๑۩۩๑ ═════ БЛЕСК И НИЩЕТА ГРАФИНИ ЮЛИИ САМОЙЛОВОЙ ════ ๑۩۩๑
Юлия Павловна Самойлова — первая петербургская красавица, законодательница мод, великая муза живописца Карла Брюллова, запечатлённая на его картине «Последний день Помпеи» как минимум трижды, свободолюбивая графиня, принадлежавшая к сливкам общества. Её всегда окружали лучшие люди: что в Италии, что в родной Северной пальмире. Мужчины при виде неё теряли голову и были способны на любые безрассудства. Поговаривали, что некий молодой корнет, отвергнутый блистательной графиней, покончил жизнь самоубийством. Сплетни вокруг неё не стихали на протяжении всей жизни. Особенно, конечно, в нашем отечестве: уж больно экзотической и темпераментной для северных широт была эта красавица. Райская пташка, изнеженная орхидея: она была как будто создана для жизни на берегах Адриатики. Осиная талия, изящные ножки, пышные локоны – точь-в-точь гроздья винограда, грация и аристократизм.
Графиня Самойлова, на первый взгляд, имела всё, чтобы быть счастливой: богатство, признание, влияние в обществе… Но умерла она в одиночестве и бедности, в то время как её приёмные дочери через суд пытались отнять у матери последние деньги.
Юлия Павловна Самойлова (1803 — 14 марта 1875, Париж) — графиня, дочь генерала Палена и Марии Скавронской. По материнской и отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских, князем Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти.
Мать Юлии, Мария Скавронская, обладающая огромным состоянием, принадлежала к роду Скавронских, родственников Екатерины I, и была последней носительницей этой фамилии.
В 22 года Юлия Павловна, которая была тогда фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей.
Николай Самойлов был завидный жених: красавец, богач, весёлый и остроумный. Устройством этого брака занималась его мать графиня Екатерина Самойлова, она настаивала на том, чтобы сын женился на богатой графине Юлии Пален. Самойлов же был влюблён в другую — в Александру Римскую-Корсакову, ей потом увлекался Пушкин, её имя есть в Донжуанском списке поэта. Екатерина Самойлова не дала согласия на брак сына с Римской-Корсаковой, и он подчинился воле матери.
Молодых благословил император Александр I и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, но брак оказался несчастливым. Супруги вскоре охладели друг к другу, их бурные ссоры были предметом бесконечных пересудов. Граф Самойлов имел склонность к кутежам и игре. После бурных скандалов супруги развелись, а приданое Николаю Александровичу всё же пришлось вернуть.
После разрыва с мужем Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане она вошла в местное высшее общество. Она старалась окружать себя людьми искусства. Среди её гостей были В.Беллини, Г.Доницетти, Дж. Россини и Д.Пачини. Она оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни страны.
В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Юлия Павловна познакомилась с молодым художником Карлом Брюлловым. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Юлия Павловна стала главной музой художника, она вдохновляла его на написание своих лучших полотен. Карл Павлович всегда пытался изобразить свою Юлию во всей красе, до последнего тончайшего кружева на её платье: пышные наряды, изящество, гибкость, нежная улыбка. Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества.
В 1829 году скончалась бабушка Юлии – Екатерина Васильевна, поэтому графиня вынуждена была вернуться на берега Невы. В наследство ей досталась шикарная усадьба Скавронских – Графская Славянка, которая тут же стала средоточием всей богемной жизни Петербурга. Отец Пушкина, бывавший на даче у Самойловой, был поражен её величием, богатством красок и пышным убранством. Юлия Павловна любила устраивать там шумные вечера с экстравагантными выходками, неизменно будоражившими петербургскую общественность.
Шумные собрания в Славянке стали вызывать раздражение у императора. Графине Самойловой дали это понять, Николай I разрешил ей удалиться, при условии не появляться ни в Москве, ни в Петербурге. Юлия Павловна снова уехала в Италию. Отныне она возвращалась в Россию только по делам наследства.
