Сквер перед Казанским собором был разбит ещё в конце XIX века.
Композиция сквера хорошо сочетается с колоннадой собора. Здесь находится памятник М.И.Кутузову. Есть небольшой фонтан и разбиты клумбы. Для уставших туристов и жителей города установлены скамейки. Казанский сквер между Казанским собором и Невским проспектом создан в 1899-1900 гг. по инициативе петербургского градоначальника Николая Васильевича Клейгельса. На месте сквера в XVIII столетии стояла церковь Рождества Богородицы для жителей Переведенской слободы, располагавшейся южнее современной Казанской площади. В шести «переведенских» слободах жили люди, переведенные из разных губерний для строительства новой российской столицы. Церковь построена в 1737 г. Считается, что спроектировал ее русский зодчий Михайло Земцов. Высокий шпиль колокольни Рождественской церкви перекликался со шпилем Адмиралтейства, построенного Иваном Коробовым. В народе церковь Рождества Богородицы часто называли Казанской, поскольку в ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Долгое время эта церковь считалась главным столичным храмом. К концу XVIII столетия храм обветшал. Павел I, еще будучи наследником престола, совершил путешествие по Европе и был восхищен Италией, в особенности ее столицей Римом и созданным архитектором Лоренцо Бернини собором Петра с колоннадой. Похожий собор появился по воле Павла и в Петербурге. Автором собора, освященного в честь иконы Казанской Божией Матери, стал в ту пору мало кому известный зодчий Андрей Воронихин (см. Воронихинский сквер). Смерть Андрея Никифоровича не позволила построить еще одну колоннаду, с южной стороны. Храм так и дошел до нашего времени недостроенным. Интересная история произошла с фигурами архангелов Михаила и Гавриила, которые стояли на постаментах с разных сторон колоннады. Известные ваятели Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский создали их для установки на этих постаментах в 1809 г. Как это ни странно, но за два года, предшествовавшие освящению Казанского собора, они так и остались гипсовыми — в бронзу перелить их не успели. Тем не менее 15 сентября 1811 г., в день, когда освящался Казанский собор, пьедесталы не пустовали. На них стояли архангелы. На вид бронзовые, а на самом деле — гипсовые, раскрашенные под бронзу. Петербургская сырость быстро раскрыла подмену. Уже в следующем году разыгравшаяся буря сломала одной фигуре голову, другой — руку. Почти два года потребовалось на то, чтобы восстановить архангелов. Но подлеченные гипсовые фигуры вновь сломал сильный ветер. Их во второй раз восстановили. И так продолжалось 13 лет. В борьбе гипса и петербургской сырости победила сырость. В 1824 г. многострадальных гипсовых архангелов Гавриила и Михаила сняли с пьедесталов. На отливку из бронзы не было денег, а делать новые гипсовые фигуры под бронзу не имело смысла. Когда же летом 1837 г. перед собором со стороны Невского проспекта установили памятники двум великим полководцам Отечественной войны 1812 г. — Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, о пустующих постаментах у колоннады и вовсе позабыли. Монументы были созданы по модели скульптора Бориса Орловского. Решение об установке памятников перед Казанским собором, в котором находится могила Кутузова, принял в 1818 г. император Александр I, однако воплощение замысла затянулось, и скульптуры делались уже в эпоху Николая I. Открытие памятников состоялось только 25 декабря 1837 г. А про архангелов вспомнили лишь в 1910 г., когда перед празднованием 100-летия Казанского собора возникла мысль о том, что неплохо было бы их восстановить. Но вновь вопрос уперся в деньги. Правительственная казна их не давала, и руководство Академии художеств предложило причту финансировать работы по восстановлению некогда утраченных фигур. Но и со стороны причта был получен отказ. После этого больше вопрос о восстановлении фигур архангелов Михаила и Гавриила не возникал. И только в перестроечные годы и в течение нескольких лет после распада СССР, во время различных митингов и пикетов, которые часто проводились у Казанского собора, иные ораторы взбирались на постаменты и произносили перед собравшимися людьми пламенные речи. Примечательно, что