«Список Юрия» или дорога от Читы до Владивостока

«Список Юрия» или дорога от Читы до Владивостока - 876720261820
Любой забайкалец, кого ни спроси, скажет, что природа нашего края не просто прекрасна – она уникальна. Правда, при этом большинство привыкло наслаждаться ею издалека: сподвигнуть человека покинуть родные пенаты и отправиться в путешествие по просторам малой родины – задача не из лёгких. Кто-то ссылается на нехватку времени, кто-то на финансовое положение, а кто-то и вовсе откладывает путешествие в пыльный ящик с пометкой « как-нибудь потом». Естественно, после этого никогда его не открывая. Однако всегда есть люди, которые готовы отправиться на покорение новых, неизведанных вершин. Путь на двух колёсах Почти месяц назад газета «Экстра» и телеканал Заб.ТВ запустили конкурс «Погнали!», в котором забайкальцы рассказывали о своих путешествиях по родному Забайкалью. За это время в редакцию газеты поступило множество писем. Авторов самых интересных мы попросили не только поделиться историей своего путешествия, но и рассказать о том, что подтолкнуло их, как сейчас модно выражаться, «выйти из зоны комфорта» и с рюкзаком на плечах отправиться в дорогу. Первый гость нашей редакции Юрий Скоробогатов, приславший рассказ о своей поездке на велосипеде до Владивостока.
1 мая 2016 года я на велосипеде отправился в сторону Владивостока. Двигался по трассе Амур, минуя множество населённых пунктов на территории Забайкалья.
Общался с местными жителями, узнавал, чем и как они живут.
К примеру, в первый день пути я проехал 44,6 км до поселения Танха. Прибыл уже вечером, найти ночлег там не удалось - ночевал на берегу реки Кручина.
Во второй день проехал 76 километров и познакомился с жителями села посёлка Верхняя Талача. Местные с добротой приютили на ночлег, накормили вкусным ужином и показали, как живут.
На третий день я приехал в славный город Нерчинск, где посетил знаменитый музей и даже получил памятную медаль от руководства музея. Разумеется, бутафорскую, но приятно.
На четвертые сутки прибыл в Чернышевск, где нашёл колонку, на которой вода оказалась платной, цены на гостиницу заоблачные и кругом степь. Ночевал в трубе под федеральной трассой.
На пятые сутки добрался до станции Урюм, где обнаружил отличную недорогую столовую и очень бюджетную гостиницу. Знакомился с дальнобойщиками и пообщался с местными жителями. Встретил по дороге корейских байкеров, связь с которыми поддерживаю и сейчас.
Шестые сутки я провел в Могоче, в которую, после рассказов некоторых людей, приезжать было страшно, но остановился у знакомых, и всё прошло хорошо. Местные на выезде угощали берёзовым соком.
На седьмые сутки я ночевал в сторожке заправки на станции Амазар, шутил над дорожными рабочими, которые думали, что я иностранец, и мы общались на английском.
На восьмые сутки я пересёк границу Забайкалья и Амурской области.

«Человек туристический», одна штука - Юрий, считаете ли вы себя «профессиональным» путешественником, и что стало для вас отправной точкой в выборе хобби? - Я, конечно, не такой известный путешественник, как Кирилл Чеузов или Александр Леснянский, да и многие забайкальцы, широко известные в туристической сфере, но да, путешествую я давно. И не только на велосипеде или пешком. В моей копилке и лыжные путешествия, и сплавы, и автомобильные маршруты. Сейчас, в основном, делаю упор на последних. А началось всё в 2008 году, со студенчества. Я тогда поступил в строительный техникум, в нём был туристический клуб. В тот год мне предложили съездить на Байкал, пообещав, что там будет клёво и весело. В процессе, конечно, было не так как здорово, как говорили изначально – осознание приходит потом. В процессе же ты всех ненавидишь, потому что порядка 20 дней с рюкзаком ходишь по горам, моешься в холодной воде, иногда голодаешь. Но для меня это было отправной точкой. - Но, в итоге, несмотря на все трудности, всё-таки понравилось, раз вы продолжили заниматься туризмом? - Да, я и работал в этой сфере и даже по сей день вожу экскурсии на Чёртов пик – самую высокую точку города, Смоленские скалы, Кадалинские дворцы. Не скажу, что это основной вид заработка, скорее хобби. Однако если подходить к этому именно с точки зрения развития туризма как коммерческой отрасли, то тут много подводных камней. Мы в прошлом году пытались запускать проект джип-туров по популярным маршрутам. Несколько направлений сделали, даже провезли по ним иностранных блогеров, которые приезжали в Читу, но в итоге дело заглохло. В основном от нехватки времени, но если кто-то из туроператоров возьмётся разрабатывать эти направления, для него это будет золотая жила – эта ниша у нас в крае не занята. - Если мы говорим о туризме в масштабах края, то как вы считаете, в чём основная проблема развития данной отрасли? И на какой туризм всё-таки стоит сделать ставку – на внешний или на внутренний? - Я порядка 5 лет слежу за теми предложениями, которые вносятся или претворяются в жизнь в этом