Режиссёр: Марк Донской. Сценарист: Ванда Василевская. «Киевская киностудия художественных фильмов». В СССР фильм посмотрели более 24 миллионов зрителей. * Фильм «Радуга» занимает особое место в фильмографии Елены Тяпкиной, в нём она играла Федосью, в хате которой живёт немец-каратель. Но могла бы и не играть... Дело в том, что как только актрисе предложили роль, пришло известие, что на войне погиб её сын Глеб, который не призывался в армию по состоянию здоровья, но, тем не менее, явился в военкомат и настоял на отправке на фронт. Ей предлагали отказаться от участия в съёмках, а она ответила: «Буду играть. Мы воюем». Я.Варшавский, знавший Елену Алексеевну лично, писал о том, как она рассказывала: «Николай Охлопков говорит: «Не снимайся, тебе будет слишком тяжело, твоя Федосья видит труп убитого сына, как ты сможешь сыграть такое, не надо!» Всё-таки я согласилась сняться, но с условием – без репетиций и без дублей: повторить не смогу. Всё же перед самой съёмкой стало невозможно тяжело. Я говорю режиссёру: «Пощадите, сил не хватит!». В самом деле, слёзы душат. А режиссёр, горько поникнув своей головой, гладит на меня и молчит. А я повторяю: «Правда, не смогу, пощадите». Тогда он выдавил из себя такое слово: «Надо!». «Да, – говорю, – понимаю, что надо, постараюсь, но не знаю, что получится». Режиссёр попросил меня почистить перед камерой картошку – наверно, чтобы занять моё внимание простым, привычным действием, не выматывать ожиданием мои силы. И вот я чищу картошку... И как-то само собой сказалось: «Сыночек, сыночек...». Кадр был снят незаметно для меня. Тут режиссёр встал передо мной на колени и поцеловал руки, ещё вымазанные картошкой». * Виктор Астафьев посвятил Елене Алексеевне рассказ «Старое кино», в котором о ней и о фильме «Радуга» пишет так: «На фронте, будучи уже взрослым и тёртым воякой, сидел я как-то в тесно забитой бойцами украинской клуне прямо на земляном молотильном току и смотрел кинокартину о войне, смотрел и вдруг дрогнул сердцем, вскинулся, узнав знакомую с детства актрису. В клуне глухой кашель, хрип – солдаты плакали «про себя», давя разбухшую боль в груди, и каждый думал, что плачет только он один – такой жалостливый уродился». * Содержание Этот фильм примечателен тем уже, что вышел в годы войны и снят в труднейших условиях. Он о доблести и героизме партизан, о простой женщине Олене Костюк, вставшей в ряды народных мстителей. "Судьба Олены Костюк, которая без единого стона перенесла нечеловеческие муки, пытки, смерть новорожденного ребёнка, убитого фашистским офицером, и не выдала своих товарищей, никого не оставила равнодушным. Она воспринималась как символ, как обобщённое изображение народной силы, великого мужества и страстной материнской любви... "Радуга" задевала за живое, звучала как гневная речь прокурора... Она вызывала ненависть к врагу, желание бороться до конца". В ролях: Наталья Ужвий — Олена Костюк Елена Тяпкина — Федосья Нина Алисова — Пуся (Паша) Валентина Ивашёва — Ольга, учительница Антон Дунайский — дед Охапка Анна Лисянская — Малючиха Ганс Клеринг — Курт Вернер, комендант Николай Братерский — Петро Гаплик, староста Владимир Чобур — Сергей Кравченко и другие... ОТЗЫВЫ # Лена Для 42-го года война показана страшно. Наверное, и главная цель его, что после просмотра еще с большей ненавистью убивать фашистов. Очень хорошо и трогательно сыграли дети. Интересный эпизод. Фашисты всем сельчанам присвоили номера -"новая немецкая фамилия". А дед под №412 своей корове повесил 412-а. Ему новая немецкая власть сказала, что номера положены только людям. Фильм впечатлил, несмотря на то ,что снят без всяких компьютерных и пиротехнических фокусов. # Татьяна Один из лучших фильмов, которые я видела. Но и один из самых страшных. Эпизод, когда мать хоронит своего маленького сына в хате, притаптывая могилу, чтобы немцы