именно у Казанского собора 3 декабря 1876 г. состоялась знаменитая массовая демонстрация, на которой выступил первый русский социал-демократ, теоретик марксизма Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), тогда еще студент Горного института. Многие годы об этом напоминала мемориальная доска, установленная на парапете колоннады Казанского собора. После возвращения собора верующим доску перевесили на дом № 3 по Казанской улице, которая в советское время носила имя Плеханова. Во время той демонстрации, разогнанной полицией, также впервые в Петербурге подняли красный флаг. Это сделал юноша — рабочий с фабрики Торнтона, что была за Невской заставой, Яков Потапов. Интересно, что садовый мастер Рудольф Катцер, проектировавший сквер, придал ему форму колокола, вершиной повернутого к собору. Логика понятна, однако форма сквера удивительным образом напоминала о том, что «удары в колокол» означают не только церковную службу, но и в переносном смысле — призыв к борьбе за свободу, за свои права, заставляя вспомнить декабрьскую демонстрацию 1876 г. и перебрасывая мостик в будущее. В центре сквера устроен фонтан с круглой гранитной чашей диаметром более 10 м. 6 октября 1923 г. Казанский сквер переименовали в Воронихинский. После возвращения в 1944 г. исторического названия Казанской площади, с того же 1923 г. именовавшейся площадью Плеханова, стихийно вернулось и имя сквера. Воронихинским же стал сквер на другой стороне Казанской улицы, до 1998 г. тоже улицы Плеханова, который до того тоже носил его имя.
Прогуляемся по Воронихинскому скверу... Уверенна, что многие были возле Казанского, но не доходили до Воронихинского.
Раньше как раз тут начиналась питерская улица "Красных фонарей". Все было серьезно. Проституткам даже билеты выдавали специальные, здоровье проверяли каждую неделю. Не бай Бог клиента заразит - на каторгу загреметь можно было.
Теперь это обычная улица. И благодарить градоначальника Николая Васильевича Клейгельса. Это он своим приказом убрал с соседней Казанской улицы всех проституток на окраину города к большому удовольствию женщин и неудовольствию мужчин.
Проблему он решил простым и эффективным методом - взял и выселил. Всех кто проходил по документам как проститутка.
Кстати он подобным образом решал и другие проблемы. К примеру, он гениально, простым росчерком пера прекратил забастовку на фабрике Штиглица - просто взял и уволил всех рабочих, приказав набрать вместо них новых. И забастовки в Питере как-то сразу вышли из моды. Военный, что тут говорить...
В сквере у Казанского есть старая поилка для лошадей.
Дальше за забором находится "Старый сад". Поилка была перевезена в это место в 1899 – 1900 годах с 13-ой версты дороги в Царское Село и очень удачно вписалась. Это один из 3-х фонтанов-поилок, созданных Тома де Томоном.
:) 😊 Ну а для тех, кто прочитал до сего момента у меня для вас некий рассказ :) Только не кидайте в меня помидорами - это история и это было и есть.
Проституция в императорском Петербурге и не только.
Проституция - одна из древнейших и почетных профессией. В России, как и в других странах, она существует очень давно. Были периоды, когда ее запрещали, а был период, когда ее легализовали. На мой взгляд это давно пора сделать и в наше время, но сначала о том какой была проституция раньше.
В стародавние царские времена с проституцией боролись, но мягко, в основном религиозными методами осуждения. Было такое слово — "непотребство", "блудница". Блудницами были незамужние девушки которые искали "своих" мужчин с целью создания семьи и не гнушались секса (блуждали). Ничего плохого в этом наши предки не видели.
И только в середине ХІХ века вошло в понятие слово "проституция", под которым понимали "непотребство, вошедшее в ремесло", обозначающее по сей день вступление в сексуальную связь за оплату.
Но активная борьба с проституцией в России была начата еще Петром I, с целью остановить распространение «французских болезней» (венерических, особенно сифилиса).
Один из воинских артикулов 1716 года предусматривал пожизненную принудительную работу на галерах или смертную казнь за кровосмешение, мужеложство, скотоложство и изнасилование несовершеннолетних.
