18 октября 1999 года на лейбле Peaceville Records вышел четвёртый студийный альбом "Still Life" шведской прогрессив-дэт-метал-группы Opeth.
Это первый альбом группы с участием басиста Мартина Мендеса. В 2014 году TeamRock поставил Still Life на 83-е место в своем списке "Топ-100 величайших прог-альбомов всех времен". Loudwire поместил альбом на 54-е место в своем списке "Топ-90 хард-рок и хэви-метал альбомов 1990-х годов". Opeth - "Still Life" (1999) Released: 18 October 1999 Genre: Progressive Metal, Death Metal Producer: Opeth, Mikael Åkerfeldt, Fredrik Nordström Length: 62:31 Label: Peaceville Personnel: Mikael Åkerfeldt − vocals, guitar Peter Lindgren − guitar Martin Mendez − bass Martin Lopez − drums
В 2000 г. я совершенно случайно приобрел данный альбом, просто увидев продолжительность композиций на нем (от 8 до 11 минут). Для меня это всегда было свидетельством хорошей музыки, и эта шведская группа действительно оказалась супер, сразу же став одной из моих любимых. Отличная смесь разных видов металла (классический, пауэр, дэт, дум, блэк), где прекрасно сочетаются хедбэнгерская жесткость и трогающий сердце мелодизм, акустические фрагменты, явно прог-роковый подход к написанию музыки (хотя никаких инструментов, характерных для прога, здесь нет), сильный голос Микаэля Акерфельдта, варьирующего вокал от чистого до рычащего, причем последний – один из лучших гроулингов, который я слышал, поскольку в нем вполне можно разобрать слова и он отлично иллюстрирует описываемые лирикой чувств. И наконец то, что мне всегда очень нравится, – концептуальность. Этот альбом был уже четвертым у группы и первым на новом лейбле Peaceville, куда они перешли, когда Candlelight продали другим людям. Из-за накладок запись происходила почти без репетиций – но зато каков результат! Со времени предыдущего альбома состав не изменился, поэтому неудивительно, что работа получилась сильнее. Если сравнивать с более ранними дисками, то более всего она напоминает «Morningrise», почти совсем ему не уступая. Есть также сходство с «My Arms, Your Hearse» в плане фрагментов с агрессивным вокалом, но этот диск гораздо лучше. Здесь больше акустических вставок, больше влияния прог-рока, а Микаэль более часто использует чистый вокал, в результате чего получаем самый нетяжелый альбом группы на тот период – может быть, потому, что нам представляют историю любви. Кстати, название альбома не такое уж простое: если считать его устоявшейся фразой, то оно означает «натюрморт», и в этом случае альбом сравнивается с полотном художника; если брать слова отдельно, то получается «застывшая/безмолвная жизнь»; при этом если «still» считать наречием, то получаем «по-прежнему жизнь» или «тем не менее жизнь»; кроме того, «still» может быть и глаголом, и тогда можно перевести как «успокой жизнь», а если вспомнить устарелое значение, то и «очисти жизнь» или «узнай суть жизни». Вот так! Что именно имел в виду Микаэль, остается догадываться, но, мне кажется, он тоже хотел сделать название многозначным. 1) «The Moor». Доносятся тихие аккорды акустической и электрогитары, повторяющих друг друга и при этом находящихся словно далеко от нас. Эта тревожная прелюдия звучит почти 2 минуты, за каковое мнение понимаешь: вряд ли история будет счастливой. Затем две акустические гитары играют уже на нормальном уровне громкости, под тихий бас, и вот внезапно вступает жесткий риффинг, а следом и вся ритм-секция в духе пауэра. Как я уже говорил, музыка жесткая и все же мелодичная. И вот возникает жуткий рев Микаэля, сопровождаемый его же хриплым криком, после чего своим гроулингом он начинает рассказ. Лирический герой 15 лет находился в изгнании, и вот теперь, в одно летнее утро, он идет в свою деревню, чтобы наконец решить свою судьбу. Голос дублируется и звучит так агрессивно, что кажется, будто внутри человека сидят демоны. Под тревожно солирующую гитару мы узнаем, почему его изгнали – он разуверился в боге, и его стали считать святотатцем. Через некоторое время Микаэль переходит на чистый вокал: «…Все лица отвернулись от меня. Все они стали