Карл Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.
В 1845 году Юлия Павловна приняла решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 году она вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери, отличавшегося необыкновенной красотой. Выйдя замуж, Юлия Павловна лишилась подданства Российской империи. Она продала Графскую Славянку и иное имущество. Новое семейное счастье было недолгим, синьор Пери умер в том же году в Венеции от чахотки, его тело перевезли в Париж и похоронили на кладбище Пер-Лашез.
Потеря графского титула очень огорчала Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая большими средствами, она в 1863 году опять вышла замуж (чтобы восстановить графский титул) — за разорившегося французского графа, дипломата Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему — 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались, получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.
Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.
Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже и по завещанию была похоронена на кладбище Пер-Лашез, вместе со вторым мужем.
Вот так сложилась судьба прекрасной графини, будоражившей умы мужчин всех возрастов и национальностей. В её жизни были головокружительные взлёты и сокрушительные падения, но факт остаётся фактом: Юлия Самойлова навсегда вошла в историю как сильная и незаурядная личность своей эпохи.
P.S. У графини Самойловой было две приёмные дочери — младшая Амацилия (род. в 1828) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова. Упоминают, что графиня Самойлова, не ограничивавшая себя ничем, была одной из любовниц композитора — также как и Полина Боргезе, сестра Наполеона. Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины — Кармине Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Пери, сестры второго мужа Самойловой.
СЛЕД В КУЛЬТУРЕ
— В картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал её три раза: женщина с кувшином на голове в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина в центре; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Сохранилось два парадных портрета графини, созданных им, предполагают, что их было больше, но они утрачены.
— К. Брюллов. Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини.
— Юлия Павловна была моделью для картины «Вирсавия» Карла Брюллова, сияющей всеми красками итальянского полудня.
— Ещё один портрет графини оставил Пётр Басин, Русский музей.
— Жизни графини Самойловой посвящена книга Валентина Пикуля «Удаляющаяся с бала».
— Александр Пушкин написал о ней:
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает...»
— Е.А. Баратынский. "Бал"
Уж газ на ней, струясь, блистает;
Роскошно, сладостно очам
Рисует грудь, потом к ногам
С гирляндой яркой упадает.
Алмаз мелькающих серег
Горит за черными кудрями;
Жемчуг чело её облег,
И, меж обильными косами
Рукой искусной пропущен,
То видим, то невидим он.
Над головою перья веют;
По томной прихоти своей,
То ей лицо они лелеют,
То дремлют в локонах у ней.
Графиня Самойлова, на первый взгляд, имела всё, чтобы быть счастливой: богатство, признание, влияние в обществе… Но умерла она в одиночестве и бедности, в то время как её приёмные дочери через суд пытались отнять у матери последние деньги.
Юлия Павловна Самойлова (1803 — 14 марта 1875, Париж) — графиня, дочь генерала Палена и Марии Скавронской. По материнской и отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских, князем Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти.
Мать Юлии, Мария Скавронская, обладающая огромным состоянием, принадлежала к роду Скавронских, родственников Екатерины I, и была последней носительницей этой фамилии.
В 22 года Юлия Павловна, которая была тогда фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей.
Николай Самойлов был завидный жених: красавец, богач, весёлый и остроумный. Устройством этого брака занималась его мать графиня Екатерина Самойлова, она настаивала на том, чтобы сын женился на богатой графине Юлии Пален. Самойлов же был влюблён в другую — в Александру Римскую-Корсакову, ей потом увлекался Пушкин, её имя есть в Донжуанском списке поэта. Екатерина Самойлова не дала согласия на брак сына с Римской-Корсаковой, и он подчинился воле матери.
Молодых благословил император Александр I и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, но брак оказался несчастливым. Супруги вскоре охладели друг к другу, их бурные ссоры были предметом бесконечных пересудов. Граф Самойлов имел склонность к кутежам и игре. После бурных скандалов супруги развелись, а приданое Николаю Александровичу всё же пришлось вернуть.
