Игры на бумаге психологи относят к одним из самых "умных" развивающих игр. Это не просто забава, а настоящий кладезь новой информации и полезных навыков, своеобразный тренажер, который, при всей своей простоте, учит мыслить и рассуждать. Есть забавы и для малышей, которых всегда можно занять в долгой поездке, в дождливую погоду дома или на даче. А всего-то и требуется — карандаш да листик бумаги...
Игры для самых маленьких В ряду достаточно сложных "бумажных" забав особняком стоят игры, которые вполне по силам малышам.
Змейка Это не только развивающая игра — она укрепляет непослушные пальчики, которые только учатся проводить ровные линии. Возьмите лист бумаги в клеточку. Ограничьте квадратное игровое поле размером 7x7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета (скажем, красного), остальные — другого (например, синего). На игровом поле поставьте красную и синюю точки в произвольных местах. Теперь игроки должны делать ходы по очереди, начиная рисовать ломаные линии-змейки от точки "своего" цвета "своим" же карандашом. За один ход удлиняйте линию на одну клеточку в любую сторону (но не по диагонали). Нельзя, чтобы линии пересекались, их можно проводить по стороне игрового поля, но это не должны быть стороны "своего" цвета. Тот, кому больше некуда продлевать свою змею, проигрывает.
Цветик-восьмицветик Сначала нарисуйте цветок с восемью одинаковыми лепесточками, затем выберите несколько карандашей разных цветов — и можете приступать к раскрашиванию лепестков. Делают это по очереди, придерживаясь определенного правила: за свой ход можно раскрасить один любой лепесток или два соседних. Выигрывает тот, кто раскрашивает последний лепесток.
Желательно поддаваться малышу через раз, постепенно подводя к мысли, что выигрыш в этой игре — не случайность, а итог тщательного продумывания ходов. Несложно свести игру к такой ситуации, когда от одного верного или неверного хода ребенка будет зависеть его выигрыш или проигрыш. Обратите на это внимание малыша, заметив: "Если ты сейчас раскрасишь лепестки правильно, я уже не смогу тебя обыграть, если нет — я выиграю". После нескольких попыток и обдумывания малыш научится правильной тактике игры. Это принесет ему одновременно и удовольствие от собственного достижения, и понимание того, что многие задачи можно решить самостоятельно с пользой для себя.
"Чур, я ставлю крестики!" В крестики-нолики с удовольствием играют даже трехлетние дети, и для них это не просто забава, а самая настоящая развивающая математическая игра. Проиграв несколько раз, они быстро соображают, что заполнять клеточки надо не как попало. Для того чтобы выиграть (а точнее, свести игру вничью), следует выработать определенную тактику игры и думать на ход вперед.
Дорожки Нарисуйте с двух сторон листа два домика и между ними — дорожку. Около домиков можно начертить или наклеить вырезанное из детского журнала изображение любой зверушки или другого персонажа. Малышу скажите, что зверушки ходят друг к другу в гости и надо им помочь: он должен провести фломастером по дорожке.
Можно нарисовать не два, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными — прямыми или извилистыми, узкими или широкими. Можно соединять бусины одну с другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и т. д. Можно дорисовывать сломанные ступеньки у лесенки, стебельки к цветочкам или дождик, который льется из тучки, чтобы выросли эти цветочки.
Догонялки Вариант предыдущей игры, когда один персонаж догоняет другого. Нарисуйте дорожку, идущую по кругу, и на ней двух-трех персонажей. Рисовать нужно по кругу.
Волны соединялки Нарисуйте полоски разной длины. Сюжет игры можно придумать в соответствии с интересами малыша. Это могут быть зверушки — у них улетели воздушные шарики; их надо соединить, "привязав" ниточками. Ниточки тоже должны нарисовать вы, но неярко, например светло-серым цветом, чтобы малышу было видно, где проводить линию. Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны — небольшие S-образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их и/или нарисовать новые волны.
Игры для дошкольников
Коридорчики Многие игры на бумаге предполагают сражение за территорию. Кроме того что они азартны, такие игры также развивают логическое мышление и внимание. Нарисуйте игровое поле на листочке в клеточку. Его форма и размер не имеют принципиального значения: это может быть квадрат или любая фигура. А чтобы заинтересовать малыша, нарисуйте елочку, собачку или любой другой контур. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть игровое поле. Бумагу лучше взять с крупными клетками.
Вооружившись ручками или фломастерами, приступайте к игре. Каждый игрок проводит по очереди горизонтальные или вертикальные линии на одну клеточку. Тот, кому удалось провести последнюю, четвертую линию, замыкающую квадрат, ставит внутри клетки-квадрата свой знак (крестик, нолик или любой другой). Когда все клетки игрового поля будут заполнены значками, подсчитайте их количество и определите победителя.