Этот же артикул требовал выгонять блудниц из солдатских казарм. А в случае, когда совращенная девушка рожала ребенка, виновнику вменялось платить алименты, грозило церковное покаяние и тюремное заключение. От наказания могла спасти только свадьба.
В 1722 году Петр І своей резолюцией повелевает передать из церковного в светский суд ведение дел о прелюбодеянии.
В 1736 г. императрица Анна Иоанновна своим указом запрещала владельцам домов и трактиров содержать у себя притоны. Причем, каждый хозяин расписывался в ознакомлении с указом.
В годы правления Елизаветы Петровны при прядильном дворе, на котором изготавливали полотно «на голландский манер», была отрыта специальная Калинкиская больница. Полицейским предписывалось искать блудных девок по притонам и островам Петербурга и насильно отправлять их туда на принудительное бесплатное лечение.
Указы второй половины XVIII запрещали совместные бани. Также они обязывали служивых, заразившихся «франц-венерией», докладывать об источнике заражения в полицию. Полицейским вменялось отправлять всех заразившихся сначала на лечение, а потом проституткам грозила Сибирь. Солдатских женок возвращали к мужьям, крепостных девок – к хозяину. Хуже всех доставалось солдатским вдовам, их отправляли на Нерчинские рудники.
Примерно в это же время в Санкт-Петербург приезжает никому не известная немка из Дрездена, снимает роскошный дом на Вознесенке и поселяет в нем привезенных с собой девушек. В первом в России публичном доме изначально служили иностранки. Заведение существовало до первого скандала, который подняла девица, заманенная туда обманом и подавшая жалобу.
Борьбу продолжала и Екатерина II, а в последствии и Павел I. Создавались тюрьмы для проституток, а иногда их высали далеко из Москвы и Санкт-Петербурга, например в Иркутск.
При Павле их заставляли носить желтые платья, чтобы отличать от порядочных женщин. Этот цвет за проститутками закрепился, позже им выдавали желтые билеты. Но результатов в борьбе с болезнями это не давало, так как проституция уходила в подполье.
Решил эту проблему Николай I. Специальным указом императора проституция в России была легализована, с установлением за ней строгого врачебно—полицейского контроля.
Дважды в неделю проститутки должны были проходить освидетельствование в полицейских участках. Это было весьма унизительно, к женщинам относились как скоту. При этом все они числились в осведомительницах и своими показаниями приносили немало пользы сыщикам.
Женщин, торгующих телом в борделях, называли "билетными", а тех, кто занимался этим ремеслом, самостоятельно снимая клиентов на улице, "бланковыми".
Взамен паспорта женщины получали желтый билет. Желтым его называли потому, что для удостоверения использовали бумагу низкого качества, поэтому он быстро желтел.
Кроме личных данных проститутки, в паспорте были страницы с отметками о посещении врачей.
Нередко будущих проституток подбирали буквально на улице. Давали им жилье, еду, а после объясняли тонкости работы. Большинство соглашалось, так как не хотело возвращаться обратно на улицу. Впрочем, у каждой проституки и сейчас своя ОЧЕНЬ слезливая и безвыходная жизненная история. Но вот парадные мыть вместо койки все равно никто не стремится...
В основном в бордели шли работать крестьянки, но существовали и элитные заведения, где трудились дворянки.
К примеру, 3% «ночных бабочек» Санкт-Петербурга составляли именно дворянки.
В публичных домах были строгие правила. Они делились по уровню обслуживания и стоимости услуг на три категории.
Заведения І класса были снабжены специальным оборудованием для особых утех. Девушек в них заставляли заниматься изощренным, а иногда извращенным сексом. Они были отдохнувшими и всегда свеженькими.
Особой популярностью в одном из борделей Петербурга пользовалась зеркальная комната, в которой собиралось несколько пар.
Завсегдатаями заведений ІІ класса были чиновники, офицеры среднего ранга, студенты, стоимость услуг была до 7 руб, в сутки каждая проститутка принимала до 12 клиентов.
Дешевые бордели ІІІ класса были ориентированы на рабочий и солдатский люд. Даже бродяги могли позволить себе посетить такое заведение, ведь стоила такая проститутка 50 коп, а в сутки могла принять больше 20 мужчин.
