О правиле «стоп-игра». О том, когда нам нужно остановиться (в любых ситуациях). Несколько запросов подряд. О поведении взрослых, которые, надеюсь, искренне хотят дать самое лучшее детям. Но, наверное, по не знанию делают это через... Ситуация 1, которую я наблюдала сама. Торговый центр. В коридоре огромные фигуры динозавров. Рычащих и двигающихся. Рядом играют и фотографируются взрослые и дети. Кто-то подходит ближе, кого-то останавливают охранники - чтобы к фигуре не прикасались, кто-то тянет родителей подальше. Мама держит на руках ребёнка лет 1,5. «Пойдём смотреть на динозавра». Ребенок машет головой - нет! Мама настаивает: «Смотри, какой он большой и интересный». Динозавр начинает рычать. Мама: «Ой, как интересно, он как живой». Подносит ребёнка ближе. Динозавр рычит, открывает пасть. У ребёнка начинается истерика. Мама смеется: «Ну что ты, он же не нестоящий». И подносит ребёнка ещё ближе, прямо под голову фигуры. У ребёнка дрожат ручки и подбородок. Он уже не плачет. Глаза широко раскрыты. Я мысленно ору ей: «У него шок, прекрати немедленно». Мама все же очнулась и отошла от динозавра. Я очень надеюсь, что у мамы на руках ребенок успокоится и восстановится. 2 Ситуация. В садике воспитатели играли с детьми в полицейских. Зачем-то бегали за детьми, ловили их и арестовывали. Ребенок 3 лет, до этого болтающий и рассказывающий сказки, стал заикаться. Только через неделю удалось выяснить, что это произошло сразу после этой «игры». Ребенок тогда в садике кричал от ужаса. Но воспитателей это не остановило. (Идиоты! Зачеркнуто) Таких ситуаций - разной степени сложности - очень много. И вопрос тут - в нашей внимательности и в нашей готовности распознавать сигналы «стоп». О чем нам нужно задумываться: * Неслучайно фильмы, мультфильмы, книги, игры имеют маркировку - определение возраста аудитории. Так выверяется не просто актуальность темы, а безопасность «продукта» для конкретного возраста, буквально - «переносимость» продукта. * При общих рекомендациях - есть всегда индивидуальная переносимость или непереносимость. Есть своя возможность выдерживания напряжения для ребенка. Причем, выдерживания как «радости», так и «страха». И тут - важна наша внимательность и чуткость. Даже в работе со взрослыми студентами - я сама предельно внимательна к реакциям и буквально титрую свои шаги в играх и воздействии. Призывая студентов смело говорить, если я сама не уловлю - стоп, я туда сейчас не готов идти. Мы пойдём, но более мелкими шагами и в другом темпе. * В новом игровом опыте, в разговорах на сложные темы для детей любого возраста - правило - мы делаем маленькое воздействие - говорим предложение, читаем пару предложений, идем чуть в игру, приближаемся к новому объекту и приостанавливаемся - наблюдаем - есть ли интерес, при нашей паузе - ребенок может сам попросить идти дальше, может молча смотреть на нас, по взгляду мы понимаем, что он ждёт продолжения, может задавать вопросы... а может - хвататься за нашу руку или вжиматься в нас, замирать, закрывать глаза рукой, переключиться на другую тему, может сказать, что он не хочет больше, что ему страшно, может отворачиваться, а может, начать визжать. Визг в игре - даже радостный - говорит о перевозбуждении. И это сигнал к нашей бОльшей внимательности. Если предохранитель «сгорел» - нервная система может дать сбой. И значит - нам нужно остановиться. Запомнить, отметить для себя, в каком именно «месте» возникло напряжение, завершить предложение - тему - но очень легко, бегло. И потом подумать - почему для ребёнка именно этот опыт был напряженным. Возможно, просто он был не по возрасту. Возможно, это то, о чем важно было бы проконсультироваться с психологом, поговорить с воспитателем детского сада, а возможно, ребенок сам «об этом» рисует или будет рисовать или играть. И в игре мы сможем завершить тему. * Мы - взрослые - обеспечиваем безопасность ребенку. От нас он ожидает опыта устойчивости и защищенности. Если мы становимся источником страха - это выбивает опору. * У маленьких детей нет разницы между