направлении, и считаю, что все они провальные. Причин тут много, и дело не только в финансах. Такое ощущение, что есть образ «человека туристического», который приняли в начале 90-х и этой моделью до сих пор пользуются. За основу берутся потребности людей возраста 45-50 лет, и исходя из этого и идёт развитие отрасли. А молодёжь, людей в возрасте, начиная от 25, которые имеют работу, стабильный доход, почему-то в расчёт не берут. Хотя это одна из самых мобильных групп путешественников. Я не спорю, есть люди от 50 и выше, которые предпочитают вести активный образ жизни, в том числе и в вопросах досуга, они являются активными пользователями интернета. Причём тут интернет, спросите вы? Всё очень просто – есть несколько популярных маршрутов, которые в сети широко рекламируются – тот же Алханай или Арахлей. И забронировать там домик сложности не составляет, но помимо этого есть и другие места, которые не менее красивы, просто плохо «раскручены». О них мало говорят, особых усилий для их облагораживания не прилагается. Скажем, та же Молоковка – есть, где развернуться, а в итоге там сейчас вид малоприятный. И естественно, что у человека возникает вопрос – а куда поехать или пойти, помимо уже известных направлений, которые на слуху. Но даже, предположим, что мы говорим о имеющемся и действующем образе туриста. Вот, скажем, прилетел человек или приехал на поезде из другого города России- и как ему сориентироваться дальше, куда пойти, где провести время, что вообще интересного есть в Чите? Никаких указателей, дорожных карт, которые были бы в простом и открытом доступе просто нет. Тот же Благовещенск, в котором я побывал во время поездки на велосипеде до Владивостока, в этом отношении гораздо более продвинут. Хотя по населению он меньше, чем Чита. Вы спросили о приоритетном виде туризма. Да, сейчас поток иностранных туристов, в особенности из Китая, у нас большой, но опять же их возят по готовому маршруту. Получается, что есть направление, которое приносит деньги, и его развивают, туда идёт большинство усилий. А другие, альтернативные, не получают должного внимания. Хотя, казалось бы – больше мест для отдыха, и тому же жителю Поднебесной будет повод, чтобы вернуться в Забайкалье, потому что ещё не всё посмотрел. Это, конечно, моё личное мнение, но говорю я это не на пустом месте – соответствующий опыт имеется. Пока не придут молодые ребята со своими проектами, ничего не изменится. - А вы сами себя среди таковых не видите? - Возможно, когда-нибудь в будущем. По крайней мере есть несколько интересных идей, которые ждут своего часа. Но пока не хватает времени – у меня две фирмы, плюс общественная деятельность, ни той финансовой подушки, которая сможет в этом помочь. Ну, и, конечно, вопрос с кадрами, которые будут это реализовывать. В этой области, да как и во многих других, огромная нехватка специалистов. Когда я был студентом, кричал о том, что вот, без опыта на работу никуда не устроиться. Теперь, когда я, скажем так, на другой стороне, могу с уверенностью сказать – работать у нас не хотят. Вот получать большие деньги и причём сразу – это всегда пожалуйста, а трудиться в поте лица, что и является условием для зарабатывания этих денег, не хотят. И когда я слышу о том, что надо строить заводы и тогда жизнь наладится, сразу хочется спросить, а кто на них будет работать – люди продавцами не хотят устраиваться, а тут завод, где надо, не побоюсь этого слова, вкалывать. Платная колонка и надуманные «заморочки» - Юрий, возвращаясь к истории вашего путешествия. Что сподвигло вас поехать на велосипеде до Владивостока, и не страшно ли было, учитывая славу Забайкалья как не самого безопасного региона для туристов? - За два года до моей поездки на велосипеде до Владивостока я увольнялся из детского лагеря «Океан». Оставалась мне всего неделя, и в тот момент в интернете я прочитал историю мужчины, который был болен раком и который составил список из 100 дел, которые он должен сделать до конца жизни. Эта идея быстро набирала популярность в интернете, и я подумал, а что бы в этот список внёс я. На самом деле это не так просто – пункте на 23 уже начались трудности, и я стал искать подобные списки в сети. Тогда и понял, что на велосипеде я ездил только до Арахлея. Впрочем, потом список был отложен, и я вспомнил про него только через два года. В тот момент у меня был непростой период в жизни, и пришло понимание, что нужно что-то менять. Вот тогда я и вновь к нему вернулся, а Владивосток был выбран потому, что по этому городу я до сих пор сильно скучаю. Готовился я к поездке два месяца, но не скажу, что потратил кучу денег. Велосипед у меня был не какой-то навороченный, взял обычный горный, на «китайке» купил багажник за 1,5 тысячи и отправился в путь. Ну, и при себе было около 3,5 тысяч. Вот, собственно, и всё. Страшно было, потому что в пути бывало всякое – и ограбить пытались, и в пожаре чуть не сгорел, даже на медведя как-то вышел. Но страх – это не повод не