ДАРУМА, ВАНЬКА-ВСТАНЬКА, МАТРЁШКА, ЧЕБУРАШКА – РОДСТВЕННИКИ?!... Уснули телята, уснули цыплята, Не слышно веселых скворчат из гнезда. Один только мальчик — по имени Ванька, По прозвищу Встанька — не спит никогда. У Ваньки, у Встаньки — несчастные няньки: Начнут они Ваньку укладывать спать, А Ванька не хочет — приляжет и вскочит, Уляжется снова и встанет опять. Укроют его одеялом на вате — Во сне одеяло отбросит он прочь И снова, как прежде, стоит на кровати, Стоит на кровати ребенок всю ночь. Лечил его доктор из детской больницы. Больному сказал он такие слова: — Тебе, дорогой, потому не лежится, Что слишком легка у тебя голова! Самуил Яковлевич Маршак Неваляшка считается традиционной игрушкой для детей. Есть в этой игрушке что-то душевное, чего не сыскать в самых современных и совершенных. Для нескольких поколений советских людей это была первая игрушка в жизни. В самом раннем возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ребенок с удовольствием играет в куклу-неваляшку. Стоит ему уронить эту игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Неваляшка привлекает малышей яркостью цвета и тем, что внутри она чем-то гремит. Эта игрушка развивает слух, воображение, цветовое восприятие, координацию движений, а её форма удобна и абсолютно безопасна. В народе эту удивительную игрушку назвали Ванька-встанька. История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой японской легенды. В начале VI века человек по имени Бодхидхарма основал в Китае всемирно известный монастырь Шаолинь. В этом монастыре, в течение девяти лет он предавался медитации, созерцая стену. Так были заложены основы буддийской школы дзэн, которая стала очень популярна в Японии с середины XII века. Примерно тогда же там стали делать кукол в честь уважаемого учителя Дарума - это японское сокращенное произношение имени Бодхидхармы. Согласно легенде, из-за неподвижной медитации у патриарха атрофировались ноги и руки, поэтому куклу делали без рук и без ног. Японская неваляшка – Дарума весьма почитался нагасакскими торговцами дзен-буддистской школы. С течением времени облик куклы менялся, и 200 лет назад сложился окончательно. Современная кукла Дарума выглядит и ведет себя почти как наша кукла-неваляшка. Но в отличие от неё, вместо детского личика Дарума имеет густые брови и бороду мудрого отца всех дзэн-буддистов. По традиции Даруму окрашивают в красный цвет - под одеяния священника, но встречаются куклы и желтого, и зеленого цвета. Сейчас эта кукла очень популярна в Японии. Связано это с традицией, которая пришла в Японию также из Китая около XVIII века. Согласно этой традиции Дарума используется в ежегодном новогоднем ритуале загадывания желаний, в котором участвуют тысячи японцев. Считается, что эта игрушка приносит удачу людям, упорным в достижении своей цели. На Новый год принято дарить друзьям Даруму с пожеланиями стойкости. Чем взрослее человек, тем крупнее игрушка. А самое интересное, что у нее вместо глаз пустые глазницы. По легенде, медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон — так вырос настоящий чай. Его не по-азиатски круглые глаза стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы. Одаренный сам рисует око, загадывая при этом желание. В награду за "прозрение" Дарума постарается выполнить просьбу, зная, что в случае удачи ему "откроют" и второй глаз. Если желание сбывается, то владелец Дарумы "награждает" её вторым глазом и оставляет куклу на память. А если нет - Дарума так и остается с одним глазом до следующего Нового года, после чего игрушку сжигают во время специальной церемонии. Вот эти куклы Дарумы, которые были завезены в Россию в начале 19 века, и стали прообразом известной игрушки Ваньки – Встаньки, ведь такая диковинная игрушка не могла не произвести впечатления на наших мастеров! Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Однако, наши мастера, подглядевшие идею непреклонности, сами же и изготавливавшие эти игрушки, придерживались похожего, да несколько иного мнения, наполнив его несколько иным смыслом, более подходящим для русского человека. На вопрос, что заставляет Ваньку-встаньку вставать, они объясняли: не от того, что низ у куклы тяжелый, а от того, что верх легкий! Тянется он, как и человек, - вверх, - за счет лёгкого духа, а не за счет физических законов тяготения! Вот такая народная философия! На японскую фигурку в конце 19 века обратил внимание русский мастер, токарь по профессии, Василий Звездочкин. Каким образом японская игрушка попала в Россию - неизвестно. То ли ее завез путешествующий по свету монах, то ли игрушку подарили богатой семье, в которой работал Звездочкин. Тем не менее это именно он выточил из дерева круглую куколку. А расписал фигурку на русский мотив известный художник Сергей Малютин. Он изобразил круглолицую румяную девушку в цветастом платке, сарафане, с черным петухом в руке. Назвали ее простым