миром реальным и миром игры, мультфильма. То, что для нас очевидно - совершенно не осознаваемо ими. * Люди, игрушки, объекты - намного большие ребенка - могут быть по определению небезопасны. * Когда мы приглашаем к какому-то опыту ребёнка - важно себе задавать вопрос - это я делаю для себя или для него? Это мне интересно, важно? Или я все же забочусь о ребёнке? (Иногда мы так захвачены действием, что сами превращаемся в ребёнка, забывая о том, что у нас все же жизненного опыта и устойчивости в разы больше). * О ситуации с игрой в садике. Родители и полицейские - люди, обеспечивающие безопасность. Эти «роли» не должны быть источниками страха. Сама тема игры - меня ловят как преступника, вообще странна (можно же поиграть в кошки-мышки, в сову и мышат?). Если это знакомство с профессиями, то для роли полицейских можно выбрать другие темы, не назначая ребёнка преступниками. В конкретном случае - ребенок показывал, что ему страшно. Девочка кричала. Отказалась играть. И нам важно быть очень внимательными к таким сигналам. Потому что это - уже совсем не игра. И я мечтаю, чтобы у всех, кто имеет доступ к детям, были знания о возрастной психологии, как минимум (ну и вмонтирован мозг, насколько получится. Извините). Если была ситуация, оказавшаяся для ребёнка сложной. 1. Важны наши слова: «Я с тобой. Ты в безопасности». Фокусируем внимание на том, что прямо сейчас ребенок в безопасности. 2. Делаем халабуды, схованки, рисуем фантастические миры, которые сам ребенок предложит создать. 3. С малышами, например, можно посмотреть мультсериал «Герои в масках» - размышляя о его собственной «суперсиле». А ты бы был каким героем? А какая у тебя супер-сила? А как бы ты защитился, позаботился и проч. 4. Важно обратиться к специалисту. Важно, чтобы психолог помог «завершить опыт». Буквально - с ребёнком вместе «убегут» от опасности, или дадут отпор, или заорут страшным голосом, или зарычат на обидчика. Возможно, «освободятся» из ловушки (платка или корзинки). Но психолог сделает это с ребёнком корректно - в игре, в рисовании, в сказке. 5. Ребенок пытается «исцелиться» через игры, рисунки - пожалуйста, наблюдайте за тем, что он рисует, во что играет - возможно, вы сможете подключиться к игре и стать его защитником, или «включить» его собственную силу, «супер-способность». 6. Если ребенок сам начинает пересказывать родителям то, что произошло - мы спокойно слушаем, даем ребёнку рассказать. Возможно, говоря - это действительно страшно, (неприятно, больно) - а давай сейчас оттолкнём его-ее (толкни мою руку, или подушку, как хотел бы), давай издадим рык львёнка Симбы - чтобы испугать... или - можно я тебя обниму. Мне так жаль, что меня не было рядом, чтобы их остановить или треснуть. Но сейчас я с тобой. Хочешь, мы пойдём вместе в садик и я попрошу этих воспитателей попросить у тебя прощения, они вели себя очень неправильно. И больше так никогда делать не будут. 7. Важно вернуть ребёнку контакт с телом - например, по утрам, когда мы будим ребёнка, можно здороваться со всеми его частями тела - прикасаясь к ним - доброе утро, головка, доброе утро, щечки, доброе утро, плечики, и так проходим по всему телу, включая попу, пяточки, ноготочки. 8. Очень полезно делать любые дыхательные упражнения, где выдох был бы длиннее вдоха, в детском варианте - выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, гудеть. Мы не сможем защитить ребёнка от сложностей жизни. Да и не нужно. Нам важно читать ребёнку сказки, где есть отрицательные герои, нам важно играть и давать ребёнку опыт и выигрыша, и поражения, нам важно показать ребёнку, что иногда он будет слышать слово «Нет». Но очень важно, чтобы в любом сложном опыте мы были его устойчивой безопасной опорой. И чтобы его «Стоп-игра!» было услышано - вырастало ощущением уважения к его границам. Да и вообще опытом уважения и безопасности. Добрых взрослений, Светлана Ройз #логопед_новокузнецк #адаптивная_физкультура #школа_кулинарии #ЛФК #дефектолог_новокузнецк
Ромашка.Детский центр Новокузнецк
Игра как насилие над детьми.