бы насмехаться в случае моей кончины». На короткое мгновение появляются аккорды акустической гитары, как в начале, но вскоре возвращается жесткая ритм-секция, а вслед за ней и гроулинг. Итак, парня изгнали как еретика, чье вероучение исходит из ада, и никто не проявил сочувствие, в то время как он уходил под проливным дождем; они кипели от ярости и злобы, и даже упоминание его имени вызывало в них негативную реакцию. Чистым голосом Микаэль добавляет: «Если будете сносить меня, то вы будете бояться меня». Затем электрогитара начинает выдавать душещипательные аккорды, становящиеся тише, а их со временем эффектно перекрывает акустическая гитара, играющая то же самое. И вот Микаэль поет уже под одну акустическую гитару: есть лишь один человек, которого он может простить; ее зовут Мелинда, и ради нее он вернулся. Потом он еще довольно долго выдает грустные вокализы («у-у-у»), скорбя по любимой, которую он не видел уже столько лет, показавшихся веками. Достаточно долгий акустический фрагмент переходит в тревожные аккорды, звучавшие в начале, а затем вновь идет быстрый и жесткий металл с ревущим вокалом. Герой называет Мелинду «каплями воды на погребальный костер»; она полностью отличается от всех остальных своей добродетелью. Тем временем он оказывается на торфяном болоте, за которым находится деревня, а в ней – все то, что он когда-то потерял. Чистый вокал возвращается с еще одним обращением к бывшим односельчанам: «Если будете сносить меня, то вы будете бояться меня. Вы бы никогда не позволили мне разделить судьбу с вами». Композиция прекращается внезапно вскоре после этого. (Микаэль говорит, что где-то здесь можно услышать чей-то кашель. Ни один участник группы, по их утверждению, во время записи не кашлял, и они говорят, что это вполне может быть призрак, поскольку они все время ощущали чье-то присутствие. Вот такая мистика!) 2) «Godhead’s Lament». Вступает жесткая ритм-секция, спустя некоторое время слышится эмоционально воющая гитара, а затем возникает неподдельно агрессивный гроулинг. Герой говорит о безнравственных людях, живущих в деревне и считающих себя братьями; он передвигается бесшумно, чтобы его не заметили. Ритм периодически меняется, и музыка очень интересна. Пронзительно солирующая гитара – просто супер! Когда речь идет о Мелинде, Микаэль начинает петь чистым голосом. Под мелодичные линии электрогитар появляется красивая акустическая гитара, а то и две. Вскоре после смены ритма Микаэль поет чистым голосом о том неизбежном дне, когда ему пришлось уйти, но он знал, что односельчанам было наплевать. Эффектно звучит, когда голос дублируется, да и весь этот фрагмент просто потрясающий. Вновь вступает солирующая электрогитара – несмотря на жесткость очень лиричная. Со сменой ритма появляется гроулинг – герой вспоминает ничего не выражающее лицо божества, которому молятся те, кто его прогнал, и его возмущает то, что в этих изуверах нет ни капли добродетели. После короткого соло баса на фоне ударных раздается жуткий рев, а потом Микаэль повторяет слова о людях, которые с удовольствием убили бы его героя, узнав о его возвращении. Также мы можем услышать тревожные «а-а-а», в том числе и на фоне гроулинга. Чистым голосом Микаэль вновь поет о Мелинде, которую он увидел где-то на улице. Это действительно прекрасный контраст – ревущий голос показывает всю ярость героя к односельчанам, а чистый – всю нежность к любимой женщине. Герой видит, что Мелинда также разуверилась в боге, и ощущает ее боль. Вновь резко вступает рев без слов, полный ярости к тем, кто довел ее до такого. И вновь внезапное окончание. 3) «Benighted». Отличная баллада, служащая как бы передышкой после двух жестких треков. Играют две акустические гитары и мелодичный бас. Музыка напоминает начало композиции «Never Let Go» группы Camel, о чем упоминал и сам Микаэль. Более чем через минуту появляется чистый вокал, словно раздающийся в пустой комнате, и он не будет меняться, так как здесь герой обращается к любимой. Итак, он пришел к Мелинде, опечаленной и одинокой, и предлагает ей бежать с ним под покровом темноты. Что ей терять? Посмотрите на обложку и скажите, кажется ли она вам счастливой. После повторения припева и небольшого проигрыша вступают ударные с грустно солирующей гитарой, в звучании которой есть что-то от Pink Floyd. Завершается композиция еще одним красивым проигрышем. 