Из мебели в таких борделях была лишь кровать с соломенным матрасом, застеленным застиранным одеялом.
Занятие проституцией в царское время было доходным делом, ведь в месяц даже недорогая проститутка могла заработать до 40 руб, в то время как женщины, работающие, например, на прядильной фабрике зарабатывали лишь 15-25 руб. Не говоря уже о проститутках высшего ранжира, имевших месячный доход в 500-700 руб.
По тем временам почти состояние.
Вот небольшая выдержка из правил содержания борделей:
- Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции. - Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная. - В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет... - Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели... - Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами... - Содержательница подвергается также строгой ответственности за доведение живущих у ней девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением... - Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю. - Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.
Если верить статистике, то в 1901 году в России было зарегистрировано 2400 публичных дома, в которых работало свыше 15 000 проституток.
В Петербурге "улицей красных фонарей" была Казанская улица. Ранее она носила название Большой Мещанской и была известна как место промысла женщин определенной профессии.
На первых этажах большинства ее домов сдавались комнаты, а над подъездами висели фонари характерного красного цвета около которых стояли не менее характерные дамы.
Угол Невского и Казанской имел недвусмысленное название - "Минетный". А упирается Казанская улица в Фонарный переулок - название которого в настоящее время единственное, что напоминает о прошлом этой улицы.
Тем кому не повезло попасть работать в публичный дом, работали индивидуально.
Прежде всего, конкуренцию дорогим публичным домам создавали модные кабаре и кафе-шантаны с цыганскими ансамблями — например, знаменитый ресторан "Яръ". Все знали, что артисток за определенную сумму можно ангажировать на вечер.
Вот так выглядели проститутки-индивидуалки в царской России.
А конкуренцию им составляли крестьянки, работающие без желтых билетов.
Они ездили по ярмаркам и обслуживали всех кто подвернется. Хороши чертовки! Особенно № 1 и 3... это же скокА мужики пили...
Октябрьская Революция в деле проституции должна была бы поставить жирную точку, освободив женщин от сексуального рабства! искоренив ее как класс. Но...
Путешествуем с Верой - ВашЯркийДень
Сквер перед Казанским собором был разбит ещё в конце XIX века.
Композиция сквера хорошо сочетается с колоннадой собора. Здесь находится памятник М.И.Кутузову. Есть небольшой фонтан и разбиты клумбы. Для уставших туристов и жителей города установлены скамейки.
Казанский сквер между Казанским собором и Невским проспектом создан в 1899-1900 гг. по инициативе петербургского градоначальника Николая Васильевича Клейгельса.
На месте сквера в XVIII столетии стояла церковь Рождества Богородицы для жителей Переведенской слободы, располагавшейся южнее современной Казанской площади. В шести «переведенских» слободах жили люди, переведенные из разных губерний для строительства новой российской столицы. Церковь построена в 1737 г. Считается, что спроектировал ее русский зодчий Михайло Земцов. Высокий шпиль колокольни Рождественской церкви перекликался со шпилем Адмиралтейства, построенного Иваном Коробовым.
В народе церковь Рождества Богородицы часто называли Казанской, поскольку в ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Долгое время эта церковь считалась главным столичным храмом. К концу XVIII столетия храм обветшал.
Павел I, еще будучи наследником престола, совершил путешествие по Европе и был восхищен Италией, в особенности ее столицей Римом и созданным архитектором Лоренцо Бернини собором Петра с колоннадой. Похожий собор появился по воле Павла и в Петербурге. Автором собора, освященного в честь иконы Казанской Божией Матери, стал в ту пору мало кому известный зодчий Андрей Воронихин (см. Воронихинский сквер).
Смерть Андрея Никифоровича не позволила построить еще одну колоннаду, с южной стороны. Храм так и дошел до нашего времени недостроенным. Интересная история произошла с фигурами архангелов Михаила и Гавриила, которые стояли на постаментах с разных сторон колоннады. Известные ваятели Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский создали их для установки на этих постаментах в 1809 г. Как это ни странно, но за два года, предшествовавшие освящению Казанского собора, они так и остались гипсовыми — в бронзу перелить их не успели. Тем не менее 15 сентября 1811 г., в день, когда освящался Казанский собор, пьедесталы не пустовали. На них стояли архангелы. На вид бронзовые, а на самом деле — гипсовые, раскрашенные под бронзу.