О правиле «стоп-игра». О том, когда нам нужно остановиться (в любых ситуациях).
Несколько запросов подряд. О поведении взрослых, которые, надеюсь, искренне хотят дать самое лучшее детям. Но, наверное, по не знанию делают это через...
Ситуация 1, которую я наблюдала сама. Торговый центр. В коридоре огромные фигуры динозавров. Рычащих и двигающихся. Рядом играют и фотографируются взрослые и дети. Кто-то подходит ближе, кого-то останавливают охранники - чтобы к фигуре не прикасались, кто-то тянет родителей подальше. Мама держит на руках ребёнка лет 1,5. «Пойдём смотреть на динозавра». Ребенок машет головой - нет! Мама настаивает: «Смотри, какой он большой и интересный». Динозавр начинает рычать. Мама: «Ой, как интересно, он как живой». Подносит ребёнка ближе. Динозавр рычит, открывает пасть. У ребёнка начинается истерика. Мама смеется: «Ну что ты, он же не нестоящий». И подносит ребёнка ещё ближе, прямо под голову фигуры. У ребёнка дрожат ручки и подбородок. Он уже не плачет. Глаза широко раскрыты. Я мысленно ору ей: «У него шок, прекрати немедленно». Мама все же очнулась и отошла от динозавра. Я очень надеюсь, что у мамы на руках ребенок успокоится и восстановится.
2 Ситуация. В садике воспитатели играли с детьми в полицейских. Зачем-то бегали за детьми, ловили их и арестовывали. Ребенок 3 лет, до этого болтающий и рассказывающий сказки, стал заикаться. Только через неделю удалось выяснить, что это произошло сразу после этой «игры». Ребенок тогда в садике кричал от ужаса. Но воспитателей это не остановило. (Идиоты! Зачеркнуто)
Таких ситуаций - разной степени сложности - очень много. И вопрос тут - в нашей внимательности и в нашей готовности распознавать сигналы «стоп».
О чем нам нужно задумываться:
* Неслучайно фильмы, мультфильмы, книги, игры имеют маркировку - определение возраста аудитории. Так выверяется не просто актуальность темы, а безопасность «продукта» для конкретного возраста, буквально - «переносимость» продукта.
* При общих рекомендациях - есть всегда индивидуальная переносимость или непереносимость. Есть своя возможность выдерживания напряжения для ребенка. Причем, выдерживания как «радости», так и «страха». И тут - важна наша внимательность и чуткость.
Даже в работе со взрослыми студентами - я сама предельно внимательна к реакциям и буквально титрую свои шаги в играх и воздействии. Призывая студентов смело говорить, если я сама не уловлю - стоп, я туда сейчас не готов идти. Мы пойдём, но более мелкими шагами и в другом темпе.
* В новом игровом опыте, в разговорах на сложные темы для детей любого возраста - правило - мы делаем маленькое воздействие - говорим предложение, читаем пару предложений, идем чуть в игру, приближаемся к новому объекту и приостанавливаемся - наблюдаем - есть ли интерес, при нашей паузе - ребенок может сам попросить идти дальше, может молча смотреть на нас, по взгляду мы понимаем, что он ждёт продолжения, может задавать вопросы... а может - хвататься за нашу руку или вжиматься в нас, замирать, закрывать глаза рукой, переключиться на другую тему, может сказать, что он не хочет больше, что ему страшно, может отворачиваться, а может, начать визжать. Визг в игре - даже радостный - говорит о перевозбуждении. И это сигнал к нашей бОльшей внимательности. Если предохранитель «сгорел» - нервная система может дать сбой. И значит - нам нужно остановиться. Запомнить, отметить для себя, в каком именно «месте» возникло напряжение, завершить предложение - тему - но очень легко, бегло. И потом подумать - почему для ребёнка именно этот опыт был напряженным. Возможно, просто он был не по возрасту. Возможно, это то, о чем важно было бы проконсультироваться с психологом, поговорить с воспитателем детского сада, а возможно, ребенок сам «об этом» рисует или будет рисовать или играть. И в игре мы сможем завершить тему.
* Мы - взрослые - обеспечиваем безопасность ребенку. От нас он ожидает опыта устойчивости и защищенности. Если мы становимся источником страха - это выбивает опору.
