«Рост бомбический»: как живет поставщик белья для «Икеи» после ухода бренда из России!
Владелица компании «Шуйские ситцы» Анна Богаделина — о бизнесе в новой реальности. Компания «Шуйские ситцы» была единственным российским поставщиком хлопкового постельного белья в «Икее». Она обеспечивала практически половину продаж российских магазинов сети в этой категории товаров. Уход «Икеи» из России стал для нее большим потрясением. Но сейчас компания переформатируется и налаживает розничную продажу постельного белья с минималистичным дизайном. Выручка компании в 2019 году — 3 млрд рублей. Чистая прибыль — 34 млн. Это последние доступные данные. Краткие выдержки из интервью: «Икея» объявила о приостановке договора в марте 2022 года. Следующие полтора месяца мы работали 24/7. Нам было понятно , что больше нужно диверсифицировать производство, клиентский портфель, каналы продаж, и чем больше диверсификации — тем устойчивей бизнес. И мы работали. В семь утра все были на месте, в выходные тоже. Уже в конце апреля поступила в продажу коллекция белья YERRNA — это европейское белье, к которому привык потребитель икеевских товаров. Абсолютно идентичное по размерам, по стилистике, в сдержанном нормандском стиле. Мы сделали первую поставку на маркетплейсы, 24 апреля стартовали продажи, и мы получили просто невероятный рост. Я впервые вижу такой рост в конкретном канале продаж, это просто невероятно. Презентация нашей совместной коллекции с дизайнером Викторией Андреяновой прошла, она из наших тканей пошила коллекцию одежды — мы такого раньше не делали. Мы вообще много чего не делали: на маркетплейсах не продавались, с розницей не работали. Надо же было когда-то начинать. Мы планируем и дальше наполнять эту коллекцию другими расцветками, которые будут соответствовать ожиданиям покупателей и не нарушат авторские права. Конечно же, будем использовать весь опыт, который мы получили с «Икеей». Дизайн, контроль качества — это мы уже можем сами, мы усвоили уроки. Надежность сбыта, может, и не та, но возможности появляются просто одна за другой, это драйвово, это интересно. Мне будет не хватать «Икеи» — и уже не хватает — именно как партнера, с которым вопросы решаются на уровне рукопожатия. Ну и корпоративная шведская культура, причем адаптированная под русскую ментальность. Мы впитали эту ДНК. В части устойчивого развития подтверждали свой статус, проводили аудиты. То есть по всей цепочке отслеживали производство — от хлопка до готового изделия. У нас был доступ к информационным системам «Икеи» — и это отдельная история, про системы планирования, про прозрачность, — это просто космос. Мы могли сами строить планы в этих системах на полгода, на год, на три и видели, что по данным аналитики такой-то артикул может выстрелить, а такой-то нужно сокращать. И мы всегда могли выстроить свои бизнес-процессы в зависимости от этого планирования. Мы практически вышли на прежние объемы производства. Ведь «Икея» не была нашим единственным каналом сбыта. У нас были и есть действующие контракты с другими сетями — «Ашан», «Лента», «Метро». В июне мы останавливали производство, но это не было форс-мажором: мы каждый год уходим в отпуск всем коллективом. Уходили со спокойной душой — благодаря маркетплейсам. Потом пошли другие запросы. Рост бомбический. Уход «Икеи» взбудоражил очень много профессиональных игроков, желающих занять эту нишу. И мы отвечаем на эти запросы. Подорожал хлопок, к тому же в тот момент существенно упал курс рубля. Он потом вернулся, но стоимость сырья осталась очень высокой. Мы оптимизируем расходы, сдерживаем рост цен и даже планируем их снижение. Но возврат к ценам начала 2022 года сейчас невозможен, конечно. «Шуйские ситцы» — это бренд со своей аудиторией, со своей историей, он по-настоящему русский, а это сейчас приобретает новую актуальность и у нас есть возможности для развития этого бренда. Я не говорю, что мы полностью перейдем на продажи через собственную розницу, но это один из путей, и он будет подтверждаться экономическими расчетами. Сейчас у нас предприятие полного цикла: прядильно-ткацкая, отделочная, швейные фабрики. В 2005 году заключили контракт с «Икеей». Мы прошли все конкурсные процедуры. Это заняло не один месяц, в конкурсах участвовало огромное количество предприятий, и в итоге «Икея» выбрала нас. Их впечатлило прежде всего то, что мы работали вбелую. Начали с небольших поставок, потом постепенно их увеличивали. Конкретные цифры по нашим объемам для «Икеи» я не могу разглашать, но примерно половина домашнего хлопкового текстиля, который продавала «Икея» в России, — наше производство. Мы заметное предприятие. По объемам производства в Ивановской области входим в тройку крупнейших, а по уровню узнаваемости, наверное, лидеры. Нас поддержал Минпромторг, включив в список системообразующих предприятий. Очень помог Сбербанк, мы получили субсидирование 30% стоимости оборудования. В результате в 2017 году мы расширили ткацкий парк, установили новые отделочные линии. Наладили выпуск сатина. До этого мы производили ткани попроще: перкаль, поплин, бязь, ситец и другие. Благодаря статусу системообразующего предприятия у нас были исключительные условия: мы сделали рефинансирование, то есть краткосрочный кредит рефинансировали на новый срок. Другие компании за рамками этой программы в случае рефинанса получали ставку 25 или 30%, а мы — 11%.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным
«Рост бомбический»: как живет поставщик белья для «Икеи» после ухода бренда из России!
