Блуждающие огоньки — таинственные природные явления или мифологические существа, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах.
Bludičky — блуждающие огоньки в чешском и словацком фольклоре Błędne Ogniki — вариант польского названия Блуждающих огней, буквально "ложные огоньки" Gyl Burnt-Tayl — в британском фольклоре шутливое прозвище болотного огонька женского рода Klystžvakės — вариант литовского названия блуждающих огней Vaikščiojančios ugnelės — вариант литовского названия блуждающих огней Will O'The Wisp — английское название блуждающего болотного огонька Бли́мавки — вариант украинского названия блуждающих огней, буквально "мигалки" Блудички — блуждающие огоньки в чешском и словацком фольклоре Джил-Жженый-Хвост — в британском фольклоре шутливое прозвище болотного огонька женского рода Блуждающий огонек: "Не прекословлю никогда природе: Я двигаться зигзагами привык, Всегда с оглядкой, а не напрямик." Иоганн Вольфганг Гете "Фауст", перевод Бориса Пастернака (171) Их непредсказуемое и таинственное появление с давних пор вызывает суеверия и затрудняет их научное исследование. Болотные огни ещё в древние времена запугивали путников, наблюдаются они и в наше время. Существуют поверья, что одни огни по неизвестной причине настроены к людям довольно агрессивно или несут дурные вести, а другие даже способны помочь в трудную минуту. Чаще всего блуждающие огни горят на высоте приподнятой руки человека, имеют шарообразную форму или напоминают пламя свечи, за что они и получили другое свое прозвание — «свеча покойника». Цвет этого огня может быть различным, начиная от призрачного белого, голубоватого или зеленоватого и заканчивая живым пламенем, без образования дыма. Существует несколько гипотез возникновения загадочных огней. Это самовозгорание газообразного фосфористого водорода, образующегося при гниении отмерших растительных и животных организмов, либо биолюминесценция, например опят или светлячков. Более новые версии объяснения происхождения болотных огней — радиоактивные осадки, свет автотрасс, сотовых вышек и тому подобное. О блуждающих, или бесовских огнях сложена масса легенд, их наблюдали в разное время на разных континентах. В англоязычном мире известны блуждающие огни Марфа и Саратога в Техасе, Мин-Мин в Австралии, Мако и Коричневой горы в Северной Каролине, Хорнет в Миссури. В Европе блуждающие огоньки считают душами утопленников, детей и людей, погибших насильственной смертью, а теперь застрявших между мирами, чтобы заманивать живых людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании, и особенно в Уэльсе, блуждающие огоньки воспринимались как предвестники смерти. Соответственно, появление огней вблизи дома больного считалось дурной приметой. Согласно славянским сказаниям, чаще всего блуждающие огни (блудички) появляются после 24 августа. Славяне верили, что это души утопленников или иных покойников, появляющиеся над своими могилами. Иногда блуждающие огни связывают и с кладами. Говорят, что это духи клада зажигают огоньки над спрятанным сокровищем, чтобы указать к нему дорогу. Однако такие сокровища прокляты нечистой силой и не приносят добра своему владельцу (*). Славянский фольклор Блуждающие огоньки, к которым боятся подходить, в лесу, на кладбищах, в заповедных рощах, где были прежде поселения, или разрушенные строения, вообще же на холмах — показывают клады, о которых поверье сохранилось в народных преданиях доселе. Архангельская губерния (48) За летающих змей принимают крестьяне наши зачастую блуждающие огни… Калужская губерния (48) Блудячие болотные, лесные, кладбищенские огоньки — обычно не греющие, голубые, мерцающие — свидетельствуют о присутствии умерших, иных потусторонних существ и сил. Блуждающие огоньки под названиями Огонек или Свечка упоминаются как примета клада и в других областях России (Прионежье, Вологодчина, Саратовская губерния, Урал). На месте клада "часто видали и видают огни, которые то сдвигаются через значительное расстояние один к другому, то опять раздваиваются". Вятская губерния (48) Огни показываются сиянием из-под земли, или с блеском золота; так, будто бы, горят на местах кладов воскуяровые свечки, стоят золотые петухи, кажутся золотые карты… Архангельская губерния (48) Огоньки на кладбищах, болотах — "клады, которым миновал срок заклятья, и они ищут счастливого человека, чтобы перед ним сначала оборотиться в какое-нибудь животное белой шерсти и потом рассыпаться в деньги, если нашедший ударит по кладу". Орловская губерния (48) Согласно уральским поверьям, "огоньком-свечкой" показывается клад, зарытый с недобрыми пожеланиями тому, кто его откопает: "Как только изойдет срок заклятью, бес тотчас и подсунет эту казну какому-нибудь отпетому молодцу. За этот клад бес не держится, а сейчас же постарается сбурить его; знает, что он не пройдет даром. Кто достанет такой клад, тот в добре не бывает: иль-бо умрет в одночас, иль-бо с кругу сопьется, иль-бо в напасть попадет какую. Этот клад показывается свечкой, ничем другим. Если случится, ночной порой, в поле, в степи ли, в лугах ли — все единственно — увидать теплющуюся свечку, то крестись, батенька, и твори молитву, да скорей беги прочь. Это заклятый клад, душу твою уловляющий". И.