Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) — праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни. Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям. В середине 20 века, вскоре после Второй мировой войны, люди стремились к покою и размеренной жизни. Потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была музыка того периода — спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом. На официальном музыкальном Олимпе США продвигалась идея оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца. Наряду с официальной музыкой, в Америке жила и совсем другая — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать «белую» публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл». Благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи. Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли. Его коктейль из ритм-энд-блюза, кантри и уличного сленга имел ошеломительный успех. Среди основателей направления был и легендарный Элвис Пресли, ставший кумиром подростков и молодежи. Его стиль одежды, манеры и движения становились примером для подражания. В начале 1960-х появился новый стиль в рок-н-ролле — поп-рок. Ливерпульская четверка своими композициями запустила в мир эпидемию «битломании». В 1964 году появились «Rolling Stones», отличавшиеся быстрым, мощным и техничным звуком. В 1970-е годы родился психоделический рок, яркими представителями которого явились группы «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Black Sabbath». Это десятилетие считают золотой эпохой в развитии рок-культуры. Конец семидесятых ознаменовался появлением панк-рока («дрянной рок»). Упрощенная музыкальная схема вывела на первый план вокал и тексты. В них часто встречалась критика правительства, политики, богатых слоев общества. На волне панка взлетели группы «Sex Pistols», «The Clash», «Stooges», Игги Поп. В 1980-х годах появился женский рок, а в практичные 1990-е самым ярким рок-н-рольщиком был Курт Кобейн и его группа «Nirvana». 1950-е: «детство» рок-н-ролла «Сейчас это зовут роком, раньше это называлось буги-вуги, блюзом, ритм-н-блюзом и даже прошло через то, что теперь известно как фанк… Названия могут меняться, но музыка, вдохновляющая разум и сердце, и даже твое притоптывание ногой в такт — все это здесь. Зови эту музыку рок, зови ее джаз, зови ее как хочешь. Если она заставляет тебя двигаться, или ты просто кайфуешь, она с тобой — навсегда». (Чак Берри) Окидывая сегодня взглядом такое яркое и разнородное явление, как рок-культура, трудно поверить, что его истоки лежат в довольно незатейливых и однотипных песнях. Однако уже с самого рождения новый музыкальный стиль сопровождали скандалы и ажиотаж. Всё началось на заре 1950-х, когда в США, почти не пересекаясь, жили-поживали «черный» ритм-энд-блюз и «белое» кантри-энд-вестерн. Ритм-энд-блюз представлял собой жесткую и ритмичную разновидность блюза южных штатов, которую исполняло негритянское население больших городов. Кантри, в свою очередь, были музыкой белых фермеров — этакими ковбойскими песнями, берущими начало из завезенного в Америку британского фольклора. Эта этническая культурная «идиллия» оказалась разрушена, когда обнаружилось, что «бледнолицые» подростки внезапно начали усиленно скупать пластинки и посещать концерты чернокожих музыкантов. «Социальный запрос» не прошел незамеченным. В результате музыканты, воспитанные на традициях кантри (Билл Хейли, Карл Перкинс), стали добавлять в мелодику упругий «черный» ритм — бит. И наоборот: отдельные негритянские исполнители ритм-энд-блюза (Литтл Ричард, Чак Берри) стали работать на белую аудиторию. Результатом этого межрасового музыкального «брака» и стало рождение рок-н-ролла. Безусловно, у нового музыкального стиля были и свои «повитухи» — в первую очередь, знаменитый диск-жокей Алан Фрид. Именно Фрид первым стал крутить в радиоэфире «черные» песни, организовывать рок-фестивали и в довершение изобрел сам термин «рок-н-ролл». Многие считают, что источником названия послужила строчка из ритм-энд-блюза «We gonna rock, we gonna roll» («Мы будем качаться, мы будем вертеться»). Кстати, на негритянском сленге rock’n’roll носил более узкое значение и означал особенные «качания» и «верчения» — сексуального плана. Мощная энергетика и, невиданный по тем временам, стук, шум и крик (еще и усиленный электроаппаратурой) тот час сделали рок-н-ролл символом всего отвязного и бунтарского. Рок-н-ролл объявляли то происками сатаны, то тлетворным влиянием «ниггеров», а то и результатом «коммунистического заговора», призванного разрушить американские семьи. Забавно, что в СССР первые рок-н-роллы с точностью до наоборот называли подрывной деятельностью Запада против советской молодежи. То, что взрослое население сначала приняло новую музыку в штыки , только подогревало к ней интерес их детей. В результате, за рок-н-роллом на долгие годы закрепился ярлык «атрибута молодежной культуры». И это не случайно. До 1950-х годов такого понятия, как «молодежная, или тинэйджерская культура» даже не существовало. Единственным