4) «Moonlapse Vertigo». По контрасту с предыдущей вещью сразу же вступает жесткая, но мелодичная ритм-секция. Да, группа поражает своим умением играть мелодично – и в акустике, и в металле. В определенный момент в сплошной стене металлического звука появляются аккорды акустической гитары. Музыка затихает, уступая место двум акустическим гитарам и чистому вокалу под громко стучащие ударные. Герой почувствовал себя дома, но понимает, что для всех остальных он как пятно на их «здоровом и спокойном» обществе. Контрастно звучит возврат металлической ритм-секции и грозный рев Микаэля – так, что мурашки бегут по коже. Он говорит о презрении к его герою, переставшему чтить бога, а огонь в их глазах нельзя забыть. Под более тихую ритм-секцию возвращается чистый вокал: «Я бы погиб по сигналу»; они бы поступили с ним так, как и со многими другими, осмелившимися сомневаться в «истинной» религии. Вскоре вновь появляется гроулинг, что напоминает своеобразный диалог. С наступлением утра герой ощущает, что его смерть близка, и даже слышит ее голос. Снова мы переходим в инструментал с двумя акустическими гитарами, но их сопровождает эффектно подвывающая электрогитара. Появляется классный риффинг под пронзительное соло, а на этом фоне гроулинг Микаэля звучит особенно эффектно. Теперь он упоминает об общине этих фанатиков, известных своими кровавыми деяниями и презирающих бедноту. Это Совет Креста, и его члены, видимо, поняли, что вернулся их враг. После инструментальной интерлюдии Микаэль поет чистым голосом. Герой собирается забрать Мелинду и спасти ее от этих страшных людей, а иначе ее добродетель будет уничтожена. Завершается композиция мощным инструменталом, переходящим в диминуэндо. 5) «Face of Melinda». Эту мелодичную вещь в духе «To Bid You Farewell» записывали на максимальной громкости с микрофонными стойками посреди комнаты, чтобы музыка казалась более комнатной. Кроме того, был использован безладовый бас и некоторые джазовые гармонии, что придало песне оттенок 60-х годов. Вступают две акустические гитары и мелодичный бас под интересный ритмический рисунок ударных. Естественно, Микаэль поет здесь чистым голосом. Он описывает любимую героя – с черными волосами и без радости, сияющей в глазах. Мы узнаем, что она пообещала быть с другим, и, естественно, для героя это удар: как же она могла так поступить среди этих людей? Тем не менее, герой решает вернуть Мелинду. После тревожных резонирующих гитарных аккордов вступает жесткая гитара – и вот уже ударные ведут ритм под отличный риффинг, иллюстрирующий смятенные чувства героя. Все же он просит Мелинду бежать с ним, ведь он вернулся ради нее; она отвечает, что она порочна, но в конце концов соглашается, потому что по-прежнему любит его: «Я дала обещание, но мое сердце принадлежит тебе». Через какое-то время вновь возвращаются акустические гитары, но к ним вскоре присоединяется солирующая электрическая «сестра», звучащая не менее мелодично и играющая до тех пор, пока музыка не затихает. 6) «Serenity Painted Death». После короткого вступления ударных идет металл, более жесткий, чем прежде, а вскоре появляется гроулинг. Герой в ярости – проснувшись утром, он обнаруживает, что Мелинды нет, а снаружи слышатся голоса. В определенный момент наступает пауза, после чего возникает один из лучших риффингов всего альбома – сначала одной гитары, а потом и второй. Выйдя на улицу, герой видит, как Мелинду вешают на глазах у всех. Ритм вновь меняется и звучит припев, в котором рычащий голос Микаэля звучит особенно эффектно: «Оскал на измученном бледном лице, это окрашенная спокойствием смерть. С признаками сильной болезни, мрачный идеал, дышащий все медленнее». Следует соло под более медленный ритм, словно иллюстрирующий, как дыханье Мелинды замедляется. Иногда слышится