Брюс Ли

Материал из Википедии
Брюс Ли (китайский: 李小龙; биржевые диаграммы технического: Лей5 Сиу2 легких4; 27 ноября 1940 – 20 июля 1973), родился Ли Джун-фан (китайский: 李振藩; биржевые диаграммы технического: Лей5 Зан3 фан4), был Гонконг и американский мастер боевых искусств, инструктор боевых искусств, актер, режиссер, сценарист, продюсер и философ.[2] он был основатель Джит Кун До, в гибридных боевых искусств, философии рисования из различных боевых дисциплин, которые часто приписывают прокладывая путь для современных смешанных боевых искусств (ММА). Критики, СМИ и другие мастера боевых искусств считают Ли самым влиятельным мастером боевых искусств всех времен и икона поп-культуры 20 - го века, которая преодолела пропасть между Востоком и Западом. Ему приписывают продвижение гонконгского боевика и помощь в изменении того, как азиаты были представлены в американских фильмах.[3]
Брюс Ли был сыном звезды кантонской оперы Ли Хой-Чуэна, который жил в британском Гонконге. Он родился в Сан-Франциско 27 ноября 1940 года, когда его родители приезжали в город для поездки отца за границу. Семья вернулась в Гонконг несколько месяцев спустя. Он был представлен гонконгской киноиндустрии в качестве детского актера своим отцом. Его ранний опыт в боевых искусствах включал Вин Чунь (обучался у Ип Мана), тай-чи, бокс и уличные бои (часто участвовал в боях на крыше Гонконга). В 1959 году Ли переехал в Сиэтл. В 1961 году он поступил в Вашингтонский университет.[4] Именно в это время в США он начал преподавать боевые искусства, позже привлекая значительное внимание на международном чемпионате по карате в Лонг-Бич в Калифорнии в 1964 году. Среди его учеников были такие известные знаменитости, как Чак Норрис, Шэрон Тейт и Карим Абдул-Джаббар. В 1970-х годах его фильмы, снятые в Гонконге и Голливуде, подняли гонконгские фильмы о боевых искусствах на новый уровень популярности и признания, вызвав всплеск интереса Запада к китайским боевым искусствам. Направление и тон его фильмов оказали значительное влияние и изменили фильмы о боевых искусствах и боевых искусствах по всему миру.[5]
Он известен своими ролями в пяти полнометражных Гонконг боевых искусств, кино в начале 1970-х годов: Ло Вэйс Большой Босс (1971) и "Кулак ярости" (1972); Золотой Урожайс Путь дракона (1972), Режиссер и автор сценария-Ли; и Золотого урожая и Уорнер Бразерс' Выход дракона (1973) и Игра смерти (1978), как режиссер Роберт Клаус.[6] Ли стал знаковой фигурой, известной во всем мире, особенно среди китайцев, основываясь на его изображение китайского национализма в своих фильмах[7] и среди американцев азиатского происхождения за презрев стереотипы, связанные с выхолощенным Азиатский мужчина.[8] Первоначально изучив Вин Чунь, тайцзи, бокс и уличные бои, он объединил их с другими влияниями из различных источников в духе своей личной философии боевых искусств, которую он назвал Джит Кун До (Путь Перехватывающего кулака).[9]
Ли умер 20 июля 1973 года в возрасте 32 лет. После своей смерти Ли продолжал оказывать заметное влияние на современные виды единоборств, включая дзюдо, карате, смешанные боевые искусства и бокс, а также современную популярную культуру, включая кино, телевидение, комиксы, анимацию и видеоигры. Время назвало Ли одним из 100 самых важных людей 20-го века.
Рожденный Ли Чжун-фан (李))
27 ноября 1940
Сан-Франциско, Калифорния, США
Умер 20 июля 1973 (32 года)
Британский Гонконг
Причина смерти Отек головного мозга
Место отдыха Кладбище Лейк-Вью, Сиэтл, Вашингтон, США
Другие имена Ли Сиу-лунг, Ли Юен-чам, Ли Юен-кам
Гражданство
Соединенные Штаты Америки[1]
Гонконг
Альма-матер Вашингтонский университет
Занятость
Мастер боевых искусствфилософактердиректорсценаристпроизводитель
Годы активной деятельности 1941–1973
Супруг(супруги) Линда Эмери ​(м. 1964)​
Дети Брэндон и Шеннон Ли
Родители
Ли Хой-чуэн (отец)
Грейс Хо (мама)
Родственники
Питер Ли (брат)
Роберт Ли (брат)
Китайское название
Традиционный китайский 李小龍
Упрощенный китайский 李小龙
Транскрипции
Ли Чжун-фан
Китайский 李振藩
Транскрипции
Веб-сайт Фонд Брюса Ли
Ранняя жизнь
Брюс Ли в детстве со своими родителями Грейс Хо и Ли Хой-чуэном.
Отец Брюса Ли Ли Хой-чуэн был известным кантонским оперным певцом, жившим в британском Гонконге. В декабре 1939 года его родители отправились в Чайнатаун, Сан-Франциско, Калифорния, на международное оперное турне.[10] Он родился там 27 ноября 1940 года, что делает его двойным гражданином Гонконга и Соединенных Штатов по рождению. В возрасте четырех месяцев (апрель 1941 года) семья Ли вернулась в Гонконг. [10] Вскоре после этого семья Ли провела неожиданную 4-летнюю тяжелую жизнь, поскольку Япония в разгар Второй мировой войны предприняла внезапное нападение на Гонконг в декабре 1941 года и правила в течение четырех лет.[10]
Брюс отец, Ли Хой-чуен, был кантонский, и его мать Грейс Хо (何愛瑜), из - Евразийского происхождения.[11] ли дед по материнской линии был кантонский диалект и его бабушка по материнской линии был английский.[12] ли матери двоюродный дед, Роберт Hotung, был успешным бизнесменом из Гонконга голландского еврейского и кантонского происхождения.[13]
Карьера и образование
1940-1958: Ранние роли, обучение и посвящение в боевые искусства
Отец Ли Ли Хой-чуэн был известной оперной звездой Кантона. В результате младший Ли был введен в мир кино в очень раннем возрасте и снялся в нескольких фильмах в детстве. У Ли была его первая роль в роли младенца, которого вынесли на сцену в фильме "Девушка из золотых ворот". [14] Он взял свое китайское сценическое имя, как 李小,, лит. Ли Маленький Дракон, за то, что он родился как в час, так и в год Дракона по китайскому зодиаку.[15]
Будучи девятилетним ребенком, он снялся вместе со своим отцом в фильме "Малыш" в 1950 году, который был основан на персонаже комиксов и был его первой главной ролью.[16] К 18 годам он снялся в двадцати фильмах[15].
Брюс Ли в "Малыше"
После посещения школы Так Сун (德信;; в нескольких кварталах от его дома по адресу 218 Натан-роуд, Коулун), Ли поступил в начальное школьное отделение католического колледжа Ла Саль в возрасте 12 лет[17].
Ли и Ип Мэн.
В 1956 году, из-за плохой успеваемости и, возможно, плохое поведение, он был переведен в СВ. Франциска Ксаверия колледжа, где он будет наставником брата Эдварда, преподаватель и тренер школы бокса команды.[13] После того, как Ли был замешан в нескольких уличных драк, его родители решили, что ему необходимо пройти подготовку в боевых искусствах. Друг Ли Уильям Чунг[18] познакомил его с Ip Man[когда?] но[19] ему было отказано в обучении Вин Чун Кунг-фу под его руководством из-за давнего правила в мире китайских боевых искусств не обучать иностранцев.[20] Его четверть немецкого[необходима цитата] предыстория со стороны его матери была бы первоначальным препятствием на пути к его обучению Вин Чуну; однако Чунг выступит от его имени, и Ли был принят в школу.[21] Ли начал тренироваться в Вин Чун с Ип Маном.[22] Ип пытался удержать своих учеников от участия в уличных бандах Гонконга, поощряя их участвовать в организованных соревнованиях.[23] После года обучения Вин Чун, большая частьДругие ученики Ип Мана отказались тренироваться с Ли, когда узнали о его смешанном происхождении, поскольку китайцы, как правило, были против того, чтобы обучать своим приемам боевых искусств неазиатов.[24][25] ли спарринг-партнера, Хокинс Чунг, государств", - вероятно, меньше, чем шесть человек во всей Вин Чунь клана лично обучил, или даже читаются по Ип Ман".[26] тем не менее, Ли проявили живой интерес к Вин Чун и продолжают тренироваться в частном порядке с Ип Ман, Вильям Ченг и Вонг Шун Леунг.[27]
Уильям Чунг и Брюс Ли
В 1958 году Брюс выиграл школьный турнир по боксу в Гонконге, нокаутировав в финале предыдущего чемпиона, Гэри Элмса.[13] В том же году Ли также танцевал ча-ча, выиграв чемпионат Гонконга по ча-ча в королевской колонии[28].
