в игре в магазин. Приходить за покупками должны буквы: можете их озвучивать. Конфеты пусть продает ребенок. Сообщите ему условие: букве продают только те конфеты, в названии которых эта буква встречается.
Аналогичная этой игра в почту — используйте те же изображения букв. Дополнительно подготовьте письма для них. Для этого на конвертиках напишите слоги, состоящие из выбранных букв. Предложите ребенку разнести почту. Буква может получить только то письмо, в названии которого она есть.

Магазин
Цель: учиться определять первый и последний слоги в словах.
Материал: предметы, продукты, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Разложите на прилавке разные предметы — ка-ран-даш, мы-ло, ба-нан, ча-сы, те-ле-фон. Подготовьте деньги для игры: на листочках бумаги напишите первые слоги названий предметов. Желательно подбирать предметы таким образом, чтобы их названия начинались со слога-слияния (согласная буква и последующая гласная). В нашем примере это КА, МЫ, БА, ЧА, ТЕ. Будут и лишние деньги — слоги-слияния, на которые нет предметов в магазине, например БУ и СА. Обратите внимание на то, что в этом и последующих упражнениях нужно подбирать такие слова, в которых произношение первого слога совпадает с его написанием (например, слово "вата" подходит, а "вода" — нет: произносится [вада]).

Продавец — взрослый, покупатель — ребенок. Главное условие: товар можно купить, только правильно назвав первый слог слова и заплатив продавцу соответствующие деньги.
После поменяйтесь ролями. При покупке иногда специально выбирайте неправильный слог. Продавец должен будет отказать и объяснить, по-
чему он не может продать продукт за предложенные деньги.
В следующий раз в качестве денег используйте слоги, на которые заканчиваются названия предметов, например: кол-ба-са — СА; бул-ка — КА; ма-ка-ро-ны — НЫ; мо-ло-ко — КО; яб-ло-ки — КИ; кон-фе-ты — ТЫ и т. д.

Окошечки
Цель: развивать скорость чтения.
Материал: два листа белого или цветного картона, альбом для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, клей.
Сделайте разметку на одном листе картона: положите лист горизонтально, разделите его на две равные части вертикальной линией, в каждой половинке на одинаковом уровне наметьте окошки, одинаково отступая от краев и от линии середины. С помощью ножниц вырежьте окошки. С обратной стороны приклейте заглушку из второго листа картона. Клей наносите только по линии середины, по правому и левому краю.

Раскройте альбом посредине, отожмите скрепки и вытащите двойной лист бумаги. Разрежьте его пополам вдоль так, чтобы получились две одинаковые полоски. Каждую из них разметьте по
всей длине: начертите прямоугольники шириной, соответствующей высоте окошка в детали, выполненной из картона ранее. На одной полоске напишите гласные буквы А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я (по одной букве в каждом прямоугольнике). На второй полоске напишите согласные Б, В, Г, Д, 3, К, М, Н, П, С, Т, Ф (также по одной букве в каждом прямоугольнике).
Вставьте полоски в картонную рамку: полоску с гласными буквами — справа, полоску с согласными буквами — слева.

Теперь установите в левом окошке любую согласную букву, а правую полоску передвигайте так, чтобы в правом окошке по очереди появлялись гласные буквы. Пусть ребенок читает образовавшиеся слоги, например: MA — ME — МЁ — МИ — МО — МУ — МЫ — МЭ — МЮ - МЯ. Передвиньте полоску слева, чтобы появилась новая согласная буква, еще раз передвиньте правую полоску, предлагая ребенку читать новые слоги.
В следующий раз оставьте неизменной выбранную гласную букву, но изменяйте согласную, передвигая левую полоску в окошечках. Попросите ребенка прочесть образовавшиеся слоги, например: БА — ВА - ГА — ДА - КА — ДА — МА — НА — ПА — РА и т. д.