Петербургская сырость быстро раскрыла подмену. Уже в следующем году разыгравшаяся буря сломала одной фигуре голову, другой — руку. Почти два года потребовалось на то, чтобы восстановить архангелов. Но подлеченные гипсовые фигуры вновь сломал сильный ветер. Их во второй раз восстановили. И так продолжалось 13 лет. В борьбе гипса и петербургской сырости победила сырость. В 1824 г. многострадальных гипсовых архангелов Гавриила и Михаила сняли с пьедесталов. На отливку из бронзы не было денег, а делать новые гипсовые фигуры под бронзу не имело смысла.
Когда же летом 1837 г. перед собором со стороны Невского проспекта установили памятники двум великим полководцам Отечественной войны 1812 г. — Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, о пустующих постаментах у колоннады и вовсе позабыли. Монументы были созданы по модели скульптора Бориса Орловского. Решение об установке памятников перед Казанским собором, в котором находится могила Кутузова, принял в 1818 г. император Александр I, однако воплощение замысла затянулось, и скульптуры делались уже в эпоху Николая I. Открытие памятников состоялось только 25 декабря 1837 г.
А про архангелов вспомнили лишь в 1910 г., когда перед празднованием 100-летия Казанского собора возникла мысль о том, что неплохо было бы их восстановить. Но вновь вопрос уперся в деньги. Правительственная казна их не давала, и руководство Академии художеств предложило причту финансировать работы по восстановлению некогда утраченных фигур. Но и со стороны причта был получен отказ.
После этого больше вопрос о восстановлении фигур архангелов Михаила и Гавриила не возникал. И только в перестроечные годы и в течение нескольких лет после распада СССР, во время различных митингов и пикетов, которые часто проводились у Казанского собора, иные ораторы взбирались на постаменты и произносили перед собравшимися людьми пламенные речи.
Примечательно, что именно у Казанского собора 3 декабря 1876 г. состоялась знаменитая массовая демонстрация, на которой выступил первый русский социал-демократ, теоретик марксизма Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), тогда еще студент Горного института. Многие годы об этом напоминала мемориальная доска, установленная на парапете колоннады Казанского собора. После возвращения собора верующим доску перевесили на дом № 3 по Казанской улице, которая в советское время носила имя Плеханова.
Во время той демонстрации, разогнанной полицией, также впервые в Петербурге подняли красный флаг. Это сделал юноша — рабочий с фабрики Торнтона, что была за Невской заставой, Яков Потапов.
Интересно, что садовый мастер Рудольф Катцер, проектировавший сквер, придал ему форму колокола, вершиной повернутого к собору. Логика понятна, однако форма сквера удивительным образом напоминала о том, что «удары в колокол» означают не только церковную службу, но и в переносном смысле — призыв к борьбе за свободу, за свои права, заставляя вспомнить декабрьскую демонстрацию 1876 г. и перебрасывая мостик в будущее.
В центре сквера устроен фонтан с круглой гранитной чашей диаметром более 10 м.
6 октября 1923 г. Казанский сквер переименовали в Воронихинский. После возвращения в 1944 г. исторического названия Казанской площади, с того же 1923 г. именовавшейся площадью Плеханова, стихийно вернулось и имя сквера. Воронихинским же стал сквер на другой стороне Казанской улицы, до 1998 г. тоже улицы Плеханова, который до того тоже носил его имя.
Прогуляемся по Воронихинскому скверу... Уверенна, что многие были возле Казанского, но не доходили до Воронихинского.
Раньше как раз тут начиналась питерская улица "Красных фонарей".
Все было серьезно. Проституткам даже билеты выдавали специальные, здоровье проверяли каждую неделю. Не бай Бог клиента заразит - на каторгу загреметь можно было.
Теперь это обычная улица. И благодарить градоначальника Николая Васильевича Клейгельса. Это он своим приказом убрал с соседней Казанской улицы всех проституток на окраину города к большому удовольствию женщин и неудовольствию мужчин.