Владелица компании «Шуйские ситцы» Анна Богаделина — о бизнесе в новой реальности.
Компания «Шуйские ситцы» была единственным российским поставщиком хлопкового постельного белья в «Икее».
Она обеспечивала практически половину продаж российских магазинов сети в этой категории товаров. Уход «Икеи» из России стал для нее большим потрясением. Но сейчас компания переформатируется и налаживает розничную продажу постельного белья с минималистичным дизайном.
Выручка компании в 2019 году — 3 млрд рублей. Чистая прибыль — 34 млн. Это последние доступные данные.
Краткие выдержки из интервью:
«Икея» объявила о приостановке договора в марте 2022 года. Следующие полтора месяца мы работали 24/7. Нам было понятно , что больше нужно диверсифицировать производство, клиентский портфель, каналы продаж, и чем больше диверсификации — тем устойчивей бизнес. И мы работали. В семь утра все были на месте, в выходные тоже.
Уже в конце апреля поступила в продажу коллекция белья YERRNA — это европейское белье, к которому привык потребитель икеевских товаров. Абсолютно идентичное по размерам, по стилистике, в сдержанном нормандском стиле. Мы сделали первую поставку на маркетплейсы, 24 апреля стартовали продажи, и мы получили просто невероятный рост.
Я впервые вижу такой рост в конкретном канале продаж, это просто невероятно. Презентация нашей совместной коллекции с дизайнером Викторией Андреяновой прошла, она из наших тканей пошила коллекцию одежды — мы такого раньше не делали. Мы вообще много чего не делали: на маркетплейсах не продавались, с розницей не работали. Надо же было когда-то начинать.
Мы планируем и дальше наполнять эту коллекцию другими расцветками, которые будут соответствовать ожиданиям покупателей и не нарушат авторские права. Конечно же, будем использовать весь опыт, который мы получили с «Икеей». Дизайн, контроль качества — это мы уже можем сами, мы усвоили уроки. Надежность сбыта, может, и не та, но возможности появляются просто одна за другой, это драйвово, это интересно.
Мне будет не хватать «Икеи» — и уже не хватает — именно как партнера, с которым вопросы решаются на уровне рукопожатия. Ну и корпоративная шведская культура, причем адаптированная под русскую ментальность. Мы впитали эту ДНК.
В части устойчивого развития подтверждали свой статус, проводили аудиты. То есть по всей цепочке отслеживали производство — от хлопка до готового изделия. У нас был доступ к информационным системам «Икеи» — и это отдельная история, про системы планирования, про прозрачность, — это просто космос.
Мы могли сами строить планы в этих системах на полгода, на год, на три и видели, что по данным аналитики такой-то артикул может выстрелить, а такой-то нужно сокращать. И мы всегда могли выстроить свои бизнес-процессы в зависимости от этого планирования.
Мы практически вышли на прежние объемы производства. Ведь «Икея» не была нашим единственным каналом сбыта. У нас были и есть действующие контракты с другими сетями — «Ашан», «Лента», «Метро».
В июне мы останавливали производство, но это не было форс-мажором: мы каждый год уходим в отпуск всем коллективом. Уходили со спокойной душой — благодаря маркетплейсам. Потом пошли другие запросы. Рост бомбический. Уход «Икеи» взбудоражил очень много профессиональных игроков, желающих занять эту нишу. И мы отвечаем на эти запросы.
Подорожал хлопок, к тому же в тот момент существенно упал курс рубля. Он потом вернулся, но стоимость сырья осталась очень высокой. Мы оптимизируем расходы, сдерживаем рост цен и даже планируем их снижение. Но возврат к ценам начала 2022 года сейчас невозможен, конечно.
«Шуйские ситцы» — это бренд со своей аудиторией, со своей историей, он по-настоящему русский, а это сейчас приобретает новую актуальность и у нас есть возможности для развития этого бренда. Я не говорю, что мы полностью перейдем на продажи через собственную розницу, но это один из путей, и он будет подтверждаться экономическими расчетами.
Сейчас у нас предприятие полного цикла: прядильно-ткацкая, отделочная, швейные фабрики.
В 2005 году заключили контракт с «Икеей». Мы прошли все конкурсные процедуры. Это заняло не один месяц, в конкурсах участвовало огромное количество предприятий, и в итоге «Икея» выбрала нас. Их впечатлило прежде всего то, что мы работали вбелую. Начали с небольших поставок, потом постепенно их увеличивали. Конкретные цифры по нашим объемам для «Икеи» я не могу разглашать, но примерно половина домашнего хлопкового текстиля, который продавала «Икея» в России, — наше производство.
Мы заметное предприятие. По объемам производства в Ивановской области входим в тройку крупнейших, а по уровню узнаваемости, наверное, лидеры. Нас поддержал Минпромторг, включив в список системообразующих предприятий. Очень помог Сбербанк, мы получили субсидирование 30% стоимости оборудования.
В результате в 2017 году мы расширили ткацкий парк, установили новые отделочные линии. Наладили выпуск сатина. До этого мы производили ткани попроще: перкаль, поплин, бязь, ситец и другие. Благодаря статусу системообразующего предприятия у нас были исключительные условия: мы сделали рефинансирование, то есть краткосрочный кредит рефинансировали на новый срок. Другие компании за рамками этой программы в случае рефинанса получали ставку 25 или 30%, а мы — 11%.