КОНКУРС РАБОТ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ «ЗОЛОТОЕ ПЕРО «БЕЛОЙ РУСИ» – 2025».
Захаренко Александра Игоревна, 24.09. 2006 г.р., ГУО «Гимназия №4 г. Могилева». Категория участника: Учащийся. Название конкурсной работы: «Расправив крылья…». Литвяк! Лидка, Лида, Лидия, Лиля, Лилия, Белая Лилия Сталинграда… Именно так обращались к Герою Советского Союза, двадцатидвухлетней хрупкой блондинке, мастерски владеющей Як-1, совершившей 168 боевых вылетов в небо и бесследно пропавшей в нем…Девочка, которая так не любила свое имя «Лида», стала примером вдохновения для многих пилотов. Ведь мужество не имеет пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности. А все начиналось в Москве 18 августа 1921 года в доме №14 на улице Новослободской. Это была короткая, но яркая жизнь, наполненная любовью к Родине и друзьям. Все свои радости и тревоги Лилия доверяла дневнику, который сегодня может приоткрыть нам дверь в этот неразгаданный девичий мир. Мы пролистаем этот дневник, что-то опуская, что-то прочитывая, чтобы понять, как становятся Героями. Июнь, 1935 Сегодня лучший день в моей жизни. Сбылась мечта. Я села за штурвал самолета. В поднебесье деревья кажутся солдатиками, несущими молчаливую службу, а дома и здания словно коробки из-под торта. Реки и озёра—это зеркала, в которые небо хочет заглянуть, чтобы поправить прическу из облаков. Папа посмеялся и сказал, что, рожденная в День авиации, я не могу не покорить небо. В классе не поверили, что я парила в воздухе, словно птица. И даже Иван Нестеренко посмеялся, хотя знает, что я хожу в авиаклуб…Обидно, конечно… Сентябрь, 1937 Самый худший день в моей жизни. Моего отца по ложному доносу расстреляли. Пришла бумага, где говорилось, что «приказ приведен в исполнение». Мы с братом и мамой плакали так громко, что соседи стучали в стену…Я буду помнить его всегда веселым с умными голубыми глазами. Когда его уводили и сажали в черную машину, я помню его застывший взгляд, легкую улыбку и…пальто с оторванными пуговицами. Последние слова, брошенные из гостиной: «Лети, Лида! Расправь свои крылья». Мы не можем жить в Москве, где все напоминает о нашей трагедии, где каждый день встречаем смущенные взгляды соседей и знакомых… Сентябрь, 1941 Мне попалась статья, где Раскина (мой кумир) собирает женский авиаполк. Я, приписав себе 100 часов налета, пошла уговаривать комиссара отправить меня на фронт. Сколько я обивала пороги военкомата, писала письма— и я на фронте. Зачислена в 586-й истребительный авиаполк. Октябрь, 1941 Мы ещё тренируемся на учебной базе под Энгельсом. И вдруг во время построения мне приказали выйти из строя. Я была в зимней форме, но решила ее слегка приукрасить, поэтому отрезала от верха своих унтов мех, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда я это сделала, я возьми да и ответь: «Ночью...». Всем смешно, а мне выговор и гауптвахта. Май 1942 Сегодня мы с Катей Будановой отправили к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс». Мы окружили его, отбили от своих и обстреляли…Меня заметили и похвалили за то, что я умею «держать небо», то есть вижу обстановку со всех сторон сразу. Тут-то я и осмелилась попросить нарисовать лилию на борту машины. Хочется верить, что она принесет мне удачу в лётной карьере… 10 сентября 1942 Я в самом пекле—в Сталинграде. Не хватает ни самолетов, ни пилотов. Мне очень страшно. Реальных налетов у меня часов 12 наберется от силы, а у немцев по 240…. Два немецких охотника ведут меня, моему самолету не хватает ни вертикальной маневренности, ни скорости…только тебе, дневник, я могу написать, как это было страшно. Страшно не вернуться назад, страшно приземлиться на территории врага, страшно попасть в плен или быть раненой. Это как билет в один конец: не знаешь, чем закончится полет. Меня прикрыли коллеги и дали возможность увести машину…Я цела! Но руки дрожали долго. Декабрь, 1942 Мой дорогой, исписанный дневник. Поверю тебе тайну моего сердца. Ухаживают за мной кавалеры: и военврач Корыстелев, и механик Антипов, но, если бы на танцы пригласил капитан Алексей Соломатин, пошла бы, не глядя на отсутствие туфель-лодочек и модной прически. Но он все молчит, но зато блестяще управляет самолетом! Кстати, мы ровесники. Совпадение! 