К ГРАФАМ ПАНИНЫМ в некрополь московского Донского монастыря (часть1)
Донской монастырь — это одно из самых значимых исторических мест в столице России. Он расположен в южной части Москвы и славится своей богатой историей, уникальной архитектурой и значимостью для Русской Православной Церкви. В Донском монастыре можно увидеть множество величественных сооружений и святынь. Особое внимание заслуживает некрополь Донского монастыря, где покоятся выдающиеся личности России. Это место, где можно почтить память и прикоснуться к наследию тех, кто оказал огромное влияние на нашу страну. Некрополь московского Донского монастыря (старое Донское кладбище) - не совсем обычное кладбище. Это наша история. История дворянства Москвы и государства российского. Самые старые захоронения некрополя датируются восемнадцатым веком. На памятниках и надгробных плитах можно прочесть имена, которые встречаются в учебниках истории, литературы и в энциклопедиях: Нарышкины и Долгоруковы, Панины и Оболенские, Зубовы и Тургеневы, Салтыковы и Фонвизины. Тут рядышком лежат фрейлины их величеств и герои войны 1812 года, декабристы и писатели, архитекторы и сенаторы. Их надгробья выполнены И.П.Мартосом и В.И.Демут-Малиновским, И.П.Витали и С.С.Пименовым…. ДОНСКОЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В конце июня 1591 года в Москву пришла весть о том, что хан Казы-Гирей со своим войском идёт на столицу. Когда хан был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович приказал совершить Крестный ход вокруг города с Донской иконой Божией матери и поставить ее в стане русского войска в палаточную церковь, которую освятили в честь преподобного Сергия Радонежского. Всю ночь царь молился перед Донской иконой для избавления Москвы от вражеского войска. Во время бессонной ночи, которую провёл царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но крупный бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб. Донской монастырь был заложен по указу Фёдора Иоанновича в 1593 году на так называемом «Диком поле» - том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Собор воздвигли именно там, где стояла походная церковь с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе». Икону Богородицы в 1380 году казаки подарили Дмитрию Иоанновичу за победу в Куликовской битве. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с иконы был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников. Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный «трапезным», а после возведения Большого собора стал именоваться - Малым. Учитывая высокое качество архитектуры и уникальность этого храма, возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь (возможно принимал участие), который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля. В период Смуты, в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андреевскому монастырю. С начала XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича обитель начала возрождаться. Монастырь становится «богомольем царей»: сюда совершались Крестные ходы, в которых принимали участие Государи. Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, ныне именуемого Большим собором. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря. В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеретинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей. В 1745 году, по указу Святейшего Синода, обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам этого не произошло. Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа. В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря. В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно. Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провёл большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской властью после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти, последовавшей 7 апреля 1925 года, Патриарх находился в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря. В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР, учрежденной в 1931 году. На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. Были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры. В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь. В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафодор (Маркевич). С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма. На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры. СОБОРНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ, именуемой Донской (Малый собор) Построен в 1591-1593 гг.
Первой каменной постройкой в основание обители стал храм в честь иконы Богородицы, именуемой «Донской». Храм был заложен в 1591 году на том месте, где стояла походная церковь русского войска, в честь преподобного Сергия Радонежского. Есть все основания полагать, что заказчиком строительства и внутреннего убранства храма был Борис Годунов. Окончание строительства храма относится к 1593 году. Первоначально соборный храм представлял собой квадратный четверик который переходил в «горку» кокошников и венчался шлемовидной главой.
Внутреннее пространство храма не имеет опорных столпов, что не было традиционно для монастырских храмов конца XVI в., которые большой частью были ориентированы на архитектуру Успенского собора Московского Кремля. Есть предположение, что автором сооружения был известный зодчий того времени Федор Конь.
В новоотстроенном соборе были выполнены фресковые росписи и установлен тябловый иконостас, которые до наших дней не сохранились. На правой стороне местного ряда иконостаса был установлен список с чудотворного образа Донской Богородицы из Благовещенского собора Московского Кремля.
В 1673 году к основному объему храма была пристроена, традиционная для храмовой архитектуры того времени, трапезная часть. В 1677-1678 годах возводятся приделы увенчанные луковичными главами: южный в честь преподобного Сергия Радонежского и северный в честь великомученика Федора Стратилата. Завершилось формирование ансамбля храма возведением в 1679 году шатровой колокольни в западной части трапезной. В это же время был несколько надстроен центральный барабан.
После окончания строительных работ внутреннее пространство храма расписывается московскими изографами Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым. Устанавливается новый иконостас. Все эти работы выполнялись на личные пожертвования царевны Екатерины Алексеевны сестры Петра I и ее тетки Ирины Михайловны. На личные средства царевны Екатерины Алексеевны для иконостаса царским изографом Симоном Ушаковым была написана икона Богородицы Донская.