акустическая гитара. Затем Микаэль поет чистым голосом о том, как любимая героя умирает, смотря на него пустыми глазами, а он в ярости сжимает кулак. Вскоре начинает играть акустическая гитара, а затем к ней присоединяются далекие завывания электрогитары. Вновь возникает жесткий риффинг и агрессивный гроулинг, иногда переходящий в скриминг. Смерть любимой переворачивает все внутри героя, и он начинает убивать всех подряд, пока силы его не покидают. Затем нашему вниманию представляется пронзительное гитарное соло. Чистым вокалом Микаэль поет о том, как его герой осознал, что только что произошло, и понял, что надежда погублена. Далее мы вновь имеем мощный припев, исполняемый гроулингом. Жесткий металл и гроулинг сменяется аккордами акустической гитары, а затем и аккордами мелодичной электрогитары. Обрывается музыка внезапно. 7) «White Cluster». Вступает жесткая ритм-секция и почти сразу же гроулинг. На следующий день за героем тоже приходят, а он уже даже не может сопротивляться. Вступает акустическая гитара и чистый вокал. Героя собираются повесить так же, как и его любимую; ради казни все оделись в белое, чтобы подчеркнуть свою нравственную «чистоту»; от героя просят раскаяния, но он чувствует лишь ненависть. Иногда слышатся грустные аккорды электрогитары или вступает риффинг. С полноправным возвращением риффинга звучит мелодичная электрогитара. В середине композиции музыка затихает и слышатся тихие повторяющиеся аккорды акустических гитар – то в одном динамике, то в другом. Это словно затишье перед бурей. Через какое-то время возвращается ритм-секция с отличным риффингом и яростным ревом Микаэля. Следует пронзительное соло, а ритм постоянно меняется. Мы опять возвращаемся к акустическим гитарам (правда, под завывания электрической) и чистому вокалу. Итак, палач сделал петлю, и толпа готовится к зрелищу. Последний куплет поется под полноправную ритм-секцию. Микаэль не говорит напрямую, чем это все кончилось. Есть мнение, что героя повесили, и перед смертью он увидел, как его любимая зовет его к себе, но текст противоречит этому: «Из-под плащей раздались вздохи облегчения, когда прикосновение главного человека вернуло меня, и последнее, что я увидел, до сих пор передо мной, кивает позади меня». Таким образом, героя все же не повесили, потому что кто-то его спас. Судя по всему, чтобы понять, чем все закончилось, нужно прослушать альбом «Orchid», поскольку он, видимо, является предысторией. Вновь звучит классное соло, в сопровождении акустической гитары. Музыка уходит в диминуэндо, а спустя несколько секунд раздаются грустные аккорды баса и гитары. Последнее, что мы слышим, – это шуршание, обычно бывающее на старых записях и, возможно, сделанное для того, чтобы вызвать у слушателя ощущение, что он прослушал старую историю. Нужно заметить, что сюжет альбома напоминает «Одиссею» Гомера, ведь в ней тоже речь идет о возвращении после долгого отсутствия к любимой женщине, с тем различием, что Пенелопа была верна Одиссею и что он расправился с ее женихами. Если вы знакомы с Opeth по ранним альбомам, то этот вряд ли изменит ваше отношение – положительное, отрицательное или безразличное. Если же их музыка вам неизвестна, то эта работа отлично подходит для того, чтобы войти в их мир. А он того стоит! Как сказал рецензент на одном из зарубежных сайтов: «Вы можете вспомнить какую-то еще дэт-металлическую группу, мелодии которой застряют у вас в голове?» Впрочем, называть Opeth дэт-металлистами – это то же самое, что называть Pink Floyd джаз-бэндом. И тех, и других вряд ли можно классифицировать как-то однозначно. #opeth#ProgressiveMetal#DeathMetal#18Октября
ROCK MUSIC
18 октября 1999 года на лейбле Peaceville Records вышел четвёртый студийный альбом "Still Life" шведской прогрессив-дэт-метал-группы Opeth.
Это первый альбом группы с участием басиста Мартина Мендеса. В 2014 году TeamRock поставил Still Life на 83-е место в своем списке "Топ-100 величайших прог-альбомов всех времен". Loudwire поместил альбом на 54-е место в своем списке "Топ-90 хард-рок и хэви-метал альбомов 1990-х годов".