12 февраля 1943 Сегодня я отгладила пиджак и брюки. Иду в штаб. Ноги дрожат, зачем вызвали, не знаю. Никаких нареканий не было. Вернусь и напишу. 2 часа спустя. У меня на груди красуется орден Красной звезды. Стало как будто тяжелее нести пиджак! А что за подвиг я совершила?! Подумаешь, с простреленной ногой сумела атаковать два вражеских самолета и посадить машину на своем аэродроме. Просто Бог и везение пока со мной. Но вдруг это не навсегда? 23 Февраля 1943 Произошло сразу два события. Не было бы счастья, да… Меня окружили на вражеской территории. Хотели взять в плен, но я отстреливалась и мысленно считала патроны, чтобы один оставить для себя. Здесь, в разгар боя, когда моя машина стала идти к земле и легла на крыло, свой самолет на «пузо» посадил Алексей и подобрал меня из искорёженного, дымящегося Як-1. Говорить было некогда, но с этого момента мы все поняли без слов… 24 марта, 1943 Свадьба была скромной. Вместо цветов еловые ветки…Вместо колец сделанные из проволоки кружочки. Вместо платья простыня из госпиталя. Это счастье!!! 21 мая 1943 Алексей погиб в тренировочном полете у меня на глаза. Самолет задымился и рухнул прямо на сосны. Сначала я рыдала и бросалась на могилу, а потом затихла, как в тот день после получения письма об отце…Я улетела с ним на небо, под облака! Улетела навсегда. Кольца не сняла… 29 мая 1943 Я в госпитале. На следующий день после похорон Ал. я взмыла в воздух. Взмыла, ожесточенно рассекая воздух, с мертвым сердцем и холодной головой. Меня тяжело ранили. Я довела машину и лишь тогда потеряла сознание. Очнулась уже в госпитале, прооперированная и перевязанная. И вот опять черная новость: Катя Б. убита. Теперь я буду мстить за любимых, а не просто сражаться. Одного боюсь: не пропасть бы без вести. 30 августа 1943 Завтра очередной бой у реки Миус. Такое экзотическое название…Раньше меня хвалили за умение видеть небо, но теперь глаза все чаще покрыты пеленою слез. Нужно с этим что-то делать, а то плохо может закончиться. Иногда мне кажется, что смерть ходит рядом и хватает меня за руку, тогда я сильнее сжимаю штурвал… Это была последняя страница дневника, немого свидетеля нелегкой судьбы юной летчицы. 1 августа 1943 года в ходе четвертого и последнего боевого полета над «Миус-фронтом» самолет Белой Лилии Сталинграда скрылся в облаках и больше не вернулся. Оставалось 17 дней до ее 22-го дня рождения. Командиры 73-го гвардейского истребительного авиационного полка ходатайствовали о представлении Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза посмертно. Но решение отложили. Согласно свидетельствам Литвяк выпрыгнула с парашютом из падающего самолета и попала в плен к фашистам. Лидию Литвяк обнаружили спустя 26 лет после крушения у хутора Кожевня Донецкой области. 29 июля 1969 года ее останки захоронили в братской могиле. В свой последний полет Белая Лилия Сталинграда отправилась без опознавательных знаков, поэтому ее увековечили как «неизвестную летчицу». Лишь в 1971 году поисковики установили, что в братскую могилу легла именно Лидия. Останки перезахоронили. В июле 1988 года над местом погребения установили памятную плиту с регалиями летчика-истребителя и фотографией на фоне облаков. 5 мая 1990 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза.
