МАСТЕРСКАЯ ЛЕРУА. 1810-Е. ИЗ ЦИКЛА «ХОД ВРЕМЕНИ» 20.12.2021 — 31.12.2022 Радищевский музей. Радищева, 39 Автор: Довгаленко Анна Сергеевна В конце XVI – начале XVIII веков камин становится одним из центральных декоративных элементов дворцового интерьера. Мраморные порталы, завершённые изящно украшенной каминной полкой, занимают главенствующее положение в домах французской знати. При Людовике XIV были введены специальные правила оформления каминной полки, в которых центральное место среди фарфоровых статуэток, драгоценных шкатулок и канделябров отводилось часам. Наибольшее распространение каминные часы получают в XVIII–XIX веках. Именно во Франции они обретают пышное декоративное убранство, воплотив достижения художников, скульпторов, бронзовщиков и превращаются, по сути, в визитную карточку этой страны. Как произведения искусства французские каминные часы давно стали предметом собирательства и входят во многие музейные и частные коллекции. Часы «Колесница Телемаха» из собрания Радищевского музея исполнены во Франции в 1810-е годы в стиле ампир. Этот стиль является логическим продолжением классицизма, вдохновлённого искусством Древней Греции и Рима. Ампир возник во Франции во времена правления Наполеона и получил распространение в странах Европы в первой трети XIX века. Как и многие известные произведения искусства, созданные в этот период, часы рассказывают историю одного из античных героев, чьи доблестные деяния олицетворяли дух наполеоновской империи. Скульптурная композиция корпуса исполнена по древнегреческому сказанию о Телемахе, сыне Одиссея и Пенелопы. Согласно поэме Гомера, юноша отправился на поиски своего отца, не вернувшегося домой после Троянской войны. Покровителем и помощником Телемаха в этом походе стала богиня Афина. На постаменте, декорированном мечами в лавровых венках, с ножками в виде ликторских пучков представлено изображение мчащейся римской колесницы, запряженной парой вставших на дыбы лошадей. Колесницей управляет Телемах, позади него стоит Афина. В правой руке богиня-воительница держит копьё, в левой – щит с изображением головы Медузы Горгоны. Колесницы, львы, орлы, дротики, ликторские пучки (или фасции - символы власти в Древнем Риме), колчаны со стрелами – излюбленные детали декоративного убранства ампирных часов. В часах-колесницах с колесом-циферблатом гениально воплощена связь движения и времени. Существует мнение, что первые подобные часы под названием «Колесница времён года» были изготовлены в 1798 г. бронзовщиком Пьером-Филлипом Томиром по проекту парижского скульптора Ф.-Л. Ролана. В эпоху ампира часы-колесницы достигают пика своей популярности. Они символизируют торжественный въезд, триумф изображенного в них персонажа, и обычно называются по его имени – колесница Амура, колесница Вакха, колесница Аполлона, Колесница Цереры и т.д. Часы из коллекции Радищевского музея созданы по модели 1809 года парижского художника и бронзовщика немецкого происхождения Жана-Андре А. Рейша (Jean-Andre Reiche, 1752–1817). Более ранний рисунок этих часов, исполненный Жаном-Андре в 1807 году, с надписью Char de Télémaque находится в Национальной библиотеке Франции в Париже. Ж.-А. Рейш, сын владельца кафе в Лейпциге, переехал в Париж во время правления Людовика XVI (1774–1789), в 1785 году получил звание мастера-литейщика. Позже он становится фабрикантом и торговцем художественной бронзой. Более всего Ж.-А. Рейш известен как автор моделей каминных часов. Внизу по окружности циферблата, между цифрами V и VII представлена марка изготовителя часового механизма: "LE ROY H R/. PALAIS ROYAL N OS/... 13 ET 14, принадлежащая одному из ведущих часовщиков того времени Базилю-Шарлю Леруа (1731–1804). Родившись в семье часового мастера, Шарль-Базиль основал преуспевающую фирму по производству часовых механизмов, впоследствии был назначен часовщиком императора Наполеона и его матери, часовщиком принцессы Полины и короля Вестфалии Жерома Бонапарта, позже он становится часовым мастером герцогов Бурбонских и Шартрских. Леруа принимал участие в выставках в Париже в 1797-1798, в 1819, 1823 и 1827 годах. Часовые механизмы его работы можно увидеть в Музее Лувра и Министерстве вооруженных сил (Париж), Музее Поля Дюпюи (Тулуза), в Международном музее часового искусства (Ла-Шо-де-Фон), в Королевском музее изящных искусств (Брюссель), в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном историческом музее (Москва) и др. Модель часов «Колесница Телемаха» была очень популярна и неоднократно воспроизводилась. Согласно преданию, император Наполеон подарил такие часы своим двенадцати маршалам. Объединив талант, знания и виртуозное мастерство выдающихся художников, скульпторов и часовщиков того времени, каминные часы из собрания Радищевского музея по праву являются не только произведением прикладного и часового искусства, они выступают как объект и источник исторического знания, дают возможность глубоко прочувствовать образ ушедшей эпохи. Благодаря уникальной работе, проведённой по реставрации и восстановлению их часового механизма «Колесницы Телемаха», посетители музея могут услышать мерный ход и мелодичный бой старинных часов эпохи империи Наполеона I.
Саратовский музей имени А.Н. Радищева
ФРАНЦУЗСКИЕ КАМИННЫЕ ЧАСЫ «КОЛЕСНИЦА ТЕЛЕМАХА».