Проблему он решил простым и эффективным методом - взял и выселил. Всех кто проходил по документам как проститутка.
Кстати он подобным образом решал и другие проблемы. К примеру, он гениально, простым росчерком пера прекратил забастовку на фабрике Штиглица - просто взял и уволил всех рабочих, приказав набрать вместо них новых. И забастовки в Питере как-то сразу вышли из моды. Военный, что тут говорить...
В сквере у Казанского есть старая поилка для лошадей.
Дальше за забором находится "Старый сад". Поилка была перевезена в это место в 1899 – 1900 годах с 13-ой версты дороги в Царское Село и очень удачно вписалась. Это один из 3-х фонтанов-поилок, созданных Тома де Томоном.
Проституция в императорском Петербурге и не только.
Проституция - одна из древнейших и почетных профессией.
В России, как и в других странах, она существует очень давно. Были периоды, когда ее запрещали, а был период, когда ее легализовали. На мой взгляд это давно пора сделать и в наше время, но сначала о том какой была проституция раньше.
В стародавние царские времена с проституцией боролись, но мягко, в основном религиозными методами осуждения. Было такое слово — "непотребство", "блудница". Блудницами были незамужние девушки которые искали "своих" мужчин с целью создания семьи и не гнушались секса (блуждали). Ничего плохого в этом наши предки не видели.
И только в середине ХІХ века вошло в понятие слово "проституция", под которым понимали "непотребство, вошедшее в ремесло", обозначающее по сей день вступление в сексуальную связь за оплату.
Но активная борьба с проституцией в России была начата еще Петром I, с целью остановить распространение «французских болезней» (венерических, особенно сифилиса).
Один из воинских артикулов 1716 года предусматривал пожизненную принудительную работу на галерах или смертную казнь за кровосмешение, мужеложство, скотоложство и изнасилование несовершеннолетних.
Этот же артикул требовал выгонять блудниц из солдатских казарм. А в случае, когда совращенная девушка рожала ребенка, виновнику вменялось платить алименты, грозило церковное покаяние и тюремное заключение. От наказания могла спасти только свадьба.
В 1722 году Петр І своей резолюцией повелевает передать из церковного в светский суд ведение дел о прелюбодеянии.
В 1736 г. императрица Анна Иоанновна своим указом запрещала владельцам домов и трактиров содержать у себя притоны. Причем, каждый хозяин расписывался в ознакомлении с указом.
В годы правления Елизаветы Петровны при прядильном дворе, на котором изготавливали полотно «на голландский манер», была отрыта специальная Калинкиская больница. Полицейским предписывалось искать блудных девок по притонам и островам Петербурга и насильно отправлять их туда на принудительное бесплатное лечение.
Указы второй половины XVIII запрещали совместные бани. Также они обязывали служивых, заразившихся «франц-венерией», докладывать об источнике заражения в полицию. Полицейским вменялось отправлять всех заразившихся сначала на лечение, а потом проституткам грозила Сибирь. Солдатских женок возвращали к мужьям, крепостных девок – к хозяину. Хуже всех доставалось солдатским вдовам, их отправляли на Нерчинские рудники.
Примерно в это же время в Санкт-Петербург приезжает никому не известная немка из Дрездена, снимает роскошный дом на Вознесенке и поселяет в нем привезенных с собой девушек. В первом в России публичном доме изначально служили иностранки. Заведение существовало до первого скандала, который подняла девица, заманенная туда обманом и подавшая жалобу.
Борьбу продолжала и Екатерина II, а в последствии и Павел I. Создавались тюрьмы для проституток, а иногда их высали далеко из Москвы и Санкт-Петербурга, например в Иркутск.
При Павле их заставляли носить желтые платья, чтобы отличать от порядочных женщин. Этот цвет за проститутками закрепился, позже им выдавали желтые билеты. Но результатов в борьбе с болезнями это не давало, так как проституция уходила в подполье.
Решил эту проблему Николай I. Специальным указом императора проституция в России была легализована, с установлением за ней строгого врачебно—полицейского контроля.