1959-1964: Непрерывные исследования и прорыв в боевых искусствах
До позднего подросткового возраста уличные драки Ли становились все более частыми и включали избиение сына опасной семьи триады.[29] В 1958 году, после того, как ученики конкурирующей школы боевых искусств Чой Ли Фут бросили вызов школе Вин Чун Ли, он вступил в драку на крыше. В ответ на несправедливый удар другого мальчика Брюс избил его так сильно, что выбил ему один из зубов, что привело к жалобе родителей мальчика в полицию. Матери Ли пришлось пойти в полицейский участок и подписать документ, в котором говорилось, что она возьмет на себя полную ответственность за действия Брюса, если они отпустят его под ее опеку. Хотя она не упомянула об этом инциденте своему мужу, она предложила Брюсу, будучи американским гражданином, вернуться в Соединенные Штаты. Отец Ли согласился, так как перспективы Ли в колледже, если бы он остался в Гонконге, были не очень многообещающими.[30]
Пришел полицейский детектив и говорит: "Извините, мистер Ли, ваш сын действительно плохо дерется в школе. Если он ввяжется еще в одну драку, мне, возможно, придется посадить его в тюрьму".
— Роберт Ли[31]
В апреле 1959 года родители Ли решили отправить его в Соединенные Штаты, чтобы он остался со своей старшей сестрой Агнес Ли (李秋鳳), которая уже жила с друзьями семьи в Сан-Франциско. Через несколько месяцев он переехал в Сиэтл в 1959 году, чтобы продолжить свое образование в средней школе, где он также работал на Руби Чоу в качестве официанта в ее ресторане. Муж Чоу был коллегой и другом отца Ли. Старший брат Ли Питер Ли (李忠琛) также ненадолго присоединился к нему в Сиэтле, прежде чем переехать в Миннесоту, чтобы поступить в колледж. В том же году Ли также начал преподавать боевые искусства. Он назвал то, чему научил Чжун Фан Гун Фу (буквально Кунг-фу Брюса Ли). В основном это был его подход к Вин Чуну.[32] Ли учил друзей, с которыми познакомился в Сиэтле, начиная с практикующего дзюдо Джесси Гловера, который продолжал преподавать некоторые из ранних техник Ли. Таки Кимура стал первым помощником инструктора Ли и продолжал преподавать свое искусство и философию после смерти Ли.[33] Ли открыл свою первую школу боевых искусств, названную Институтом Ли Чжун Фан Гун Фу, в Сиэтле.
Ли закончил среднюю школу и получил диплом технической школы Эдисона на Капитолийском холме в Сиэтле[34].
В марте 1961 года Ли поступил в Вашингтонский университет и изучал драматическое искусство, философию, психологию и различные другие предметы.[35][36] Несмотря на то, что сам Ли и многие другие утверждали, официальной специальностью Ли была драма, а не философия, согласно статье 1999 года в публикации выпускников университета.[37]
Ли бросил колледж в начале 1964 года и переехал в Окленд, чтобы жить с Джеймсом Йиммом Ли. Джеймс Ли был на двадцать лет старше Брюса Ли и хорошо известным китайским мастером боевых искусств в этом районе. Вместе они основали вторую студию боевых искусств Jun Fan в Окленде. Джеймс Ли также был ответственен за знакомство Брюса Ли с Эдом Паркером, американским мастером боевых искусств. По приглашению Паркера Ли появился в 1964 годуМеждународный чемпионат по карате в Лонг-Бич и выполнял повторения отжиманий двумя пальцами (используя большой и указательный пальцы одной руки) с ногами примерно на ширине плеч. В том же соревновании на Лонг-Бич он также выполнил "удар на один дюйм".[38] Ли стоял прямо, выставив правую ногу вперед и слегка согнув колени, перед стоящим неподвижным партнером. Правая рука Ли была частично вытянута, а его правый кулак находился примерно в дюйме (2,5 см) от груди партнера. Не убирая правую руку, Ли затем силой нанес удар добровольцу Бобу Бейкеру, в основном сохраняя свою позу, отправив Бейкера назад и упав на стул, который, как говорят, был установлен позади Бейкера, чтобы предотвратить травму, хотя импульс Бейкера вскоре заставил его упасть на пол. Бейкер вспоминал: "Я сказал Брюсу, чтобы он больше не устраивал подобных демонстраций. Когда он ударил меня в последний раз, мне пришлось остаться дома с работы, потому что боль в груди была невыносимой".[39] Именно на чемпионате 1964 года Ли впервые встретился с мастером тхэквондо Чжуном Гу Ри. У этих двоих завязалась дружба—отношения, от которых они выиграли как мастера боевых искусств. Ри подробно обучил Ли боковому удару, а Ли научил Ри "нетелеграфному" удару[40].
В китайском квартале Окленда в 1964 году у Ли был спорный частный матч с Вонгом Джек-мэном, прямым учеником Ма Кин Фунга, известным своим мастерством в Синъицюань, Северном Шаолине и Тай чи цюань. По словам Ли, китайская община предъявила ему ультиматум прекратить обучение некитайцев. Когда он отказался подчиниться, его вызвали на поединок с Вонгом. Договоренность заключалась в том, что если Ли проиграет, ему придется закрыть свою школу, а если он выиграет, то сможет свободно обучать белых людей или кого-либо еще.[41] Вонг опроверг это, заявив, что он запросил для борьбы ли, после Ли хвастался во время одной из демонстраций в Чайнатаун театр, что он может победить любого в Сан-Франциско, и что Вонг сам не дискриминируют белых или других не-китайцы.[42] Ли отметил, что "бумага все имена сифу от китайского квартала, но они не пугают меня".[43] лиц, которые были свидетелями матча Кэдвелл, Джеймс Ли (Брюс Ли юрист, никакого отношения не имеет), и Уильям Чен, учитель тай-чи ч тайцзицюань. Вонг и Уильям Чен заявили, что бой длился необычно долго-20-25 минут.[42][44]
Вонг утверждает, что, хотя он изначально ожидал серьезного, но вежливого боя, Ли агрессивно напал на него с намерением убить. Когда Вонг представил традиционное рукопожатие, Ли, казалось, принял приветствие, но вместо этого Ли якобы направил свою руку как копье в глаза Вонга. Вынужденный защищать свою жизнь, Вонг, тем не менее, утверждал, что воздержался от нанесения Ли смертельного удара, когда представилась такая возможность, потому что это могло бы привести к тюремному заключению, но использовал незаконные манжеты под рукавами. По словам Михаила Дорган в 1980 году книга Брюса Ли жесткий бой, бой закончился за счет ли "необыкновенно скучный" состояние, в отличие от решающего удара любого из бойцов.[42] однако, по мнению Брюса Ли, Линда Ли Кэдвелл, и Джеймс Yimm ли, бой длился всего три минуты с убедительной победой ли. По словам Кэдвелла, "Завязалась драка, это была схватка без правил, она заняла три минуты. Брюс опустил этого парня на землю и сказал:"Ты сдаешься?", и мужчина сказал, что сдался".[41] через пару недель после того, как запой, Ли дал интервью, заявив, что он победил безымянный претендент, который говорит Вонг был явный намек на него.[42][44] в ответ, Вонг опубликовал свой счет борьбы в китайском Тихоокеанском еженедельно, а китайский-язык газеты в Сан-Франциско, с приглашением общественного матч-реванш, если ли был не доволен счета. Ли не ответил на приглашение,несмотря на свою репутацию яростного реагирования на каждую провокацию,[42] и ни один из них больше не делал публичных заявлений, хотя Ли продолжал учить белых людей. Ли отказался от мыслей о карьере в кино в пользу занятий боевыми искусствами. Однако выставка боевых искусств на Лонг-Бич в 1964 году в конечном итоге привела к приглашению телевизионного продюсера Уильяма Дозье на прослушивание на роль в пилотном фильме "Сын номер один" о Ли Чане, сыне Чарли Чана. Шоу так и не состоялось, но Дозье увидел в Ли потенциал[45].