Можно поменять полоски местами — в таком варианте ребенок будет читать цепочки так называемых обратных слогов, где первая буква гласная, а вторая — согласная, например: АБ — АВ — АГ —АД —АК —АД —AM— ИК — ЕК — ЁК — ОК - УК — ЫК — ЭК — ЮК - ЯК.
Игры со слогами - 878586282955
ИГРЫ НА ЗАПОМИНАНИЕ

Кубики
Цель: запоминать слоги, учиться находить их на слух.
Материал: несколько деревянных или пластмассовых кубиков, белая бумага, линейка, про-
стой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, клей ПВА, мелкие игрушки.
Измерьте с помощью линейки длину грани кубика. Нарежьте листочки бумаги такого же размера. На них цветными карандашами или фломастерами напишите слоги. Приклейте карточки со слогами к граням кубика.
На один кубик прикрепите слоги, в состав которых входит одна и та же буква — гласная или согласная. Например, на один кубик приклейте слоги РА, РЕ, РИ, РО, РУ, РЫ, а на другой — ЛА, ЛЕ, ЛИ, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Или для одного кубика используйте слоги БО, ВО, ЛО, РО, СО, ТО, а для другого — БИ, ВИ, ЛИ, РИ, СИ, ТИ.

Предложите ребенку научить читать по слогам его игрушку (небольшого размера, такого, чтобы она могла свободно стоять на кубике). Пусть ребенок ищет слоги и показывает их игрушке. Затем и сам ребенок сможет "обучать" игрушку слогам: он будет называть слог и сам за игрушку его находить.
Одновременно используйте не более пяти кубиков.

Две половинки
Цель: запоминать слоги, учиться составлять их.
Материал: белый картон, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
На карточках из картона напишите слоги, с которыми уже знаком ребенок. Каждую карточку разделите с помощью простого карандаша и линейки на две равные половины — верхнюю и нижнюю. Разрежьте карточки.
Игры со слогами - 878586305995
Предложите ребенку составить разрезанные слоги и прочитать их. Пусть малыш, приставляя разные половинки друг к другу, выберет правильный вариант целого слога и прочитает его.
Если ребенок затрудняется в поиске, оставьте для выбора только нижние половинки слогов, а верхние выдавайте по одной. В следующий раз выдавайте нижние половинки, а все верхние разложите перед ребенком для выбора.

Парочки
Цель: запоминать слоги, развивать память и внимание.
Материал; белый картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Подготовьте 16 карточек одинакового размера (например, 10 х 15 см) из белого картона. Выберите для игры восемь слогов. Напишите их на карточках, по одному на каждой, повторяя слог сразу на двух. Таким образом вы получите комплект карточек, из которого можно составить восемь пар одинаковых слогов.
Перемешайте карточки и разложите их на столе слогами вниз. Должно получиться четыре ряда по четыре карточки в каждом. 

По очереди с ребенком пытайтесь найти одинаковые буквы. Откройте любые две карточки. Если открыты карточки с одинаковыми слогами, оставьте их себе. Если открылись разные слоги, переверните их снова буквами вниз, оставляя на прежних местах. Следующий ход должен сделать ребенок. Объясните ему, что нужно стараться запомнить, где какой слог расположен на столе. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.

Слоговое лото
Цель: развивать внимание, учиться подбирать слово к слогу.
Материал: бумага для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов), мешочек.

Листы бумаги разделите на 6—8 прямоугольников одинакового размера. В каждом из них напишите по одному слогу-слиянию, состоящему из
согласной и последующей гласной буквы (ПА, ПЕ, ПИ, ПО, ПУ, ПЫ).
Из настольных игр или журналов подберите картинки, названия которых начинаются на слоги, записанные на листах бумаги. Старайтесь подбирать к одному и тому же слогу несколько разных картинок. Например: СА — са-мо-лет, са-по-ги; ВА — ва-та, ва-за.

Предложите ребенку выбрать одну из карточек со слогами и найти к каждому слогу соответствующую картинку из подготовленных для игры. Важно, чтобы малыш сначала назвал то, что нарисовано на карточке. Слог нужно закрывать ею.
В эту игру можно играть всей семьей. Правила просты. Каждый из членов семьи должен выбрать себе карточку со слогами. Один из членов семьи — ведущий. Он достает предметные картинки из мешочка по одной и спрашивает: "Кому нужен..?" — и произносит название предмета, изображенного на картинке. Тот, у кого есть соответствующий слог, забирает картинку себе, закрывает ею слог. Выигрывает первый закрывший все слоги на своей карточке.

Комментарии

Комментариев нет.