Opeth - "Still Life" (1999)
Released: 18 October 1999
Genre: Progressive Metal, Death Metal
Producer: Opeth, Mikael Åkerfeldt, Fredrik Nordström
Length: 62:31
Label: Peaceville
Personnel:
Mikael Åkerfeldt − vocals, guitar
Peter Lindgren − guitar
Martin Mendez − bass
Martin Lopez − drums
https://music.yandex.ru/album/222043
1) «The Moor». Доносятся тихие аккорды акустической и электрогитары, повторяющих друг друга и при этом находящихся словно далеко от нас. Эта тревожная прелюдия звучит почти 2 минуты, за каковое мнение понимаешь: вряд ли история будет счастливой. Затем две акустические гитары играют уже на нормальном уровне громкости, под тихий бас, и вот внезапно вступает жесткий риффинг, а следом и вся ритм-секция в духе пауэра. Как я уже говорил, музыка жесткая и все же мелодичная. И вот возникает жуткий рев Микаэля, сопровождаемый его же хриплым криком, после чего своим гроулингом он начинает рассказ. Лирический герой 15 лет находился в изгнании, и вот теперь, в одно летнее утро, он идет в свою деревню, чтобы наконец решить свою судьбу. Голос дублируется и звучит так агрессивно, что кажется, будто внутри человека сидят демоны. Под тревожно солирующую гитару мы узнаем, почему его изгнали – он разуверился в боге, и его стали считать святотатцем. Через некоторое время Микаэль переходит на чистый вокал: «…Все лица отвернулись от меня. Все они стали бы насмехаться в случае моей кончины». На короткое мгновение появляются аккорды акустической гитары, как в начале, но вскоре возвращается жесткая ритм-секция, а вслед за ней и гроулинг. Итак, парня изгнали как еретика, чье вероучение исходит из ада, и никто не проявил сочувствие, в то время как он уходил под проливным дождем; они кипели от ярости и злобы, и даже упоминание его имени вызывало в них негативную реакцию. Чистым голосом Микаэль добавляет: «Если будете сносить меня, то вы будете бояться меня». Затем электрогитара начинает выдавать душещипательные аккорды, становящиеся тише, а их со временем эффектно перекрывает акустическая гитара, играющая то же самое. И вот Микаэль поет уже под одну акустическую гитару: есть лишь один человек, которого он может простить; ее зовут Мелинда, и ради нее он вернулся. Потом он еще довольно долго выдает грустные вокализы («у-у-у»), скорбя по любимой, которую он не видел уже столько лет, показавшихся веками. Достаточно долгий акустический фрагмент переходит в тревожные аккорды, звучавшие в начале, а затем вновь идет быстрый и жесткий металл с ревущим вокалом. Герой называет Мелинду «каплями воды на погребальный костер»; она полностью отличается от всех остальных своей добродетелью. Тем временем он оказывается на торфяном болоте, за которым находится деревня, а в ней – все то, что он когда-то потерял. Чистый вокал возвращается с еще одним обращением к бывшим односельчанам: «Если будете сносить меня, то вы будете бояться меня. Вы бы никогда не позволили мне разделить судьбу с вами». Композиция прекращается внезапно вскоре после этого. (Микаэль говорит, что где-то здесь можно услышать чей-то кашель. Ни один участник группы, по их утверждению, во время записи не кашлял, и они говорят, что это вполне может быть призрак, поскольку они все время ощущали чье-то присутствие. Вот такая мистика!)
2) «Godhead’s Lament». Вступает жесткая ритм-секция, спустя некоторое время слышится эмоционально воющая гитара, а затем возникает неподдельно агрессивный гроулинг. Герой говорит о безнравственных людях, живущих в деревне и считающих себя братьями; он передвигается бесшумно, чтобы его не заметили. Ритм периодически меняется, и музыка очень интересна. Пронзительно солирующая гитара – просто супер! Когда речь идет о Мелинде, Микаэль начинает петь чистым голосом. Под мелодичные линии электрогитар появляется красивая акустическая гитара, а то и две. Вскоре после смены ритма Микаэль поет чистым голосом о том неизбежном дне, когда ему пришлось уйти, но он знал, что односельчанам было наплевать. Эффектно звучит, когда голос дублируется, да и весь этот фрагмент просто потрясающий. Вновь вступает солирующая электрогитара – несмотря на жесткость очень лиричная. Со сменой ритма появляется гроулинг – герой вспоминает ничего не выражающее лицо божества, которому молятся те, кто его прогнал, и его возмущает то, что в этих изуверах нет ни капли добродетели. После короткого соло баса на фоне ударных раздается жуткий рев, а потом Микаэль повторяет слова о людях, которые с удовольствием убили бы его героя, узнав о его возвращении. Также мы можем услышать тревожные «а-а-а», в том числе и на фоне гроулинга. Чистым голосом Микаэль вновь поет о Мелинде, которую он увидел где-то на улице. Это действительно прекрасный контраст – ревущий голос показывает всю ярость героя к односельчанам, а чистый – всю нежность к любимой женщине. Герой видит, что Мелинда также разуверилась в боге, и ощущает ее боль. Вновь резко вступает рев без слов, полный ярости к тем, кто довел ее до такого. И вновь внезапное окончание.