И.Железнов "Уральцы. Очерки быта уральских казаков" (1135) В некоторых районах России полагали, что огоньки на кладбищах — выходящие из могил души особо грешных покойников, которых не пускают в рай (Вологодская губерния); или души покойников, требующие от своих родных молитв, поминовения (Пермская губерния). В Костромском крае верили, что огонь, свечка "кажутся" там, где бросают предметы, остающиеся от обмывания покойника. По поверьям, такой огонек нередко сопровождает убитых, погубленных, не находящих после смерти успокоения людей. На Новгородчине считали, что "огонек-свечка" может гореть там, где убитый некрещеным младенец сторожит подземные сокровища (48: с.51-52). В Шацком уезде Тамбовской губернии, на том месте, где когда то хоронили опойцев и удавленников, теперь видят какие-то горящие свечи. Д.К.Зеленин "Умершие неестественной смертью и русалки" (477) Костромские крестьяне утверждали, что "блуждающие огоньки на болотах — "фонарики" — это мертвецы, которые могут завести человека, если за ними идти". В Муромском уезде Владимирской губернии рассказывали о "нечистом, заколдованном, проклятом" моховом болоте: "…часто по ночам видят мужики зажженные огоньки на трясине, — то праведные души людей, нечаянно попавших в это болото… Душеньки их горят ровно свечки предьиконные, говорят крестьяне, и жалуются Царю Богу Всемилостивому на свою смерть напрасную, преждевременную". Е.П.Добрынкина "Муромская область в ее поверьях, преданиях и легендах" (48) Восприятие блуждающих огней в поверьях XIX-XX веков двойственно. По убеждению крестьян ряда районов России, блуждающие огни — проделки нечистой силы: ...такими огоньками "для забавы" заманивает людей шут, особой породы черт. Орловская губерния (48) ...огни на болотах от Диавола, завлекающего сбившихся с пути путников, которых он затем душит. Вологодская губерния (48) ...огонек — глаз Кривого черта. Орловская губерния (48) С другой стороны, "огонек-свечка" — знак невинной или праведной души: "Огоньки на кладбищах суть знаки, даваемые от Бога людям, что те лица, на могилах которых они видаются, скоро будут прославлены. В нашей местности явление огоньков на кладбищах, особенно на раскольническом в Кургоминском приходе, заставляет раскольников ожидать скорого явления мощей своих собратов. Они если услышат, что такой-то крестьянин видел огонь на кладбище, то непременно придут к нему, подробно расспросят о местности, на которой показался огонек, и в заключение всех своих суждений выведут, что огонек показался на могиле такого-то старца-раскольника, всю свою жизнь не бывшего в еретической церкви (нашей), и никогда не принимавшего еретического причастия". П.С.Ефименко "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии" (1131) Источники Марина Власова "Энциклопедия русских суеверий" — СПб.: Азбука, 2008 (48) Иоганн Гете "Фауст" — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960 (171) Волшебные существа: Энциклопедия — СПб.: Азбука-классика, 2008 (307) Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки — М.: Индрик, 1995 (477) Джоан К. Роулинг "Фантастические звери и места их обитания" — М.: Росмэн, 2009 (582) Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня" — М.: Росмэн-Издат, 2013 (584) Wirt Sikes "British Goblins, Welsh Folk-lore, Fairy Mythology, Legends and Traditions" — L.: Sampson Low, Marston, Searle & Rivington, 1880 (588) Цветок папоротника: литовские мифологические сказания // сост. и пред. Норбертас Велюс, пер. с лит. Е.А.Соловьевой, ил. Р.Велювене — Вильнюс: Вага, 1989 (913) Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Труды Этнографического отдела ИОЛЕАиЭ, Кн.5, в.1-2 — М.: 1877-1878 (1131) Железнов И.И. "Уральцы. Очерки быта уральских казаков" — М.: Типография Александра Семена, 1858 (1135) #магия@slavmirtv #магия #эзотерика #slavmirtv #СлавянскийМир #Телеканал #Радио #Новости #СМИ #Славяне #мудрость #культура #традиция #отношения #семья #дети #патриотизм #героизм #история #прошлое #будущее #саморазвитие #душа #разум #осознанность #общество #Россия #Русь #русские
ОСОЗНАНИЕ
Блуждающие огоньки — таинственные природные явления или мифологические существа, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах.