МАСТЕРСКАЯ ЛЕРУА. 1810-Е. ИЗ ЦИКЛА «ХОД ВРЕМЕНИ»
20.12.2021 — 31.12.2022
Радищевский музей. Радищева, 39
Автор: Довгаленко Анна Сергеевна
В конце XVI – начале XVIII веков камин становится одним из центральных декоративных элементов дворцового интерьера. Мраморные порталы, завершённые изящно украшенной каминной полкой, занимают главенствующее положение в домах французской знати. При Людовике XIV были введены специальные правила оформления каминной полки, в которых центральное место среди фарфоровых статуэток, драгоценных шкатулок и канделябров отводилось часам. Наибольшее распространение каминные часы получают в XVIII–XIX веках. Именно во Франции они обретают пышное декоративное убранство, воплотив достижения художников, скульпторов, бронзовщиков и превращаются, по сути, в визитную карточку этой страны. Как произведения искусства французские каминные часы давно стали предметом собирательства и входят во многие музейные и частные коллекции.
Часы «Колесница Телемаха» из собрания Радищевского музея исполнены во Франции в 1810-е годы в стиле ампир. Этот стиль является логическим продолжением классицизма, вдохновлённого искусством Древней Греции и Рима. Ампир возник во Франции во времена правления Наполеона и получил распространение в странах Европы в первой трети XIX века. Как и многие известные произведения искусства, созданные в этот период, часы рассказывают историю одного из античных героев, чьи доблестные деяния олицетворяли дух наполеоновской империи.
Скульптурная композиция корпуса исполнена по древнегреческому сказанию о Телемахе, сыне Одиссея и Пенелопы. Согласно поэме Гомера, юноша отправился на поиски своего отца, не вернувшегося домой после Троянской войны. Покровителем и помощником Телемаха в этом походе стала богиня Афина.
На постаменте, декорированном мечами в лавровых венках, с ножками в виде ликторских пучков представлено изображение мчащейся римской колесницы, запряженной парой вставших на дыбы лошадей. Колесницей управляет Телемах, позади него стоит Афина. В правой руке богиня-воительница держит копьё, в левой – щит с изображением головы Медузы Горгоны. Колесницы, львы, орлы, дротики, ликторские пучки (или фасции - символы власти в Древнем Риме), колчаны со стрелами – излюбленные детали декоративного убранства ампирных часов.
В часах-колесницах с колесом-циферблатом гениально воплощена связь движения и времени. Существует мнение, что первые подобные часы под названием «Колесница времён года» были изготовлены в 1798 г. бронзовщиком Пьером-Филлипом Томиром по проекту парижского скульптора Ф.-Л. Ролана. В эпоху ампира часы-колесницы достигают пика своей популярности. Они символизируют торжественный въезд, триумф изображенного в них персонажа, и обычно называются по его имени – колесница Амура, колесница Вакха, колесница Аполлона, Колесница Цереры и т.д.
Часы из коллекции Радищевского музея созданы по модели 1809 года парижского художника и бронзовщика немецкого происхождения Жана-Андре А. Рейша (Jean-Andre Reiche, 1752–1817). Более ранний рисунок этих часов, исполненный Жаном-Андре в 1807 году, с надписью Char de Télémaque находится в Национальной библиотеке Франции в Париже.
Ж.-А. Рейш, сын владельца кафе в Лейпциге, переехал в Париж во время правления Людовика XVI (1774–1789), в 1785 году получил звание мастера-литейщика. Позже он становится фабрикантом и торговцем художественной бронзой. Более всего Ж.-А. Рейш известен как автор моделей каминных часов.
Внизу по окружности циферблата, между цифрами V и VII представлена марка изготовителя часового механизма: "LE ROY H R/. PALAIS ROYAL N OS/... 13 ET 14, принадлежащая одному из ведущих часовщиков того времени Базилю-Шарлю Леруа (1731–1804). Родившись в семье часового мастера, Шарль-Базиль основал преуспевающую фирму по производству часовых механизмов, впоследствии был назначен часовщиком императора Наполеона и его матери, часовщиком принцессы Полины и короля Вестфалии Жерома Бонапарта, позже он становится часовым мастером герцогов Бурбонских и Шартрских. Леруа принимал участие в выставках в Париже в 1797-1798, в 1819, 1823 и 1827 годах. Часовые механизмы его работы можно увидеть в Музее Лувра и Министерстве вооруженных сил (Париж), Музее Поля Дюпюи (Тулуза), в Международном музее часового искусства (Ла-Шо-де-Фон), в Королевском музее изящных искусств (Брюссель), в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном историческом музее (Москва) и др.
Модель часов «Колесница Телемаха» была очень популярна и неоднократно воспроизводилась. Согласно преданию, император Наполеон подарил такие часы своим двенадцати маршалам.
Объединив талант, знания и виртуозное мастерство выдающихся художников, скульпторов и часовщиков того времени, каминные часы из собрания Радищевского музея по праву являются не только произведением прикладного и часового искусства, они выступают как объект и источник исторического знания, дают возможность глубоко прочувствовать образ ушедшей эпохи.
Благодаря уникальной работе, проведённой по реставрации и восстановлению их часового механизма «Колесницы Телемаха», посетители музея могут услышать мерный ход и мелодичный бой старинных часов эпохи империи Наполеона I.