Цепочка слов Назовите какое-нибудь слово. Одновременно начните писать словесную цепочку, в которой каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: стол — ложка — арбуз — зуб и т. д. Выигрывает тот, кто за 3 минуты напишет больше слов. Игру можно усложнить, если писать, предположим, названия городов.
Ладошки Цель: развивать внимание и мелкую моторику, учиться быстро ориентироваться в числах. Эта игра будет интересна ребятишкам, которые уже знакомы с цифрами. Возьмите два листа бумаги в клеточку и обведите на каждом ладошку малыша или свою. Для того чтобы хоть немного уравнять шансы, на своем листке обведите свою руку, а на листе малыша — его, чтобы уменьшить игровое поле. Теперь на пространстве, ограниченном рисунком, хаотично расставьте точки с числами от 1 до... Каковы будут числа, зависит от возраста и знаний малыша. Самым маленьким достаточно до 10, а "продвинутым" математикам можно и до 100.
После этого начнется самое интересное. Первый игрок должен назвать любое число и, пока соперник ищет его на своем игровом поле, быстро поставить крестики в своих клеточках. Нужно успеть зачеркнуть их как можно больше. Затем ход переходит к сопернику. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля.
шириной 8—9 клеточек. Она может произвольно сужаться и расширяться. Естественно, чем младше гонщик, тем проще должна быть траектория. На трассе обозначьте старт и финиш. Играть нужно по очереди: каждый "едет" линией своего цвета, проводя отрезки по клеточкам горизонтально, вертикально либо по диагонали. Двигаться можно со скоростью от 1 до 6. Первая скорость — линия шириной в 1 клеточку, шестая, соответственно, 6. Набирать и сбавлять скорость можно постепенно, увеличивая или уменьшая отрезки продвижения на 1 клеточку. Цель игры — первым добраться до финиша, выбирая оптимальные траекторию и скорость движения.
Трасса Надо сказать, что бумага — прекрасный материал, на котором можно устроить самые настоящие гонки. В эту игру, развивающую логику и моторику, способствующую закреплению основ сложения и вычитания, можно играть даже с 4—5-летним малышом. Возьмите лист бумаги в клеточку и нарисуйте на нем гоночную трассу — извилистую дорожку
Это игра старая, но она, тем не менее, до сих пор не утратила популярности. На листе бумаги расчертите игровое поле с крупными клетками 5x5 (для опытных игроков поле может быть 6x6 и даже 7 х 7). В среднем ряду напишите слово из пяти букв (в усложненных вариантах — из шести и семи букв соответственно). Теперь игроки должны сделать по очереди ходы. За один ход в свобод ную клеточку нужно вписать букву таким образом, чтобы образовалось новое слово. Слова могут читаться в любом направлении, кроме диагонального. За каждое новое слово игрок засчитывает себе столько очков, сколько букв в его слове. Игра закончится тогда, когда заполнены все клетки или когда никто из игроков уже не может придумать ни слова. Теперь подсчитайте количество очков. У кого больше, тот выиграл.
Шифровальное письмо Дети просто обожают всевозможные шифровки и загадочные записки. Придумайте с ними шифр-подсказку, изобразив каждую букву алфавита определенным значком (просто треугольником, треугольником с точкой внутри, звездочкой, квадратом, скобочкой, ромбиком и т. п.). Теперь при помощи этих фигурок составьте для ребенка секретные послания сначала всего из нескольких слов, а затем и более длинные. Для юного сыщика расшифровка текста будет нелегкой, но очень полезной и увлекательной задачей, которая потребует высокой степени внимания, собранности и усидчивости.
Игра в слова Заранее напишите на листочке 20 слов — нарицательных имен существительных в именительном падеже единственного числа. Заготовьте две-три таких двадцатки: опыт показывает, что эта игра понравится и ее захотят повторить, тем более что первый тур будет как бы пробным. Когда наступит время игры, раздайте каждому по чистому листу бумаги, по карандашу и скажите примерно следующее: "Расчертите лист на двадцать клеток. У меня список из двадцати слов. Я назову первое слово и сосчитаю до трех. За это время вы должны в первой клетке сделать рисунок, символизирующий заключенное в этом слове понятие".
Игра состоит в том, что по своим рисункам надо будет потом, когда заполнятся все 20 клеток, воспроизвести те самые слова, которые эти рисунки обозначают. Естественно, здесь нужна быстрота реакции: за три секунды найти и запечатлеть какую-то характерную черту. Так, если названо слово заяц, достаточно нарисовать два длинных уха; несколько полосок подскажут, что был назван тигр. Когда все клетки заполнятся рисунками, сделайте к ним подписи. Кто сумеет воспроизвести больше слов, тот и победитель.
По мере освоения игроков в игре предлагайте им более трудные для графического изображения слова, например: лень, здоровье, хвастун. Самое интересное здесь — разглядывать рисунки других игроков. #игры
ДЕТИ. ВОСПИТАНИЕ. Практические советы.