Bludičky — блуждающие огоньки в чешском и словацком фольклоре
Błędne Ogniki — вариант польского названия Блуждающих огней, буквально "ложные огоньки"
Gyl Burnt-Tayl — в британском фольклоре шутливое прозвище болотного огонька женского рода
Klystžvakės — вариант литовского названия блуждающих огней
Vaikščiojančios ugnelės — вариант литовского названия блуждающих огней
Will O'The Wisp — английское название блуждающего болотного огонька
Бли́мавки — вариант украинского названия блуждающих огней, буквально "мигалки"
Блудички — блуждающие огоньки в чешском и словацком фольклоре
Джил-Жженый-Хвост — в британском фольклоре шутливое прозвище болотного огонька женского рода
Блуждающий огонек:
"Не прекословлю никогда природе:
Я двигаться зигзагами привык,
Всегда с оглядкой, а не напрямик."
Иоганн Вольфганг Гете "Фауст", перевод Бориса Пастернака (171)
Их непредсказуемое и таинственное появление с давних пор вызывает суеверия и затрудняет их научное исследование. Болотные огни ещё в древние времена запугивали путников, наблюдаются они и в наше время. Существуют поверья, что одни огни по неизвестной причине настроены к людям довольно агрессивно или несут дурные вести, а другие даже способны помочь в трудную минуту.
Чаще всего блуждающие огни горят на высоте приподнятой руки человека, имеют шарообразную форму или напоминают пламя свечи, за что они и получили другое свое прозвание — «свеча покойника». Цвет этого огня может быть различным, начиная от призрачного белого, голубоватого или зеленоватого и заканчивая живым пламенем, без образования дыма.
Существует несколько гипотез возникновения загадочных огней. Это самовозгорание газообразного фосфористого водорода, образующегося при гниении отмерших растительных и животных организмов, либо биолюминесценция, например опят или светлячков. Более новые версии объяснения происхождения болотных огней — радиоактивные осадки, свет автотрасс, сотовых вышек и тому подобное.
О блуждающих, или бесовских огнях сложена масса легенд, их наблюдали в разное время на разных континентах. В англоязычном мире известны блуждающие огни Марфа и Саратога в Техасе, Мин-Мин в Австралии, Мако и Коричневой горы в Северной Каролине, Хорнет в Миссури.
В Европе блуждающие огоньки считают душами утопленников, детей и людей, погибших насильственной смертью, а теперь застрявших между мирами, чтобы заманивать живых людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании, и особенно в Уэльсе, блуждающие огоньки воспринимались как предвестники смерти. Соответственно, появление огней вблизи дома больного считалось дурной приметой.
Согласно славянским сказаниям, чаще всего блуждающие огни (блудички) появляются после 24 августа. Славяне верили, что это души утопленников или иных покойников, появляющиеся над своими могилами. Иногда блуждающие огни связывают и с кладами. Говорят, что это духи клада зажигают огоньки над спрятанным сокровищем, чтобы указать к нему дорогу. Однако такие сокровища прокляты нечистой силой и не приносят добра своему владельцу (*).
Славянский фольклор
Блуждающие огоньки, к которым боятся подходить, в лесу, на кладбищах, в заповедных рощах, где были прежде поселения, или разрушенные строения, вообще же на холмах — показывают клады, о которых поверье сохранилось в народных преданиях доселе.
Архангельская губерния (48)
За летающих змей принимают крестьяне наши зачастую блуждающие огни…
Калужская губерния (48)
Блудячие болотные, лесные, кладбищенские огоньки — обычно не греющие, голубые, мерцающие — свидетельствуют о присутствии умерших, иных потусторонних существ и сил. Блуждающие огоньки под названиями Огонек или Свечка упоминаются как примета клада и в других областях России (Прионежье, Вологодчина, Саратовская губерния, Урал).
На месте клада "часто видали и видают огни, которые то сдвигаются через значительное расстояние один к другому, то опять раздваиваются".
Вятская губерния (48)
Огни показываются сиянием из-под земли, или с блеском золота; так, будто бы, горят на местах кладов воскуяровые свечки, стоят золотые петухи, кажутся золотые карты…
Архангельская губерния (48)
Огоньки на кладбищах, болотах — "клады, которым миновал срок заклятья, и они ищут счастливого человека, чтобы перед ним сначала оборотиться в какое-нибудь животное белой шерсти и потом рассыпаться в деньги, если нашедший ударит по кладу".
