«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!

»
Уникальные судьбы и подвиги «ночных ведьм» после войны быстро забыли...

«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881244961644
Памятник летчицам .

Данный комплекс посвящен Нине Максимовне Распоповой (31.12.1913 - 2.07.2009гг. ).
Она была командиром звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант Распопова к концу войны совершила 805 боевых вылетов, нанеся большие потери врагу в живой силе и боевой технике.
После войны отважная лётчица — в запасе, а затем в отставке. 
Работала ответственным секретарём Мытищинского районного отделения общества «Знание».
Вела активную общественную деятельность.
 Жила в городе Мытищи.
Данный мемориальный комплекс открыли- 9 сентября 2010 года.

Их называли «ночными ведьмами» и «легендами» — героических девушек, которые отчаянно боролись за победу нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881242874476
Отважные боевые девушки от 15 до 29 лет в составе 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка принимали участие в освобождении Новороссийска, боях на Кубани, в Крыму, Белоруссии, Польше, добрались до Берлина. 

По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
 Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.

 Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окруженным советским войскам.
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881243173996
Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР.
 Руководила формированием Марина Раскова, ей было всего 29 лет. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчица с десятилетним стажем.
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881245120364
Под ее командованием полк сражался до окончания войны. 
Порой его шутливо называли «Дунькин полк», с намеком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881243413612
Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельсе. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Только женщины занимали здесь все должности: от механиков и техников до штурманов и пилотов.

Подвиги «ночных ведьм» уникальны — на счету бомбардировщиц тысячи вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. 
И это на деревянных бипланах ПО-2, которые создавались никак не для военных целей и немецким силам противовоздушной обороны мало чем могли ответить!
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881243614060
Воспоминания летчицы Натальи Кравцовой (Меклин):
— Наш учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для летчика и штурмана. 
До войны на этих машинах летчики проходили обучение. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. 
На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскостью самолета. 
Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. 
В среднем мы брали 150—200 кг.
 Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика
.
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881243793516
Никакие трудности не пугали летчиц. А когда им хотелось почувствовать себя просто женщинами, они устраивали танцы на аэродроме прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны.

Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. 
Потом появилось два вида формы — повседневная с брюками и парадная с юбкой. 

На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования.
 Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.

Каждую ночь летчицы успевали делать по 10—12 вылетов. Они не брали с собой парашюты, предпочитали вместо них схватить с собой дополнительную бомбу.
 Полет длился час, потом самолет возвращался на базу, чтобы заправиться и подвесить бомбы. Время на подготовку самолета между полетами занимало пять минут.

Воспоминания летчиц:
— Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. 
Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. 
Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики?
 Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. 
Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку… 
И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. 
За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск…

 Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. 
Руководил один из старших техников АЭ. Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. 
Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету.
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881244295532
Разные истории привели женщин на войну. 
Среди них есть и трагические. 
Евдокия Носаль пришла на фронт, чтобы меньше думать о смерти новорожденного сына. 
Сразу после того, как Евдокия родила, в Бресте началась бомбежка родильного дома. 
Евдокия выжила, а тело своего сына она потом нашла под обломками.

Воспоминания летчиц:
— Дуся чудом осталась жива. Но она не могла уйти с того места, где еще недавно стоял большой светлый дом. Там, под обломками, лежал ее сын…
 Она скребла ногтями землю, цепляясь за камни, ее оттаскивали силой… 
Дуся старалась забыть все это. Летала, летала и каждую ночь успевала сделать больше боевых вылетов, чем другие.
 Она всегда была первой. 
Она приехала к нам, летала блестяще, а на приборной доске ее самолета всегда был прикреплен портрет ее мужа, тоже летчика — Грицко, так с ним и летала. 
Дусю первой мы представили к званию Героя Советского Союза.
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881244440172
Из дневника летчицы Жени Рудневой:

«24 апреля.
Вчера утром прихожу к штурманам, собирающимся бомбить, поругала их за отсутствие ветрочетов и спрашиваю Нину Ульяненко: „Да, Нина, ты была на полетах, как там, все в порядке?“ Нина странно взглянула на меня и каким-то чересчур спокойным голосом спрашивает: „Что — все в порядке?“
— Ну, все благополучно?
— Дусю Носаль убили. Мессершмит. У Новороссийска…
Я только спросила, кто штурман. „Каширина. Привела самолет и посадила“.
 Да, у нас всякий раз что-то новенькое. И обычно всякие происшествия на старте бывают без меня. Дуся, Дуся… 
Рана в висок и затылок, лежит как живая… 
А ее Грицко в Чкалове…
А Иринка молодец — ведь Дуся навалилась на ручку в первой кабине, Ира привставала, оттягивала ее за воротник и с большим трудом вела самолет. Все еще надеялась, что она в обмороке…

Что бы я вчера ни делала, все время думала о Дусе. Но не так, как это было год назад.
 Теперь мне стало гораздо тяжелее, Дусю я знала близко, но сама я, как и все, стала другой: суше, черствее. Ни слезинки. Война. Только позавчера летала я на эту цель с Люсей Клопковой… 
Утром мы с ней со смехом выпили за то, что нас не подбили: мы слышали под плоскостями разрывы зениток, но они нас не достали…»

«…В гробу она лежала строгая, с перебинтованной головой. Трудно было сказать, что белее — ее лицо или бинт… Прозвучал салют из винтовок. Низко-низко пролетела пара истребителей. Они покачали крыльями, посылая прощальный привет.»
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881244522348
Летчица Наталья Кравцова попала на фронт тоже по своей воле. Она росла на Украине, в Киеве и Харькове. Там окончила школу и аэроклуб, а в 1941-м переехала в Москву и поступила в Московский авиационный институт.

Началась война, и девушка вместе с другими студентами отправилась на строительство оборонительных укреплений под Брянском. 
Вернувшись в столицу, записалась, как и другие будущие «ночные ведьмы», в женскую авиационную часть Марины Расковой, окончила Энгельсскую военную школу пилотов, а в мае 42-го попала на фронт.
Была штурманом, а позднее переучилась на пилота. 
Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. 

Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. 
В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев.

Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. 

В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881244680556
После войны Наталья Кравцова писала повести и рассказы о Великой Отечественной войне. Наиболее известная книга — «Нас называли ночными ведьмами. 
Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» — была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.

Другая летчица, Ирина Себрова, была одной из первых, кто обратился к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский авиаполк. 
Она окончила московский аэроклуб, работала инструктором и до войны выпустила несколько групп курсантов.

— Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов — 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов.

Над Донбассом, Новороссийском и Эльтигеном, в Белоруссии, Польше и Германии Себрова поднимала свой самолет против врага. 
За годы войны она дослужилась до звания гвардии старшего лейтенанта, прошла путь от простого пилота до командира звена. 
Была трижды награждена орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в числе которых «За оборону Кавказа».
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881244829292
Летчице Евгении Жигуленко был всего 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт. 
Первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. 
Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду — орден Красного Знамени.
 В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко — лучший стрелок-бомбардир полка».

Вскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку. 
В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза.
 В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.

Летчица Евгения Жигуленко:
— Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. 
Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. 
Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза.

Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб!
После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. 
В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. 
Один из них — «В небе «ночные ведьмы» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881244906860
К сожалению, в полном составе полк с войны не вернулся. Боевые потери полка составили 32 человека. 
Несмотря на то, что летчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. 
После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где падали самолеты, и разыскала могилы всех погибших.

Самым трагичным эпизодом в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолета. 
Немецкое командование, раздраженное постоянными ночными бомбежками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей.

 Это стало полной неожиданностью для советских летчиц, которые не сразу поняли, почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолеты. 
Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полеты были прекращены, но до этого немецкий летчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста, Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.

 Еще один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. 
В ту ночь погибли Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина со штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

Однако помимо боевых были и иные потери. 

Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулеза умерла начальник связи полка Валентина Ступина, а 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолет, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. 

В итоге летчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. 