БЕЛАЯ РУСЬ в Могилёве
КОНКУРС РАБОТ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ «ЗОЛОТОЕ ПЕРО «БЕЛОЙ РУСИ» – 2025».
Захаренко Александра Игоревна, 24.09. 2006 г.р., ГУО «Гимназия №4 г. Могилева».
Категория участника: Учащийся.
Название конкурсной работы: «Расправив крылья…».
Литвяк! Лидка, Лида, Лидия, Лиля, Лилия, Белая Лилия Сталинграда…
Именно так обращались к Герою Советского Союза, двадцатидвухлетней хрупкой блондинке, мастерски владеющей Як-1, совершившей 168 боевых вылетов в небо и бесследно пропавшей в нем…Девочка, которая так не любила свое имя «Лида», стала примером вдохновения для многих пилотов. Ведь мужество не имеет пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности.
А все начиналось в Москве 18 августа 1921 года в доме №14 на улице Новослободской.
Это была короткая, но яркая жизнь, наполненная любовью к Родине и друзьям.
Все свои радости и тревоги Лилия доверяла дневнику, который сегодня может приоткрыть нам дверь в этот неразгаданный девичий мир. Мы пролистаем этот дневник, что-то опуская, что-то прочитывая, чтобы понять, как становятся Героями.
Июнь, 1935 Сегодня лучший день в моей жизни. Сбылась мечта. Я села за штурвал самолета. В поднебесье деревья кажутся солдатиками, несущими молчаливую службу, а дома и здания словно коробки из-под торта. Реки и озёра—это зеркала, в которые небо хочет заглянуть, чтобы поправить прическу из облаков. Папа посмеялся и сказал, что, рожденная в День авиации, я не могу не покорить небо. В классе не поверили, что я парила в воздухе, словно птица. И даже Иван Нестеренко посмеялся, хотя знает, что я хожу в авиаклуб…Обидно, конечно…
Сентябрь, 1937 Самый худший день в моей жизни. Моего отца по ложному доносу расстреляли. Пришла бумага, где говорилось, что «приказ приведен в исполнение». Мы с братом и мамой плакали так громко, что соседи стучали в стену…Я буду помнить его всегда веселым с умными голубыми глазами. Когда его уводили и сажали в черную машину, я помню его застывший взгляд, легкую улыбку и…пальто с оторванными пуговицами. Последние слова, брошенные из гостиной: «Лети, Лида! Расправь свои крылья».
Мы не можем жить в Москве, где все напоминает о нашей трагедии, где каждый день встречаем смущенные взгляды соседей и знакомых…
Сентябрь, 1941 Мне попалась статья, где Раскина (мой кумир) собирает женский авиаполк. Я, приписав себе 100 часов налета, пошла уговаривать комиссара отправить меня на фронт. Сколько я обивала пороги военкомата, писала письма— и я на фронте. Зачислена в 586-й истребительный авиаполк.
Октябрь, 1941 Мы ещё тренируемся на учебной базе под Энгельсом. И вдруг во время построения мне приказали выйти из строя. Я была в зимней форме, но решила ее слегка приукрасить, поэтому отрезала от верха своих унтов мех, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда я это сделала, я возьми да и ответь: «Ночью...». Всем смешно, а мне выговор и гауптвахта.
Май 1942 Сегодня мы с Катей Будановой отправили к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс». Мы окружили его, отбили от своих и обстреляли…Меня заметили и похвалили за то, что я умею «держать небо», то есть вижу обстановку со всех сторон сразу. Тут-то я и осмелилась попросить нарисовать лилию на борту машины. Хочется верить, что она принесет мне удачу в лётной карьере…
10 сентября 1942 Я в самом пекле—в Сталинграде. Не хватает ни самолетов, ни пилотов. Мне очень страшно. Реальных налетов у меня часов 12 наберется от силы, а у немцев по 240…. Два немецких охотника ведут меня, моему самолету не хватает ни вертикальной маневренности, ни скорости…только тебе, дневник, я могу написать, как это было страшно. Страшно не вернуться назад, страшно приземлиться на территории врага, страшно попасть в плен или быть раненой. Это как билет в один конец: не знаешь, чем закончится полет. Меня прикрыли коллеги и дали возможность увести машину…Я цела! Но руки дрожали долго.
