😊 ❄ 🎏Усадьба Поленово – Большой дом и Адмиралтейство + храм в селе Бёхово + Храм-ротонда в итальянском стиле в Подмоклово.

😊 😊 Друзья, чтобы поездка состоялась и набралась группа не забывайте ставить классы и делится с друзьями поездкой, программой, фото!! Без ВАС нам не справиться! 😊 Большое спасибо!
Поленово – это государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника В.Д. Поленова. Расположен он на территории Тульской области на берегу Оки.
История этого музея началась с 1887 года, когда Василий Поленов, проезжая мимо здешних мест, из окна своего вагона увидел Оку. Он мгновенно попал под обаяние пейзажей, окружавших Серпухов. В письмах жене он неоднократно говорил об этом неожиданном чувстве, о том, как здорово было бы построить здесь домик.
Мысли об этих местах не оставляли его и в Москве. Несмотря на непогожее время, осенью 1887 года, он снова посетил местность около Тарусы, а также Бехова.
Следующая такая поездка состоялась два года спустя. Тогда внимание Поленова и его спутника, а по совместительству ученика, К. Коровина привлек дом на холме под названием Борок.
Спустя три года художнику удалось купить землю в селе Бёхево. После чего начался долгий процесс обмена этой земли на заветный участок на холме.
Сделка состоялась. Теперь осталось придать поместью именно тот облик, о котором мечтал Поленов. А так как архитектура была его давним увлечением, за все работы он смело взялся сам. За эталон он взял черты западноевропейской средневековой архитектуры.
Строительные работы в усадьбе начались в 1891 году, а завершились в 1904. Усадьба была окружена оградой из местного тарусского камня. За эти тринадцать лет кроме главного здания – Большого дома, – появились хозяйственные постройки: деревянная четырехскатная Погребица, Коровник, Курятник, Каретный сарай, Сенной сарай и Конюшня, деревянный одноэтажный дом для рабочих, получивший название «Дом управляющего». Недалеко от огорода, напротив Большого дома был поставлен Фахверковый сарай – кладовая и столярная мастерская, где талантливый плотник-столяр И. М. Никишин делал лодки для поленовской флотилии. В конце аллеи, ведущей к реке, по левую сторону стоял небольшой белый лодочный сарай – Адмиралтейство, куда на зимнее время убирались лодки домашней флотилии, а летом был склад вёсел, парусов, рыболовных принадлежностей. На самом краю усадьбы, ближе к реке, стояла бревенчатая баня для строителей, которая в конце 1930-х годов получила название «Дом Прокофьева»: именно там, во время летнего отдыха, С. С. Прокофьев работал над музыкой к «Ромео и Джульетте».
Белое кирпичное здание с красной крышей, прозванное за архитектуру «Аббатством», – мастерская Поленова, напротив – маленькая Избушка для детей. Хозяйственные постройки и стена вокруг усадьбы полностью сложены из местного известняка, который художник ценил, называя «тарусский мрамор». Неузнаваемо изменился и сам некогда пустынный холм: вокруг усадьбы поднялся молодой лесок, в котором стараниями художника, наряду с местной флорой – сосна, осина, береза, дуб, клен, – появились туя, американский клен, кедр, пихта. Пришло время – и прорубили просеки, проложили дорожки. Сейчас также в территорию музея входит церковь св. Троицы, построенная по проекту В. Д. Поленова в 1799 г., кладбище в Бехово, где похоронен художник и его семья, а также «Город-мастеров», Туристический центр и школа В. Д. Поленова в Страхове.
Так воплотилась мечта Поленова, его дом стал музеем, открытым для всех. Так появился первый российский художественный музей в деревне, доступный всем. Уникальность этого комплекса состоит еще в том, что он уже 120 лет находится в руках одной семьи. С 2012 года его директором является правнучка художника. Сама же картинная галерея хранит работы Шишкина, Васнецова, Репина, Савицкого, Архипова и других художников. Основа коллекции музея — подарки друзей и приятелей Поленова по Академии художеств.
Так и усадьба и её окрестности это — чудесный природный заповедник. Ока, леса и луга – все это бережно охраняется. Здесь вы насладитесь красотой окского пейзажа.
Мемориальный парк – еще одна местная достопримечательность. Вокруг усадьбы раньше рос лесок. Постепенно там проложили тропинки. Опять же, все было спроектировано самим Поленовым. Сейчас это — таинственный вековой парк с могучими деревьями, соснами, вязами, сиренью.
Аллеи парка выходят к Оке. Здесь можно искупаться. Дно и пляж песчаные. Течение довольно сильное, но у берега полно плескающейся детворы.
Диорама – последняя большая работа Василия Дмитриевича – представляет собой кругосветное путешествие в картинках. Что такое лист поленовской диорамы? Два стекла, между которыми лист ватманской бумаги. Рисунок на бумаге сделан с обеих сторон; работают красками прозрачными – акварелью. Есть аппликации, прорези. Показывают диорамные листы с помощью подсвета.
В. Д. Поленов закончил работу над диорамой в 1921 году. Первый показ диорамы был в Тарусе, в «Песочном» – на даче Веры Васильевны Вульф. Затем художник показал диораму в Страхове, в школе, которую построил для крестьянских детей в 1911 году. Поленов считал, что именно там его ждут самые главные зрители: крестьянские ребята. Василий Дмитриевич утверждал, что после первой диорамы, но получил свою самую большую награду за всю жизнь: радость первых зрителей.
