Как правильно работать с текстом на экзамене

1. Прочитать, делая пометки
Как правило, для чтения текста отводится от 10 до 20 минут. За это время его нужно прочитать несколько раз. В первый раз необходимо получить общее представление о тексте. Во второй раз нужно читать более вдумчиво, делая пометки. Если текст уже разбит на абзацы, запишите главную идею каждого абзаца и текста в целом. Если в задании требуется разбить текст на абзацы, выделите несколько основных тезисов и разбейте текст на абзацы по принципу «один тезис — один абзац». Запишите эти тезисы.
2. Составить план
Опираясь на текст и свои пометки, необходимо составить план текста и, если требуется, озаглавить его. Заголовок должен отражать главную идею текста и отвечать на вопрос: «Что хотел сказать автор?» Каждая часть текста должна содержать законченную мысль. Количество пунктов в плане чаще всего совпадает с количеством абзацев, но не всегда. Помните, что один пункт плана может включать в себя два абзаца, а вот один абзац двух пунктов плана вмещать не может.
3. Пересказать
Пересказ помогает проверить, насколько хорошо ребёнок понял и запомнил текст. Во время пересказа можно опираться на составленный план и сделанные пометки — именно так и придется действовать на экзамене. Если не получается пересказать текст, опираясь на его основные идеи и авторские тезисы, можно положить перед собой текст и время от времени заглядывать в него. Но помните, что на экзамене такой возможности у ребёнка, скорее всего, не будет.
4. Определить авторскую позицию
Любая работа с текстом на экзамене, будь то ОГЭ или ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию предполагает правильное определение авторской позиции. Это важно для пересказа и ответа на вопросы по тексту. Как правило, в экзаменационных текстах авторская позиция выражена достаточно четко и определенно. Если ребёнку кажется, что она сомнительна или спорна, скорее всего, он не сумел определить ее правильно. Тренироваться в определении авторской позиции можно по произведениям школьной программы. В этом случае нужно ориентироваться на позицию, которая озвучена в учебнике. Предложите ребёнку найти в тексте моменты, которые ярче всего иллюстрируют позицию автора.
5. Поставить вопросы к тексту
Предложите ребёнку придумать как можно больше вопросов, относящихся к тексту. Какую информацию из него можно извлечь, какие фактические данные в нем содержатся? Это поможет ребёнку научиться извлекать из текста самое важное, а на «воду» не обращать внимания. Полезно также потренироваться в определении, какие части текста содержат рассуждение, какие повествование, а какие описание. Это также поможет при его анализе и даст ключ к ответу на вопросы по тексту.
Узнать больше о «Фоксфорде» можно на сайте https://okl.lt/WVF33 .

Как правильно работать с текстом на экзамене - 880085969279

Комментарии