1966-1970: Американские роли и создание Джит Кун До
Рекламная фотография Уильямса и Ли для "Зеленого шершня"
С 1966 по 1967 год Ли играл роль Като вместе с заглавным персонажем, которого играл Ван Уильямс, в сериале, снятом и рассказанном Уильямом Дозье[46] под названием "Зеленый шершень", основанном на одноименном радиошоу.[47][45] Шоу длилось всего один сезон (26 серий) с сентября 1966 по март 1967 года. Ли и Уильямс также появились в качестве своих персонажей в трех эпизодах "Бэтмена", еще одного телесериала, снятого Уильямом Дозье.[48][49][50]
"Зеленый шершень" представил взрослого Брюса Ли американской аудитории и стал первым популярным американским шоу, представляющим боевые искусства в азиатском стиле. Режиссер шоу хотел, чтобы Ли дрался в типичном американском стиле, используя кулаки и удары. Как профессиональный мастер боевых искусств, Ли отказался, настаивая на том, что он должен сражаться в стиле своего мастерства. Сначала Ли двигался так быстро, что его движения не могли быть запечатлены на пленке, поэтому ему пришлось замедлить их.[51] После того, как шоу было отменено в 1967 году, Ли написал Дозье, поблагодарив его за начало "моей карьеры в шоу-бизнесе".[51]
В 1967 году Ли сыграл роль в одном из эпизодов "Айронсайда".
Эмблема Джит Кун До является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей поместью Брюса Ли. Китайские иероглифы вокруг символа Тайцзицу гласят: "Не использовать путь как путь" и "Не иметь ограничений как ограничений". Стрелки представляют бесконечное взаимодействие между ян и инь. [52]
Джит Кун До возникла в 1967 году. После съемок одного сезона "Зеленого шершня" Ли оказался без работы и открыл Институт Чжун Фан Гун Фу. Спорный матч с Вонгом Джеком-мэном повлиял на философию Ли в отношении боевых искусств. Ли пришел к выводу, что бой длился слишком долго и что он не смог реализовать свой потенциал, используя свои техники Вин Чун. Он придерживался мнения, что традиционные приемы боевых искусств были слишком жесткими и формализованными, чтобы быть практичными в сценариях хаотичных уличных боев. Ли решил разработать систему с акцентом на "практичность, гибкость, скорость и эффективность". Он начал использовать различные методы тренировок, такие как силовая тренировка для силы, бег на выносливость, растяжка для гибкости и многие другие, которые он постоянно адаптировал, включая фехтование и базовые техники бокса.[требуется цитата]
Ли подчеркнул то, что он назвал "стилем без стиля". Это состояло в том, чтобы избавиться от формализованного подхода, который, как утверждал Ли, указывал на традиционные стили. Ли чувствовал, что даже система он теперь называется июня вентилятор Кун-Фу был слишком ограничительной, и он в конце концов превратился в философии и военное искусство, он придет, чтобы позвонить Джит Кун До , или путь перехватывающего кулака. Это термин, позже он будет сожалеть, потому что Джит Кун До подразумеваются конкретные параметры, стили означать, в то время как идея его боевое искусство было существовать вне параметров и ограничений.[53]
В то время двумя учениками Ли по боевым искусствам были голливудский сценарист Стирлинг Силлифант и актер Джеймс Коберн. В 1969 году они втроем работали над сценарием фильма "Безмолвная флейта" и вместе отправились на поиски места в Индию. В то время проект не был реализован, но фильм 1978 года "Железный круг" с Дэвидом Кэррадайном в главной роли был основан на том же сюжете. В 2010 году сообщалось, что продюсер Пол Маслански планировал и получил финансирование для фильма, основанного на оригинальном сценарии для "Немой флейты". [54] В 1969 году Ли ненадолго появился в фильме, написанном Силлифантом.Марлоу, где он сыграл хулигана, которого наняли, чтобы запугать частный детектив Филипп Марлоу, (его сыграл Джеймс Гарнер), который использует свои боевые искусства, способности к совершению актов вандализма в отношении запугать Марлоу.[55][56] в том же году он был зачислен, как каратэ консультант в команду крушителей, четвертый взнос Мэтт Хелм комедии Шпион-Fi на картине снялись Дин Мартин.[57] в том же году Ли снялась в одной из серий здесь приходят невесты и Блонди.[58][59]
В 1970 году он отвечал за хореографию боя для "Прогулки под весенним дождем" с Ингрид Бергман и Энтони Куинном в главных ролях, снова написанную Силлифантом.[60][61]
1971-1973: Гонконгские фильмы и голливудский прорыв
В 1971 году Ли появился в четырех эпизодах телесериала "Лонгстрит", написанного Силлифантом. Ли играл Ли Цзун боевых искусств инструктором заглавного героя Майк Лонгстрит (его играет Джеймс Францискус), и наиболее важные аспекты его философии боевых искусств были написаны в сценарии.[62][63] согласно заявлениям Ли и Линды ли Кэдвелл ли после смерти, в 1971 году Ли разбили телевизионные сериалы собственного рабочим названием Воин, обсуждения которого также были подтверждены в "Уорнер Бразерс" в течение 9 декабря, 1971, телевизионном интервью На шоу Пьера Бертона Ли заявил, что и Paramount, и Warner Brothers хотели, чтобы он "был в модернизированном виде, и что они думают, что западная идея исключена, в то время как я хочу сделать западное".[64] по данным Кэдвелл, однако, ли концепция была переделана и переименована кунг-фу, но Уорнер Бразерс дали ли не кредит.[65] братья Уорнер утверждает, что они уже давно развиваются идентичные концепции,[66] , созданный двумя сценаристами и продюсерами, Эд Спилман и Говард Фридлендер в 1969 году[67] как сказано слишком ли биограф Матфея Е. Полли.[68] Согласно этим источникам, причина, по которой Ли не был выбран, заключалась в том, что у него был сильный акцент, [69] но Фред Вайнтрауб приписывает это своей этнической принадлежности.[70][71] Роль шаолиньского монаха на Диком Западе в конечном итоге была присуждена тогдашнему художнику, не занимавшемуся боевыми искусствами, Дэвиду Кэррадайну. В интервью шоу Пьера Бертона Ли заявил, что понимает отношение Warner Brothers к кастингу в сериале: "Они думают, что с точки зрения бизнеса это риск. Я их не виню. Если бы ситуация была обратной, и американская звезда должна была приехать в Гонконг, а я был бы человеком с деньгами, у меня были бы свои собственные опасения по поводу того, будет ли там согласие".[72]
Продюсер Фред Вайнтрауб посоветовал Ли вернуться в Гонконг и снять художественный фильм, который он мог бы продемонстрировать руководителям в Голливуде.[73] Недовольный своими второстепенными ролями в США, Ли вернулся в Гонконг. Не подозревая, что "Зеленый Шершень" был к успеху в Гонконге и был неофициально называют "Като-шоу", он был удивлен, чтобы быть признанной звездой шоу.[74] после переговоров с обоими шо Бразерс и Золотой Урожай, Ли подписал контракт на съемки в Голливуде, чтобы сняться в двух фильмах, производимых Золотой Урожай.