В живых осталась только одна летчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы: у нее были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей она стала инвалидом 2-й группы.

 Также погибали экипажи еще и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

К сожалению, выживших «ночных ведьм» после войны многие забыли. 

В 2013 году в почтенном 91-летнем возрасте тихо ушла из жизни гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова, последняя из двадцати трех боевых летчиц — «ночных ведьм», награжденных в годы войны Золотой Звездой Героя Советского Союза.
 Тихо, потому что в день ее смерти, 6 июля, о случившемся коротко сообщили разве что несколько информагентств.
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!»  - 881245078892
Погибшие подруги

Малахова Анна и Виноградова Маша Энгельс, 9 марта 1942 г.
Тормосина Лилия и Комогорцева Надя Энгельс, 9 марта 1942 г.
Ольховская Люба и Тарасова Вера Донбасс, сбиты в июне 1942 г.
Ефимова Тоня умерла от болезни, декабрь 1942 г.
Ступина Валя умерла от болезни весной 1943 г.
Макагон Полина и Свистунова Лида разбились при посадке 1 апреля 1943 г.
Пашкова Юля умерла 4 апреля 1943 г. после аварии в Пашковской
Носаль Дуся убита в самолете 23 апреля 1943 г.
Высоцкая Аня и Докутович Галя сгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г.
Рогова Соня и Сухорукова Женя — —
Полунина Валя и Каширина Ира — —
Крутова Женя и Саликова Лена — —
Белкина Паша и Фролова Тамара сбиты в 1943 г., Кубань
Масленникова Люда погибла при бомбежке, 1943 г.
Володина Таисия и Бондарева Аня потеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.
Прокофьева Панна и Руднева Женя сгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.
Варакина Люба погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.
Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г.
Санфирова Леля подорвалась на мине после прыжка из горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша
Колокольникова Аня разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия.
#память
  • Елена Камбурова - Погибшие в небе за Родину