стремлением подростков предыдущих поколений было как можно быстрее повзрослеть и стать самостоятельными и независимыми. Американские же тинэйджеры благополучных послевоенных лет взрослеть не спешили. Они были неплохо обеспечены, имели достаточно свободного времени и уйму нерастраченной энергии. Всё это добро надо было куда-то расходовать. Танцы, вечеринки, езда на машинах и мотоциклах, беспричинное хулиганство становятся основным времяпрепровождением молодежи. Рок-н-ролл, балансировавший на грани бунта, веселья и секса, оказался чрезвычайно востребованным. Тексты песен возможно и не блистали высокой поэзией, зато они были единственной возможностью тинэйджеров честно и откровенно заявить о своих мечтах и проблемах. Огромные деньги, которые тинэйджеры тратили на пластинки, заставили аудиоиндустрию обратить более пристальное внимание на исполнителей новой музыки (вершиной коммерческого успеха безусловно стал проект Элвиса Пресли). Впрочем взаимоотношения продюсеров, аудиокомпаний и музыкантов в те времена были крайне неравноправными. Негласным правилом стала, так называемая «пейола» — взятка, которую давали диск-жокею за прокрутку песен на радио, и на которой в итоге погорел Алан Фрид. Сами же песни зачастую покупались у авторов за бесценок. Более того — за услуги в раскрутке и финансировании «помощники» нередко требовали записать их в соавторы (!) того или иного произведения. Основным музыкальным форматом в то время был «сингл» — маленькая пластинка на 45 оборотов, которую можно было проигрывать в музыкальном автомате (т.н. jukebox). Сингл изначально включал две песни (на стороне А записывалась песня, предназначенная стать хитом, на стороне В — еще одна, в довесок). Раскрутка музыкантов происходила в основном через радио и телевизионные шоу в прямом эфире. Новый стиль, родившийся на стыке разных культур оказался на удивление пластичной структурой, что позволило ему не только выжить, но и породить множество форм, с успехом сочетающим драйв и мелодику, развлекательность и смысловую нагрузку, поп и настоящее искусство. Да и сам «первобытный» рок-н-ролл периодически входит в моду — то в искаженной форме панка, то в традиционной форме рокабилли с его коками на головах и кожаными куртками. Автор: Сергей Курий. https://youtu.be/gLzn8nDVSo8
музыка без границ
13 апреля - Всемирный день рок-н-ролла.
Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) — праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни.
Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям.
В середине 20 века, вскоре после Второй мировой войны, люди стремились к покою и размеренной жизни. Потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была музыка того периода — спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом. На официальном музыкальном Олимпе США продвигалась идея оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца.
Наряду с официальной музыкой, в Америке жила и совсем другая — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать «белую» публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл». Благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи.
Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли. Его коктейль из ритм-энд-блюза, кантри и уличного сленга имел ошеломительный успех.
Среди основателей направления был и легендарный Элвис Пресли, ставший кумиром подростков и молодежи. Его стиль одежды, манеры и движения становились примером для подражания.
В начале 1960-х появился новый стиль в рок-н-ролле — поп-рок. Ливерпульская четверка своими композициями запустила в мир эпидемию «битломании».
В 1964 году появились «Rolling Stones», отличавшиеся быстрым, мощным и техничным звуком. В 1970-е годы родился психоделический рок, яркими представителями которого явились группы «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Black Sabbath». Это десятилетие считают золотой эпохой в развитии рок-культуры.
Конец семидесятых ознаменовался появлением панк-рока («дрянной рок»). Упрощенная музыкальная схема вывела на первый план вокал и тексты. В них часто встречалась критика правительства, политики, богатых слоев общества. На волне панка взлетели группы «Sex Pistols», «The Clash», «Stooges», Игги Поп. В 1980-х годах появился женский рок, а в практичные 1990-е самым ярким рок-н-рольщиком был Курт Кобейн и его группа «Nirvana».
1950-е: «детство» рок-н-ролла
«Сейчас это зовут роком, раньше это называлось буги-вуги, блюзом,
ритм-н-блюзом и даже прошло через то, что теперь известно как фанк…
Названия могут меняться, но музыка, вдохновляющая разум и сердце, и
даже твое притоптывание ногой в такт — все это здесь. Зови эту
музыку рок, зови ее джаз, зови ее как хочешь. Если она заставляет
тебя двигаться, или ты просто кайфуешь, она с тобой — навсегда».
(Чак Берри)
Окидывая сегодня взглядом такое яркое и разнородное явление, как рок-культура, трудно поверить, что его истоки лежат в довольно незатейливых и однотипных песнях. Однако уже с самого рождения новый музыкальный стиль сопровождали скандалы и ажиотаж.
