Референция антропонима может рассматриваться в разных аспектах (как отношение имени к объекту внеязыковой действительности, как отношение имени к объекту ментальной сферы, как отношение имени к объекту сферы языка). Любое из этих отношений может характеризоваться модальностями реальности / ирреальности, потенциальности, гипотетичности и др., которые обусловлены вторичностью антропонима как языкового знака. Модальное значение появляется там, где возникает отношение, осознаваемое носителем языка. Модальности, связанные с идентификацией имени собственного как языкового знака, накладываются на отношения антропонимов к классу имен как языковому концепту, их вариативности и кореференции и др. Этноязыковая принадлежность имени собственного также может осмысляться в системе модальностей. Принято считать, что отнесение фамилии или другого имени собственного к языку-источнику основывается на выделении корней, аффиксов или других формальных признаков, однако последние могут быть общими для антропонимиконов разных языков. Широкое распространение на Русском Севере получил тип оттопонимических фамилий на -ский, известный разным славянским языкам. Особенно активны такие фамилии были на территории Посухонья и Верхнего Подвинья, где и в настоящее время сохраняется их наибольшая частотность. Большую их часть составляют крестьянские фамилии, связанные с названиями деревень (д. Биричево — Биричевский, д. Бушково — Бушковский, д. Клепиково — Клепиковский, д. Наволок — Наволоцкий, д. Тельтево — Тельтевской и др.). Активность данного типа фамилий связана с особенностями населения края, где не было помещичьего землевладения, традициями черносошного государственного крестьянства, с гнездовым принципом расселения, существованием больших семей и патронимий, а позднее — межпоселенческих коллективов, объединенных отношениями ближнего и дальнего родства, принадлежность к которым получала свое антропонимическое выражение. Разрушение патриархального крестьянского уклада приводило к формализации семейного антропонима. Отрыв фамилий от своих языковых корней, стирание этимологии, включение фамилий в состав новых культурно-языковых парадигм обусловливали не только формализацию антропонимов, но и формирование новой мифологии и генеалогии, которая базировалась не на семейном предании, а на языковой парадигматике форм фамилий, которым может приписываться польское происхождение. Например, если в конце XIX в. носители тарногской фамилии Силинских пытались доказать ее новгородское происхождение, то в начале XXI в. они уже ищут ее польские корни. Псевдопольские генеалогии, которые не имеют под собой реальной исторической почвы, попадают и в родословцы. Представления о польском происхождении фамилий жителей Верхнего Подвинья опираются на устную историю, которая устанавливает связь фамилий, похожих на польские, со Смутным временем и преданиями о «панах», а позднее — о ссыльных поляках. Легендарные «паны» представляют собой синкретичный образ, соединяют черты дорусского населения края, оставившего после себя следы материальной культуры и непривычные захоронения, черты первопоселенцев и предководоначальников, пришлых разбойников, грабивших население и зарывавших клады, черты враждебного, воинствующего народа, разорявшего села и деревни. С XIX в. краеведческая литература этнографического содержания и изыскания в области польского (или — шире — западного) влияния на этногенез территории отождествляли легендарных «панов» с польско-литовскими вооруженными отрядами. Однако никакого массового оседания в русских селениях поляков в Смутное время не происходило. Собственно польские фамилии на этой территории могли появляться позднее, когда после польских восстаний в XIX в. сюда попадали высланные поляки, а также граждане Польши, ссыльные и репрессированные после 1937 г., и просто переселенцы из западных регионов, Украины и Белоруссии. Этим также могла обосновываться гипотетичность польских этимологий. Осмысление исконно местных фамилий как «польских» способствует изменениям в их произношении и письменной фиксации, появлению вариантов: Верхóвинский — Верховúнский, Нáволоцкий — Наволóцкий, Тесáловский — Тесалóвский, Поникáровский — Поникарóвский и др. Полонизация русских фамилий направлена на повышение статуса фамилии, окружение ее псевдоромантическим ореолом, придание ей более звучного, «благородного» облика. Факты переосмысления севернорусских фамилий на -ский отражают не только развитие антропонимических категорий в русском языке, но и более широкие процессы трансмиссии культуры. Польская версия происхождения исконных русских фамилий относительно поздняя, и формируется она не ранее XIX в. Размывание этнической характеристики фамилий превращает их в антропонимические знаки с гипотетической модальностью. Источник: С. Н. Смольников, Вологодский государственный университет, Вологда. Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы III Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2015 г. / [отв. ред. Е. Л. Березович]. — Екатеринбург. ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru ⚠Работаем с 2008 года! https://genealogyrus.ru/blog/tpost/vmp4vfpa01-fenomen-polskih-familii-na-russkom-sever
Генеалогия - Genealogy - Поиск предков -
Феномен «польских» фамилий на Русском Севере.