В конце XVIII века внешний облик храма, в угоду стиля классицизма, был изменен. Был надстроен основной объем четверика при этом были скрыты рады кокошников, а кровля получила четырехскатное завершение. Глава центрального барабана была перекрыта луковичной главой.
Под шатровой колокольней, где находятся входные двери в храм, а так же в трапезной части основного объема, под чугунными плитами, располагаются места погребения наместников монастыря, иерархов, московской знати.
Во время разорения французами в 1812 году было утрачено богатое убранство древних иконостасов Малого собора. Вскоре после освобождения Москвы от неприятеля в храме начались восстановительные работы.
В 90-е годы XIX века в храме были проведены реставрационные работы. Вновь были открыты ряды кокошников на основном объеме четверика. Последний раз в внутреннее убранство собора и росписи поновлялись к коронации императора Николая II в 1896 году.
В 12 апреля 1925 году в южной части трапезной собора был погребен Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский. В конце 1920-х годов богослужение в соборе уже не совершалось. Внутреннее убранство собора было демонтировано. Уничтожено надгробие Патриарха Тихона (Белавина), при этом было устойчивое мнение, что могила Патриарха была разорена. Внутренние площади храма использовалось в качестве общежития для строителей московского метрополитена.
В 1948 году Малый собор был возвращен Московской патриархии в качестве приписного к храму Ризоположения на Донской улице, великое освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский Алексей I (Симанский). В соборе был проведен возможный в тех условиях ремонт, установлен иконостас из разрушенного в 1935 году московского храма преподобного Харитона Исповедника. В 1946-1949 году была проведена реставрация сохранившейся настенной живописи, восстановлено надгробие Патриарха.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) в северной части трапезной была установлена мироваренная печь, святое Миро в которой готовилось для всего Патриархата вплоть до 2014 года.
16 ноября 1991 года в Малом соборе был совершен поджег, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах в феврале 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II (Редигера), были обретены нетронутые мощи святителя Тихона, причисленного к лику русских святых в 1989 году.
В настоящее время на месте обретения мощей святителя Тихона устроена позолоченная сень внутри которой в серебренной ризе помещена икона с его изображением.
В соборе находятся наиболее почитаемые иконы, чтимая икона Богородицы именуемая «Федоровская» XVIII в., икона Богородицы именуемая «Знамение» XVIII в. и два образа Богородицы именуемый «Донской» XVIII- XIXвв.
Источник – текст - сайт Донского монастыря Некрополь Донского монастыря в Москве посетила Татьяна Логинова (Кочанова) 10 июня 2023 года Фотографии автора Продолжение следует....
ДУГИНО и ДУГИНЦЫ
К ГРАФАМ ПАНИНЫМ в некрополь московского Донского монастыря (часть1)
Донской монастырь — это одно из самых значимых исторических мест в столице России. Он расположен в южной части Москвы и славится своей богатой историей, уникальной архитектурой и значимостью для Русской Православной Церкви.
В Донском монастыре можно увидеть множество величественных сооружений и святынь. Особое внимание заслуживает некрополь Донского монастыря, где покоятся выдающиеся личности России. Это место, где можно почтить память и прикоснуться к наследию тех, кто оказал огромное влияние на нашу страну.
Некрополь московского Донского монастыря (старое Донское кладбище) - не совсем обычное кладбище. Это наша история. История дворянства Москвы и государства российского. Самые старые захоронения некрополя датируются восемнадцатым веком. На памятниках и надгробных плитах можно прочесть имена, которые встречаются в учебниках истории, литературы и в энциклопедиях: Нарышкины и Долгоруковы, Панины и Оболенские, Зубовы и Тургеневы, Салтыковы и Фонвизины. Тут рядышком лежат фрейлины их величеств и герои войны 1812 года, декабристы и писатели, архитекторы и сенаторы. Их надгробья выполнены И.П.Мартосом и В.И.Демут-Малиновским, И.П.Витали и С.С.Пименовым….
ДОНСКОЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
В конце июня 1591 года в Москву пришла весть о том, что хан Казы-Гирей со своим войском идёт на столицу. Когда хан был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович приказал совершить Крестный ход вокруг города с Донской иконой Божией матери и поставить ее в стане русского войска в палаточную церковь, которую освятили в честь преподобного Сергия Радонежского. Всю ночь царь молился перед Донской иконой для избавления Москвы от вражеского войска. Во время бессонной ночи, которую провёл царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но крупный бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.
Донской монастырь был заложен по указу Фёдора Иоанновича в 1593 году на так называемом «Диком поле» - том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Собор воздвигли именно там, где стояла походная церковь с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».
Икону Богородицы в 1380 году казаки подарили Дмитрию Иоанновичу за победу в Куликовской битве. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с иконы был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.
Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный «трапезным», а после возведения Большого собора стал именоваться - Малым. Учитывая высокое качество архитектуры и уникальность этого храма, возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь (возможно принимал участие), который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля.
В период Смуты, в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андреевскому монастырю.
С начала XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича обитель начала возрождаться. Монастырь становится «богомольем царей»: сюда совершались Крестные ходы, в которых принимали участие Государи.
Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, ныне именуемого Большим собором. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.
В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеретинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.
В 1745 году, по указу Святейшего Синода, обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам этого не произошло.
Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.
В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.
В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.
Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провёл большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской властью после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти, последовавшей 7 апреля 1925 года, Патриарх находился в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.
В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР, учрежденной в 1931 году.
На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. Были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.
В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.
В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафодор (Маркевич).
С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.
На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.
СОБОРНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ,
именуемой Донской (Малый собор)
Построен в 1591-1593 гг.
Внутреннее пространство храма не имеет опорных столпов, что не было традиционно для монастырских храмов конца XVI в., которые большой частью были ориентированы на архитектуру Успенского собора Московского Кремля. Есть предположение, что автором сооружения был известный зодчий того времени Федор Конь.
В новоотстроенном соборе были выполнены фресковые росписи и установлен тябловый иконостас, которые до наших дней не сохранились. На правой стороне местного ряда иконостаса был установлен список с чудотворного образа Донской Богородицы из Благовещенского собора Московского Кремля.
В 1673 году к основному объему храма была пристроена, традиционная для храмовой архитектуры того времени, трапезная часть. В 1677-1678 годах возводятся приделы увенчанные луковичными главами: южный в честь преподобного Сергия Радонежского и северный в честь великомученика Федора Стратилата. Завершилось формирование ансамбля храма возведением в 1679 году шатровой колокольни в западной части трапезной. В это же время был несколько надстроен центральный барабан.
После окончания строительных работ внутреннее пространство храма расписывается московскими изографами Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым. Устанавливается новый иконостас. Все эти работы выполнялись на личные пожертвования царевны Екатерины Алексеевны сестры Петра I и ее тетки Ирины Михайловны. На личные средства царевны Екатерины Алексеевны для иконостаса царским изографом Симоном Ушаковым была написана икона Богородицы Донская.
В конце XVIII века внешний облик храма, в угоду стиля классицизма, был изменен. Был надстроен основной объем четверика при этом были скрыты рады кокошников, а кровля получила четырехскатное завершение. Глава центрального барабана была перекрыта луковичной главой.
Под шатровой колокольней, где находятся входные двери в храм, а так же в трапезной части основного объема, под чугунными плитами, располагаются места погребения наместников монастыря, иерархов, московской знати.
Во время разорения французами в 1812 году было утрачено богатое убранство древних иконостасов Малого собора. Вскоре после освобождения Москвы от неприятеля в храме начались восстановительные работы.
В 90-е годы XIX века в храме были проведены реставрационные работы. Вновь были открыты ряды кокошников на основном объеме четверика. Последний раз в внутреннее убранство собора и росписи поновлялись к коронации императора Николая II в 1896 году.
В 12 апреля 1925 году в южной части трапезной собора был погребен Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский. В конце 1920-х годов богослужение в соборе уже не совершалось. Внутреннее убранство собора было демонтировано. Уничтожено надгробие Патриарха Тихона (Белавина), при этом было устойчивое мнение, что могила Патриарха была разорена. Внутренние площади храма использовалось в качестве общежития для строителей московского метрополитена.
В 1948 году Малый собор был возвращен Московской патриархии в качестве приписного к храму Ризоположения на Донской улице, великое освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский Алексей I (Симанский). В соборе был проведен возможный в тех условиях ремонт, установлен иконостас из разрушенного в 1935 году московского храма преподобного Харитона Исповедника. В 1946-1949 году была проведена реставрация сохранившейся настенной живописи, восстановлено надгробие Патриарха.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) в северной части трапезной была установлена мироваренная печь, святое Миро в которой готовилось для всего Патриархата вплоть до 2014 года.
16 ноября 1991 года в Малом соборе был совершен поджег, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах в феврале 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II (Редигера), были обретены нетронутые мощи святителя Тихона, причисленного к лику русских святых в 1989 году.
В настоящее время на месте обретения мощей святителя Тихона устроена позолоченная сень внутри которой в серебренной ризе помещена икона с его изображением.
В соборе находятся наиболее почитаемые иконы, чтимая икона Богородицы именуемая «Федоровская» XVIII в., икона Богородицы именуемая «Знамение» XVIII в. и два образа Богородицы именуемый «Донской» XVIII- XIXвв.
Источник – текст - сайт Донского монастыря
Некрополь Донского монастыря в Москве посетила Татьяна Логинова (Кочанова) 10 июня 2023 года
Фотографии автора
Продолжение следует....