Всё началось на заре 1950-х, когда в США, почти не пересекаясь, жили-поживали «черный» ритм-энд-блюз и «белое» кантри-энд-вестерн. Ритм-энд-блюз представлял собой жесткую и ритмичную разновидность блюза южных штатов, которую исполняло негритянское население больших городов. Кантри, в свою очередь, были музыкой белых фермеров — этакими ковбойскими песнями, берущими начало из завезенного в Америку британского фольклора.
Эта этническая культурная «идиллия» оказалась разрушена, когда обнаружилось, что «бледнолицые» подростки внезапно начали усиленно скупать пластинки и посещать концерты чернокожих музыкантов. «Социальный запрос» не прошел незамеченным. В результате музыканты, воспитанные на традициях кантри (Билл Хейли, Карл Перкинс), стали добавлять в мелодику упругий «черный» ритм — бит. И наоборот: отдельные негритянские исполнители ритм-энд-блюза (Литтл Ричард, Чак Берри) стали работать на белую аудиторию. Результатом этого межрасового музыкального «брака» и стало рождение рок-н-ролла.
Безусловно, у нового музыкального стиля были и свои «повитухи» — в первую очередь, знаменитый диск-жокей Алан Фрид. Именно Фрид первым стал крутить в радиоэфире «черные» песни, организовывать рок-фестивали и в довершение изобрел сам термин «рок-н-ролл».
Многие считают, что источником названия послужила строчка из ритм-энд-блюза «We gonna rock, we gonna roll» («Мы будем качаться, мы будем вертеться»). Кстати, на негритянском сленге rock’n’roll носил более узкое значение и означал особенные «качания» и «верчения» — сексуального плана.
Мощная энергетика и, невиданный по тем временам, стук, шум и крик (еще и усиленный электроаппаратурой) тот час сделали рок-н-ролл символом всего отвязного и бунтарского. Рок-н-ролл объявляли то происками сатаны, то тлетворным влиянием «ниггеров», а то и результатом «коммунистического заговора», призванного разрушить американские семьи. Забавно, что в СССР первые рок-н-роллы с точностью до наоборот называли подрывной деятельностью Запада против советской молодежи.
То, что взрослое население сначала приняло новую музыку в штыки , только подогревало к ней интерес их детей. В результате, за рок-н-роллом на долгие годы закрепился ярлык «атрибута молодежной культуры». И это не случайно.
До 1950-х годов такого понятия, как «молодежная, или тинэйджерская культура» даже не существовало. Единственным стремлением подростков предыдущих поколений было как можно быстрее повзрослеть и стать самостоятельными и независимыми. Американские же тинэйджеры благополучных послевоенных лет взрослеть не спешили. Они были неплохо обеспечены, имели достаточно свободного времени и уйму нерастраченной энергии.
Всё это добро надо было куда-то расходовать. Танцы, вечеринки, езда на машинах и мотоциклах, беспричинное хулиганство становятся основным времяпрепровождением молодежи. Рок-н-ролл, балансировавший на грани бунта, веселья и секса, оказался чрезвычайно востребованным. Тексты песен возможно и не блистали высокой поэзией, зато они были единственной возможностью тинэйджеров честно и откровенно заявить о своих мечтах и проблемах.
Огромные деньги, которые тинэйджеры тратили на пластинки, заставили аудиоиндустрию обратить более пристальное внимание на исполнителей новой музыки (вершиной коммерческого успеха безусловно стал проект Элвиса Пресли).
Впрочем взаимоотношения продюсеров, аудиокомпаний и музыкантов в те времена были крайне неравноправными. Негласным правилом стала, так называемая «пейола» — взятка, которую давали диск-жокею за прокрутку песен на радио, и на которой в итоге погорел Алан Фрид. Сами же песни зачастую покупались у авторов за бесценок. Более того — за услуги в раскрутке и финансировании «помощники» нередко требовали записать их в соавторы (!) того или иного произведения.
Основным музыкальным форматом в то время был «сингл» — маленькая пластинка на 45 оборотов, которую можно было проигрывать в музыкальном автомате (т.н. jukebox). Сингл изначально включал две песни (на стороне А записывалась песня, предназначенная стать хитом, на стороне В — еще одна, в довесок). Раскрутка музыкантов происходила в основном через радио и телевизионные шоу в прямом эфире.
Новый стиль, родившийся на стыке разных культур оказался на удивление пластичной структурой, что позволило ему не только выжить, но и породить множество форм, с успехом сочетающим драйв и мелодику, развлекательность и смысловую нагрузку, поп и настоящее искусство. Да и сам «первобытный» рок-н-ролл периодически входит в моду — то в искаженной форме панка, то в традиционной форме рокабилли с его коками на головах и кожаными куртками.
Автор: Сергей Курий. https://youtu.be/gLzn8nDVSo8