После разрыва с мужем Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане она вошла в местное высшее общество. Она старалась окружать себя людьми искусства. Среди её гостей были В.Беллини, Г.Доницетти, Дж. Россини и Д.Пачини. Она оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни страны.
В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Юлия Павловна познакомилась с молодым художником Карлом Брюлловым. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Юлия Павловна стала главной музой художника, она вдохновляла его на написание своих лучших полотен. Карл Павлович всегда пытался изобразить свою Юлию во всей красе, до последнего тончайшего кружева на её платье: пышные наряды, изящество, гибкость, нежная улыбка. Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества.
В 1829 году скончалась бабушка Юлии – Екатерина Васильевна, поэтому графиня вынуждена была вернуться на берега Невы. В наследство ей досталась шикарная усадьба Скавронских – Графская Славянка, которая тут же стала средоточием всей богемной жизни Петербурга. Отец Пушкина, бывавший на даче у Самойловой, был поражен её величием, богатством красок и пышным убранством. Юлия Павловна любила устраивать там шумные вечера с экстравагантными выходками, неизменно будоражившими петербургскую общественность.
Шумные собрания в Славянке стали вызывать раздражение у императора. Графине Самойловой дали это понять, Николай I разрешил ей удалиться, при условии не появляться ни в Москве, ни в Петербурге. Юлия Павловна снова уехала в Италию. Отныне она возвращалась в Россию только по делам наследства.
Карл Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.
В 1845 году Юлия Павловна приняла решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 году она вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери, отличавшегося необыкновенной красотой. Выйдя замуж, Юлия Павловна лишилась подданства Российской империи. Она продала Графскую Славянку и иное имущество. Новое семейное счастье было недолгим, синьор Пери умер в том же году в Венеции от чахотки, его тело перевезли в Париж и похоронили на кладбище Пер-Лашез.
Потеря графского титула очень огорчала Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая большими средствами, она в 1863 году опять вышла замуж (чтобы восстановить графский титул) — за разорившегося французского графа, дипломата Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему — 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались, получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.
Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.
Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже и по завещанию была похоронена на кладбище Пер-Лашез, вместе со вторым мужем.
Вот так сложилась судьба прекрасной графини, будоражившей умы мужчин всех возрастов и национальностей. В её жизни были головокружительные взлёты и сокрушительные падения, но факт остаётся фактом: Юлия Самойлова навсегда вошла в историю как сильная и незаурядная личность своей эпохи.
P.S. У графини Самойловой было две приёмные дочери — младшая Амацилия (род. в 1828) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова. Упоминают, что графиня Самойлова, не ограничивавшая себя ничем, была одной из любовниц композитора — также как и Полина Боргезе, сестра Наполеона. Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины — Кармине Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Пери, сестры второго мужа Самойловой.
СЛЕД В КУЛЬТУРЕ
— В картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал её три раза: женщина с кувшином на голове в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина в центре; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Сохранилось два парадных портрета графини, созданных им, предполагают, что их было больше, но они утрачены.
— К. Брюллов. Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини.
— Юлия Павловна была моделью для картины «Вирсавия» Карла Брюллова, сияющей всеми красками итальянского полудня.
— Ещё один портрет графини оставил Пётр Басин, Русский музей.
— Жизни графини Самойловой посвящена книга Валентина Пикуля «Удаляющаяся с бала».
— Александр Пушкин написал о ней:
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает...»
— Е.А. Баратынский. "Бал"
Уж газ на ней, струясь, блистает;
Роскошно, сладостно очам
Рисует грудь, потом к ногам
С гирляндой яркой упадает.
Алмаз мелькающих серег
Горит за черными кудрями;
Жемчуг чело её облег,
И, меж обильными косами
Рукой искусной пропущен,
То видим, то невидим он.
Над головою перья веют;
По томной прихоти своей,
То ей лицо они лелеют,
То дремлют в локонах у ней.
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает...»
Эти строки А. С. Пушкин посвятил Ю. П. Самойловой.