3) «Benighted». Отличная баллада, служащая как бы передышкой после двух жестких треков. Играют две акустические гитары и мелодичный бас. Музыка напоминает начало композиции «Never Let Go» группы Camel, о чем упоминал и сам Микаэль. Более чем через минуту появляется чистый вокал, словно раздающийся в пустой комнате, и он не будет меняться, так как здесь герой обращается к любимой. Итак, он пришел к Мелинде, опечаленной и одинокой, и предлагает ей бежать с ним под покровом темноты. Что ей терять? Посмотрите на обложку и скажите, кажется ли она вам счастливой. После повторения припева и небольшого проигрыша вступают ударные с грустно солирующей гитарой, в звучании которой есть что-то от Pink Floyd. Завершается композиция еще одним красивым проигрышем.
4) «Moonlapse Vertigo». По контрасту с предыдущей вещью сразу же вступает жесткая, но мелодичная ритм-секция. Да, группа поражает своим умением играть мелодично – и в акустике, и в металле. В определенный момент в сплошной стене металлического звука появляются аккорды акустической гитары. Музыка затихает, уступая место двум акустическим гитарам и чистому вокалу под громко стучащие ударные. Герой почувствовал себя дома, но понимает, что для всех остальных он как пятно на их «здоровом и спокойном» обществе. Контрастно звучит возврат металлической ритм-секции и грозный рев Микаэля – так, что мурашки бегут по коже. Он говорит о презрении к его герою, переставшему чтить бога, а огонь в их глазах нельзя забыть. Под более тихую ритм-секцию возвращается чистый вокал: «Я бы погиб по сигналу»; они бы поступили с ним так, как и со многими другими, осмелившимися сомневаться в «истинной» религии. Вскоре вновь появляется гроулинг, что напоминает своеобразный диалог. С наступлением утра герой ощущает, что его смерть близка, и даже слышит ее голос. Снова мы переходим в инструментал с двумя акустическими гитарами, но их сопровождает эффектно подвывающая электрогитара. Появляется классный риффинг под пронзительное соло, а на этом фоне гроулинг Микаэля звучит особенно эффектно. Теперь он упоминает об общине этих фанатиков, известных своими кровавыми деяниями и презирающих бедноту. Это Совет Креста, и его члены, видимо, поняли, что вернулся их враг. После инструментальной интерлюдии Микаэль поет чистым голосом. Герой собирается забрать Мелинду и спасти ее от этих страшных людей, а иначе ее добродетель будет уничтожена. Завершается композиция мощным инструменталом, переходящим в диминуэндо.
5) «Face of Melinda». Эту мелодичную вещь в духе «To Bid You Farewell» записывали на максимальной громкости с микрофонными стойками посреди комнаты, чтобы музыка казалась более комнатной. Кроме того, был использован безладовый бас и некоторые джазовые гармонии, что придало песне оттенок 60-х годов. Вступают две акустические гитары и мелодичный бас под интересный ритмический рисунок ударных. Естественно, Микаэль поет здесь чистым голосом. Он описывает любимую героя – с черными волосами и без радости, сияющей в глазах. Мы узнаем, что она пообещала быть с другим, и, естественно, для героя это удар: как же она могла так поступить среди этих людей? Тем не менее, герой решает вернуть Мелинду. После тревожных резонирующих гитарных аккордов вступает жесткая гитара – и вот уже ударные ведут ритм под отличный риффинг, иллюстрирующий смятенные чувства героя. Все же он просит Мелинду бежать с ним, ведь он вернулся ради нее; она отвечает, что она порочна, но в конце концов соглашается, потому что по-прежнему любит его: «Я дала обещание, но мое сердце принадлежит тебе». Через какое-то время вновь возвращаются акустические гитары, но к ним вскоре присоединяется солирующая электрическая «сестра», звучащая не менее мелодично и играющая до тех пор, пока музыка не затихает.