Простые развивающие игры на бумаге
Есть забавы и для малышей, которых всегда можно занять в долгой поездке, в дождливую погоду дома или на даче. А всего-то и требуется — карандаш да листик бумаги...
Игры для самых маленьких
В ряду достаточно сложных "бумажных" забав особняком стоят игры, которые вполне по силам малышам.
Змейка
Это не только развивающая игра — она укрепляет непослушные пальчики, которые только учатся проводить ровные линии.
Возьмите лист бумаги в клеточку. Ограничьте квадратное игровое поле размером 7x7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета (скажем, красного), остальные — другого (например, синего). На игровом поле поставьте красную и синюю точки в произвольных местах. Теперь игроки должны делать ходы по очереди, начиная рисовать ломаные линии-змейки от точки "своего" цвета "своим" же карандашом.
За один ход удлиняйте линию на одну клеточку в любую сторону (но не по диагонали). Нельзя, чтобы линии пересекались, их можно проводить по стороне игрового поля, но это не должны быть стороны "своего" цвета. Тот, кому больше некуда продлевать свою змею, проигрывает.
Цветик-восьмицветик
Сначала нарисуйте цветок с восемью одинаковыми лепесточками, затем выберите несколько карандашей разных цветов — и можете приступать к раскрашиванию лепестков. Делают это по очереди, придерживаясь определенного правила: за свой ход можно раскрасить один любой лепесток или два соседних. Выигрывает тот, кто раскрашивает последний лепесток.
Желательно поддаваться малышу через раз, постепенно подводя к мысли, что выигрыш в этой игре — не случайность, а итог тщательного продумывания ходов. Несложно свести игру к такой ситуации, когда от одного верного или неверного хода ребенка будет зависеть его выигрыш или проигрыш. Обратите на это внимание малыша, заметив: "Если ты сейчас раскрасишь лепестки правильно, я уже не смогу тебя обыграть, если нет — я выиграю".
После нескольких попыток и обдумывания малыш научится правильной тактике игры. Это принесет ему одновременно и удовольствие от собственного достижения, и понимание того, что многие задачи можно решить самостоятельно с пользой для себя.
"Чур, я ставлю крестики!"
В крестики-нолики с удовольствием играют даже трехлетние дети, и для них это не просто забава, а самая настоящая развивающая математическая игра. Проиграв несколько раз, они быстро соображают, что заполнять клеточки надо не как попало. Для того чтобы выиграть (а точнее, свести игру вничью), следует выработать определенную тактику игры и думать на ход вперед.
Дорожки
Нарисуйте с двух сторон листа два домика и между ними — дорожку. Около домиков можно начертить или наклеить вырезанное из детского журнала изображение любой зверушки или другого персонажа. Малышу скажите, что зверушки ходят друг к другу в гости и надо им помочь: он должен провести фломастером по дорожке.
Можно нарисовать не два, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными — прямыми или извилистыми, узкими или широкими.
Можно соединять бусины одну с другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и т. д. Можно дорисовывать сломанные ступеньки у лесенки, стебельки к цветочкам или дождик, который льется из тучки, чтобы выросли эти цветочки.
Догонялки
Вариант предыдущей игры, когда один персонаж догоняет другого. Нарисуйте дорожку, идущую по кругу, и на ней двух-трех персонажей. Рисовать нужно по кругу.
Волны соединялки
Нарисуйте полоски разной длины. Сюжет игры можно придумать в соответствии с интересами малыша. Это могут быть зверушки — у них улетели воздушные шарики; их надо соединить, "привязав" ниточками. Ниточки тоже должны нарисовать вы, но неярко, например светло-серым цветом, чтобы малышу было видно, где проводить линию.
Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны — небольшие S-образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их и/или нарисовать новые волны.
Игры для дошкольников
Коридорчики
Многие игры на бумаге предполагают сражение за территорию. Кроме того что они азартны, такие игры также развивают логическое мышление и внимание.
Нарисуйте игровое поле на листочке в клеточку. Его форма и размер не имеют принципиального значения: это может быть квадрат или любая фигура. А чтобы заинтересовать малыша, нарисуйте елочку, собачку или любой другой контур. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть игровое поле. Бумагу лучше взять с крупными клетками.
Вооружившись ручками или фломастерами, приступайте к игре. Каждый игрок проводит по очереди горизонтальные или вертикальные линии на одну клеточку. Тот, кому удалось провести последнюю, четвертую линию, замыкающую квадрат, ставит внутри клетки-квадрата свой знак (крестик, нолик или любой другой). Когда все клетки игрового поля будут заполнены значками, подсчитайте их количество и определите победителя.
Цепочка слов
Назовите какое-нибудь слово. Одновременно начните писать словесную цепочку, в которой каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: стол — ложка — арбуз — зуб и т. д.