не нашли, иначе расстреляют всю семью (мальчика ранили, когда он относил хлеб арестованной) потрясает. А как это раненный мальчик завёт маму! Сколько же горя принесли людям немцы! При этом фильм не напрягает, в отличии от большинства современных военных фильмов. Иногда складывается впечатление, что цель последних, как можно больше накрутить зрителя. Эпизод с номером для коровы даже заставляет улыбнуться и почувствовать, что наши не сдавались даже в трудное время. Один из современников Цусимского сражения сказал, что испытываешь грусть и боль, вспоминая его, но одновременно и огромный душевный подьём (к сожалению, я не помню фразу дословно). При просмотре этого фильма испытываешь то же самое. Если Вы не видели этот фильм, обязательно посмотрите, не пожалеете. # Татьяна Прочитала книгу. Читала всю ночь на одном дыхании. Очень сильное произведение, такое же как фильм. Ванда Василевская такой же сильный писатель, как и сценарист. Пуся в книге ещё хуже. В фильме она жалкая, а в книге страшная в своём равнодушии, в своём предательстве. Но такие "Пуси" теперь в почёте. Недавно смотрела документальный фильм, в нём рассказывали о жене одного нашего кинодеятеля. Фамилию его не помню, но даже если бы вспомнила, то не стала бы писать, чтобы не позорить честное имя человека, который всю войну ездил по фронтам с концертами. Она оказалась в оккупированном немцами городе и работала в комендатуре (между строк читай в гестапо). А когда наши стали освобождать город, ушла с немцами. Авторы фильма сказали, что она, мол бедненькая, боялась гонений со стороны НКВД. Но авторам похоже невдомёк, что на пустой желудок и пешком до Германии не дойдёшь. Сколько же крови было у неё на руках, что немцы выделили ей место в транспорте и пищевой поёк. Зато одним махом из предателя сделали жертву, а из людей нас защищавших (сколько чекистов погибло на фронтах и в тылу врага!), сделали чуть ли не злодеев. # Ирина За повесть "Радуга" Василевская получила Госпремию СССР, и всю передала ее государству на строительство самолета. В 1944 году Фильм "Радуга" номинировался на "Оскара", правда, не получил. Фильм снимался в Ашхабаде, в павильонах киностудии. Во время съемок актриса Е. Тяпкина, играющая Федосью, женщину, которая ходила в ров к убитому сыну, получила похоронку на своего сына... Нам остается только преклоняться перед тем великим поколением, которое не щадило своих жизней ради нас, сегодняшних. # Татьяна Прочитала о судьбе актрисы Е. Тяпкиной, и подумала, что наверное поэтому, невозможно смотреть наши фильмы о войне равнодушно, не переживая. Потому что за каждой жизнью и смертью, показанных в фильме, стоят тысячи таких же жизней и смертей в реальности. Именно этим страшно преступление, совершённое немцами против нашего народа - необратимостью этого зла. В своё время я смотрела интересный документальный фильм, где рассказывалось, как много советских людей, подобно Ванде Василевской, отдавали свои деньги на строительство самолётов, танков. И это в такое тяжёлое время. # А Недавно впервые посмотрел эту картину. В условиях войны снять такой фильм - уже подвиг. Фильм не устареет, как и все правдивые трагические ленты о ВОВ советской эпохи. Главные роли в духе старой актёрской школы прописаны ярко, сочными красками. Если сволочь - так уж сразу по голосу и лицу должно быть зрителю ясно. Очень смелые слова о Боге для тех лет. А в хрущёвское время вряд ли уже так дозволили бы. Такой фильм надо категорически рекомендовать школьникам. И жаль, что Иваны, родства не помнящие (в одной нашей братской республике) переименовали год назад улицу имени Ванды Василевской, когда пошла волна декоммунизации. Правда, им такой фильм уж 100% не покажут по ТВ. Теперь в незалэжной убийцы и палачи становятся героями. И это очень больно осознавать.
Старые Редкие Кино Фильмы
«Радуга» — фильм 1943 года.
