КАКОЙ ранее БЫЛА ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ДУГИНО
В настоящее время в д. ДУГИНО Сычевского района Смоленской области ведутся работы по воссозданию в прежнем виде церкви во имя Святой Живоначальной Троицы графов Паниных. О чем говорится в документах про эту Церковь... Первая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы в Дугино была построена в 1692 году при боярине Федоре Петровиче Салтыкове. В 1777 году, при владении имением графом Никитой Ивановичем Паниным, начали строить новую каменную Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В августе 1777 г. последовал Указ Синода по представлению Смоленского епископа Парфентия «о построении по прошению графа Никиты Ивановича Панина в приходе села Хотькова в сельце Дугине вновь каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с тем, что при оной церкви быть больнице и гошпитали и как для службы Божией в церкви так и для надзирания оных об определении на собственное содержание священника ученого». Строительство незамедлительно началось, и уже с 1780 года село называется Троицкое, и Дугино тоже. Каменный храм в стиле классицизма в честь Святой Троицы с престолом Троицы Живоначальной, с двумя колокольнями в имении Дугино построили на средства графа Никиты Ивановича Панина. Освятили 4 августа 1781 года. В начале 1780-х гг. в церкви еще шли отделочные работы, что можно проследить по описям вещей, отправляемых в Дугино. Так, в 1782 г. туда привезли ящик «… во оном резное украшение, которое должно быть постановлено в церкви над царскими дверьми с моделью как его установить», кроме этого упоминаются доставленные «двенадцать апостолов». После смерти Никиты Ивановича Панина его брат Петр Иванович Панин устраивает в храме придел во имя мученика Никиты, поэтому село иногда стали называть Никитским, а всю вотчину Никитской или Никитенской. Позже, в 1787 году П.И.Панин велит управителю “отыскать дугинской церкви фасад и план и переслать ему в Москву”. Находилась усадебная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы возле въездных ворот в усадьбу Дугино, которые представляли собой подобие трехпролетной арки, фланкированной двумя невысокими башнеобразными сторожками–кордегардиями. По своей архитектуре он напоминал сохранившийся в наше время храм в селе Липецы Новодугинского района Смоленской области. В настоящее время на месте, где находилась церковь, установлен обелиск (стела) в честь погибших воинов -дугинцев во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В отделе письменных источников Государственного исторического Музея (ОПИ ГИМ) сохранилось описание церкви во имя Святой Троицы в селе Дугино за 1815 год: “ Церковь каменная, извне оштукатурена, внутри стены подведены на манер мрамора, покрыта листовым железом и крыша выкрашена зеленою краской. С двумя колокольнями, колоколов больших -4, колоколов малых- 4. Снаружи церковь выкрашена желтым и белым цветом. Устроена в 1781 году. Длиной 26 аршин, шириной 15 аршин”. Настоящим же украшением храма, его оригинальной задумкой, еще раз подтверждающей мысль об участии большого мастера, было решение алтаря — арочной ниши, замыкавшейся в глубине напряженно, по–барочному изогнутой стеной. В алтаре: “ от Горнего места до престола – 2 аршина 2 вершка. От престола до Царских врат -2 аршина 2 вершка. С южной и северной стороны до престола по 3 аршина. Престол и жертвенник из дубового дерева. На престоле жертвенников – срачица полотняная, одежда перувияновая, подшита желтой крашеницей. Покрывало на престол перувияновое подбито желтой крашеницей. Евангелие большое в серебряном окладе, вызолочено. Листы Евангелие обложены красным триполем с серебряными Евангелистами, которые вызолочены. Евангелие не большое, обложено зеленым бархатом, Евангелисты на нем серебряные”. Необычен был иконостас, который состоял “ из двух полукруглых колонн с двумя боковыми дверями хорошей зодческой работы, весь вызолочен червонным золотом, на двух колоннах по три херувимы резные вызолоченные. На иконостасе находились образа: по правой стороне Царских врат - образ Живоначальной Троицы, на левой – Богородицы с младенцем. На правой Северной двери – изображение Ветхого Завета. На Левой стороне – изображение Богоматери. Над Царскими вратами – Тайная Вечери. На Царских вратах – образ Благовещение Пресвятой Богородицы и внизу – четыре Евангелиста, вверху – Тайная Вечери. Плащаница на тафте – крест с