Комментарии

  • 19 июн 2021 18:10
    какие женщины потрясающие..сколько гибло...и страшно...надо бы ещё снимать фильмы о них...низкий ИМ ПОКЛОН...ГЕРОИНИ,..Спасибо за нашу жизнь.Надо говорить детям со страстью...В определённом возрасте ребёнок открыт к восприятию ГЕРОИЧЕСКОЙ ТЕМЫ..Дело это нелёгкое для наших нервов(мне 69..),но стараемся работаем над этой непростой темой-герои жертвы войны...
  • 22 авг 2021 03:56
    Вечная  память  девочки  !
  • 17 окт 2021 08:46
    Мы очень обязаны нашим героиням, очень....
    За мирное время, за неродивших ими детей, за недолюбивших жизнь....
    Память почти стёрла их подвиги в масштабах нового поколения, но мы обязаны об этом помнить...
    Без слез действительно невозможно слушать песню в исполнении Елены Камбуровой.....
    Светлая память девчатам!
  • 17 окт 2021 16:32
    Вы совершенно правы ! 
  • Комментарий удалён.
  • 20 фев 2022 08:33
  • 9 мая 2022 05:22
    Ласточки - посвящается
    Лидия Толченникова
    588(46) - 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк имени "Марины Расковой"
    Все как одна, они прекрасно знали,
    Что жизнь даётся только раз – один,
    Но раз за разом «Ласточки» взлетали,
    Их тройка «птиц» выстраивала клин.
    Лучи кромсали небо на квадраты,
    Здесь каждая минута дорога,
    Кабины самолёта тесноваты,
    Для карты - голенище сапога.
    Любили, холили свою машину,
    Букет цветов кабину украшал,
    Красиво распевали про чужбину,
    А парашют, в кустах их поджидал.
    Нет пулемёта, даже автомата,
    Всего-то, лишь ТэТэ в её руке,
    Но ловкие, умелые девчата,
    Додумались поставить – ПэПэРэ…
    А девочкам, всего семнадцать – двадцать лет,
    Все вышивали незабудку на портянку,
    - Но, почему фашист так прёт? - кто даст ответ,
    Что сил кричит - Огонь! По - вражескому танку!
    Ну как возможно взвесить груз, что поднимали,
    Ведь бомбы весят сотню – тысяч килограмм,
    Всем - От винта! - то «Ласточки» в ночи взлетали,
    Смерть, размещая для нацистов по - крылАм.
    Фашист от звука «ос», готов к земле прижаться,
    Боялся ночью двигаться, курить и спать,
    «Ночные ведьмы»… - надо как – то защищаться,
    За них готов награду, отпуск получать...
    И факел ночью сердцем Данко загорался,
    На утро, пепла бугорок смогли найти,
    Отряд девчат отважных горестно прощался,
    Но снова все в ночное небо гордо шли ...
    Конечно встречи, радость и Победа,
    В Берлине надписи оставили как все,
    И каждый обнимал и друга, и соседа,
    Народ Европы благодарен был стране.
  • 9 мая 2022 05:23
    Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами!
    — писали французские бойцы полка «Нормандия-Неман».
  • 9 мая 2022 05:30
    — вспоминали летчицы:
    Мировая история не знала аналогов ситуации, когда весь состав полка состоял только из одних женщин. Боевые вылеты они совершали на легкокрылых У-2. Комиссар дивизии называл их «небесными амазонками», они воевали наравне, а иногда и лучше мужчин. Они "бросили перчатку" мужчинам, а инициатором выступила Татьяна. Она была авторитетом у своих боевых подруг, ей доверяли, полет с ней почитался за честь. Немцы боялись их и называли "ночными ведьмами".
    Однажды они отступали до предгорий Кавказа, гибель подруг не сломила боевого духа летчиц, а только еще больше сплотила. На станице Ассиновской поступил приказ грудью стоять за Грозный и Орджоникидзе. Фашисты не должны были добраться до советских нефтяных баз. Ночных полетов было очень много. Девушки летали под девизом: «Сам погибай, а товарища выручай!» Условия были очень сложные, враги часто слепили светом прожекторов.
    В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами.
    Полет продолжался около часа — достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 — 6 боевых вылетов, зимой — 10 — 12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», — вспоминала Евдокия Рачкевич.
    «Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ» — вспоминали летчицы.
    «Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»
    За все годы сражений полк потерял всего 32 бойцов, потери по меркам войны мизерные. Спасал девушек высочайший профессионализм. Условия жизни и работы были тяжелейшими, но они не отчаивались и успевали даже прихорашиваться после ночных вылетов. Праздником считали дни, когда приезжала «вошебойка», специальная печь, в которой прожаривали одежду. В остальное время гимнастерки и брюки стирали бензином. Немцы привыкли, что война идёт по расписанию – днём воюем, вечером плотно закусываем гороховой колбасой, ночью спим. И вдруг с назойливостью комара над спящими воинами Рейха начинает жужжать какая-то «кофемолка» или «швейная машинка». Да не просто жужжит всю ночь, а ещё и пребольно кусается! Очень скоро гитлеровцы стали бояться маленьких фанерных машинок не меньше, чем бронированных штурмовиков, а за сбитый У-2 положили награду – Железный крест.Преодолевая все трудности и лишения, авиаполк воевал, и воевал успешно, закончив свой боевой путь в Германии. За годы войны было произведено более 23 тысяч боевых вылетов, сброшено на врага почти 3000 тонн бомб. В 1943-м году он стал 46-м гвардейским, за боевые успехи был награждён орденами Красного Знамени и Суворова. Звания Героя Советского Союза были удостоены 24 «ведьмочки».
  • 9 мая 2022 05:35
    «Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ» — вспоминали летчицы.
  • 9 мая 2022 05:36
    В минуты отдыха девушкам понравилось вышивать:
    «В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны. Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк…
    «Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская — роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…»
    Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели. А еще вышивали «болгарским крестом». Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали авиаторов соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах»
  • 18 окт 2023 06:54
    Вечная Память всем, кто отдал свою Жизнь за Победу и Прекрасное Будущее на Земле!!!
    gif