* У маленьких детей нет разницы между миром реальным и миром игры, мультфильма. То, что для нас очевидно - совершенно не осознаваемо ими.
* Люди, игрушки, объекты - намного большие ребенка - могут быть по определению небезопасны.
* Когда мы приглашаем к какому-то опыту ребёнка - важно себе задавать вопрос - это я делаю для себя или для него? Это мне интересно, важно? Или я все же забочусь о ребёнке? (Иногда мы так захвачены действием, что сами превращаемся в ребёнка, забывая о том, что у нас все же жизненного опыта и устойчивости в разы больше).
* О ситуации с игрой в садике. Родители и полицейские - люди, обеспечивающие безопасность. Эти «роли» не должны быть источниками страха. Сама тема игры - меня ловят как преступника, вообще странна (можно же поиграть в кошки-мышки, в сову и мышат?). Если это знакомство с профессиями, то для роли полицейских можно выбрать другие темы, не назначая ребёнка преступниками. В конкретном случае - ребенок показывал, что ему страшно. Девочка кричала. Отказалась играть. И нам важно быть очень внимательными к таким сигналам. Потому что это - уже совсем не игра.
И я мечтаю, чтобы у всех, кто имеет доступ к детям, были знания о возрастной психологии, как минимум (ну и вмонтирован мозг, насколько получится. Извините).
Если была ситуация, оказавшаяся для ребёнка сложной.
1. Важны наши слова: «Я с тобой. Ты в безопасности». Фокусируем внимание на том, что прямо сейчас ребенок в безопасности.
2. Делаем халабуды, схованки, рисуем фантастические миры, которые сам ребенок предложит создать.
3. С малышами, например, можно посмотреть мультсериал «Герои в масках» - размышляя о его собственной «суперсиле». А ты бы был каким героем? А какая у тебя супер-сила? А как бы ты защитился, позаботился и проч.
4. Важно обратиться к специалисту. Важно, чтобы психолог помог «завершить опыт». Буквально - с ребёнком вместе «убегут» от опасности, или дадут отпор, или заорут страшным голосом, или зарычат на обидчика. Возможно, «освободятся» из ловушки (платка или корзинки). Но психолог сделает это с ребёнком корректно - в игре, в рисовании, в сказке.
5. Ребенок пытается «исцелиться» через игры, рисунки - пожалуйста, наблюдайте за тем, что он рисует, во что играет - возможно, вы сможете подключиться к игре и стать его защитником, или «включить» его собственную силу, «супер-способность».
6. Если ребенок сам начинает пересказывать родителям то, что произошло - мы спокойно слушаем, даем ребёнку рассказать. Возможно, говоря - это действительно страшно, (неприятно, больно) - а давай сейчас оттолкнём его-ее (толкни мою руку, или подушку, как хотел бы), давай издадим рык львёнка Симбы - чтобы испугать... или - можно я тебя обниму. Мне так жаль, что меня не было рядом, чтобы их остановить или треснуть. Но сейчас я с тобой. Хочешь, мы пойдём вместе в садик и я попрошу этих воспитателей попросить у тебя прощения, они вели себя очень неправильно. И больше так никогда делать не будут.
7. Важно вернуть ребёнку контакт с телом - например, по утрам, когда мы будим ребёнка, можно здороваться со всеми его частями тела - прикасаясь к ним - доброе утро, головка, доброе утро, щечки, доброе утро, плечики, и так проходим по всему телу, включая попу, пяточки, ноготочки.
8. Очень полезно делать любые дыхательные упражнения, где выдох был бы длиннее вдоха, в детском варианте - выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, гудеть.
Мы не сможем защитить ребёнка от сложностей жизни. Да и не нужно. Нам важно читать ребёнку сказки, где есть отрицательные герои, нам важно играть и давать ребёнку опыт и выигрыша, и поражения, нам важно показать ребёнку, что иногда он будет слышать слово «Нет». Но очень важно, чтобы в любом сложном опыте мы были его устойчивой безопасной опорой. И чтобы его «Стоп-игра!» было услышано - вырастало ощущением уважения к его границам. Да и вообще опытом уважения и безопасности.
Добрых взрослений,
Светлана Ройз
#логопед_новокузнецк #адаптивная_физкультура #школа_кулинарии #ЛФК #дефектолог_новокузнецк