рукояткой живописной росписи Христа. Образа. Образ воскресшего Христа, писанный на холсте в железной раме. Образ нерукотворного Господа нашего Иисуса Христа, писанный на кипарисе в серебряном окладе, по краям с позолотою, на окладе 3 камня. Образ алебастровый – изображение Иерусалимского храма за стеклом. Образ положение Честной ризы Пресвятой Богородицы. Образ рождества Пресвятой Богородицы на холсте в черной раме. Образ Пресвятой Богородицы, называемой Ченстоховской, поля по венцам серебряные, вызолочены с рукояткою. Образ Пресвятой Богородицы Иверской на тике, поля серебряные вызолоченные. Образ Успения Пресвятой Богородицы с мощами. Образ Успения Пресвятой Богородицы без мощей. Образ Успение Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе с мощами. Образ Святого Дмитрия Ростовского в вызолоченной раме. Образ Святого Дмитрия на холсте в белой раме. Образ преподобного Нила Столбенского. Образ Святых Угодников Печерских, писанный на кипарисе. Образ Ростовских чудотворцев ”. Сохранилось еще одно краткое описание Троицкой церкви в Дугино за 1878 год в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА): « …храм каменный оштукатуренный и выбеленный, крытый железом, длиною 11 сажень 3/4 аршин, шириною 5 и 1/2 сажень, колокольная каменная оштукатуренная и выбеленная с двумя шпилями обитыми жестью, длиною лицевая сторона 7 сажень 2 аршина, другая 2 и 1/2 сажень, при ней колоколов больших 2, малых 3, часы с двумя циферблатами, при часах колокол». Из двух описаний церкви в Дугино можно заметить, что она с годами перестраивалась, добавлялся различный внешний и внутренний архитектурный декор, менялось количество колоколов на колокольнях и т.д. Это была купольная ротонда с примыкающей с запада двухколоколенной папертью — храм той особой типологии, что сложилась в церковном строительстве екатерининского окружения в 1770-1790-е гг. Архитектура храма выразительна и решена в ясных и благородных формах классицизма. Лаконизм наружного убранства при полном отсутствии характерных для 1770-х гг. декоративных украшений на фасадах позволяет видеть здесь скорое приближение строгого классицизма — следующего этапа в развитии стиля. Пластическими аккордами фасадов являются красиво прорисованные двухколонные тосканские портики. Возможно, первоначальный замысел был искажен в процессе строительства, поскольку непропорционально вытянутые завершения колоколен и заметная упрощенность их трактовки явно диссонируют с объемом самой ротонды. Интерьер церкви, судя по фотографиям, производил более сильное и целостное впечатление. На фоне белого круга стен четко читался темный пояс профилированного карниза. Венчающую полусферу купола покрывала кессонированная роспись. Настоящим же украшением храма, его оригинальной задумкой, еще раз подтверждающей мысль об участии большого мастера, было решение алтаря — арочной ниши, замыкавшейся в глубине изогнутой стеной. Четыре коринфских колоны, раскрепованный антаблемент и динамичная живопись в конхе с Новозаветной Троицей в окружении облаков и летящих ангелов довершали оформление этой поистине барочной капеллы, искусно включенной в классически строгое ротондальное пространство. Необычен был и низкий иконостас в виде двух цилиндрических тумб с неписаными на них образами по сторонам Царских врат и скульптурными ангелами и распятием наверху. Сложно предположить, кто мог являться автором проекта дугинской церкви. Ее заказчик имел все возможности привлечь к своим замыслам самых знаменитых столичных зодчих. Очевидно, проект был прислан из Петербурга. Возможно, Ю.М. Фельтену заказывался проект дугинской церкви, который построил дом Н.И. Панину в Петербурге, хотя документально об этом не известно. Церковь служила одновременно усыпальницей нескольких поколений рода дворян и графов Паниных. Среди них генерал–поручик Иван Васильевич Панин (1673–1736), его жена Аграфена Васильевна (1688–1753), их дочь Анна Ивановна, в замужестве Неплюева (1717–1745), генерал–аншеф и кавалер граф Петр Иванович Панин (1721–1789), действительный тайный советник, действительный камергер и кавалер граф Никита Петрович Панин (1770–1837), князь Николай Петрович Мещерский (1829–1894), княгиня Мария Александровна Мещерская, урожденная Панина (1830–1903).
Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы и интерьер родовой усыпальницы с надгробиями П.И. и Н.П. Паниных. Снимок 1900-х годов, музей Архитектуры им. Щусева.