Выигрывает тот, кто за 3 минуты напишет больше слов. Игру можно усложнить, если писать, предположим, названия городов.
Ладошки
Цель: развивать внимание и мелкую моторику, учиться быстро ориентироваться в числах.
Эта игра будет интересна ребятишкам, которые уже знакомы с цифрами.
Возьмите два листа бумаги в клеточку и обведите на каждом ладошку малыша или свою. Для того чтобы хоть немного уравнять шансы, на своем листке обведите свою руку, а на листе малыша — его, чтобы уменьшить игровое поле. Теперь на пространстве, ограниченном рисунком, хаотично расставьте точки с числами от 1 до... Каковы будут числа, зависит от возраста и знаний малыша. Самым маленьким достаточно до 10, а "продвинутым" математикам можно и до 100.
После этого начнется самое интересное. Первый игрок должен назвать любое число и, пока соперник ищет его на своем игровом поле, быстро поставить крестики в своих клеточках. Нужно успеть зачеркнуть их как можно больше. Затем ход переходит к сопернику. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля.
шириной 8—9 клеточек. Она может произвольно сужаться и расширяться. Естественно, чем младше гонщик, тем проще должна быть траектория.
На трассе обозначьте старт и финиш. Играть нужно по очереди: каждый "едет" линией своего цвета, проводя отрезки по клеточкам горизонтально, вертикально либо по диагонали. Двигаться можно со скоростью от 1 до 6. Первая скорость — линия шириной в 1 клеточку, шестая, соответственно, 6. Набирать и сбавлять скорость можно постепенно, увеличивая или уменьшая отрезки продвижения на 1 клеточку. Цель игры — первым добраться до финиша, выбирая оптимальные траекторию и скорость движения.
Трасса
Надо сказать, что бумага — прекрасный материал, на котором можно устроить самые настоящие гонки. В эту игру, развивающую логику и моторику, способствующую закреплению основ сложения и вычитания, можно играть даже с 4—5-летним малышом.
Возьмите лист бумаги в клеточку и нарисуйте на нем гоночную трассу — извилистую дорожку
Это игра старая, но она, тем не менее, до сих пор не утратила популярности.
На листе бумаги расчертите игровое поле с крупными клетками 5x5 (для опытных игроков поле может быть 6x6 и даже 7 х 7). В среднем ряду напишите слово из пяти букв (в усложненных вариантах — из шести и семи букв соответственно). Теперь игроки должны сделать по очереди ходы. За один ход в свобод ную клеточку нужно вписать букву таким образом, чтобы образовалось новое слово. Слова могут читаться в любом направлении,
кроме диагонального. За каждое новое слово игрок засчитывает себе столько очков, сколько букв в его слове. Игра закончится тогда, когда заполнены все клетки или когда никто из игроков уже не может придумать ни слова. Теперь подсчитайте количество очков. У кого больше, тот выиграл.
Шифровальное письмо
Дети просто обожают всевозможные шифровки и загадочные записки. Придумайте с ними шифр-подсказку, изобразив каждую букву алфавита определенным значком (просто треугольником, треугольником с точкой внутри, звездочкой, квадратом, скобочкой, ромбиком и т. п.). Теперь при помощи этих фигурок составьте для ребенка секретные послания сначала всего из нескольких слов, а затем и более длинные. Для юного сыщика расшифровка текста будет нелегкой, но очень полезной и увлекательной задачей, которая потребует высокой степени внимания, собранности и усидчивости.
Игра в слова
Заранее напишите на листочке 20 слов — нарицательных имен существительных в именительном падеже единственного числа. Заготовьте две-три таких двадцатки: опыт показывает, что эта игра понравится и ее захотят повторить, тем более что первый тур будет как бы пробным.
Когда наступит время игры, раздайте каждому по чистому листу бумаги, по карандашу и скажите примерно следующее: "Расчертите лист на двадцать клеток. У меня список из двадцати слов. Я назову первое слово и сосчитаю до трех. За это время вы должны в первой клетке сделать рисунок, символизирующий заключенное в этом слове понятие".
Игра состоит в том, что по своим рисункам надо будет потом, когда заполнятся все 20 клеток, воспроизвести те самые слова, которые эти рисунки обозначают. Естественно, здесь нужна быстрота реакции: за три секунды найти и запечатлеть какую-то характерную черту. Так, если названо слово заяц, достаточно нарисовать два длинных
уха; несколько полосок подскажут, что был назван тигр. Когда все клетки заполнятся рисунками, сделайте к ним подписи. Кто сумеет воспроизвести больше слов, тот и победитель.
По мере освоения игроков в игре предлагайте им более трудные для графического изображения слова, например: лень, здоровье, хвастун.
Самое интересное здесь — разглядывать рисунки других игроков.
#игры