Необыкновенно трудные произведения Ф.

Листа требуют виртуозного исполнения. Одним из таких фантастических виртуозов , кому это подвластно, был Лазарь Берман.
Лазарь Берман(1930-2005) прожил 75 лет, из которых 73 года играл на рояле. Его мать, выпускница Петербургской консерватории, сразу же после рождения ребенка задалась целью вырастить вундеркинда. Заниматься с сыном она начала, когда тому едва исполнилось два года. О необычайной виртуозности этого пианиста рецензенты писали на протяжении всей его исполнительской карьеры. Во время гастролей в США критики писали о нем, как о «феномене русской пианистической школы» и шутили насчет «невидимой третьей руки», с помощью которой Берман с легкостью играет виртуозные произведения. И они правы!
Эта Испанская рапсодия Листа - тому подтверждение. https://youtu.be/bdJV3QcZfDg?si=C5G5DVKAifgWhnaa

LAZAR BERMAN plays LISZT Spanish Rhapsody (1964)
Интересна его книга - «Годы странствий. Воспоминания музыканта».
Речь в ней идет не только о географических странствиях – из Ленинграда в Москву, затем в эвакуацию в Пермь, снова в столицу, потом гастроли по стране, концерты в залах и провинциальных клубах, и даже в школах и детских садах, а параллельно по миру – в Европе, США, Японии. Важнее для Бермана странствия души – неуверенной (в этом он винил авторитарную маму), неспокойной (каждый концерт давался с невероятным нервным напряжением), бесконечно любящей семью и друзей, ранимой, но не держащей обид. Пожалуй, единственный человек, которого Берман не щадит в воспоминаниях, это он сам: себя он винит в неудачных выступлениях на конкурсах, себя корит за человеческие проступки. Но жизнь свою принимает такой, какой она была. А за три четверти века случалось многое. Берман признается в когда-то безоговорочной вере в идеалы Советского государства: вступив в пионеры, он решил, что больше не будет отпускать поклоны публике, ведь пионер не должен кланяться, в консерватории становится комсоргом фортепианного факультета, горько оплакивает смерть Сталина, но проститься приходит с Прокофьевым (композитор умер в тот же день, 5 марта 1953-го). КГБ предлагает ему «сотрудничество» (попросту стать осведомителем), он вежливо, без демонстрации, отказывается, а когда ему перекрывают выезд на зарубежные гастроли, находит и в этом свои плюсы – возможность совершенствоваться, больше играть в поездках по стране.
Вспоминает Берман и дирижеров, с которыми довелось выступать, – западных и отечественных – Кондрашина, Гаука (у него полгода занимался дирижированием), Рождественского. Пишет и о тех, с которыми так и не встретился на сцене. Первым среди них был Евгений Мравинский. О нем пианист говорит с особым благоговением, а Заслуженный коллектив называет лучшим европейским оркестром. Много в книге и забавных историй, много добрых слов о коллегах-музыкантах, много искренности, наивности и совсем нет пафоса. Этот огромный человек, похожий на медведя, предстает перед читателями большим ребенком. Похоже, что публика и воспринимала его таким.
#mari #лист #берман

Комментарии

  • 6 мая 21:14
    Просто дух захватывает!!! Как можно написать такую гениальную музыку и как возможно ее так темпераментно, гениально исполнить. !!! Надо признать, что звучит эта рапсодия не часто в концертах, из- за своей сложности. Да и на конкурс ни каждый осмелиться выбрать.
  • 6 мая 21:46
    dafda6fb93