6) «Serenity Painted Death». После короткого вступления ударных идет металл, более жесткий, чем прежде, а вскоре появляется гроулинг. Герой в ярости – проснувшись утром, он обнаруживает, что Мелинды нет, а снаружи слышатся голоса. В определенный момент наступает пауза, после чего возникает один из лучших риффингов всего альбома – сначала одной гитары, а потом и второй. Выйдя на улицу, герой видит, как Мелинду вешают на глазах у всех. Ритм вновь меняется и звучит припев, в котором рычащий голос Микаэля звучит особенно эффектно: «Оскал на измученном бледном лице, это окрашенная спокойствием смерть. С признаками сильной болезни, мрачный идеал, дышащий все медленнее». Следует соло под более медленный ритм, словно иллюстрирующий, как дыханье Мелинды замедляется. Иногда слышится акустическая гитара. Затем Микаэль поет чистым голосом о том, как любимая героя умирает, смотря на него пустыми глазами, а он в ярости сжимает кулак. Вскоре начинает играть акустическая гитара, а затем к ней присоединяются далекие завывания электрогитары. Вновь возникает жесткий риффинг и агрессивный гроулинг, иногда переходящий в скриминг. Смерть любимой переворачивает все внутри героя, и он начинает убивать всех подряд, пока силы его не покидают. Затем нашему вниманию представляется пронзительное гитарное соло. Чистым вокалом Микаэль поет о том, как его герой осознал, что только что произошло, и понял, что надежда погублена. Далее мы вновь имеем мощный припев, исполняемый гроулингом. Жесткий металл и гроулинг сменяется аккордами акустической гитары, а затем и аккордами мелодичной электрогитары. Обрывается музыка внезапно.
7) «White Cluster». Вступает жесткая ритм-секция и почти сразу же гроулинг. На следующий день за героем тоже приходят, а он уже даже не может сопротивляться. Вступает акустическая гитара и чистый вокал. Героя собираются повесить так же, как и его любимую; ради казни все оделись в белое, чтобы подчеркнуть свою нравственную «чистоту»; от героя просят раскаяния, но он чувствует лишь ненависть. Иногда слышатся грустные аккорды электрогитары или вступает риффинг. С полноправным возвращением риффинга звучит мелодичная электрогитара. В середине композиции музыка затихает и слышатся тихие повторяющиеся аккорды акустических гитар – то в одном динамике, то в другом. Это словно затишье перед бурей. Через какое-то время возвращается ритм-секция с отличным риффингом и яростным ревом Микаэля. Следует пронзительное соло, а ритм постоянно меняется. Мы опять возвращаемся к акустическим гитарам (правда, под завывания электрической) и чистому вокалу. Итак, палач сделал петлю, и толпа готовится к зрелищу. Последний куплет поется под полноправную ритм-секцию. Микаэль не говорит напрямую, чем это все кончилось. Есть мнение, что героя повесили, и перед смертью он увидел, как его любимая зовет его к себе, но текст противоречит этому: «Из-под плащей раздались вздохи облегчения, когда прикосновение главного человека вернуло меня, и последнее, что я увидел, до сих пор передо мной, кивает позади меня». Таким образом, героя все же не повесили, потому что кто-то его спас. Судя по всему, чтобы понять, чем все закончилось, нужно прослушать альбом «Orchid», поскольку он, видимо, является предысторией. Вновь звучит классное соло, в сопровождении акустической гитары. Музыка уходит в диминуэндо, а спустя несколько секунд раздаются грустные аккорды баса и гитары. Последнее, что мы слышим, – это шуршание, обычно бывающее на старых записях и, возможно, сделанное для того, чтобы вызвать у слушателя ощущение, что он прослушал старую историю.
Нужно заметить, что сюжет альбома напоминает «Одиссею» Гомера, ведь в ней тоже речь идет о возвращении после долгого отсутствия к любимой женщине, с тем различием, что Пенелопа была верна Одиссею и что он расправился с ее женихами.
Если вы знакомы с Opeth по ранним альбомам, то этот вряд ли изменит ваше отношение – положительное, отрицательное или безразличное. Если же их музыка вам неизвестна, то эта работа отлично подходит для того, чтобы войти в их мир. А он того стоит! Как сказал рецензент на одном из зарубежных сайтов: «Вы можете вспомнить какую-то еще дэт-металлическую группу, мелодии которой застряют у вас в голове?» Впрочем, называть Opeth дэт-металлистами – это то же самое, что называть Pink Floyd джаз-бэндом. И тех, и других вряд ли можно классифицировать как-то однозначно.
#opeth #ProgressiveMetal #DeathMetal #18Октября