Предполагавшиеся в синодском указе больница и «гошпиталь» при церкви, построили тогда же неподалеку от храма. От середины XIX века дошел план больничного здания в виде каре внушительных размеров, каменного, с колонным портиком. Было ли это здание XVIII века или построенное позже, судить трудно. Сама больница давно разрушена. Ее изображений найти не удалось. Петр Иванович Панин очень ревностно относился к состоянию только что построенного Троицкого храма, неоднократно напоминая управителю чтоб «все при начале починивалось». Он по праву считал эту церковь главной в своих земельных владениях, существующей исключительно для потребностей владельцев. Так, в апреле 1787 года, он строго указывал управителю, что «хотя теперь уже светлая неделя миновала, но на будущей подобной случай под винные выставки мест в селе Дугине и сельце Левшине отнюдь не отводить, объявляя мое запрещение для того, что построенная там церковь по единственной воле помещичьей только для служения в оной как в домашней ради себя собственно и ради дворовых людей и она ничем не вчислена в приходские земские церкви...». В своем завещании 1786 года он указывает «после отпевания тело отправить в село Дугино и велеть похоронить в каменной там церкви у окна позади левого крылоса». Три года спустя воля его была исполнена. В склепе этого храма 15 апреля 1789 года был погребен генерал-аншеф, участник Семилетней войны и русско-турецкой войны 1768–1874 годов, кавалер многих орденов, граф Петр Иванович Панин (1721–1789). Отпевал графа П.И. Панина настоятель этой церкви протоиерей Василий Навроцкий. В 1890 году, Преосвященный Гурий, епископ Смоленский и Дорогобужский, посетил село Дугино. Владыка был встречен здесь местными – духовенством, приходом и владельцами князьями Мещерскими. Епископом было отмечено: " Церковь близ реки Вазузы, среди сада, каменная, с двумя колокольнями, снаружи хорошо содержится, внутри стены отполированы под мрамор, полы паркетные, чистота и порядок примерные; в алтаре все в должном виде; особенно замечательно евангелие большого формата с богатыми украшениями, издания при царях Иоанне и Петре Алексеевичах; в церкви имеются памятники над погребенными здесь, так как эта церковь домовая, устроенная графами Паниными". После молебна, многолетия и вечной памяти усопших, Преосвященный Владыка сказал речь, в которой выразил, что “ храм этот так благоустроен и благолепен, что остается только молиться в нем усердно как о строителях, так и о благоукрасителях его, а затем – о прощении своих согрешений и о добрых и полезных душам нашим”. Его Преосвященство благословил всех, посетил квартиру достоуважаемого, 87 летнего, более 60-ти лет священствующего, старца – протоиерея Василия Смирягина, а затем и дом князей Мещерских. Здесь в сопровождении хозяев Преосвященный начал рассматривать прекрасные картины, в большом количестве собранные в этом доме, а потом обошел и всю их усадьбу – довольно значительную по величине, любуясь прекрасным видом на реку Вазузу, огибающую усадьбу князей Мещерских полукругом или лучше дугою, отчего вероятно получило название и само село. Церковнослужители: 1781-1785 гг. - диакон Георгий Михайлович Чистяков; 1789 г. – протоиерей Василий Навроцкий; до 1808 г.– диакон Алексей Ширяев; 1800 г.– протоиерей Адриан Ковалев; 1830 – 1840 гг.– пономарь Петр Лабутин; 1830 – 1890 гг.– протоиерей Василий Иванович Смирягин; до 1886 г. – диакон Иоанн Оглоблин; 1887 – 1891 гг.– диакон Петр Назаревский; 1903 г.– священник Григорий Евдокимович Ковалев. С начала XIX века в дугинской церкви служил протоиерей Адриан Ковалев, о назначении которого «лично хлопотал» Никита Петрович Панин - камергер и генерал-майор. Особое уважение у князей Мещерских имел Протоиерей Василий Иванович Смирягин, который служил в церкви села Дугино с 1830 по 1890 год. В поздравительном адресе, поднесенном протоиерею села Дугино Василию Смирягину, по случаю исполнившегося 50-летия его служения в священническом сане, сказано: " Достопочтимый от. Протоиерей, глубокоуважаемый батюшка! Ныне исполнилось пятидесятилетие служения Вашего в сане священства и звании настоятеля нашей домовой церкви в селе Дугине. Не многим даруется столь продолжительное служение вообще, а из числа этих редких избранных много ли таких, как вы, могут озираться на прожитые полвека со светлым, радостным сознанием честно и усердно исполненного долга! Если Вам, глубокоуважаемый батюшка, провидением дарована, как награда, это высокое чувство безупречной совести, то на нас, как ближайших свидетелях и ценителях вашей деятельности, в нашем дорогом Дугине, лежит священная Обязанность свидетельствовать о заслугах ваших и посильно выразить нашу признательность. Четырем поколениям семейства нашего принесли Вы пользу благотворною вашею деятельностью. Именем незабвенного моего деда, при мирной кончине коего вы присутствовали, именем дорогих моих родителей, которые вполне ценили Вас, именем наших детей, привыкших видеть в Вас назидательный пример достойного иерея и духовного отца, наконец, от нас, сердечно Вас любящих и глубоко Вас почитающих за истинно-христианскую безупречную жизнь и деятельность, просим Вас принять глубокую душевную благодарность. По бескорыстию и скромности Вы не раз отклоняли награды, на которые, по службе, имели полное право, но мы надеемся, что Вы примете в память совершившегося пятидесятилетия служения Вашего и в знак нашей живой, сердечной благодарности складни с ликами святых, имена коих носили и носят члены четырех поколений нашего семейства. Молим Бога, да сохранит Вас на многие и многие лета, да подлинно: Поручаем себя молитвам вашим. Ваша благодарная Княгиня Мария Мещерская. Глубоко Вас уважающий и сердечно преданный Князь Николай Мещерский. Село Дугино, 15 ноября 1883 года". Тайный советник князь Николай Петрович Мещерский и супруга его Мария Александровна, вместе с адресом, 14 декабря 1883 года, Протоиерею Василию Смирягину поднесли серебряный складень из трех частей, высотой 5 вершков и шириной 9 вершков. Надпись на складне на верхней стороне: " 1833 г. ДУГИНО 1883 г. Высокочтимому и достолюбезному отцу протоиерею Василию Ивановичу Смирягину, настоятелю Дугинской церкви, в память совершившегося в сем 1883 году пятидесятилетия его служения". Надпись на нижней стороне складня: "В знак глубокой благодарности от Княгини Марии Александровны Мещерской, урожденной Графини Паниной, Князя Николая Петровича Мещерского и детей их Князей – Александра и Петра и Княжен Александры, Марии, Софии, Веры и Наталии". Описание складня: "Внутри складня в древнем Византийском стиле изображены лики святых, имена коих носили их прадеды, деды, отцы и теперешнее молодое поколение – при которых служил и служит в Дугинской домовой церкви протоиерей Василий Смирягин. В средней части, вверху, изображена Пресвятая Троица в виде трех Ангелов. В середине между ликами святых изображен святитель Василий Великий, в фелони крещатой, в омофоре, с Евангелием в левой Руке, а правая благословляющею означена". К 1924 году храм закрыли. В церкви была расположена библиотека и изба–читальня до начала Великой Отечественной войны, а в годы оккупации немцы устроили в ней казино. В 1943 году церковь была разрушена.
Фотография церкви в Дугино, 1943 год.
***** В конце 2017 года в селе Дугино был построен и освящен новый небольшой каменный храм в честь Святой Троицы. 30 декабря 2017 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, Преосвященнейший Сергий епископ Вяземский и Гагаринский совершил чин малого освящения храма в честь Святой Троицы в д. Дугино Сычевского благочиния. Его Преосвященству сослужили: благочинный Вяземского округа протоиерей Валерий (Калинин), благочинный Сычевского округа протоиерей Анатолий (Чайкин), настоятель Преображенского храма с. Мольгино иерей Иоанн (Океанов), дьяконы. Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Благовещенского храма г. Сычевки. 28 мая 2018 года, в день Святого Духа, Преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский, совершил чин великого освящения престола храма в честь Святой Троицы в селе Дугино Сычевского благочиния. Его Преосвященству сослужили: секретарь Вяземской епархии протоиерей Валерий (Калинин); благочинный Сычевского округа митрофорный протоиерей Анатолий (Чайкин); настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Новодугино иерей Сергий Первушин; настоятель храма в честь Покрова Божией матери деревни Болшево иерей Павел Ковалев. Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей (Дергачёв- Белошецкий). Праздничные песнопения звучали в исполнении хора Благовещенского храма под руководством регента Анастасии Чайкиной. После великого освящения престола храма Преосвященный епископ Сергий совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоустого. По завершению Литургии владыка Сергий обратился к присутствующим с архипастырским словом, поздравив с днём Святого Духа и освящением престола храма. Преосвященный Владыка Сергий вручил Патриаршую медаль "В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви" благочинному Сычевского благочиния митрофорному протоиерею Анатолию Чайкину.
Фотография церкви в Дугино наше время
Строительство новой Церкви. Дугино, год 2023
Источники: 1. А.В. Чекмарев “Усадьба Дугино Паниных” (РГАДА. Ф.1274. Оп.1. Е.х. 1077; 2. РГАДА. Ф. 1378. Оп. 1. Е.х.840; Д.К. Валявин. П.А. Румянцев-Задунайский и его усадьба Троицкое-Кайнарджи. // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып.5 (21). М., 1999. С.289-299; И.Г. Георги в своем описании Петербурга упоминает дом Н.И.Панина, построенный Ю.М. Фельтеном. Возможно, Фельтену заказывался и проект дугинской церкви, хотя документально об этом не известно. См: И.Г.Георги. Указ. Соч. С.423; См: Е.И.Кириченко. Михаил Быковский. М., 1988. С. 168.) 3. А.С. Полищук “Усадьба Дугино, журнал "Смоленское дворянство" №10, 2010 год. 4. А.Е. Баранов (ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д. З, 1780). 5. ГИМ, ОПИ, Ф.4, оп.2, д. 112. 6. https://www.vyazmaeparh.ru/news.html/2018/05/28/the-great-consecration-of-the-altar-of-the-temple-in-honor-of-the-holy-trinity-with-dugino-sychevskiy-deanery.html 7. Книга переписная вяземским дворцовым волостям переписи Романа Федоровича Бабарыкина да подьячего Петра Титова 154 (1646) года (РГАДА фонд 1209 оп1 ч.1 ед.хр. 10813) 8. Книга переписная дворцовых земель Вяземского уезда переписи В.Богданова 25 мая 172 (1664) года (РГАДА фонд 1209 оп1 ч.1) 9. Книга переписная вяземским дворцовым волостям переписи Петра Лихарева да подьячего Якова Незамаева 186 (1678) года (РГАДА фонд 1209 оп1 ч.1 ед.хр. 10811) 10. Ландрантная книга Вяземского уезда (РГАДА фонд 350 оп.1 д.96) 11. Книга вяземского уезда Артемья Рчинова 174 и 175 годов дворцовым волостям.
Материал в группе разместила Т.В. Кочанова (Логинова)
ДУГИНО и ДУГИНЦЫ
КАКОЙ ранее БЫЛА ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ДУГИНО
В настоящее время в д. ДУГИНО Сычевского района Смоленской области ведутся работы по воссозданию в прежнем виде церкви во имя Святой Живоначальной Троицы графов Паниных.
О чем говорится в документах про эту Церковь...
Первая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы в Дугино была построена в 1692 году при боярине Федоре Петровиче Салтыкове.
В 1777 году, при владении имением графом Никитой Ивановичем Паниным, начали строить новую каменную Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В августе 1777 г. последовал Указ Синода по представлению Смоленского епископа Парфентия «о построении по прошению графа Никиты Ивановича Панина в приходе села Хотькова в сельце Дугине вновь каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с тем, что при оной церкви быть больнице и гошпитали и как для службы Божией в церкви так и для надзирания оных об определении на собственное содержание священника ученого». Строительство незамедлительно началось, и уже с 1780 года село называется Троицкое, и Дугино тоже.
Каменный храм в стиле классицизма в честь Святой Троицы с престолом Троицы Живоначальной, с двумя колокольнями в имении Дугино построили на средства графа Никиты Ивановича Панина. Освятили 4 августа 1781 года. В начале 1780-х гг. в церкви еще шли отделочные работы, что можно проследить по описям вещей, отправляемых в Дугино. Так, в 1782 г. туда привезли ящик «… во оном резное украшение, которое должно быть постановлено в церкви над царскими дверьми с моделью как его установить», кроме этого упоминаются доставленные «двенадцать апостолов».
После смерти Никиты Ивановича Панина его брат Петр Иванович Панин устраивает в храме придел во имя мученика Никиты, поэтому село иногда стали называть Никитским, а всю вотчину Никитской или Никитенской. Позже, в 1787 году П.И.Панин велит управителю “отыскать дугинской церкви фасад и план и переслать ему в Москву”.
Находилась усадебная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы возле въездных ворот в усадьбу Дугино, которые представляли собой подобие трехпролетной арки, фланкированной двумя невысокими башнеобразными сторожками–кордегардиями. По своей архитектуре он напоминал сохранившийся в наше время храм в селе Липецы Новодугинского района Смоленской области. В настоящее время на месте, где находилась церковь, установлен обелиск (стела) в честь погибших воинов -дугинцев во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В отделе письменных источников Государственного исторического Музея (ОПИ ГИМ) сохранилось описание церкви во имя Святой Троицы в селе Дугино за 1815 год: “ Церковь каменная, извне оштукатурена, внутри стены подведены на манер мрамора, покрыта листовым железом и крыша выкрашена зеленою краской. С двумя колокольнями, колоколов больших -4, колоколов малых- 4. Снаружи церковь выкрашена желтым и белым цветом. Устроена в 1781 году. Длиной 26 аршин, шириной 15 аршин”. Настоящим же украшением храма, его оригинальной задумкой, еще раз подтверждающей мысль об участии большого мастера, было решение алтаря — арочной ниши, замыкавшейся в глубине напряженно, по–барочному изогнутой стеной. В алтаре: “ от Горнего места до престола – 2 аршина 2 вершка. От престола до Царских врат -2 аршина 2 вершка. С южной и северной стороны до престола по 3 аршина. Престол и жертвенник из дубового дерева. На престоле жертвенников – срачица полотняная, одежда перувияновая, подшита желтой крашеницей. Покрывало на престол перувияновое подбито желтой крашеницей. Евангелие большое в серебряном окладе, вызолочено. Листы Евангелие обложены красным триполем с серебряными Евангелистами, которые вызолочены. Евангелие не большое, обложено зеленым бархатом, Евангелисты на нем серебряные”. Необычен был иконостас, который состоял “ из двух полукруглых колонн с двумя боковыми дверями хорошей зодческой работы, весь вызолочен червонным золотом, на двух колоннах по три херувимы резные вызолоченные. На иконостасе находились образа: по правой стороне Царских врат - образ Живоначальной Троицы, на левой – Богородицы с младенцем. На правой Северной двери – изображение Ветхого Завета. На Левой стороне – изображение Богоматери. Над Царскими вратами – Тайная Вечери. На Царских вратах – образ Благовещение Пресвятой Богородицы и внизу – четыре Евангелиста, вверху – Тайная Вечери. Плащаница на тафте – крест с рукояткой живописной росписи Христа.
Образа. Образ воскресшего Христа, писанный на холсте в железной раме. Образ нерукотворного Господа нашего Иисуса Христа, писанный на кипарисе в серебряном окладе, по краям с позолотою, на окладе 3 камня. Образ алебастровый – изображение Иерусалимского храма за стеклом. Образ положение Честной ризы Пресвятой Богородицы. Образ рождества Пресвятой Богородицы на холсте в черной раме. Образ Пресвятой Богородицы, называемой Ченстоховской, поля по венцам серебряные, вызолочены с рукояткою. Образ Пресвятой Богородицы Иверской на тике, поля серебряные вызолоченные. Образ Успения Пресвятой Богородицы с мощами. Образ Успения Пресвятой Богородицы без мощей. Образ Успение Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе с мощами. Образ Святого Дмитрия Ростовского в вызолоченной раме. Образ Святого Дмитрия на холсте в белой раме. Образ преподобного Нила Столбенского. Образ Святых Угодников Печерских, писанный на кипарисе. Образ Ростовских чудотворцев ”.
Сохранилось еще одно краткое описание Троицкой церкви в Дугино за 1878 год в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА): « …храм каменный оштукатуренный и выбеленный, крытый железом, длиною 11 сажень 3/4 аршин, шириною 5 и 1/2 сажень, колокольная каменная оштукатуренная и выбеленная с двумя шпилями обитыми жестью, длиною лицевая сторона 7 сажень 2 аршина, другая 2 и 1/2 сажень, при ней колоколов больших 2, малых 3, часы с двумя циферблатами, при часах колокол».
Из двух описаний церкви в Дугино можно заметить, что она с годами перестраивалась, добавлялся различный внешний и внутренний архитектурный декор, менялось количество колоколов на колокольнях и т.д.
Это была купольная ротонда с примыкающей с запада двухколоколенной папертью — храм той особой типологии, что сложилась в церковном строительстве екатерининского окружения в 1770-1790-е гг. Архитектура храма выразительна и решена в ясных и благородных формах классицизма. Лаконизм наружного убранства при полном отсутствии характерных для 1770-х гг. декоративных украшений на фасадах позволяет видеть здесь скорое приближение строгого классицизма — следующего этапа в развитии стиля. Пластическими аккордами фасадов являются красиво прорисованные двухколонные тосканские портики. Возможно, первоначальный замысел был искажен в процессе строительства, поскольку непропорционально вытянутые завершения колоколен и заметная упрощенность их трактовки явно диссонируют с объемом самой ротонды. Интерьер церкви, судя по фотографиям, производил более сильное и целостное впечатление. На фоне белого круга стен четко читался темный пояс профилированного карниза. Венчающую полусферу купола покрывала кессонированная роспись. Настоящим же украшением храма, его оригинальной задумкой, еще раз подтверждающей мысль об участии большого мастера, было решение алтаря — арочной ниши, замыкавшейся в глубине изогнутой стеной. Четыре коринфских колоны, раскрепованный антаблемент и динамичная живопись в конхе с Новозаветной Троицей в окружении облаков и летящих ангелов довершали оформление этой поистине барочной капеллы, искусно включенной в классически строгое ротондальное пространство. Необычен был и низкий иконостас в виде двух цилиндрических тумб с неписаными на них образами по сторонам Царских врат и скульптурными ангелами и распятием наверху.
Сложно предположить, кто мог являться автором проекта дугинской церкви. Ее заказчик имел все возможности привлечь к своим замыслам самых знаменитых столичных зодчих. Очевидно, проект был прислан из Петербурга. Возможно, Ю.М. Фельтену заказывался проект дугинской церкви, который построил дом Н.И. Панину в Петербурге, хотя документально об этом не известно. Церковь служила одновременно усыпальницей нескольких поколений рода дворян и графов Паниных. Среди них генерал–поручик Иван Васильевич Панин (1673–1736), его жена Аграфена Васильевна (1688–1753), их дочь Анна Ивановна, в замужестве Неплюева (1717–1745), генерал–аншеф и кавалер граф Петр Иванович Панин (1721–1789), действительный тайный советник, действительный камергер и кавалер граф Никита Петрович Панин (1770–1837), князь Николай Петрович Мещерский (1829–1894), княгиня Мария Александровна Мещерская, урожденная Панина (1830–1903).
Предполагавшиеся в синодском указе больница и «гошпиталь» при церкви, построили тогда же неподалеку от храма. От середины XIX века дошел план больничного здания в виде каре внушительных размеров, каменного, с колонным портиком. Было ли это здание XVIII века или построенное позже, судить трудно. Сама больница давно разрушена. Ее изображений найти не удалось. Петр Иванович Панин очень ревностно относился к состоянию только что построенного Троицкого храма, неоднократно напоминая управителю чтоб «все при начале починивалось». Он по праву считал эту церковь главной в своих земельных владениях, существующей исключительно для потребностей владельцев. Так, в апреле 1787 года, он строго указывал управителю, что «хотя теперь уже светлая неделя миновала, но на будущей подобной случай под винные выставки мест в селе Дугине и сельце Левшине отнюдь не отводить, объявляя мое запрещение для того, что построенная там церковь по единственной воле помещичьей только для служения в оной как в домашней ради себя собственно и ради дворовых людей и она ничем не вчислена в приходские земские церкви...». В своем завещании 1786 года он указывает «после отпевания тело отправить в село Дугино и велеть похоронить в каменной там церкви у окна позади левого крылоса». Три года спустя воля его была исполнена. В склепе этого храма 15 апреля 1789 года был погребен генерал-аншеф, участник Семилетней войны и русско-турецкой войны 1768–1874 годов, кавалер многих орденов, граф Петр Иванович Панин (1721–1789). Отпевал графа П.И. Панина настоятель этой церкви протоиерей Василий Навроцкий.
В 1890 году, Преосвященный Гурий, епископ Смоленский и Дорогобужский, посетил село Дугино. Владыка был встречен здесь местными – духовенством, приходом и владельцами князьями Мещерскими. Епископом было отмечено: " Церковь близ реки Вазузы, среди сада, каменная, с двумя колокольнями, снаружи хорошо содержится, внутри стены отполированы под мрамор, полы паркетные, чистота и порядок примерные; в алтаре все в должном виде; особенно замечательно евангелие большого формата с богатыми украшениями, издания при царях Иоанне и Петре Алексеевичах; в церкви имеются памятники над погребенными здесь, так как эта церковь домовая, устроенная графами Паниными". После молебна, многолетия и вечной памяти усопших, Преосвященный Владыка сказал речь, в которой выразил, что “ храм этот так благоустроен и благолепен, что остается только молиться в нем усердно как о строителях, так и о благоукрасителях его, а затем – о прощении своих согрешений и о добрых и полезных душам нашим”. Его Преосвященство благословил всех, посетил квартиру достоуважаемого, 87 летнего, более 60-ти лет священствующего, старца – протоиерея Василия Смирягина, а затем и дом князей Мещерских. Здесь в сопровождении хозяев Преосвященный начал рассматривать прекрасные картины, в большом количестве собранные в этом доме, а потом обошел и всю их усадьбу – довольно значительную по величине, любуясь прекрасным видом на реку Вазузу, огибающую усадьбу князей Мещерских полукругом или лучше дугою, отчего вероятно получило название и само село.
Церковнослужители: 1781-1785 гг. - диакон Георгий Михайлович Чистяков; 1789 г. – протоиерей Василий Навроцкий; до 1808 г.– диакон Алексей Ширяев; 1800 г.– протоиерей Адриан Ковалев; 1830 – 1840 гг.– пономарь Петр Лабутин; 1830 – 1890 гг.– протоиерей Василий Иванович Смирягин; до 1886 г. – диакон Иоанн Оглоблин; 1887 – 1891 гг.– диакон Петр Назаревский; 1903 г.– священник Григорий Евдокимович Ковалев.
С начала XIX века в дугинской церкви служил протоиерей Адриан Ковалев, о назначении которого «лично хлопотал» Никита Петрович Панин - камергер и генерал-майор.
Особое уважение у князей Мещерских имел Протоиерей Василий Иванович Смирягин, который служил в церкви села Дугино с 1830 по 1890 год. В поздравительном адресе, поднесенном протоиерею села Дугино Василию Смирягину, по случаю исполнившегося 50-летия его служения в священническом сане, сказано:
" Достопочтимый от. Протоиерей, глубокоуважаемый батюшка!
Ныне исполнилось пятидесятилетие служения Вашего в сане священства и звании настоятеля нашей домовой церкви в селе Дугине. Не многим даруется столь продолжительное служение вообще, а из числа этих редких избранных много ли таких, как вы, могут озираться на прожитые полвека со светлым, радостным сознанием честно и усердно исполненного долга! Если Вам, глубокоуважаемый батюшка, провидением дарована, как награда, это высокое чувство безупречной совести, то на нас, как ближайших свидетелях и ценителях вашей деятельности, в нашем дорогом Дугине, лежит священная Обязанность свидетельствовать о заслугах ваших и посильно выразить нашу признательность. Четырем поколениям семейства нашего принесли Вы пользу благотворною вашею деятельностью. Именем незабвенного моего деда, при мирной кончине коего вы присутствовали, именем дорогих моих родителей, которые вполне ценили Вас, именем наших детей, привыкших видеть в Вас назидательный пример достойного иерея и духовного отца, наконец, от нас, сердечно Вас любящих и глубоко Вас почитающих за истинно-христианскую безупречную жизнь и деятельность, просим Вас принять глубокую душевную благодарность. По бескорыстию и скромности Вы не раз отклоняли награды, на которые, по службе, имели полное право, но мы надеемся, что Вы примете в память совершившегося пятидесятилетия служения Вашего и в знак нашей живой, сердечной благодарности складни с ликами святых, имена коих носили и носят члены четырех поколений нашего семейства. Молим Бога, да сохранит Вас на многие и многие лета, да подлинно: Поручаем себя молитвам вашим.
Ваша благодарная Княгиня Мария Мещерская. Глубоко Вас уважающий и сердечно преданный Князь Николай Мещерский. Село Дугино, 15 ноября 1883 года".