Очарование диорамы, созданной в 1920–е годы, до сих пор ничуть не потускнело и продолжает увлекать многочисленных посетителей музея. Диорама сохранена в мемориальном виде. Конечно, керосиновая лампа и свечи, которыми пользовался художник, заменены на электрические лампочки. Поленовский текст, поясняющий картины, пришлось несколько сократить: ритм музейной жизни, огромное количество посетителей лишают нас возможности неторопливого «кругосветного путешествия» с подробными комментариями. Ведь Василий Дмитриевич, составляя описание картин, «имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии, истории и этике, дополненных музыкой».
Церковь Святой Троицы в селе Бёхово. Поленов с радостью откликнулся на личную просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь – то связующее звено, которое духовно объединяет все слои населения. Но была и ещё одна причина, которую Поленов объяснил в письме к другу: «Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем». (Из письма Л.В. Кандаурову. 1911). Строительство было начато в 1904 году и завершено осенью 1906 года. Освящена была церковь во имя Святой Троицы в 1907 году. Внутреннее пространство храма создает ощущение спокойствия и душевной теплоты. Бёховская церковь очень живописна, а образный строй архитектуры оказался созвучен настроению окского пейзажа. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян.
Что касается архитектурной темы, то это – своеобразное и гармоничное сочетание романской и древнерусской архитектуры. Образцом плана и фасада церкви послужили новгородские храмы XII века: церковь Лазаря и Спаса–Нередицы в сочетании с архитектурными элементами северного деревянного зодчества. Форма купола заимствована у новгородского Софийского собора.
Интерьер церкви во многом повторяет внутренний вид иерусалимского храма царицы Елены, построенного в VI веке. Барабан центрального купола поддерживают четыре столба с капителями в форме закрытого цветка лотоса. Капители колонн сделаны по рисунку средней колонны северных двойных ворот иерусалимской стены. Одну из капителей (над правым клиросом церкви) высекал из камня сам художник, чтобы показать работавшим с ним резчикам форму и рисунок орнамента. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян, Н. В. Поленова и, конечно, сам художник. В. Д. Поленов, автор цикла картин «Из жизни Христа», с глубоким интересом относился к церковному искусству. Поленов – композитор написал музыкальные духовные произведения – Всенощную и Литургию.
В 30–е годы церковь была частично разрушена и закрыта. Осенью 1941 года, когда линия фронта прошла через Поленово и Бёхово, церковь сильно пострадала. В 1965 году она была взята под охрану как памятник архитектуры, и с 1975 года в ней проводились реставрационные работы. Здание Троицкой церкви села Бёхово было полностью восстановлено. С 1985 года церковь, как филиал музея, была выставочным залом, а с августа 1990 года церковь живет своей настоящей жизнью: в ней проходят службы.
Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово.
Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивший в себе черты западноевропейского барокко. Поставленный на высоком берегу Оки кирпичный храм представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном. Массивный циллиндрический объем храма окружен открытой аркадой, соединенной с ним системой крестовых сводиков.
Это один из подмосковных православных храмов начала XVIII века, которые обозначили в своё время разрыв с древнерусской архитектурной традицией. Вотчинный храм князя Григория Долгорукова представляет собой двусветную ротонду в современном итальянском стиле, более радикальном, чем голицынское барокко, перекрытую высоким куполом с люкарнами и световым барабаном, завершённым полусферой. Ротонда окружена шестнадцати пролётной аркадой, на которой установлены выполненные в человеческий рост статуи апостолов и евангелистов.
Интересно, если бы храм в селе Подмоклово ничем не отличался от десятков себе подобных, вокруг него было бы столько же слухов и загадочных историй? Или вся эта географическая, архитектурная, историческая, епархиальная путаница образовалась именно потому, что он такой — один? Будто кусочек солнечной Италии вдруг опустился на грешную Тульскую землю, где даже название населенного пункта напоминает: тут вам не Сицилия…
Вот сказал: на Тульскую землю, а разные источники относят Подмоклово то к Тульской, то к Московской областям — это нередко бывает со стоящими на границе губерний деревнями. Но распоряжалась храмом Рождества Пресвятой Богородицы именно Епархия Тульская и Белевская, откуда лично для меня совершенно ясно, что необычный храм наш, а не московский.
Другая странность печатных источников в том, что они называют архитектором круглого храма то одного итальянского мастера, то другого. А то вдруг утверждают, что его построили такие-то русские мастера-резчики. Как будто, если есть резчики, архитектор уже не нужен…
Как бы то ни было, но храм в Подмоклово, особенно теперь, когда он частично отреставрирован, производит сильное впечатление. Устройство, убранство его настолько далеко от наших традиций, что, если б не настырные среднерусские ромашки, было бы легко перепутать с чем-то европейским. Википедия утверждает, что архитектурные прототипы храма — оратория Санта Мария во Флоренции и Темпьетто в Риме, а также Знаменская церковь в Дубровицах.
Едем отгадывать тайны?
😊 📝 Запись на поездку через личные сообщения для Веры Туризм Орел https://ok.ru/veraturizm.orel В сообщении пишете сколько вам мест и все.❗ Правила - обязательно прочитать перед записью - https://ok.me/fE131 😍 Все предложения путешествий можно посмотреть вот в этой записи - жмите сюда ➡ https://ok.me/kE131

Комментарии