История романса «Очарована, околдована» на стихи Николая Заболоцкого. Николай Заболоцкий Признание Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина! Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумашедшая. Я склонюсь над твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами и стихотвореньями Обожгу тебя, горькую, милую. Отвори мне лицо полуночное, Дай войти в эти очи тяжелые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые. Что прибавится — не убавится, Что не сбудется — позабудется… Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится? 1957 г. На эти стихи написан знаменитый романс, одно из самых проникновенных и трогательных посвящений женщине в российской песенной культуре. Его знают и поют многие, но далеко не каждый задумывается о том, кто её написал. Оказывается, у этой песни интересная и даже запутанная история. Стихи появились ещё в середине прошлого столетия. Их автор – поэт-классик, Николай Алексеевич Заболоцкий. Известный текст песни немного отличается от исходного произведения. Поэтическое произведение на один катрен длиннее песенного варианта, получившего популярность в конце 80-х годов и звучавшего из уст Александра Малинина, Михаила Звездинского и многих других. Из песни была выкинута четвертая строфа. Проникновенные, преисполненные обожанием и восхищением строки вышли из-под пера поэта на исходе жизненного пути, в 1957 году. Появление этих стихов часто связывают с личной историей в биографии поэта. Известно, что в 1956 году поэт расстался со своей супругой. Чувствуя одиночество и безысходность, он решил позвонить одной из своих поклонниц. Поэту было известно, что она молода, любит и знает наизусть многие его стихи. Этой женщиной оказалась дочь известного литературоведа Александра Иосифовича Роскина по имени Наталья. Ей было 28 лет. Между Натальей Роскиной и зрелым, 54-летним поэтом завязался роман. Нахлынувшие чувства побудили творческую душу к написанию цикла с характерным названием «Последняя любовь», содержащим выдающиеся образцы любовной лирики позднего Заболоцкого. Завершающим произведением этого цикла стало «Признание». В романтическом цикле Заболоцкий объединяет образы двух женщин – жены Екатерины Клыковой и Натальи Роскиной. В последние месяцы жизни поэта супруга вернется к нему. Поэта не станет в октябре 1958 года. «Признание», как одно из лучших стихотворений Заболоцкого, станет его «лебединой песней». Кто и когда положил замечательные стихи Заболоцкого на эту мелодию? По общепринятой версии автором музыки является ленинградский автор-исполнитель, «солнечный бард», Александр Лобановский. Свои претензии на роль композитора этой песни заявлял и один из её известных исполнителей – Михаил Звездинский. Имеются сведения о том, что в 1990 году Александр Лобановский обратился во Всесоюзное Агентство по авторским правам, заявив о том, что Звездинский «прихватизировал» шесть его песен, в числе которых оказался и романс «Очарована, околдована». Через суд авторство Лобановского было подтверждено, однако в реестре РАО решили оставить обоих, этим и объясняется наличие двух записей. Примечательно, что в авторском исполнении Лобановского присутствует тот самый «потерянный» куплет, который не спели последующие исполнители. История песни оставляет немало вопросов, но когда слушаешь произведение, задумываться о них совершенно не хочется. Это одна из тех песен, которые проникают в самое сердце. https://dzen.ru/media/muzilka/pesniaposviascenie-jenscine-istoriia-romansa-ocharovana-okoldovana-na-stihi-nikolaia-zabolockogo-60431eb744edc66681870538 #песня #историяпесни
Нет ничего тайного, что не стало бы явным
:Наталья Саморукова (Жукова)
Песня-посвящение женщине.
История романса «Очарована, околдована» на стихи Николая Заболоцкого.
Николай Заболоцкий
Признание
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
1957 г.
На эти стихи написан знаменитый романс, одно из самых проникновенных и трогательных посвящений женщине в российской песенной культуре. Его знают и поют многие, но далеко не каждый задумывается о том, кто её написал. Оказывается, у этой песни интересная и даже запутанная история.
Стихи появились ещё в середине прошлого столетия. Их автор – поэт-классик, Николай Алексеевич Заболоцкий.
Известный текст песни немного отличается от исходного произведения. Поэтическое произведение на один катрен длиннее песенного варианта, получившего популярность в конце 80-х годов и звучавшего из уст Александра Малинина, Михаила Звездинского и многих других. Из песни была выкинута четвертая строфа.
Проникновенные, преисполненные обожанием и восхищением строки вышли из-под пера поэта на исходе жизненного пути, в 1957 году. Появление этих стихов часто связывают с личной историей в биографии поэта. Известно, что в 1956 году поэт расстался со своей супругой. Чувствуя одиночество и безысходность, он решил позвонить одной из своих поклонниц. Поэту было известно, что она молода, любит и знает наизусть многие его стихи. Этой женщиной оказалась дочь известного литературоведа Александра Иосифовича Роскина по имени Наталья. Ей было 28 лет. Между Натальей Роскиной и зрелым, 54-летним поэтом завязался роман. Нахлынувшие чувства побудили творческую душу к написанию цикла с характерным названием «Последняя любовь», содержащим выдающиеся образцы любовной лирики позднего Заболоцкого. Завершающим произведением этого цикла стало «Признание». В романтическом цикле Заболоцкий объединяет образы двух женщин – жены Екатерины Клыковой и Натальи Роскиной. В последние месяцы жизни поэта супруга вернется к нему. Поэта не станет в октябре 1958 года. «Признание», как одно из лучших стихотворений Заболоцкого, станет его «лебединой песней».
Кто и когда положил замечательные стихи Заболоцкого на эту мелодию? По общепринятой версии автором музыки является ленинградский автор-исполнитель, «солнечный бард», Александр Лобановский. Свои претензии на роль композитора этой песни заявлял и один из её известных исполнителей – Михаил Звездинский. Имеются сведения о том, что в 1990 году Александр Лобановский обратился во Всесоюзное Агентство по авторским правам, заявив о том, что Звездинский «прихватизировал» шесть его песен, в числе которых оказался и романс «Очарована, околдована». Через суд авторство Лобановского было подтверждено, однако в реестре РАО решили оставить обоих, этим и объясняется наличие двух записей. Примечательно, что в авторском исполнении Лобановского присутствует тот самый «потерянный» куплет, который не спели последующие исполнители.
История песни оставляет немало вопросов, но когда слушаешь произведение, задумываться о них совершенно не хочется. Это одна из тех песен, которые проникают в самое сердце. https://dzen.ru/media/muzilka/pesniaposviascenie-jenscine-istoriia-romansa-ocharovana-okoldovana-na-stihi-nikolaia-zabolockogo-60431eb744edc66681870538 #песня #историяпесни