Ли сыграл свою первую главную роль в фильме "Большой босс" (1971), который имел огромный кассовый успех по всей Азии и привел его к славе. Вскоре за ним последовал фильм "Кулак ярости" (1972), который побил рекорды кассовых сборов, установленные ранее Большим боссом. Завершив свой первоначальный двухлетний контракт, Ли договорился о новой сделке с Golden Harvest. Позже Ли основал свою собственную компанию Concord Production Inc. вместе с Чоу. Для своего третьего фильма "Путь дракона" (1972) он получил полный контроль над производством фильма в качестве сценариста, режиссера, звезды ихореограф сцен драки. В 1964 году на демонстрации в Лонг-Бич, штат Калифорния, Ли встретился с чемпионом по карате Чаком Норрисом. В Путь дракона Ли представил Норрис, чтобы зрители, как и его оппонент, их разборки была охарактеризована как "одна из лучших боевых сцен в боевые искусства и истории кино".[75][76] роль первоначально была предложена американским чемпионом по каратэ Джо Льюис.[77] Кулак ярости и Выход Дракона перешел к грубой около US$100 млн. и 130 млн. долларов США по всему миру, соответственно.[78]
С августа по октябрь 1972 года Ли начал работу над своим четвертым фильмом "Золотой урожай ""Игра смерти". Он начал снимать некоторые сцены, в том числе свою последовательность боя с ростом 7 футов 2 дюйма (218 см). Звезда американского баскетбола Карим Абдул-Джаббар, бывший студент. Производство прекратилось в ноябре 1972 года, когда Warner Brothers предложили Ли возможность сняться в фильме "Войди в дракона", первом фильме, который был снят совместно Concord, Golden Harvest и Warner Bros. Съемки начались в Гонконге в феврале 1973 года и были завершены в апреле 1973 года.[79] Через месяц после начала съемок другая продюсерская компания, Starseas Motion Pictures, выдвинула Брюса Ли в качестве ведущего актера в фильме "Кулак единорога", хотя он просто согласился поставить хореографические эпизоды боя в фильме в качестве одолжения своему давнему другу Единорогу Чаню. Ли планировал подать в суд на производственную компанию, но сохранил дружбу с Чаном.[80] Однако всего через несколько месяцев после завершения "Войди в дракона" и за шесть дней до его выпуска 26 июля 1973 года Ли умер. "Войди в дракона" станет одним из самых кассовых фильмов года и укрепит Ли как легенду боевых искусств. Он был сделан за 850 000 долларов США в 1973 году (что эквивалентно 4 миллионам долларов США с поправкой на инфляцию по состоянию на 2007 год).[81] Enter the Dragon собрал, по оценкам, 350 миллионов долларов во всем мире.[82][83] Фильм вызвал краткое увлечение боевыми искусствами, воплощенное в таких песнях, как "Борьба с кунг-фу" и некоторых телешоу.
1978–настоящее время: Посмертная работа
Звезда Брюса Ли на Аллее звезд, Гонконг.
Роберт Клауз, режиссер "Войди в дракона", вместе с "Золотым урожаем" возродил незаконченный фильм Ли "Игра смерти". Ли отснял более 100 минут отснятого материала, включая отрывки, для "Игры смерти", прежде чем съемки были остановлены, чтобы позволить ему работать над "Войди в дракона". В дополнение к Абдул-Джаббару, Джорджу Лазенби, мастеру Хапкидо Цзи Хань-Чжэ и другому ученику Ли, Дэну Иносанто, также должны были появиться в фильме, кульминацией которого должен был стать персонаж Ли, Хай Тянь (одетый в ныне знаменитый желтый спортивный костюм[84][85]), принимая ряд различных претендентов на каждом этаже, когда они пробираются через пятиуровневую пагоду. В спорном движении Роберт Клауз закончил фильм, используя похожие и архивные кадры Ли из других своих фильмов с новой сюжетной линией и актерским составом, которые были выпущены в 1978 году. Тем не менее, собранный фильм содержал только пятнадцать минут реальных кадров Ли (он напечатал много неудачных дублей)[86], в то время как на остальных были двойники Ли, Ким Тай Чун и Юэнь Бяо в качестве дублеров. Неиспользованные кадры, снятые Ли, были восстановлены 22 года спустя и включены в документальный фильм "Брюс Ли: Путешествие воина".
Звезда Брюса Ли на Голливудской Аллее славы
Помимо "Игры смерти", в то время планировались другие будущие кинопроекты с участием Ли. В 1972 году, после успеха "Большого босса" и "Кулака ярости", Рэймонд Чоу в "Золотом урожае" запланировал третий фильм режиссера Ло Вэя под названием "Желтолицый тигр". Однако в то время Ли решил вместо этого срежиссировать и спродюсировать свой собственный сценарий "Пути дракона". Хотя Ли создал продюсерскую компанию с Рэймондом Чоу, с сентября по ноябрь 1973 года также планировался фильм периода с конкурирующей студией братьев Шоу, режиссером которого должен был стать либоЧор Юэнь или Чен Кан, написанный И Каном и Чанг Че под названием "Семь сыновей нефритового дракона" [87].
В 2015 году Perfect Storm Entertainment и дочь Брюса Ли, Шеннон Ли, объявили, что сериал "Воин" будет спродюсирован и выйдет в эфир на Cinemax, а режиссером сериала был выбран режиссер Джастин Лин.[88] Производство началось 22 октября 2017 года в Кейптауне, Южная Африка. Первый сезон будет содержать 10 эпизодов.[89] В апреле 2019 года Cinemax продлил сериал на второй сезон.[90]
25 марта 2021 года было объявлено, что продюсер Джейсон Котари приобрел права на "Безмолвие флейты", чтобы стать минисериалом, сценаристом и исполнительным продюсером которого будет Джон Фаско[91].
Непроизведенные работы
Ли также сам работал над несколькими сценариями. Лента, на которой записаны ли повествующая основная сюжетная линия фильма с рабочим названием Южный кулак/Северный ног существует, показывает некоторое сходство с рыбными консервами скрипт для молчаливая флейта (круг утюг).[92] еще один сценарий имел название "зеленый бамбук" воин, расположенный в Сан-Франциско, планирует со-звездой Боло Йенг и был спродюсирован Эндрю Вайна.[80] фотосессия костюм испытаний были также организованы для некоторых из этих кинопроектов.
Боевые искусства и фитнес
Дополнительная информация: Джит Кун До
Брюс Ли
Стиль Джит Кун До (основатель)
Китайские боевые искусства (Вин Чунь,[93] тайцзи),[94]
бокс,[13] уличные бои,[29] дзюдо,[95] тхэквондо,[40] борьба,[95] фехтование на шпагах, различные другие стили (путем личного обучения и исследований)
Учитель(и) Ип Ман и Вонг Шун-люн (вин чун),
Брат Эдвард (бокс),[13]
Чжун Ри (тхэквондо),[40]
Джин ЛеБелл (дзюдо), другие
Известные студенты Джесси Гловер, Джеймс ДеМайл, Линда Ли Кэдвелл, Дэн Иносанто, Таки Кимура, Тед Вонг, Джеймс Йимм Ли, Джо Льюис, Чхун Ри, Майк Стоун, Джин ЛеБелл, Чак Норрис, Роман Полански, Шэрон Тейт, Джеймс Коберн, Карим Абдул-Джаббар, Брэндон Ли, другие
Ли первое знакомство с боевыми искусствами было через его отца, с которым он научился основам Ву-Т стиль тай-чи ch'UAN.[94] В подростковом возрасте, Ли стал участвуют в Гонконге банды конфликтов, что приводило к частым уличные бои.[29] наибольшее влияние на Ли единоборств развития его изучение Вин Чун.[93] ли 16 лет под Вин Чун учитель Ип Ман, в период с конца 1956 и 1957 годах, после поражения от конкурирующих членов банды. Регулярные занятия Ипа, как правило, состояли из практики форм, упражнений чи сао (прилипание рук), техники деревянных манекенов и бесплатныхспарринг. В классах не было заданного шаблона[22].
