ПЯТЕРКА

Число человека и квинтэссенции.
Пятерка является числом человека, потому что, как это ясно видно на изображениях, сделанных Леонардо да Винчи и Бальдассаром Перуцци, наше тело весьма напоминает пятиконечную звезду. Наши четыре конечности соответствуют четырем элементам, а голова символизирует quinta essentia — нечто таинственное, невидимый пятый элемент, присущий только человеку. Ко всему прочему, у нас есть пять чувств и пять пальцев на каждой руке: чтобы охватывать действительность (4) и ощущать ее (5). Согласно античному учению, все сотворенное в мире состоит из четырех элементов: Огня, Земли, Воздуха и Воды. Но при этом существует еще один, пятый, невидимый элемент. Он является сущностью, значением и мыслью, которая сокрыта в творении, и связывает между собой дух и материю, так что они являются двумя сторонами одной медали. Этот смысл способен постичь только человек. Аристотель называл пятый элемент Этер, а алхимики использовали понятие Quintessenz. Эта таинственная точка, «высшая» позиция, символизируется вершиной пирамиды, вершиной, соединяющей друг с другом на высшем уровне четыре угла, равно как и четыре элемента. Подобное мы видим в сакральных строениях, когда в так называемом средокрестии перед алтарем расположены четыре угловые колонны с фигурами, изображениями или знаками четырех евангелистов. Это пространство символически представляет собой земную действительность, а святые на колоннах словно стремятся поднять человека ввысь, в середину купола, где оси пересекаются и образуют точку квинтэссенции. Изображение Всевышнего, например в виде голубя как символа Святого Духа, агнца как символа Христа или просто отверстие, через которое падает свет, — все это указания на невидимого Бога. Подобная же символика «зашифрована» на многих фресках, церковных витражах, алтарных картинах и других изображениях, в центре которых расположен Христос в окружении четырех евангелистов. На гербе розенкрейцеров пяти лепестковая роза расцвела в точке квинтэссенции креста, и, естественно, пять чудес, сотворенных Христом, также относятся к этому кругу символов. Тибетский буддизм связан с той же символикой. Бесчисленные мандалы изображают в центре символ совершенства, в котором объединены четыре принципа. Пятиконечная звезда также символизирует, что человек обеими ногами стоит на земле, в то время как его голова устремлена в небеса. Он объединяет в себе Дух как единственное создание Божие (небо) и природу (земля). Внутри каждой пятиконечной звезды находится пятиугольник, в котором опять содержится пятиконечная звезда, вновь заключающая в себе пятиугольник. Эта модель, которая может быть либо уменьшена, либо увеличена, без изменения своей структуры, иллюстрирует герметический закон: макрокосмос равен микрокосмосу. Если человек способен, так сказать, духовно погрузиться в эту фигуру и идентифицировать самое себя с пятиконечной звездой, то при помощи этой модели он может выйти за пределы физического тела и ощутить себя микроскопическим существом или, напротив, познать себя как макроскопическую величину, например, в звездной конфигурации гороскопа рождения на небе. Так пятиконечная звезда стала символом людей, сознательно соединяющих себя с космическим целым. Естественно, квинтэссенция не лежит на поверхности. Смысл заключен в центре, неизменном, независимо от величины пятиконечной звезды. Та особая роль, которую мы играем в акте творения, теснейшим образом связана и с весьма значительными особенностями, типичными только для людей. Мы — единственные существа, которые могут действовать вопреки собственной природе. Поэтому только у нас есть свобода выбора. Только мы знакомы с критериями добра и зла, добродетели и греха, благородного и низкого. Только мы можем брать на себя ответственность за свои поступки. Пятерка в христианской символике нередко отождествляется с греховной человеческой природой, потому что олицетворяет пять чувств, ввергающих нас в разно образные грехи. Пятиконечная звезда, перевернутая вершиной вниз, считается символом зла. Ее называют стопой друидов и практически отождествляют с черной магией. Такая символика тесно связана с патриархальными ценностями. Она констатирует, четко и просто: Верх, Отец, Небо, Дух = хорошо; Низ, Мать, Земля, Тело = плохо. Имеется, правда, более симпатичное объяснение этого амбивалентного значения. Направленные вверх острия пентаграммы показывают, что человек стремится к единству, к преодолению собственной раздвоенности. Напротив, перевернутая пентаграмма имеет два острия, свидетельствующих о потере целостности, разладе и противоречиях. Вот почему в средневековье Единорог был символом Христа, в то время как Дьявол, разрушающий единство и целостность (греч. diaballein), как известно, изображается с двумя рогами, устремленные вверх острия которых мы вновь находим в изображении перевернутой пятиконечной звезды. В этой связи можно вспомнить библейскую историю о пяти умных и пяти глупых девицах (Мф. 25 : 1-13). Данные персонажи символизируют пять чувств, которые мы можем использовать по-разному: «умно» или «глупо». Пять умных девиц соответствуют пятиконечной звезде с острием, направленным вверх, глупые — перевернутой звезде. Так пятиконечная звезда показывает, что мы, люди, наделены свободой воли, способны сами выбирать, служить нам добру или злу. В любом случае, данное различие вовсе не так однозначно и просто: все-таки человек, творя зло, делает это не настолько же радостно и охотно, как действуя во имя добра. Символика пятиконечной звезды заключена также на фреске «Воскресение Христово», находящейся в Изенгеймском алтаре, где Христос покидает мир полярностей и возносится в совершенный круг Солнца, открывая тем самым людям путь из грешного мира в Рай. Подобно трезубцу, голова и руки Христа (божественная тройка) находятся уже в пространстве круга, в то время как обе ноги только покидают мир полярностей. Религиозно значимое число пятерка присутствует и в исламе, где муэдзин ежедневно призывает верующих пять раз обратиться к Мекке, чтобы пять раз вознести молитвы. То, что пентаграмма в мире магии является могущественным знаком, при помощи которого можно заклинать и налагать проклятия, определенно говорит о ее «черно-белом» значении. Там она именуется пылающей звездой и является символом власти, которому подчиняются духи стихий. Поэтому она олицетворяет овладение четырьмя стихиями посредством силы Духа и является к тому же защитным символом, вовнутрь которого маги не в состоянии проникнуть с помощью своих заклинаний и обращения к враждебным силам.
Венера на протяжении восьми лет пять раз достигает очередной точки над земной поверхностью и, таким образом, все время рисует над Землей новую пятиконечную звезду — защитный знак, вполне способный оградить всех нас от зла. Но Венера, в отличие от Земли, не знает добавочных дней високосного года, из-за чего пятая конъюнкция не точна на два дня, и пятиконечная звезда остается не замкнутой. Гете увидел эту маленькую брешь, через которую зло проникает в наш мир. Через такую брешь Мефистофель, в образе пуделя, смог проникнуть в лабораторию, хотя Фауст считал себя защищенным знаком пятиконечной звезды, изображенным на входной двери. Но пентаграмма была нарисована не точно.
Мефистофель объяснил Фаусту:
Изволили ее вы плохо начертить,
И промежуток в уголку остался,
Там, у дверей, — и я свободно мог вскочить*.
ФАУСТ
Итак, пятерка олицетворяет наши чувства. А то, в каком направлении ориентирована пятиконечная звезда, чрезвычайно значимо. Неслучайно слова «чувство» и «направление» во многих языках звучат одинаково. На английском, французском, итальянском и испанском языках sense/senso означает как чувство, так и направление. Мы, имея в виду поворот направо, говорим о «направлении по часовой стрелке». Идея поиска и нахождения смысла, связанная с пятеркой, выражена во многих произведениях искусства. Такова, например, картина мистика Уильяма Блейка, на которой изображено, как Адам дает имена зверям. На заднем плане — сюжет библейской истории (Быт. 2 : 19) о том, как Бог поручил Адаму дать имена всему сотворенному Им. Благодаря номинации изначально выражались наиболее существенные особенности называемых предметов и явлений, а древнееврейское слово «Адам» переводится как «человек». Соответственно, в Библии повествуется о важнейшем поручении Бога, данном человеку: понять суть и смысл творения и присвоить сотворенному имена в соответствии с этим пониманием. Вот почему Блейк связывает этот момент с жестом руки Адама. Такой жест лишь при весьма поверхностном толковании можно отождествить с двойкой. В англосаксонских странах двойку, действительно, изображают при помощи указательного и среднего пальцев, однако жест Адама на картине Блейка, согласно древнему языку жестов, означает пятерку в том же начертании, что и римская цифра V. В Таро пятерка олицетворяется Высшим Священником (Иерофантом) — представителем религии. Это слово происходит от латинского religare, что может пониматься как «возвращение к утраченному смыслу». На то, как и где мы можем найти этот смысл, указывает благословляющая рука Высшего Священника: поднятый палец означает очевидное, а загнутые пальцы символизируют скрытое. Только тот, кто одновременно обратит внимание на оба знака, — на видимое и невидимое, на сознательное и бессознательное, земное и потустороннее, экзотерическое и эзотерическое, — найдет и поймет суть. Противоположность этому демонстрирует карта Дьявола, который носит на голове «стопу друидов» и дает понять пятью раскрытыми пальцами своей руки, что нет ничего сокровенного, а все поиски тайного смысла бесполезны и тщетны. К пятерке можно относиться по-разному. Например, попросту ее игнорировать. Ведь если смысл невидим и не может быть доказан, то его можно с легким сердцем отрицать. И без религии идут дела в мире, а пашня приносит свои плоды, даже если не возносятся молитвы и не совершаются никакие ритуалы, умножающие плодородие. Поэтому иногда пятерка бывает так же избыточна, как пятое колесо у телеги.
Существует такой геометрический феномен, исполненный глубокого смысла. Геометрия издавна знает пять фигур, которые являются совершенно гармоничными, так как состоят из равносторонних поверхностей. Их еще называют фигурами Платона. Они символизируют пять элементов, и в основе построения каждой из этих фигур имеются три значимых числа — божественная тройка, земная четверка и пятерка как число человека. В поисках гармонии, заложенной в основу нашего мироздания, Иоганн Кеплер экспериментировал с этими числами.
Он создал модель, в которой соединил эти фигуры друг с другом таким образом, что каждая из них окружена сферой, от наименьшей до наибольшей. Получилось шесть сфер, которые окружают фигуры и заполнены ими. Если рассчитать соотношение расстояний шести сфер друг от друга, то оно соответствует расстоянию орбит шести планет нашей Солнечной системы. Образно говоря, Меркурий находится на внутренней орбите поверхности сферы, следующий круг описывает Венера, а далее последовательно Земля, Марс и Юпитер, в то время как медленно двигающийся Сатурн, как старый пограничник, кружится вокруг Солнца на внешней стороне сферы. Возможно, это ничего не доказывает, и феномен Кеплера можно рассматривать как интересный, но не имеющий существенного значения. Однако если все же подумать о том, что все эти геометрические фигуры в своей символике состоят из значимых чисел: Бог (3), Земля (4) и человек (5), что с античных времен они считались символами совершенной гармонии и — будучи помещенными одна в другую — действительно представляют модель нашей планетарной системы, напрашивается определенный вывод: здесь содержится ощутимая, но невидимая quinta essentia, скрытый смысл творения.
(Хайо Банцхаф. Математика и Душа)

ПЯТЕРКА  - 894692766896

Комментарии

Комментариев нет.