Дважды в неделю проститутки должны были проходить освидетельствование в полицейских участках. Это было весьма унизительно, к женщинам относились как скоту. При этом все они числились в осведомительницах и своими показаниями приносили немало пользы сыщикам.
Женщин, торгующих телом в борделях, называли "билетными", а тех, кто занимался этим ремеслом, самостоятельно снимая клиентов на улице, "бланковыми".
Взамен паспорта женщины получали желтый билет. Желтым его называли потому, что для удостоверения использовали бумагу низкого качества, поэтому он быстро желтел.
Кроме личных данных проститутки, в паспорте были страницы с отметками о посещении врачей.
Нередко будущих проституток подбирали буквально на улице. Давали им жилье, еду, а после объясняли тонкости работы. Большинство соглашалось, так как не хотело возвращаться обратно на улицу. Впрочем, у каждой проституки и сейчас своя ОЧЕНЬ слезливая и безвыходная жизненная история. Но вот парадные мыть вместо койки все равно никто не стремится...
В основном в бордели шли работать крестьянки, но существовали и элитные заведения, где трудились дворянки.
К примеру, 3% «ночных бабочек» Санкт-Петербурга составляли именно дворянки.
В публичных домах были строгие правила. Они делились по уровню обслуживания и стоимости услуг на три категории.
Заведения І класса были снабжены специальным оборудованием для особых утех. Девушек в них заставляли заниматься изощренным, а иногда извращенным сексом. Они были отдохнувшими и всегда свеженькими.
Особой популярностью в одном из борделей Петербурга пользовалась зеркальная комната, в которой собиралось несколько пар.
Завсегдатаями заведений ІІ класса были чиновники, офицеры среднего ранга, студенты, стоимость услуг была до 7 руб, в сутки каждая проститутка принимала до 12 клиентов.
Дешевые бордели ІІІ класса были ориентированы на рабочий и солдатский люд. Даже бродяги могли позволить себе посетить такое заведение, ведь стоила такая проститутка 50 коп, а в сутки могла принять больше 20 мужчин.
Из мебели в таких борделях была лишь кровать с соломенным матрасом, застеленным застиранным одеялом.
Занятие проституцией в царское время было доходным делом, ведь в месяц даже недорогая проститутка могла заработать до 40 руб, в то время как женщины, работающие, например, на прядильной фабрике зарабатывали лишь 15-25 руб. Не говоря уже о проститутках высшего ранжира, имевших месячный доход в 500-700 руб.
По тем временам почти состояние.
Вот небольшая выдержка из правил содержания борделей:
- Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.
- Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.
- В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет...
- Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели...
- Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами...
- Содержательница подвергается также строгой ответственности за доведение живущих у ней девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением...
- Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.
- Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.
Если верить статистике, то в 1901 году в России было зарегистрировано 2400 публичных дома, в которых работало свыше 15 000 проституток.
В Петербурге "улицей красных фонарей" была Казанская улица. Ранее она носила название Большой Мещанской и была известна как место промысла женщин определенной профессии.
На первых этажах большинства ее домов сдавались комнаты, а над подъездами висели фонари характерного красного цвета около которых стояли не менее характерные дамы.
Угол Невского и Казанской имел недвусмысленное название - "Минетный". А упирается Казанская улица в Фонарный переулок - название которого в настоящее время единственное, что напоминает о прошлом этой улицы.
Тем кому не повезло попасть работать в публичный дом, работали индивидуально.
Прежде всего, конкуренцию дорогим публичным домам создавали модные кабаре и кафе-шантаны с цыганскими ансамблями — например, знаменитый ресторан "Яръ". Все знали, что артисток за определенную сумму можно ангажировать на вечер.
Вот так выглядели проститутки-индивидуалки в царской России.
Они ездили по ярмаркам и обслуживали всех кто подвернется. Хороши чертовки! Особенно № 1 и 3... это же скокА мужики пили...
Октябрьская Революция в деле проституции должна была бы поставить жирную точку, освободив женщин от сексуального рабства! искоренив ее как класс. Но...
нашла вот здесь :))) https://pantv.livejournal.com/684147.html