Референция антропонима может рассматриваться в разных аспектах (как отношение имени к объекту внеязыковой действительности, как отношение имени к объекту ментальной сферы, как отношение имени к объекту сферы языка). Любое из этих отношений может характеризоваться модальностями реальности / ирреальности, потенциальности, гипотетичности и др., которые обусловлены вторичностью антропонима как языкового знака. Модальное значение появляется там, где возникает отношение, осознаваемое носителем языка.
Модальности, связанные с идентификацией имени собственного как языкового знака, накладываются на отношения антропонимов к классу имен как языковому концепту, их вариативности и кореференции и др. Этноязыковая принадлежность имени собственного также может осмысляться в системе модальностей.
Принято считать, что отнесение фамилии или другого имени собственного к языку-источнику основывается на выделении корней, аффиксов или других формальных признаков, однако последние могут быть общими для антропонимиконов разных языков.
Широкое распространение на Русском Севере получил тип оттопонимических фамилий на -ский, известный разным славянским языкам. Особенно активны такие фамилии были на территории Посухонья и Верхнего Подвинья, где и в настоящее время сохраняется их наибольшая частотность. Большую их часть составляют крестьянские фамилии, связанные с названиями деревень (д. Биричево — Биричевский, д. Бушково — Бушковский, д. Клепиково — Клепиковский, д. Наволок — Наволоцкий, д. Тельтево — Тельтевской и др.).
Активность данного типа фамилий связана с особенностями населения края, где не было помещичьего землевладения, традициями черносошного государственного крестьянства, с гнездовым принципом расселения, существованием больших семей и патронимий, а позднее — межпоселенческих коллективов, объединенных отношениями ближнего и дальнего родства, принадлежность к которым получала свое антропонимическое выражение.
Разрушение патриархального крестьянского уклада приводило к формализации семейного антропонима. Отрыв фамилий от своих языковых корней, стирание этимологии, включение фамилий в состав новых культурно-языковых парадигм обусловливали не только формализацию антропонимов, но и формирование новой мифологии и генеалогии, которая базировалась не на семейном предании, а на языковой парадигматике форм фамилий, которым может приписываться польское происхождение. Например, если в конце XIX в. носители тарногской фамилии Силинских пытались доказать ее новгородское происхождение, то в начале XXI в. они уже ищут ее польские корни.
Псевдопольские генеалогии, которые не имеют под собой реальной исторической почвы, попадают и в родословцы. Представления о польском происхождении фамилий жителей Верхнего Подвинья опираются на устную историю, которая устанавливает связь фамилий, похожих на польские, со Смутным временем и преданиями о «панах», а позднее — о ссыльных поляках. Легендарные «паны» представляют собой синкретичный образ, соединяют черты дорусского населения края, оставившего после себя следы материальной культуры и непривычные захоронения, черты первопоселенцев и предководоначальников, пришлых разбойников, грабивших население и зарывавших клады, черты враждебного, воинствующего народа, разорявшего села и деревни.
С XIX в. краеведческая литература этнографического содержания и изыскания в области польского (или — шире — западного) влияния на этногенез территории отождествляли легендарных «панов» с польско-литовскими вооруженными отрядами.
Однако никакого массового оседания в русских селениях поляков в Смутное время не происходило. Собственно польские фамилии на этой территории могли появляться позднее, когда после польских восстаний в XIX в. сюда попадали высланные поляки, а также граждане Польши, ссыльные и репрессированные после 1937 г., и просто переселенцы из западных регионов, Украины и Белоруссии. Этим также могла обосновываться гипотетичность польских этимологий.
Осмысление исконно местных фамилий как «польских» способствует изменениям в их произношении и письменной фиксации, появлению вариантов: Верхóвинский — Верховúнский, Нáволоцкий — Наволóцкий, Тесáловский — Тесалóвский, Поникáровский — Поникарóвский и др. Полонизация русских фамилий направлена на повышение статуса фамилии, окружение ее псевдоромантическим ореолом, придание ей более звучного, «благородного» облика.
Факты переосмысления севернорусских фамилий на -ский отражают не только развитие антропонимических категорий в русском языке, но и более широкие процессы трансмиссии культуры. Польская версия происхождения исконных русских фамилий относительно поздняя, и формируется она не ранее XIX в. Размывание этнической характеристики фамилий превращает их в антропонимические знаки с гипотетической модальностью.
Источник: С. Н. Смольников, Вологодский государственный университет, Вологда. Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы III Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2015 г. /
[отв. ред. Е. Л. Березович]. — Екатеринбург.
ПРОШЛОЕ - РЯДОМ!
🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎
✅Услуги составления родословной, генеалогического древа.
📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru ⚠Работаем с 2008 года! https://genealogyrus.ru/blog/tpost/vmp4vfpa01-fenomen-polskih-familii-na-russkom-sever