Режиссёр: Марк Донской. Сценарист: Ванда Василевская. «Киевская киностудия художественных фильмов».
В СССР фильм посмотрели более 24 миллионов зрителей.
*
Фильм «Радуга» занимает особое место в фильмографии Елены Тяпкиной, в нём она играла Федосью, в хате которой живёт немец-каратель. Но могла бы и не играть...
Дело в том, что как только актрисе предложили роль, пришло известие, что на войне погиб её сын Глеб, который не призывался в армию по состоянию здоровья, но, тем не менее, явился в военкомат и настоял на отправке на фронт. Ей предлагали отказаться от участия в съёмках, а она ответила: «Буду играть. Мы воюем».
Я.Варшавский, знавший Елену Алексеевну лично, писал о том, как она рассказывала:
«Николай Охлопков говорит: «Не снимайся, тебе будет слишком тяжело, твоя Федосья видит труп убитого сына, как ты сможешь сыграть такое, не надо!» Всё-таки я согласилась сняться, но с условием – без репетиций и без дублей: повторить не смогу. Всё же перед самой съёмкой стало невозможно тяжело.
Я говорю режиссёру: «Пощадите, сил не хватит!». В самом деле, слёзы душат. А режиссёр, горько поникнув своей головой, гладит на меня и молчит. А я повторяю: «Правда, не смогу, пощадите». Тогда он выдавил из себя такое слово: «Надо!». «Да, – говорю, – понимаю, что надо, постараюсь, но не знаю, что получится». Режиссёр попросил меня почистить перед камерой картошку – наверно, чтобы занять моё внимание простым, привычным действием, не выматывать ожиданием мои силы. И вот я чищу картошку... И как-то само собой сказалось: «Сыночек, сыночек...». Кадр был снят незаметно для меня. Тут режиссёр встал передо мной на колени и поцеловал руки, ещё вымазанные картошкой».
*
Виктор Астафьев посвятил Елене Алексеевне рассказ «Старое кино», в котором о ней и о фильме «Радуга» пишет так:
«На фронте, будучи уже взрослым и тёртым воякой, сидел я как-то в тесно забитой бойцами украинской клуне прямо на земляном молотильном току и смотрел кинокартину о войне, смотрел и вдруг дрогнул сердцем, вскинулся, узнав знакомую с детства актрису. В клуне глухой кашель, хрип – солдаты плакали «про себя», давя разбухшую боль в груди, и каждый думал, что плачет только он один – такой жалостливый уродился».
*
Содержание
Этот фильм примечателен тем уже, что вышел в годы войны и снят в труднейших условиях. Он о доблести и героизме партизан, о простой женщине Олене Костюк, вставшей в ряды народных мстителей. "Судьба Олены Костюк, которая без единого стона перенесла нечеловеческие муки, пытки, смерть новорожденного ребёнка, убитого фашистским офицером, и не выдала своих товарищей, никого не оставила равнодушным. Она воспринималась как символ, как обобщённое изображение народной силы, великого мужества и страстной материнской любви...
"Радуга" задевала за живое, звучала как гневная речь прокурора... Она вызывала ненависть к врагу, желание бороться до конца".
В ролях:
Наталья Ужвий — Олена Костюк
Елена Тяпкина — Федосья
Нина Алисова — Пуся (Паша)
Валентина Ивашёва — Ольга, учительница
Антон Дунайский — дед Охапка
Анна Лисянская — Малючиха
Ганс Клеринг — Курт Вернер, комендант
Николай Братерский — Петро Гаплик, староста
Владимир Чобур — Сергей Кравченко
и другие...
ОТЗЫВЫ
#
Лена
Для 42-го года война показана страшно. Наверное, и главная цель его, что после просмотра еще с большей ненавистью убивать фашистов.
Очень хорошо и трогательно сыграли дети. Интересный эпизод. Фашисты всем сельчанам присвоили номера -"новая немецкая фамилия". А дед под №412 своей корове повесил 412-а. Ему новая немецкая власть сказала, что номера положены только людям.
Фильм впечатлил, несмотря на то ,что снят без всяких компьютерных и пиротехнических фокусов.