Декабрь, 1942 Мой дорогой, исписанный дневник. Поверю тебе тайну моего сердца. Ухаживают за мной кавалеры: и военврач Корыстелев, и механик Антипов, но, если бы на танцы пригласил капитан Алексей Соломатин, пошла бы, не глядя на отсутствие туфель-лодочек и модной прически. Но он все молчит, но зато блестяще управляет самолетом! Кстати, мы ровесники. Совпадение!
12 февраля 1943 Сегодня я отгладила пиджак и брюки. Иду в штаб. Ноги дрожат, зачем вызвали, не знаю. Никаких нареканий не было. Вернусь и напишу.
2 часа спустя. У меня на груди красуется орден Красной звезды. Стало как будто тяжелее нести пиджак! А что за подвиг я совершила?! Подумаешь, с простреленной ногой сумела атаковать два вражеских самолета и посадить машину на своем аэродроме. Просто Бог и везение пока со мной. Но вдруг это не навсегда?
23 Февраля 1943 Произошло сразу два события. Не было бы счастья, да… Меня окружили на вражеской территории. Хотели взять в плен, но я отстреливалась и мысленно считала патроны, чтобы один оставить для себя. Здесь, в разгар боя, когда моя машина стала идти к земле и легла на крыло, свой самолет на «пузо» посадил Алексей и подобрал меня из искорёженного, дымящегося Як-1. Говорить было некогда, но с этого момента мы все поняли без слов…
24 марта, 1943 Свадьба была скромной. Вместо цветов еловые ветки…Вместо колец сделанные из проволоки кружочки. Вместо платья простыня из госпиталя. Это счастье!!!
21 мая 1943 Алексей погиб в тренировочном полете у меня на глаза. Самолет задымился и рухнул прямо на сосны. Сначала я рыдала и бросалась на могилу, а потом затихла, как в тот день после получения письма об отце…Я улетела с ним на небо, под облака! Улетела навсегда. Кольца не сняла…
29 мая 1943 Я в госпитале. На следующий день после похорон Ал. я взмыла в воздух. Взмыла, ожесточенно рассекая воздух, с мертвым сердцем и холодной головой. Меня тяжело ранили. Я довела машину и лишь тогда потеряла сознание. Очнулась уже в госпитале, прооперированная и перевязанная. И вот опять черная новость: Катя Б. убита. Теперь я буду мстить за любимых, а не просто сражаться. Одного боюсь: не пропасть бы без вести.
30 августа 1943 Завтра очередной бой у реки Миус. Такое экзотическое название…Раньше меня хвалили за умение видеть небо, но теперь глаза все чаще покрыты пеленою слез. Нужно с этим что-то делать, а то плохо может закончиться. Иногда мне кажется, что смерть ходит рядом и хватает меня за руку, тогда я сильнее сжимаю штурвал…
Это была последняя страница дневника, немого свидетеля нелегкой судьбы юной летчицы.
1 августа 1943 года в ходе четвертого и последнего боевого полета над «Миус-фронтом» самолет Белой Лилии Сталинграда скрылся в облаках и больше не вернулся. Оставалось 17 дней до ее 22-го дня рождения.
Командиры 73-го гвардейского истребительного авиационного полка ходатайствовали о представлении Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза посмертно. Но решение отложили. Согласно свидетельствам Литвяк выпрыгнула с парашютом из падающего самолета и попала в плен к фашистам.
Лидию Литвяк обнаружили спустя 26 лет после крушения у хутора Кожевня Донецкой области. 29 июля 1969 года ее останки захоронили в братской могиле. В свой последний полет Белая Лилия Сталинграда отправилась без опознавательных знаков, поэтому ее увековечили как «неизвестную летчицу».
Лишь в 1971 году поисковики установили, что в братскую могилу легла именно Лидия. Останки перезахоронили. В июле 1988 года над местом погребения установили памятную плиту с регалиями летчика-истребителя и фотографией на фоне облаков.
5 мая 1990 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза.