Куяш , как и Воздвиженка , принадлежал помещику Зубову .
( Старинные новости из интернета ) Куяш. (Екатеринбургского у.) «Екатеринбургская неделя» №35, 8 сентября 1887 года Куяшская школа существовала, до открытия земских учреждений, на средства помещика А. А. Зубова. Учителем был, бывший дворовый человек Зубова, А. П. Юрлов, человек тяжёлый, как и буквари и церковнославянские азбуки, по которым велось преподавание чтения, письма и первых четырёх правил арифметики. Несмотря на то, что Юрлов вбивал в головы учеников премудрость грамоты с помощью розги, которую в шутку называл берёзовой кашей, желающих учить детей своих всё-таки было много. С открытием земства, на вопрос Управы, желает ли Куяшская волость иметь школу, ответ был дан самый удовлетворительный, Куяшская волость предложила даже, кроме помещения, наём сторожа, отопление и освещение школы, тогда как другие общества ни мало не заинтересовались этим вопросом. Методы преподавания теперь более лёгкие (научиться читать по складам прежде требовалось два-три месяца, а теперь через месяц ученики читают и начинают писать). С открытием учительских семинарий и по случаю не дозволения ученикам духовных семинарий до тридцатилетнего возраста занимать священнические места, не должно быть недостатка и в подготовленных учителях. Во вновь открытую земскую школу в 1871 году учителем был определён, ученик сысертской народной школы, Александр Егорович Гребнев, преподавание пошло по звуковому способу, под наблюдением бывшего тогда в Куяше священника, уважаемого о. Павла Топоркова, дело сразу было поставлено хорошо. С отъездом о. Павла Топоркова и Гребнева помощником в Каслинскую школу в 1873 году, учителем в Куяшскую школу была назначена г-жа Чащихина, учащихся стало меньше; школа пала. С поступлением в Куяшскую школу учителя, из студентов духовной семинарии, Николая Семёновича Смородинцева, школа сразу стала в прежнее положение- мальчики и девочки сами бежали в школу « Миколаю Семёновичу» учиться, слушать рассказов и смотреть физические опыты. Жаль, что он покинул школьное дело и в 1875-ом году поступил стипендиатом Екатеринбургского земства в Казанский ветеринарный институт и теперь служить Екатеринбургскому земству ветеринарным врачём.- Прощаясь с учителем Смородинцевым, школьники все до одного плакали. После Смородинцева, учителем в Куяшскую школу поступил Александр Михайлович Пономарев, который продолжал дело Смородинцева, хотя и не с таким успехом. С 1871 года и до отъезда Смородинцева я учился с маленькими перерывами в Куяшской школе и история её, за это время, мне хорошо знакома. Самое лучшее и плодотворное влияние на учащихся школа имела за время о. Павла Топоркова с Гребневым и Николая Семёновича Смородинцева: от первого мы научились закону Божию, последний познакомил нас с отечественной, отчасти всеобщей и естественной историей в изустных рассказах, что и не входило в программу преподавания, и у других не было на это времени и охоты. Что ещё было хорошего при о. Павле и Смородинцеве, так это обучение пению русских песен и пению церковному, что не мало привлекало мальчиков в школу, а жителей в церковь. При Чащихиной школа пала, как я сказал. Ничего мы не вынесли при ней из школы. За всё это время был один только экзамен, кажется, в первый год существования земской школы. Приезжал член училищного совета, помнится, Пётр Маркович или Марк Петрович Турчанинов, похвалил нас и дал на пряники. В 1875 г. ждали члена училищного совета Русанова, но он к нам почему-то не пожаловал, так мы и вышли из школы неиспытанными бойцами. После Пономарева был учителем Михаил Константинович Горбунов, как и Смородинцев семинарист. При нём держали экзамен все мы, учившиеся при Смородинцеве. Ведя умело дело преподавания, Михаил Константинович много принёс пользы за время своего учительства и оставил по себе хорошую память, как между учениками, так и среди населения - показывал пример трудолюбия: в вакат сам работал на кузнице, пахал и сеял хлеб. Жаль, что по каким-то недоразумениям с земской управой, ему пришлось отказаться и оставить свою плодотворную деятельность. Теперь учительствует бывшая помощница Горбунова, дочь местного Куяшского торговца, П. М. 3-ва, мало подготовленная к такой трудной обязанности – как обязанность учителя. Учеников мало и то только Куяшские, из окрестных деревень нет. Крестьяне недовольны и отказываются от вспомоществования училищу, так что на 1887 год волостному старшине едва удалось их уговорить и то только в тех видах не отказали, что, может быть, земство назначить другого учителя в школу. Чтобы быть учителем, нужно к этому подготовку, образование, любовь к делу, а не имение только в виду ежемесячного получения жалованья. Я слышал, что Куяшское волостное правление ходатайствовало, от лица схода, о замене 3-ой другим учителем, но ходатайство это осталось гласом вопиющего в пустыне. Неужели крестьяне не вправе за свои трудовые гроши, которые они платят на народное образование, просить хлеба вместо камня. Ведь, что для богатых классов университет, то для крестьян народная школа! В 1884 году земство, в виде опыта, построило в Куяше помещение для школы из саманного кирпича, постройка была поручена смотрителю земледелия Пестрякову, как опыт показал, человеку мало знакомому с этим делом, денег потрачено много, а помещение ни куда не годится. Мало того, что пропали земские деньги и у крестьян отбили охоту строить из саманного кирпича, а при дороговизне леса, замена его саманным кирпичом весьма желательна, как по дешевизне кирпича, так и по безопасности от пожаров. Кто раньше жил или проезжал Куяшем, тот найдёт теперь большую перемену - прежних хороших построек и в помине нет, а построены после пожаров лачуги - землянки. Некоторые из крестьян Куяшской волости, в виду дорогой премии за страхование, поговаривают о замене соломенных крыш соломенно-ковровыми изобретения Красноуфимского реального училища. С жатьем хлеба кончают - на корню осталось очень мало. Все едят свежий хлеб. По случаю бывшего ныне недосева и порчи хлебов червяком, на еду не хватить, а на посев всецело придётся покупать и тем более, что в хлебозапасных общественных магазинах нет ни зерна. В смежном Каслинском заводе, несмотря на подвоз свежего хлеба, цены высокие: мука пшеничная 1 рубль и 1.10 к., ржаная 55 и 60 к. Старожил. Смородинцев Николай Семёнович (1852-1927). Ветеринарный врач, краевед, просветитель, знакомый семьи Бажовых по Сысерти. Родился в с. Юшковском Свердл. окр. Окончил Пермскую духовную семинарнию, где учился одновременно с Д. Н. Маминым-Сибиряком. После окончания семинарии учительствовал в с. Куяш. Крутым поворотом в жизни С. становится поступление в Қазанский ветеринарный ин-т. С 1879 он - ветеринарный врач Невьянского р-на, затем Екатеринбург. ветеринарный врач. С. - автор большого числа брошюр, рекомендаций, листовок по ветеринарно-санитарным вопросам, а также по вопросам общественного благоустройства; печатался в «Екатеринбургской газете», в газ. «Зауральский край», «Голос Урала», «Уральский край», подписывался: «Врач Н. С.», «Н. Смородинцев». По воспоминаниям самого П.П.Бажова и его близких, С. помог родителям Павла Петровича определить сына в Екатеринбург. духовное училище. В повести П.П.Бажова «Дальнее - близкое» Cмородинцев под фамилией Алчевский показан в своей повседневной практической деятельности и в общении с редактором «Екатеринбургской газеты» П. Галкиным. (Л. Слобожанинова «Бажовская энциклопедия») … Преподаватель земской школы с первых месяцев обучения обратил внимание на смекалку и способности Бажова, он советовал родителям обязательно отдавать сына учиться дальше. Но когда учитель узнал, что Павел знает наизусть весь томик стихов Пушкина, то показал одарённого ребёнка приятелю Николаю Смородинцеву – ветеринару из Екатеринбурга. Благодаря этому неравнодушному человеку Павел получил шанс продолжить учёбу… ….По протекции Смородинцева Бажов продолжил обучение в духовном училище Екатеринбурга. .. …Оплата за обучение в этом заведении была самой низкой в городе, тем не менее денег, чтобы снять для Павла жильё, у родителей не оказалось. На первое время его приютил у себя в доме Николай Семёнович Смородинцев. Мужчина не только предоставил мальчишке кров, но и стал в его жизни лучшим товарищем. Причём впоследствии их дружественные отношения были испытаны временем и сохранились надолго… … Немного проучившись, Павел перебрался от Николая Семёновича на съёмное общежитское жильё…
Село Воздвиженка на Синаре - озере . Продолжение .
:Виктор Каеткин - Саманец
Куяш , как и Воздвиженка , принадлежал помещику Зубову .
( Старинные новости из интернета )
Куяш. (Екатеринбургского у.) «Екатеринбургская неделя» №35, 8 сентября 1887 года
Куяшская школа существовала, до открытия земских учреждений, на средства помещика А. А. Зубова. Учителем был, бывший дворовый человек Зубова, А. П. Юрлов, человек тяжёлый, как и буквари и церковнославянские азбуки, по которым велось преподавание чтения, письма и первых четырёх правил арифметики. Несмотря на то, что Юрлов вбивал в головы учеников премудрость грамоты с помощью розги, которую в шутку называл берёзовой кашей, желающих учить детей своих всё-таки было много. С открытием земства, на вопрос Управы, желает ли Куяшская волость иметь школу, ответ был дан самый удовлетворительный, Куяшская волость предложила даже, кроме помещения, наём сторожа, отопление и освещение школы, тогда как другие общества ни мало не заинтересовались этим вопросом.
Методы преподавания теперь более лёгкие (научиться читать по складам прежде требовалось два-три месяца, а теперь через месяц ученики читают и начинают писать).
С открытием учительских семинарий и по случаю не дозволения ученикам духовных семинарий до тридцатилетнего возраста занимать священнические места, не должно быть недостатка и в подготовленных учителях.
Во вновь открытую земскую школу в 1871 году учителем был определён, ученик сысертской народной школы, Александр Егорович Гребнев, преподавание пошло по звуковому способу, под наблюдением бывшего тогда в Куяше священника, уважаемого о. Павла Топоркова, дело сразу было поставлено хорошо. С отъездом о. Павла Топоркова и Гребнева помощником в Каслинскую школу в 1873 году, учителем в Куяшскую школу была назначена г-жа Чащихина, учащихся стало меньше; школа пала.
С поступлением в Куяшскую школу учителя, из студентов духовной семинарии, Николая Семёновича Смородинцева, школа сразу стала в прежнее положение- мальчики и девочки сами бежали в школу « Миколаю Семёновичу» учиться, слушать рассказов и смотреть физические опыты.
Жаль, что он покинул школьное дело и в 1875-ом году поступил стипендиатом Екатеринбургского земства в Казанский ветеринарный институт и теперь служить Екатеринбургскому земству ветеринарным врачём.- Прощаясь с учителем Смородинцевым, школьники все до одного плакали.
После Смородинцева, учителем в Куяшскую школу поступил Александр Михайлович Пономарев, который продолжал дело Смородинцева, хотя и не с таким успехом.
С 1871 года и до отъезда Смородинцева я учился с маленькими перерывами в Куяшской школе и история её, за это время, мне хорошо знакома.
Самое лучшее и плодотворное влияние на учащихся школа имела за время о. Павла Топоркова с Гребневым и Николая Семёновича Смородинцева: от первого мы научились закону Божию, последний познакомил нас с отечественной, отчасти всеобщей и естественной историей в изустных рассказах, что и не входило в программу преподавания, и у других не было на это времени и охоты. Что ещё было хорошего при о. Павле и Смородинцеве, так это обучение пению русских песен и пению церковному, что не мало привлекало мальчиков в школу, а жителей в церковь.
При Чащихиной школа пала, как я сказал. Ничего мы не вынесли при ней из школы. За всё это время был один только экзамен, кажется, в первый год существования земской школы. Приезжал член училищного совета, помнится, Пётр Маркович или Марк Петрович Турчанинов, похвалил нас и дал на пряники. В 1875 г. ждали члена училищного совета Русанова, но он к нам почему-то не пожаловал, так мы и вышли из школы неиспытанными бойцами.
После Пономарева был учителем Михаил Константинович Горбунов, как и Смородинцев семинарист. При нём держали экзамен все мы, учившиеся при Смородинцеве.
Ведя умело дело преподавания, Михаил Константинович много принёс пользы за время своего учительства и оставил по себе хорошую память, как между учениками, так и среди населения - показывал пример трудолюбия: в вакат сам работал на кузнице, пахал и сеял хлеб. Жаль, что по каким-то недоразумениям с земской управой, ему пришлось отказаться и оставить свою плодотворную деятельность.
Теперь учительствует бывшая помощница Горбунова, дочь местного Куяшского торговца, П. М. 3-ва, мало подготовленная к такой трудной обязанности – как обязанность учителя. Учеников мало и то только Куяшские, из окрестных деревень нет. Крестьяне недовольны и отказываются от вспомоществования училищу, так что на 1887 год волостному старшине едва удалось их уговорить и то только в тех видах не отказали, что, может быть, земство назначить другого учителя в школу. Чтобы быть учителем, нужно к этому подготовку, образование, любовь к делу, а не имение только в виду ежемесячного получения жалованья.
Я слышал, что Куяшское волостное правление ходатайствовало, от лица схода, о замене 3-ой другим учителем, но ходатайство это осталось гласом вопиющего в пустыне.
Неужели крестьяне не вправе за свои трудовые гроши, которые они платят на народное образование, просить хлеба вместо камня. Ведь, что для богатых классов университет, то для крестьян народная школа!
В 1884 году земство, в виде опыта, построило в Куяше помещение для школы из саманного кирпича, постройка была поручена смотрителю земледелия Пестрякову, как опыт показал, человеку мало знакомому с этим делом, денег потрачено много, а помещение ни куда не годится. Мало того, что пропали земские деньги и у крестьян отбили охоту строить из саманного кирпича, а при дороговизне леса, замена его саманным кирпичом весьма желательна, как по дешевизне кирпича, так и по безопасности от пожаров.
Кто раньше жил или проезжал Куяшем, тот найдёт теперь большую перемену - прежних хороших построек и в помине нет, а построены после пожаров лачуги - землянки. Некоторые из крестьян Куяшской волости, в виду дорогой премии за страхование, поговаривают о замене соломенных крыш соломенно-ковровыми изобретения Красноуфимского реального училища.
С жатьем хлеба кончают - на корню осталось очень мало. Все едят свежий хлеб. По случаю бывшего ныне недосева и порчи хлебов червяком, на еду не хватить, а на посев всецело придётся покупать и тем более, что в хлебозапасных общественных магазинах нет ни зерна.
В смежном Каслинском заводе, несмотря на подвоз свежего хлеба, цены высокие: мука пшеничная 1 рубль и 1.10 к., ржаная 55 и 60 к.
Старожил.
Смородинцев Николай Семёнович (1852-1927). Ветеринарный врач, краевед, просветитель, знакомый семьи Бажовых по Сысерти. Родился в с. Юшковском Свердл. окр. Окончил Пермскую духовную семинарнию, где учился одновременно с Д. Н. Маминым-Сибиряком. После окончания семинарии учительствовал в с. Куяш. Крутым поворотом в жизни С. становится поступление в Қазанский ветеринарный ин-т. С 1879 он - ветеринарный врач Невьянского р-на, затем Екатеринбург. ветеринарный врач. С. - автор большого числа брошюр, рекомендаций, листовок по ветеринарно-санитарным вопросам, а также по вопросам общественного благоустройства; печатался в «Екатеринбургской газете», в газ. «Зауральский край», «Голос Урала», «Уральский край», подписывался: «Врач Н. С.», «Н. Смородинцев». По воспоминаниям самого П.П.Бажова и его близких, С. помог родителям Павла Петровича определить сына в Екатеринбург. духовное училище.
В повести П.П.Бажова «Дальнее - близкое» Cмородинцев под фамилией Алчевский показан в своей повседневной практической деятельности и в общении с редактором «Екатеринбургской газеты» П. Галкиным. (Л. Слобожанинова «Бажовская энциклопедия»)
… Преподаватель земской школы с первых месяцев обучения обратил внимание на смекалку и способности Бажова, он советовал родителям обязательно отдавать сына учиться дальше. Но когда учитель узнал, что Павел знает наизусть весь томик стихов Пушкина, то показал одарённого ребёнка приятелю Николаю Смородинцеву – ветеринару из Екатеринбурга. Благодаря этому неравнодушному человеку Павел получил шанс продолжить учёбу…
….По протекции Смородинцева Бажов продолжил обучение в духовном училище Екатеринбурга. ..
…Оплата за обучение в этом заведении была самой низкой в городе, тем не менее денег, чтобы снять для Павла жильё, у родителей не оказалось. На первое время его приютил у себя в доме Николай Семёнович Смородинцев. Мужчина не только предоставил мальчишке кров, но и стал в его жизни лучшим товарищем. Причём впоследствии их дружественные отношения были испытаны временем и сохранились надолго…
… Немного проучившись, Павел перебрался от Николая Семёновича на съёмное общежитское жильё…