Орловская губерния (48)
Согласно уральским поверьям, "огоньком-свечкой" показывается клад, зарытый с недобрыми пожеланиями тому, кто его откопает:
"Как только изойдет срок заклятью, бес тотчас и подсунет эту казну какому-нибудь отпетому молодцу. За этот клад бес не держится, а сейчас же постарается сбурить его; знает, что он не пройдет даром. Кто достанет такой клад, тот в добре не бывает: иль-бо умрет в одночас, иль-бо с кругу сопьется, иль-бо в напасть попадет какую. Этот клад показывается свечкой, ничем другим. Если случится, ночной порой, в поле, в степи ли, в лугах ли — все единственно — увидать теплющуюся свечку, то крестись, батенька, и твори молитву, да скорей беги прочь. Это заклятый клад, душу твою уловляющий".
И.И.Железнов "Уральцы. Очерки быта уральских казаков" (1135)
В некоторых районах России полагали, что огоньки на кладбищах — выходящие из могил души особо грешных покойников, которых не пускают в рай (Вологодская губерния); или души покойников, требующие от своих родных молитв, поминовения (Пермская губерния). В Костромском крае верили, что огонь, свечка "кажутся" там, где бросают предметы, остающиеся от обмывания покойника. По поверьям, такой огонек нередко сопровождает убитых, погубленных, не находящих после смерти успокоения людей. На Новгородчине считали, что "огонек-свечка" может гореть там, где убитый некрещеным младенец сторожит подземные сокровища (48: с.51-52).
В Шацком уезде Тамбовской губернии, на том месте, где когда то хоронили опойцев и удавленников, теперь видят какие-то горящие свечи.
Д.К.Зеленин "Умершие неестественной смертью и русалки" (477)
Костромские крестьяне утверждали, что "блуждающие огоньки на болотах — "фонарики" — это мертвецы, которые могут завести человека, если за ними идти". В Муромском уезде Владимирской губернии рассказывали о "нечистом, заколдованном, проклятом" моховом болоте:
"…часто по ночам видят мужики зажженные огоньки на трясине, — то праведные души людей, нечаянно попавших в это болото… Душеньки их горят ровно свечки предьиконные, говорят крестьяне, и жалуются Царю Богу Всемилостивому на свою смерть напрасную, преждевременную".
Е.П.Добрынкина "Муромская область в ее поверьях, преданиях и легендах" (48)
Восприятие блуждающих огней в поверьях XIX-XX веков двойственно. По убеждению крестьян ряда районов России, блуждающие огни — проделки нечистой силы:
...такими огоньками "для забавы" заманивает людей шут, особой породы черт.
Орловская губерния (48)
...огни на болотах от Диавола, завлекающего сбившихся с пути путников, которых он затем душит.
Вологодская губерния (48)
...огонек — глаз Кривого черта.
Орловская губерния (48)
С другой стороны, "огонек-свечка" — знак невинной или праведной души:
"Огоньки на кладбищах суть знаки, даваемые от Бога людям, что те лица, на могилах которых они видаются, скоро будут прославлены. В нашей местности явление огоньков на кладбищах, особенно на раскольническом в Кургоминском приходе, заставляет раскольников ожидать скорого явления мощей своих собратов. Они если услышат, что такой-то крестьянин видел огонь на кладбище, то непременно придут к нему, подробно расспросят о местности, на которой показался огонек, и в заключение всех своих суждений выведут, что огонек показался на могиле такого-то старца-раскольника, всю свою жизнь не бывшего в еретической церкви (нашей), и никогда не принимавшего еретического причастия".
П.С.Ефименко "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии" (1131)
Источники
Марина Власова "Энциклопедия русских суеверий" — СПб.: Азбука, 2008 (48)
Иоганн Гете "Фауст" — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960 (171)
Волшебные существа: Энциклопедия — СПб.: Азбука-классика, 2008 (307)
Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки — М.: Индрик, 1995 (477)
Джоан К. Роулинг "Фантастические звери и места их обитания" — М.: Росмэн, 2009 (582)
Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня" — М.: Росмэн-Издат, 2013 (584)
Wirt Sikes "British Goblins, Welsh Folk-lore, Fairy Mythology, Legends and Traditions" — L.: Sampson Low, Marston, Searle & Rivington, 1880 (588)
Цветок папоротника: литовские мифологические сказания // сост. и пред. Норбертас Велюс, пер. с лит. Е.А.Соловьевой, ил. Р.Велювене — Вильнюс: Вага, 1989 (913)
Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Труды Этнографического отдела ИОЛЕАиЭ, Кн.5, в.1-2 — М.: 1877-1878 (1131)
Железнов И.И. "Уральцы. Очерки быта уральских казаков" — М.: Типография Александра Семена, 1858 (1135)
#магия@slavmirtv #магия #эзотерика #slavmirtv #СлавянскийМир #Телеканал #Радио #Новости #СМИ #Славяне #мудрость #культура #традиция #отношения #семья #дети #патриотизм #героизм #история #прошлое #будущее #саморазвитие #душа #разум #осознанность #общество #Россия #Русь #русские