В каждом возрастном периоде ребёнок должен овладеть определённым способом познания. При планировании воспитания и обучения необходимо учитывать актуальный способ познания, сформированный у ребёнка. Если способ познания не соответствует возрастному нормативу, это свидетельствует о необходимости специальной педагогической помощи и коррекции содержания обучения. Педагог ГОУ ЛНР «Алексеевская гимназия имени Б. Гринченко» Проводенко В. В., приняла участие в вебинаре «Диагностика познавательного развития детей с ОВЗ как инструмент определения образовательного маршрута в условиях специального и инклюзивного образования». Число детей в образовательных организациях каждый год увеличивается (примерно 10 тыс. в год). Около 25 учащихся с ОВЗ при инклюзивном обучении испытывают трудности в усвоении программы, т.к. нуждаются в специальной педагогической помощи, удовлетворив которые, мы можем, создав специальные условия обучения и используя специальные техники и приемы образования. Результаты обследования по предлагаемой методике позволяют выявить основные проблемы в познавательном развитии ребёнка и с помощью этой информации определить необходимые виды и объём психолого-педагогической помощи. В качестве критериев оценки познавательного развития детей используются: • актуальный способ решения практической или мыслительной задачи; • степень самостоятельности при выполнении диагностических заданий; • результативность оказания педагогической помощи. На вебинаре были рассмотрены различные наборы диагностических заданий в возрасте от 6 мес.-10 лет включительно, с целью выявления особых потребностей ребенка. Также было представлено комплект методических пособий «Диагностика познавательного развития». Авторский коллектив: Стребелева Елена Антоновна, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО; Лазуренко Светлана Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель центра психологопедагогической помощи в педиатрии ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» МЗ РФ, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО; Закрепина Алла Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института коррекционной педагогики РАО. Методическое пособие включает: Теоретическое обоснование методики Пошаговое описание процедуры обследования Образец заполнения бланка обследования с примером психолого-педагогической характеристики и психолого-педагогического заключения. Дети с нарушениями интеллекта представляют собой самую многочисленную категорию обучающихся с ОВЗ, второе ранговое место занимают дети с ЗПР, третье дети с НОДА. Количество детей с нарушениями речи и РАС не превышает 6%. Наиболее острыми пробелами являются недостаточность учебно-методического оснащения, материально-техническое состояние организаций, объем и организация медицинской помощи обучающимся.Образовательные организации, реализующие меньшее количество АООП имеют лучшие образовательные показатели и большую дифференциацию учебной деятельности и коррекционных курсов. Были даны следующие рекомендации. Самостоятельное или после диагностического обучения выполнение ребенком с ОВЗ заданий и соответствие способа решения проблемной ситуации возрастному нормативу - обучение по основной программе или при нарушении восприятия/движений по соответствующему АООП с обязательной коррекционной и психолого-педагогической поддержкой в образовательной среде. Выполнение заданий ребенком с ОВЗ после оказания педагогической помощи ниже возрастного норматива - выбор варианта АООП в зависимости от степени снижения познавательного развития и/или нарушения восприятия/движений, с указанием на необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР). В целях уточнения правильности выбора варианта АООП проводится повторное диагностическое обследование, в ходе которого оценивается эффективность освоения ребенком новых знаний и содержания программы. Специалист должен контролировать динамику развития ребенка в условиях коррекционного обучения и вносить изменения в содержание программы. Проводенко В. В., учитель английского языка, ГОУ ЛНР «Алексеевская гимназия имени Б. Гринченко»
Алексеевская гимназия имени Б.Гринченко
:Катя Катерина
Диагностика познавательного развития детей с ОВЗ
В каждом возрастном периоде ребёнок должен овладеть определённым способом познания. При планировании воспитания и обучения необходимо учитывать актуальный способ познания, сформированный у ребёнка. Если способ познания не соответствует возрастному нормативу, это свидетельствует о необходимости специальной педагогической помощи и коррекции содержания обучения.
Педагог ГОУ ЛНР «Алексеевская гимназия имени Б. Гринченко» Проводенко В. В., приняла участие в вебинаре «Диагностика познавательного развития детей с ОВЗ как инструмент определения образовательного маршрута в условиях специального и инклюзивного образования».
Число детей в образовательных организациях каждый год увеличивается (примерно 10 тыс. в год). Около 25 учащихся с ОВЗ при инклюзивном обучении испытывают трудности в усвоении программы, т.к. нуждаются в специальной педагогической помощи, удовлетворив которые, мы можем, создав специальные условия обучения и используя специальные техники и приемы образования.
Результаты обследования по предлагаемой методике позволяют выявить основные проблемы в познавательном развитии ребёнка и с помощью этой информации определить необходимые виды и объём психолого-педагогической помощи.
В качестве критериев оценки познавательного развития детей используются:
• актуальный способ решения практической или мыслительной задачи;
• степень самостоятельности при выполнении диагностических заданий;
• результативность оказания педагогической помощи.
На вебинаре были рассмотрены различные наборы диагностических заданий в возрасте от 6 мес.-10 лет включительно, с целью выявления особых потребностей ребенка.
Также было представлено комплект методических пособий «Диагностика познавательного развития». Авторский коллектив: Стребелева Елена Антоновна, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО; Лазуренко Светлана Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель центра психологопедагогической помощи в педиатрии ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» МЗ РФ, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО; Закрепина Алла Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института коррекционной педагогики РАО.
Методическое пособие включает:
Теоретическое обоснование методики
Пошаговое описание процедуры обследования
Образец заполнения бланка обследования с примером психолого-педагогической характеристики и психолого-педагогического заключения.
Дети с нарушениями интеллекта представляют собой самую многочисленную категорию обучающихся с ОВЗ, второе ранговое место занимают дети с ЗПР, третье дети с НОДА. Количество детей с нарушениями речи и РАС не превышает 6%.
Наиболее острыми пробелами являются недостаточность учебно-методического оснащения, материально-техническое состояние организаций, объем и организация медицинской помощи обучающимся.Образовательные организации, реализующие меньшее количество АООП имеют лучшие образовательные показатели и большую дифференциацию учебной деятельности и коррекционных курсов.
Были даны следующие рекомендации.
Самостоятельное или после диагностического обучения выполнение ребенком с ОВЗ заданий и соответствие способа решения проблемной ситуации возрастному нормативу - обучение по основной программе или при нарушении восприятия/движений по соответствующему АООП с обязательной коррекционной и психолого-педагогической поддержкой в образовательной среде.
Выполнение заданий ребенком с ОВЗ после оказания педагогической помощи ниже возрастного норматива - выбор варианта АООП в зависимости от степени снижения познавательного развития и/или нарушения восприятия/движений, с указанием на необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
В целях уточнения правильности выбора варианта АООП проводится повторное диагностическое обследование, в ходе которого оценивается эффективность освоения ребенком новых знаний и содержания программы.
Специалист должен контролировать динамику развития ребенка в условиях коррекционного обучения и вносить изменения в содержание программы.
Проводенко В. В., учитель
английского языка,
ГОУ ЛНР «Алексеевская
гимназия имени Б. Гринченко»