делать что-то, тем более, если тебе хочется. Боятся все, и это нормально, вопрос в том, какой человек для себя ставит приоритет. Кстати, до Владивостока на велосипеде я так и не доехал – под Хабаровском попал в аварию, и мой транспорт пришёл в негодность. Так что добираться до Приморья пришлось уже на машине – помог водитель, с которым я познакомился в дороге, но о своём путешествии я не жалею. - Были ли какие-то моменты, которые вам запомнились больше всего – неважно в положительную или отрицательную сторону. Люди, места, события, одним словом, всё, что оставило на душе след. - В первую очередь, это, конечно, природа. Избитые слова о том, что она «удивительна» и «разнообразна», но как сказать по-другому, если так и есть. Пока ехал, думал, что у нас в крае разруха, а потом добрался до Еврейской Автономной области и резко поменял своё мнение. Вообще, когда мне говорят, что Чита – это дыра, я советую проехать на машине от Крыма до Читы. Не считая Москвы и Питера, ситуация везде похожа, а во многих местах хуже, чем у нас в крае. И по дорогам, которые все так «хаят», и по уровню жизни, да и по многим другим пунктам. Я не скажу, что мы «первые после бога» по качеству жизни, но явно не худшие, скорее середнячки. В этом путешествии я многое переосмыслил – когда ты варишься в своём «котле», тебе кажется, что у тебя куча проблем. Но когда встречаешься с людьми, общаешься, узнаёшь их истории, понимаешь, что многие из твоих «заморочек» надуманы. И вот это второе, что меня глубоко поразило – люди. В дороге я встречался с абсолютно разными людьми – и многие, несмотря на то, что видели меня первый раз в жизни, пытались искренне помочь. А что для меня было шоком со знаком минус, это ситуация в Чернышевске, о которой я писал в своём рассказе. Колонка с платной водой – это же просто дикость какая-то. Да и гостиницы с заоблачными ценами… Но, как говорится, всё хорошо, что хорошо заканчивается. - Вот, кстати, о людях. Вы побывали во многих регионах России. Отличаются ли чем-то забайкальцы от других жителей нашей страны, и если да, то чем? - Люди в каждом населённом пункте отличаются друг от друга, даже в том же Забайкалье. Что уж говорить о России в целом. Каков житель нашего региона? У меня забайкалец ассоциируется с медведем – суровый, если что-то ему не нравится – агрессивный, не боящийся показать эту агрессию и силу. Но при этом, как бы это парадоксально ни звучало, отзывчивый и добрый. Готовый помочь, оказать поддержку, посоветовать. У нас в крае народ открытый. И это не только моё мнение. Я разговаривал со многими путешественниками – как иностранцами, так и русскими, и примерно так нас, забайкальцев, и видят со стороны. Многие в своих путешествиях ориентируются по интернету, и на какую информацию они натыкаются в первую очередь? Забайкалье – это край военных и зэков, убьют, ограбят и всё в том же духе. Я не спорю, что такие случаи действительно есть, это было бы глупо отрицать. Но это не повсеместно, и если турист всё-таки решается посетить Забайкалье, то мнение у человека меняется. Я сталкивался с очень многими положительными отзывами о нашем крае. - И в завершении нашей беседы совет от вас, как от путешественника – что бы вы посоветовали посмотреть человеку, который захотел познакомиться с достопримечательностями Забайкалья? - Поскольку у нас разработанных маршрутов для внутреннего туризма немного, тут всё зависит от того, имеет ли человек возможность выехать далеко или нет. Если мы говорим о местах, которые недалеко от Читы, то это Кадалинские дворцы, Смоленские скалы, Чёртов пик, Арача, Сохатино. О последнем, кстати, несмотря на то, что это место находится практически в городе – сел на маршрутку и едь до конечной - многие не знают. Я не спорю, там сейчас много мусора, но место легендарное. Не только в историческом плане, но и в культурном. Там были сняты знаменитые кадры прыжка на коне в реку из фильма «Даурия». Да и помимо этого там красиво. Я не был пока на Кадаре, но обязательно туда доберусь, и судя по рассказам бывавших там, и по тому, что читал, я бы посоветовал съездить и туда. Но это, конечно, путешествие для подготовленных. Как и в Лургиканскую пещеру, которая находится недалеко от Усть-Карска. Найти вход под землю очень непросто – вся гора пронизана ходами и штольнями, и подобрать «правильный» лаз затруднительно. Помню, когда первый раз были там, ходили со старой фотографией, сверяясь, то место или нет. В итоге, когда нашли, что искали, были поражены – пещера намного больше Хээтэя. Причём, это место, где трудились каторжане, и когда ты смотришь на то, что сделано руками человека, сотен, тысяч людей, оторопь берёт. Осознаёшь, насколько это было тяжело делать и в каких условиях людям приходилось жить. Вообще, все поездки – далёкие или близкие – меняют человека. Его взгляд на привычные, устоявшиеся вещи. Поэтому по возможности нужно путешествовать как можно больше. В Забайкалье есть на что посмотреть.

Комментарии

Комментариев нет.