Ли также обучался боксу с 1956 по 1958 год у брата Эдварда, тренера команды колледжа Святого Франциска Ксавьера по боксу. Ли пошел дальше, чтобы выиграть Гонконг школы турнир по боксу в 1958 году, в то время как забил нокдаунов против предыдущий чемпион Гэри вязы в финале.[13] После переезда в Соединенные Штаты, ли находился под сильным влиянием боксу в тяжелом весе чемпиона Мухаммеда Али, чье ног он изучены и включены в его собственный стиль в 1960-е годы.[96]
Еще одним важным влиянием на Ли стала культура уличных боев в Гонконге в форме драк на крышах. В середине 20-го века рост преступности в Гонконге в сочетании с ограниченной численностью сотрудников полиции Гонконга привел к тому, что многие молодые гонконгцы изучали боевые искусства для самообороны. Примерно в 1960-х годах в Гонконге насчитывалось около 400 школ боевых искусств, в которых преподавались свои собственные отличительные стили боевых искусств. В гонконгской культуре уличных боев в 1950-х и 1960-х годах возникла сцена драки на крыше, где банды из конкурирующих школ боевых искусств бросали друг другу вызов на драки голыми руками на крышах Гонконга, чтобы избежать репрессий со стороны колониальных британских властей Гонконга. Ли часто участвовал в этих гонконгских боях на крыше и объединил различные техники из разных школ боевых искусств в свой собственный гибридный стиль боевых искусств.[97]
При росте 172 см (5 футов 8 дюймов) и весе 64 кг (141 фунт) в то время[98] Ли был известен своей физической подготовкой и энергией, достигнутой с помощью специального режима фитнеса, чтобы стать как можно более сильным. После своего матча с Вонгом Джек-мэном в 1965 году Ли изменил свой подход к обучению боевым искусствам. Ли чувствовал, что многие мастера боевых искусств его времени не тратили достаточно времени на физическую подготовку. Ли включал в себя все элементы общей физической подготовки—мышечную силу, мышечную выносливость, сердечно-сосудистую выносливость и гибкость. Он использовал традиционныеметоды бодибилдинга для наращивания мышечной массы, хотя и не чрезмерные, так как это может снизить скорость или гибкость. В то же время, что касается баланса, Ли утверждал, что умственная и духовная подготовка являются основополагающими для успеха физической подготовки в навыках боевых искусств. В "Дао Джит Кун До" он написал:
Тренировка-одна из самых забытых фаз легкой атлетики. Слишком много времени уделяется развитию навыков и слишком мало развитию личности для участия. ... JKD, в конечном счете, это не вопрос мелкой техники, а высокоразвитой духовности и телосложения.[99]
Ли также предпочитал перекрестные тренировки между различными стилями борьбы и проявлял особый интерес к грэпплингу.[100] После того, как подружился с чемпионом страны по дзюдо Джином Лебеллом на съемках "Зеленого шершня", Ли предложил научить его ударным искусствам в обмен на обучение приемам дзюдо и борьбы. Лебелла обучали борьбе на ловле знаменитые борцы Лу Тесс и Эд Льюис, а известные приемы борьбы на ловле и дзюдо можно увидеть в книге Ли "Дао Джит Кун До". [95][101] Он также тренировался с другими дзюдоистами вСиэтл и Калифорния, и выразил Лебеллу желание интегрировать дзюдо в свой боевой стиль.[100] хотя Ли высказал мнение, борется было мало пользы на действия хореографии , потому что он был визуально не характерный,[101] он сделал витрина борется движется в его собственных фильмах, таких как Путь Дракона, где его персонаж добивает своего противника Чака Норриса с шеи провести вдохновленный LeBell,[95] и "Выход дракона", которого пролог имеет ли представить своего оппонента Саммо Хунг с болевым.[100][102] Ли также широко используется на косой удар,[103] называется джит тек ("стоп-удар" или "перехватывающий удар") в джит кун до.[104]
По словам Линды Ли Кэдвелл, вскоре после того, как он переехал в Соединенные Штаты, Ли начал серьезно относиться к питанию и проявил интерес к здоровой пище, напиткам с высоким содержанием белка, а также витаминным и минеральным добавкам. Позже он пришел к выводу, что создание высокопроизводительного кузова было сродни обслуживанию двигателя высокопроизводительного автомобиля. Аллегорически, поскольку нельзя было поддерживать автомобиль на низкооктановом топливе, нельзя было поддерживать свое тело постоянной диетой из нездоровой пищи, а при "неправильном топливе" организм работал бы вяло или небрежно.[105] Ли также избегал выпечки и рафинированной муки, описывая их как дающие пустые калории, которые ничего не делают для его организма.[106] Он был известен тем, что был поклонником азиатской кухни за ее разнообразие и часто ел блюда с сочетанием овощей, риса и рыбы. Ли не любил молочные продукты и, как следствие, использовал сухое молоко в своем рационе.[107] На Ли также повлияла тренировочная программа Великого Гамы (Гулам Мохаммад Бакш Батт), индийского/пакистанского борца пехлвани, известного своей силой в борьбе; Ли включил упражнения Гамы в свою собственную тренировочную программу.[108]
Ли продемонстрировал свои боевые искусства Джит Кун До на международных чемпионатах по карате в Лонг-Бич в 1964 и 1968 годах, причем на последних были доступны видеоматериалы более высокого качества. Можно увидеть, как Ли демонстрирует быстрые удары в глаза, прежде чем его противник сможет заблокировать, и демонстрирует удар в один дюйм на нескольких добровольцах. Он также демонстрирует упражнения чи сао с завязанными глазами против противника, выискивая слабые места в своем противнике, забивая удары и тейкдауны. Затем Ли участвует в полном контакте спарринг-бой против противника, оба в кожаных головных уборах. Можно увидеть, как Ли реализует свою концепцию экономичного движения Джит Кун До, используя вдохновленную Мухаммедом Али работу ног, чтобы оставаться вне зоны досягаемости, контратакуя ударами сзади и прямыми ударами. Он также останавливает атаки своего противника боковыми ударами стоп-хита и быстро выполняет несколько взмахов и ударов головой. Противник неоднократно пытается атаковать Ли, но никогда не может соединиться с чистым ударом; однажды ему удается приблизиться с вращением, но Ли противостоит ему. Кадры боя были просмотреныЖурнал "Черный пояс" в 1995 году пришел к выводу, что "действие такое же быстрое и яростное, как и все в фильмах Ли"[109].
Именно на чемпионате 1964 года Ли впервые встретился с мастером тхэквондо Чжуном Гу Ри. В то время как Ри подробно обучил Ли боковому удару, Ли обучил Ри "нетелеграфному" удару.[40] Ри научился у Ли тому, что он называет "аккупанч", и включил его в американское тхэквондо. "Accupunch" - это быстрый быстрый удар, который очень трудно заблокировать, основываясь на времени реакции человека—"идея состоит в том, чтобы завершить выполнение удара до того, как противник сможет завершить связь между мозгом и запястьем"[110].
Артистизм
Философия
Будучи наиболее известным мастером боевых искусств, Ли также изучал драму и азиатскую и западную философию, начиная со студенчества в Вашингтонском университете. Он был начитан и имел обширную библиотеку, в которой преобладали предметы боевых искусств и философские тексты.[111] Его собственные книги по боевым искусствам и философии борьбы известны своими философскими утверждениями как внутри, так и за пределами кругов боевых искусств. Его эклектичная философия часто отражала его боевые убеждения, хотя он быстро утверждал, что его боевые искусства были исключительно метафорой для таких учений. Он верил, что любое знание в конечном счете ведет к самопознанию, и сказал, что выбранным им методом самовыражения были боевые искусства.[112] Его влияние включает даосизм, Джидду Кришнамурти и буддизм. [113] Философия Ли очень сильно противоречила консервативному мировоззрению, отстаиваемому конфуцианством.[114] Джон Литтл утверждает, что Ли был атеистом. Когда в 1972 году его спросили о его религиозной принадлежности, он ответил: "Вообще никакой"[115], а когда его спросили, верит ли он в Бога, он сказал: "Если быть совершенно откровенным, я действительно не верю."[112]
Поэзия
Помимо боевых искусств и философии, которые фокусируются на физическом аспекте и самосознании для истин и принципов,[116] Ли также писал стихи, которые отражали его эмоции и этап в его жизни в целом.[117] Многие формы искусства остаются согласованными с художником, создающим их. Принцип самовыражения Ли был применен и к его поэзии. Его дочь Шеннон Ли сказала: "Он действительно писал стихи; он действительно был непревзойденным художником".[118] Его поэтические произведения первоначально были написаны от руки на бумаге, а затем отредактированы и опубликованы, причем Джон Литтл был основным автором (редактором) работ Брюса Ли. Линда Ли Кэдвелл (жена Брюса Ли) поделилась заметками, стихами и опытом своего мужа с подписчиками. Она упомянула, что "стихи Ли, по американским стандартам, довольно мрачные—отражают более глубокие, менее открытые тайники человеческой психики".[119]
Большинство стихотворений Брюса Ли классифицируются как анти-поэзия или попадают в парадокс. Настроение в его стихах показывает ту сторону человека, которую можно сравнить с другими поэтами, такими как Роберт Фрост, один из многих известных поэтов, выражающих себя мрачными поэтическими произведениями. Парадокс, взятый из символа Инь и Ян в боевых искусствах, также был интегрирован в его поэзию. Его боевые искусства и философия вносят большой вклад в его поэзию. Свободная стихотворная форма поэзии Ли отражает его знаменитую цитату "Будь бесформенным ... бесформенный, как вода"[120].