Тайный советник князь Николай Петрович Мещерский и супруга его Мария Александровна, вместе с адресом, 14 декабря 1883 года, Протоиерею Василию Смирягину поднесли серебряный складень из трех частей, высотой 5 вершков и шириной 9 вершков. Надпись на складне на верхней стороне: " 1833 г. ДУГИНО 1883 г. Высокочтимому и достолюбезному отцу протоиерею Василию Ивановичу Смирягину, настоятелю Дугинской церкви, в память совершившегося в сем 1883 году пятидесятилетия его служения".
Надпись на нижней стороне складня: "В знак глубокой благодарности от Княгини Марии Александровны Мещерской, урожденной Графини Паниной, Князя Николая Петровича Мещерского и детей их Князей – Александра и Петра и Княжен Александры, Марии, Софии, Веры и Наталии".
Описание складня: "Внутри складня в древнем Византийском стиле изображены лики святых, имена коих носили их прадеды, деды, отцы и теперешнее молодое поколение – при которых служил и служит в Дугинской домовой церкви протоиерей Василий Смирягин.
В средней части, вверху, изображена Пресвятая Троица в виде трех Ангелов. В середине между ликами святых изображен святитель Василий Великий, в фелони крещатой, в омофоре, с Евангелием в левой Руке, а правая благословляющею означена".
К 1924 году храм закрыли. В церкви была расположена библиотека и изба–читальня до начала Великой Отечественной войны, а в годы оккупации немцы устроили в ней казино. В 1943 году церковь была разрушена.
*****
В конце 2017 года в селе Дугино был построен и освящен новый небольшой каменный храм в честь Святой Троицы.
30 декабря 2017 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, Преосвященнейший Сергий епископ Вяземский и Гагаринский совершил чин малого освящения храма в честь Святой Троицы в д. Дугино Сычевского благочиния. Его Преосвященству сослужили: благочинный Вяземского округа протоиерей Валерий (Калинин), благочинный Сычевского округа протоиерей Анатолий (Чайкин), настоятель Преображенского храма с. Мольгино иерей Иоанн (Океанов), дьяконы. Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Благовещенского храма г. Сычевки.
28 мая 2018 года, в день Святого Духа, Преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский, совершил чин великого освящения престола храма в честь Святой Троицы в селе Дугино Сычевского благочиния. Его Преосвященству сослужили: секретарь Вяземской епархии протоиерей Валерий (Калинин); благочинный Сычевского округа митрофорный протоиерей Анатолий (Чайкин); настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Новодугино иерей Сергий Первушин; настоятель храма в честь Покрова Божией матери деревни Болшево иерей Павел Ковалев.
Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей (Дергачёв- Белошецкий). Праздничные песнопения звучали в исполнении хора Благовещенского храма под руководством регента Анастасии Чайкиной. После великого освящения престола храма Преосвященный епископ Сергий совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоустого. По завершению Литургии владыка Сергий обратился к присутствующим с архипастырским словом, поздравив с днём Святого Духа и освящением престола храма. Преосвященный Владыка Сергий вручил Патриаршую медаль "В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви" благочинному Сычевского благочиния митрофорному протоиерею Анатолию Чайкину.
Источники:
1. А.В. Чекмарев “Усадьба Дугино Паниных” (РГАДА. Ф.1274. Оп.1. Е.х. 1077;
2. РГАДА. Ф. 1378. Оп. 1. Е.х.840; Д.К. Валявин. П.А. Румянцев-Задунайский и его усадьба Троицкое-Кайнарджи. // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып.5 (21). М., 1999. С.289-299;
И.Г. Георги в своем описании Петербурга упоминает дом Н.И.Панина, построенный Ю.М. Фельтеном. Возможно, Фельтену заказывался и проект дугинской церкви, хотя документально об этом не известно. См: И.Г.Георги. Указ. Соч. С.423;
См: Е.И.Кириченко. Михаил Быковский. М., 1988. С. 168.)
3. А.С. Полищук “Усадьба Дугино, журнал "Смоленское дворянство" №10, 2010 год.
4. А.Е. Баранов (ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д. З, 1780).
5. ГИМ, ОПИ, Ф.4, оп.2, д. 112.
6. https://www.vyazmaeparh.ru/news.html/2018/05/28/the-great-consecration-of-the-altar-of-the-temple-in-honor-of-the-holy-trinity-with-dugino-sychevskiy-deanery.html
7. Книга переписная вяземским дворцовым волостям переписи Романа Федоровича Бабарыкина да подьячего Петра Титова 154 (1646) года (РГАДА фонд 1209 оп1 ч.1 ед.хр. 10813)
8. Книга переписная дворцовых земель Вяземского уезда
переписи В.Богданова 25 мая 172 (1664) года (РГАДА фонд 1209 оп1 ч.1)
9. Книга переписная вяземским дворцовым волостям переписи
Петра Лихарева да подьячего Якова Незамаева 186 (1678) года (РГАДА фонд 1209 оп1 ч.1 ед.хр. 10811)
10. Ландрантная книга Вяземского уезда (РГАДА фонд 350 оп.1 д.96)
11. Книга вяземского уезда Артемья Рчинова 174 и 175 годов дворцовым волостям.
Материал в группе разместила Т.В. Кочанова (Логинова)