#
Татьяна
Один из лучших фильмов, которые я видела. Но и один из самых страшных. Эпизод, когда мать хоронит своего маленького сына в хате, притаптывая могилу, чтобы немцы не нашли, иначе расстреляют всю семью (мальчика ранили, когда он относил хлеб арестованной) потрясает. А как это раненный мальчик завёт маму! Сколько же горя принесли людям немцы!
При этом фильм не напрягает, в отличии от большинства современных военных фильмов. Иногда складывается впечатление, что цель последних, как можно больше накрутить зрителя.
Эпизод с номером для коровы даже заставляет улыбнуться и почувствовать, что наши не сдавались даже в трудное время.
Один из современников Цусимского сражения сказал, что испытываешь грусть и боль, вспоминая его, но одновременно и огромный душевный подьём (к сожалению, я не помню фразу дословно).
При просмотре этого фильма испытываешь то же самое.
Если Вы не видели этот фильм, обязательно посмотрите, не пожалеете.
#
Татьяна
Прочитала книгу. Читала всю ночь на одном дыхании. Очень сильное произведение, такое же как фильм. Ванда Василевская такой же сильный писатель, как и сценарист. Пуся в книге ещё хуже. В фильме она жалкая, а в книге страшная в своём равнодушии, в своём предательстве.
Но такие "Пуси" теперь в почёте. Недавно смотрела документальный фильм, в нём рассказывали о жене одного нашего кинодеятеля. Фамилию его не помню, но даже если бы вспомнила, то не стала бы писать, чтобы не позорить честное имя человека, который всю войну ездил по фронтам с концертами.
Она оказалась в оккупированном немцами городе и работала в комендатуре (между строк читай в гестапо). А когда наши стали освобождать город, ушла с немцами. Авторы фильма сказали, что она, мол бедненькая, боялась гонений со стороны НКВД. Но авторам похоже невдомёк, что на пустой желудок и пешком до Германии не дойдёшь. Сколько же крови было у неё на руках, что немцы выделили ей место в транспорте и пищевой поёк.
Зато одним махом из предателя сделали жертву, а из людей нас защищавших (сколько чекистов погибло на фронтах и в тылу врага!), сделали чуть ли не злодеев.
#
Ирина
За повесть "Радуга" Василевская получила Госпремию СССР, и всю передала ее государству на строительство самолета.
В 1944 году Фильм "Радуга" номинировался на "Оскара", правда, не получил.
Фильм снимался в Ашхабаде, в павильонах киностудии. Во время съемок актриса Е. Тяпкина, играющая Федосью, женщину, которая ходила в ров к убитому сыну, получила похоронку на своего сына...
Нам остается только преклоняться перед тем великим поколением, которое не щадило своих жизней ради нас, сегодняшних.
#
Татьяна
Прочитала о судьбе актрисы Е. Тяпкиной, и подумала, что наверное поэтому, невозможно смотреть наши фильмы о войне равнодушно, не переживая.
Потому что за каждой жизнью и смертью, показанных в фильме, стоят тысячи таких же жизней и смертей в реальности. Именно этим страшно преступление, совершённое немцами против нашего народа - необратимостью этого зла.
В своё время я смотрела интересный документальный фильм, где рассказывалось, как много советских людей, подобно Ванде Василевской, отдавали свои деньги на строительство самолётов, танков. И это в такое тяжёлое время.
#
А
Недавно впервые посмотрел эту картину. В условиях войны снять такой фильм - уже подвиг. Фильм не устареет, как и все правдивые трагические ленты о ВОВ советской эпохи. Главные роли в духе старой актёрской школы прописаны ярко, сочными красками. Если сволочь - так уж сразу по голосу и лицу должно быть зрителю ясно.
Очень смелые слова о Боге для тех лет. А в хрущёвское время вряд ли уже так дозволили бы.
Такой фильм надо категорически рекомендовать школьникам. И жаль, что Иваны, родства не помнящие (в одной нашей братской республике) переименовали год назад улицу имени Ванды Василевской, когда пошла волна декоммунизации. Правда, им такой фильм уж 100% не покажут по ТВ. Теперь в незалэжной убийцы и палачи становятся героями. И это очень больно осознавать.