Личная жизнь
Имена
Кантонское имя Ли при рождении было Ли Чжун-фан (李)). [121] Имя омофонически означает "вернуться снова" и было дано Ли его матерью, которая чувствовала, что он вернется в Соединенные Штаты, как только достигнет совершеннолетия.[122] Из-за суеверного характера его матери она первоначально назвала его Сай-фон (細鳳), что является женским именем, означающим "маленький феникс".[31] Считается, что английское имя "Брюс" было дано лечащим врачом больницы, доктором Мэри Гловер. [123]
Ли три другие китайские фамилии: Ли Юн-Чам (李源鑫), семья/клан имени Ли Юн-Кам (李元鑒), который он использовал в качестве имени ученика, когда он учился Ла Саль колледж, и его экран китайский именем Ли Сиу Лунг (李小龙; Сиу-Лунг означает "маленький дракон").[править] ли дали имя Чжун-ФАН был изначально написан по-китайски, как 震藩; тем не менее июня (震) китайский символ идентичен часть своего дедушку зовут, Ли Джун-Биу (李震彪).[править] таким образом, китайский иероглиф июня в Ли название было изменено на омоним 振 вместо этого, чтобы избежать именования табу в китайской традиции.[требуется цитирование]
Семья
Ли и его семья
Отец Ли, Ли Хой-чуэн, был в то время одним из ведущих кантонских оперных и киноактеров и отправлялся со своей семьей в годичное оперное турне накануне японского вторжения в Гонконг. Ли Хой-чуэн много лет гастролировал по Соединенным Штатам и выступал в многочисленных китайских общинах там.
Хотя многие из его сверстников решили остаться в США, Ли Хой-чен вернулся в Гонконг после рождения Брюса. В течение нескольких месяцев Гонконг подвергся вторжению, и Ли прожили три года и восемь месяцев под японской оккупацией. После окончания войны Ли Хой-чен возобновил свою актерскую карьеру и стал более популярным актером в годы восстановления Гонконга.
Мать Ли, Грейс Хо, происходила из одного из самых богатых и могущественных кланов Гонконга, Хо-тунгов. Она была сводной племянницей сэра Роберта Хо-тунга,[124][125] евразийского патриарха клана. Таким образом, молодой Брюс Ли вырос в богатой и привилегированной среде. Несмотря на преимущество статуса его семьи, район, в котором вырос Ли, стал перенаселенным, опасным и полным соперничества банд из-за притока беженцев, бежавших из коммунистического Китая в Гонконг, в то время колонию Британской короны.[31]
Сообщается, что Грейс Хо является приемной или биологической дочерью Хо Комтонга (Хо Гумтонг, 何甘棠) и сводной племянницей сэра Роберта Хо Тунга, известных гонконгских бизнесменов и филантропов.[124] Брюс был четвертым из пяти детей: Фиби Ли (李秋源), Агнес Ли (李秋鳳), Питера Ли и Роберта Ли.
Со своим сыном Брэндоном в 1966 году
Происхождение Грейс остается неясным. Линда Ли, в ней 1989 Биография История Брюса Ли, наводит на мысль, что благодать немецкий отец и был католиком.[75] Брюс Томас в своей влиятельной 1994 биографии Брюса Ли: боевой дух, свидетельствует о том, что благодать китайский матери и немецкого отца.[126] ли родственник Эрик Питер Хо, в 2010 забронировать отслеживания моей детской линии, говорит о том, что Грейс родилась в Шанхае в Евразийском женщина по имени Чунг Кинг-грех.[126] Эрик Питер Хо сказал, что Грейс Ли, была дочерью смешанной расы Шанхайской женщина и ее отец был Хо ком Тонг. Грейс Ли сказала, что ее мать была англичанкой, а отец-китайцем.[127] Фреда Дадли Баллинг сказала, что Грейс Ли была на три четверти китаянкой и на четверть британкой.[128]
В биографии Брюса Ли 2018 года "Брюс Ли: жизнь" Мэтью Полли идентифицирует дедушку Ли по материнской линии как Хо Ком-тонга, о котором часто сообщалось как о его приемном дедушке. Отец Хо Ком-тонга, Чарльз Морис Босман,[129] был голландским еврейским бизнесменом из Роттердама.[130] Он переехал в Гонконг с Голландской Ост-Индской компанией и одно время служил голландским консулом в Гонконге. У него была наложница-китаянка по имени Цзе Тай, с которой у него было шестеро детей, в том числе Хо Ком Тонг. Впоследствии Босман бросил свою семью и иммигрировал в Калифорнию.[131] Хо Ком Тонг стал богатым бизнесменом с женой, 13 наложницами и британской любовницей, которая родила Грейс Хо.[132][133][134]
Его младший брат Роберт Ли Чжун Фай-известный музыкант и певец, его группа Thunderbirds была известна в Гонконге.[135][136][137] Несколько синглов были спеты в основном или все на английском языке. Также был выпущен Ли, поющий дуэтом с Ирен Райдер.[138] Ли Чжун Фай жил с Ли в Лос-Анджелесе в Соединенных Штатах и остался. После смерти Ли Чжун Фай выпустил альбом и одноименный сингл, посвященный Ли, под названием "Баллада Брюса Ли". [139] Во время учебы в Вашингтонском университете он познакомился со своей будущей женойЛинда Эмери, сокурсница, готовящаяся стать учительницей. Поскольку отношения между людьми разных рас все еще были запрещены во многих штатах США, они тайно поженились в августе 1964 года.[140] У Ли с Линдой было двое детей: Брэндон (1965-1993) и Шеннон Ли (1969 года рождения). После смерти Ли в 1973 году она продолжала продвигать боевое искусство Брюса Ли Джит Кун До. Она написала книгу 1975 года "Брюс Ли: Человек, которого знала только я", на которой был основан художественный фильм 1993 года "Дракон: История Брюса Ли".[141] В 1989 году она написала книгу "История Брюса Ли". В 2001 году она вышла на пенсию из семейного поместья.
Ли умер, когда его сыну Брэндону было восемь лет. При жизни Ли обучал Брэндона боевым искусствам и приглашал его на съемочные площадки. Это дало Брендону желание действовать и продолжило изучать ремесло. Будучи молодым взрослым, Брэндон Ли добился некоторого успеха, снимаясь в боевиках, таких как "Наследие ярости" (1986), "Разборки в маленьком Токио" (1991) и "Быстрый огонь" (1992). В 1993 году, в возрасте 28 лет, Брэндон Ли умер после того, как его случайно застрелили из бутафорского пистолета на съемках "Ворона".
Ли умер, когда его дочери Шеннон было четыре года. В юности она изучала Джит Кун До у Ричарда Бустильо, одного из учеников своего отца; однако ее серьезные занятия начались только в конце 1990-х годов. Чтобы подготовиться к ролям в боевиках, она изучала Джит Кун До у Теда Вонга[142].
Друзья, студенты и современники
Брат Ли Роберт со своими друзьями Таки Кимурой, Дэном Иносанто, Стивом Маккуином, Джеймсом Коберном и Питером Чином несли его гроб.[143] Коберн был студентом боевых искусств и другом Ли. Коберн работал с Ли и Стирлингом Силлифантом над разработкой "Тихой флейты". После ранней смерти Ли на его похоронах Коберн произнес надгробную речь.[143] Что касается Маккуина, Ли не скрывал, что хотел всего, что было у Маккуина, и не остановится ни перед чем, чтобы получить это.[144][145][146] Иносанто и Кимура были друзьями и учениками Ли. Иносанто, который будет тренировать сына Ли Брэндона[147].[148] Кимура продолжал преподавать ремесло Ли в Сиэтле.[149] По словам жены Ли, Чин был другом семьи на протяжении всей жизни и учеником Ли.[150]
Джеймс Имм Ли (не родственник) был одним из трех лично сертифицированных инструкторов 3-го ранга Ли и соучредителем Института Цзюнь Фан Гунфу в Окленде, где он преподавал Цзюнь Фан Гунфу в отсутствие Ли. Джеймс был ответственен за знакомство Ли с Эдом Паркером, организатором Международного чемпионата по карате в Лонг-Бич, где Ли впервые был представлен сообществу боевых искусств.[151]
Голливудская пара Роман Полански и Шэрон Тейт изучали боевые искусства вместе с Ли. Полански прилетел с Ли в Швейцарию, чтобы обучить его. Тейт училась у Ли, готовясь к своей роли в Команде вредителей. После того, как Тейт был убит семьей Мэнсона, Полански сначала заподозрил Ли.[152]
Сценарист Стирлинг Силлифант был студентом боевых искусств и другом Ли.[153][154] Силлифант работал с Ли и Джеймсом Коберном над разработкой "Тихой флейты".[155] Ли выступил и представил его боевых искусств опытом в различных проектах, написанных Silliphant, первый в Марлоу (1969), где играет ли Уинслоу Вонг хулиган хорошо разбирается в боевых искусствах, Ли также делал хореографию боя для фильма Прогулка под весенним дождем (1970), и Ли играли Ли Цзун в Джит Кун До инструктора, который обучает главного героя в телевизионном шоу Лонгстрит (1971), включенные в сценарий, были элементами его философии боевых искусств.[55][56][60][61][62][63]
Баскетболист Карим Абдул-Джаббар изучал боевые искусства и подружился с Ли[60].
Актер и чемпион по карате Чак Норрис был другом и партнером Ли по тренировкам.[156] После смерти Ли Норрис сказал, что поддерживал связь с семьей Ли.[157]
Дзюдоист и профессиональный борец Джин ЛеБелл стал другом Ли на съемках "Зеленого шершня". Они тренировались вместе и обменивались знаниями о боевых искусствах.[95][101]
Смерть
Брюс Ли похоронен рядом со своим сыном Брэндоном на кладбище Лейк-Вью в Сиэтле.
10 мая 1973 года Ли упал в обморок во время сеанса автоматической замены диалога для Enter the Dragon на киностудии Golden Harvest в Гонконге. Страдая от судорог и головных болей, он был немедленно доставлен в баптистскую больницу Гонконга, где врачи диагностировали отек головного мозга. Они смогли уменьшить отек за счет введения маннитола. Головная боль и отек головного мозга, возникшие во время его первого коллапса, позже повторились в день его смерти[158].
В пятницу, 20 июля 1973 года, Ли был в Гонконге, чтобы поужинать с актером Джорджем Лэзенби, с которым он намеревался снять фильм. По словам жены Ли Линды, Ли встретился с продюсером Рэймондом Чоу в 2 часа дня дома, чтобы обсудить создание фильма "Игра смерти". Они работали до 4 часов вечера, а затем вместе поехали в дом коллеги Ли Бетти Тин Пей, тайваньской актрисы. Все трое просмотрели сценарий дома у Тинга, а затем Чоу ушел, чтобы присутствовать на встрече за ужином.[159][160]
Позже Ли пожаловался на головную боль, и Тинг дал ему обезболивающее Equagesic, которое содержало как аспирин, так и транквилизатор мепробамат. Около 7:30 вечера он пошел прилечь вздремнуть. Когда Ли не пришел на ужин, Чоу пришел в квартиру, но не смог разбудить Ли. Был вызван врач, который потратил десять минут, пытаясь привести Ли в чувство, прежде чем отправить его на скорой помощи в больницу королевы Елизаветы. Ли был объявлен мертвым по прибытии в возрасте 32 лет.[161]
Видимых внешних повреждений не было; однако, согласно отчетам о вскрытии, мозг Ли значительно увеличился-с 1400 до 1575 граммов (увеличение на 13%). Вскрытие показало, что в его организме обнаружен Эквагезик. 15 октября 2005 года Чоу заявил в интервью, что Ли умер от аллергической реакции на транквилизатор мепробамат, основной ингредиент Эквагезика, который Чоу описал как ингредиент, обычно используемый в обезболивающих. Когда врачи объявили о смерти Ли, это было официально признано "смертью от несчастного случая".[162][163]
Ли жена Линда возвращается в свой родной город из Сиэтла, и было ли тело похоронили в озеро вид на кладбище в Сиэтле.[164][165] носильщики на похоронах 25 июля 1973 года, включала в такй Кимура, Стив Маккуин, Джеймс Коберн, Дэн Иносанто, Питер чин и Ли брат Роберт.[166] во время Ли смерти, многочисленные слухи, появившиеся в СМИ.[167] ли культовый статус и преждевременной смерти кормили множество диких слухов и теорий. Они включали убийство с участием триад и предполагаемое проклятие на него и его семью, слухи, которые сохраняются по сей день[168].
Дональд Тир, судебно-медицинский эксперт, рекомендованный Скотленд - Ярдом, который наблюдал за более чем 1000 вскрытиями, был назначен на дело Ли. Его вывод был "смерть от несчастного случая", вызванная отеком головного мозга из-за реакции на соединения, присутствующие в комбинированном лекарстве Equagesic. Хотя первоначально предполагалось, что каннабис, найденный в желудке Ли, мог способствовать его смерти, Тир сказал, что "было бы" безответственно и иррационально "говорить, что [каннабис] мог спровоцировать либо события коллапса Брюса 10 мая, либо его смерть 20 июля". Доктор Р. Р. Лайсетт, клинический патолог больницы королевы Елизаветы, сообщил на слушании коронера, что смерть не могла быть вызвана каннабисом.[169]
В биографии 2018 года автор Мэтью Полли проконсультировался с медицинскими экспертами и предположил, что отек головного мозга, который убил Ли, был вызван перенапряжением и тепловым ударом; и тепловой удар в то время не рассматривался, потому что тогда это было плохо изученное состояние. Кроме того, Ли удалил потовые железы подмышек в конце 1972 года, очевидно, полагая, что пот подмышек был нефотогенным на пленке. Полли далее предположила, что это привело к перегреву тела Ли во время занятий при высоких температурах 10 мая и 20 июля 1973 года, что привело к тепловому удару, который, в свою очередь, усугубил отек головного мозга, который привел к его смерти.[170]
Наследие
Статуя Брюса Ли в Гонконге
Джит Кун До, в гибридных боевых искусств, философии рисования из различных боевых дисциплин, которая была основана ли, часто приписывают прокладывая путь для современных смешанных боевых искусств (ММА).[171][172][173] ли мнению комментаторов, критиков, средств массовой информации и другими боевыми художниками, чтобы быть наиболее влиятельных боевых художников всех времен,[174][175][176] и поп-икона культуры 20-го века, которые преодолели разрыв между Востоком и Западом.[177][178]
Культурное воздействие
Смотрите также: Грубая эксплуатация, Палочки для еды, Гонконгский боевик-кинотеатр, и Джит Кун До
Ли приписывают помощь, чтобы изменить способ азиаты были представлены в американских фильмах[3] и был в значительной степени ответственен за запуск "кунг-фу увлечение" 1970-х годов.[179][180] он первоначально ввел кунг-фу на Запад с американских телевизионных шоу, таких как "Зеленый Шершень" и кунг-фу,[180] до "кунг-фу мания" началась с доминирования Гонконг, боевые искусства фильмы в 1973 году.[179] ли успех впоследствии вызвал волну западных боевых искусств фильмов и телевизионных шоу на протяжении 1970-х–1990-х годов (начало карьеры западных боевых искусств, такие звезды, как Жан-Клод Ван Дамм, Стивен Сигал и Чак Норрис), а также более общая интеграция азиатских боевых искусств в западные боевики и телевизионные шоу в 1980-1990–х годах.[180] "Войди в дракона" был назван одним из самых влиятельных боевиков всех времен. Саша Матушак из Vice сказал, что на "Дракона"ссылаются во всех средствах массовой информации, сюжетная линия и персонажи продолжают влиять на рассказчиков сегодня, и влияние особенно ощущалось в революционном способе, которым фильм изобразил афроамериканцев, азиатов и традиционные боевые искусства".[181] Куан-Син Чен и Бенг Хуат Чуа цитировали боевые сцены в фильмах Ли, таких как "Войди в дракона", как оказавшие влияние на то, как они представили "элементарную историю добра против зла таким насыщенным зрелищем способом".[182]
Концепция смешанных боевых искусств была популяризирована на Западе Брюсом Ли с помощью его системы Джит Кун До. Ли считал, что "лучший боец-это не боксер, каратист или дзюдоист. Лучший боец-это тот, кто может приспособиться к любому стилю, быть бесформенным, принять собственный стиль человека и не следовать системе стилей". В 2004 году основатель Ultimate Fighting Championship (UFC) Дана Уайт назвал Ли "отцом смешанных боевых искусств" и заявил: "Если вы посмотрите на то, как Брюс Ли тренировался, как он дрался и многое из того, что он написал, он сказал, что идеальный стиль-это не стиль. Ты берешь что-то понемногу от всего. Вы берете хорошее из каждой отдельной дисциплины, используете то, что работает, а остальное выбрасываете".[183] Ли был в значительной степени ответственен за то, что многие люди занялись боевыми искусствами.[173] К ним относятся многочисленные бойцы в боевых видах спорта, которых вдохновил Ли; чемпион по боксу Шугар Рэй Леонард сказал, что усовершенствовал свой удар, наблюдая за Ли, чемпион по боксу Мэнни Пакьяо сравнил свой стиль боя с Ли, и чемпион UFCКонор Макгрегор сравнил себя с Ли и сказал, что он верит ли был бы чемпионом в UFC, если бы он был, чтобы конкурировать в сегодняшнем дне.[184] ли вдохновение фонда американского фулл-контакт кикбоксингу турниры по Джо Льюис[173] и Бенни Urquidez в 1970-х годах.[173][185] американский Пионер таэквондо Джун Ри ГОО узнал от Ли то, что он называет "accupunch", которые он объединил в американских тхэквондо; Рии позже тренировал боксу в тяжелом весе чемпиона Мухаммеда Али и научил его "accupunch", который Али нокаутом Ричард Данн в 1975 году.[110] по боксу в супертяжелом весе Майк Тайсон, "каждый хотел быть Брюсом Ли" в 1970-х годах.[186] UFC в фунт-для-фунта чемпион Джон Джонс также привел ли вдохновение,[187] с Джонс известен часто с помощью косой удар коленом, техника, которая была популяризирована ли.[103] множество других бойцов UFC, ссылались ли как свое вдохновение, с несколькими обращаясь к нему как "Крестный отец" или "дед" ММА.[188]
В Японии манга и аниме - франшиз, Кулак Северной Звезды (1983-1988) и Дракон мяч (1984-1995) вдохновлялись ли такие фильмы, как "Выход Дракона".[189][190] , в свою очередь, Кулак Северной Звезды и, особенно, шар Дракона приписывают задавая тренды для популярных манга и аниме с 1980 года.[191][192] Спайк Шпигель, главный герой с 1998 аниме Ковбой Бибоп, видел практикующих Джит Кун До и цитирует Ли.[193] также в Индии, то ли фильмов оказали влияние на Болливуд масала фильмов;[194] после успеха ли такие фильмы, как "Выход Дракона" в ИндииDeewaar [195] (1975) и более поздних фильмов Болливуда включены боевые сцены вдохновили 1970-х годов Гонконг, боевые искусства фильмы до 1990-х годов.[196] Брюс Ли такие фильмы, как "Игра смерти" и "Выход Дракона" являются основой для видео игровых жанров , таких как избили 'em вверх экшены и файтинги.[197][198][199] первый избили 'em вверх игру, кунг-фу мастер (1984), основывается на Ли "Игра смерти".[200] на Уличный боец игры (1987 дебют) был вдохновлен "Выход Дракона" при геймплей сосредоточен вокруг международный бойцовский турнир, и каждый персонаж имеет уникальное сочетание этнического происхождения, гражданства и боевой стиль; Уличный боец пошел на создание шаблона для всех файтингов, которые последовали.[201] в апреле 2014 года Ли был назван признакам персонажа в боевом спортивных видеоигр EA Спорт UFC, и можно играть в нескольких весовых категориях.[202] многочисленные спортивные и развлекательные цифры приводились ли в качестве вдохновения, в том числе актеры, такие как Джеки Чан[203] и Эдди Мерфи,[204] актрисы Оливия Манн и Дайан Доан, такие музыканты, как Стив Аоки и Роан Марли, рэпер LL Cool J, комики Эдди Гриффин и У. Камау Белл, баскетболисты Стивен Карри и Джамал Мюррей, фигуристы Тони Хоук и Кристиан Хосой, чемпионы UFC Урия Холл и Андерсон Сильва, а также игрок в американский футбол Кайлер Мюррей и другие.[203]
Хотя Брюс Ли не появлялся в рекламных роликах при жизни, Nokia запустила интернет-кампанию в 2008 году с постановочными "документальными" кадрами, на которых Брюс Ли играет в пинг-понг со своими нунчаками, а также зажигает спички, когда их бросают в него. Видео стало вирусным на YouTube, создав путаницу, поскольку некоторые люди считали, что это подлинные кадры.[205]
Почести
Дополнительная информация: Список наград и почестей, полученных Брюсом Ли
Награды
1972: Премия "Золотая лошадь" за лучший фильм на мандаринском языке
1972: Специальная награда жюри "Кулак ярости" [206]
1994: Гонконгская кинопремия за пожизненные достижения[206]
1999: Назван Временем одним из 100 самых влиятельных людей 20-го века[3]
2004: Награда "Звезда века"[207]
2013: Премия учредителей Asian Awards[208]
Статуи
Статуя Брюса Ли (Лос-Анджелес): открыта 15 июня 2013 года, [209] Чайнатаун Сентрал Плаза, Лос-Анджелес, Калифорния
Статуя Брюса Ли (Гонконг): 2,5-метровая (8,2 фута) бронзовая статуя Ли была открыта 27 ноября 2005 года, в день его 65-летия.[210]
Статуя Брюса Ли (Мостар): за день до Гонконга статуя была посвящена, в город Мостар в Боснии и Герцеговине представила собственные 1.68 М (5.5 м) бронзовая статуя; сторонники статуи привел ли в качестве объединяющего символа против этнического разделения страны, которое завершилось в 1992-95 Боснийской войны.[211]
Места
Тематический парк, посвященный Ли, был построен в Цзюньани, провинция Гуандун. Материковый Китай начал смотреть фильмы Брюса Ли только в 1980-х годах, когда стали доступны видеоролики с классическими фильмами, такими как "Китайская связь". Такие фильмы, как "Войди в дракона" и "Кулаки ярости", были запрещены Мао как духовное загрязнение и правая сентиментальность.
6 января 2009 года было объявлено, что ли Гонконга дома (41 Камберленд-роуд, Коулун, Гонконг) будет сохранен и преобразован в туристический объект на Ю Пан-Лин.ю умер в 2015 году, и этот план не осуществился.[215] в 2018 году, Ю. внука, Панг Чи-пинг, сказал: "Мы превратим особняк в центр по изучению Китая в следующем году, который предлагает обучение как мандарин и китайская музыка для детей".
Фильмография
Основная статья: Фильмография Брюса Ли
Библиография
Китайское кунг-фу: Философское искусство самообороны (первая книга Брюса Ли) – 1963
Дао Джит Кун До (Опубликовано посмертно) – 1973
Боевой метод Брюса Ли (Опубликован посмертно) – 1978

Брюс Ли - 920010803176

Комментарии