крестьянским именем Матрена. С 1890 года началось массовое производство этих красавиц. Сначала они тоже были неваляшками. Но затем мастера стали изготавливать фигурки, которые вкладывались одна в другую по примеру другой японской игрушки, завезённой в Россию в начале 19 века. Так за девушкой с чёрным петухом последовала девушка с серпом в руке, еще одна – с караваем. Не забыл художник и о мальчиках. А самая маленькая фигурка стала носить образ спелёнутого младенца. Так появилось целое дружелюбное семейство. Первая матрешка хранится и по сей день Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Первые русские деревянные неваляшки назывались «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохов) и девочек на шаре. Например, скоморох был очень популярным в то время. Скоморох придумывал сам свои песни и шутки, он выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный "ванька-встанька" - клоун-скоморох - расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву. В наше время преподаватель Ульяновского университета краевед Сергей Борисович Петров обнаружил, что у знаменитого сказочного ушастого героя Чебурашки был дедушка - волжский бурлак. В старину чебуркой, чебурахом и чебурашкой на Волге назывался непотопляемый деревянный шар на конце бурлацкой бечевы или поплавок невода. Из этого круглого и полого предмета бурлаки делали игрушки для детей. Деревянные фигурки с помещенным внутрь грузилом, изображавшие баб и мужиков, как две капли воды, походили на известных всем неваляшек. Позднее это слово попало в словарь Даля: "Чебурашка, ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь ее, сама встает на ноги". Неваляшка и есть настоящий предок Чебурашки. Неваляшек сейчас очень и очень много, всех не перечислишь. Меняются материалы, видоизменяется внешний вид, но принцип, смысловая и эмоциональная нагрузка таких игрушек остаются прежние. Это что-то из детства, что-то такое, что понятно только когда для тебя весь мир новый, необъятный, чистый и интересный. Это то светлое, что остается в памяти навсегда. Ты хранишь этот уголок в своих воспоминаниях и возвращаешься к нему уже когда у тебя появляются свои дети или внуки.
Музей Советской Игрушки
ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛ: НЕВАЛЯШКИ.
ДАРУМА, ВАНЬКА-ВСТАНЬКА, МАТРЁШКА, ЧЕБУРАШКА –
РОДСТВЕННИКИ?!...
Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик — по имени Ванька,
По прозвищу Встанька — не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки — несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет — приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате —
Во сне одеяло отбросит он прочь
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова: —
Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова!
Самуил
Яковлевич Маршак
Неваляшка считается традиционной игрушкой для детей. Есть в
этой игрушке что-то душевное, чего не сыскать в самых современных и
совершенных. Для нескольких поколений
советских людей это была первая игрушка в жизни. В самом раннем возрасте детям
очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ребенок с
удовольствием играет в куклу-неваляшку. Стоит ему уронить эту игрушку, как она
тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Неваляшка привлекает малышей
яркостью цвета и тем, что внутри она чем-то гремит. Эта игрушка развивает слух,
воображение, цветовое восприятие, координацию движений, а её форма удобна и
абсолютно безопасна. В народе эту удивительную игрушку назвали Ванька-встанька.
История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую
древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо
сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой японской легенды.
В начале VI века человек по имени Бодхидхарма основал в
Китае всемирно известный монастырь Шаолинь. В этом монастыре, в течение девяти
лет он предавался медитации, созерцая стену. Так были заложены основы
буддийской школы дзэн, которая стала очень популярна в Японии с середины XII
века. Примерно тогда же там стали делать кукол в честь уважаемого учителя
Дарума - это японское сокращенное произношение имени
Бодхидхармы. Согласно легенде, из-за неподвижной медитации у патриарха
атрофировались ноги и руки, поэтому куклу делали без рук и без ног. Японская
неваляшка – Дарума весьма почитался нагасакскими торговцами дзен-буддистской
школы.
С течением времени облик куклы менялся, и 200 лет назад
сложился окончательно. Современная кукла Дарума выглядит и ведет себя почти как
наша кукла-неваляшка. Но в отличие от неё, вместо детского личика Дарума имеет
густые брови и бороду мудрого отца всех дзэн-буддистов. По традиции Даруму
окрашивают в красный цвет - под одеяния священника, но встречаются куклы и
желтого, и зеленого цвета.
Сейчас эта кукла очень популярна в Японии. Связано это с
традицией, которая пришла в Японию также из Китая около XVIII века. Согласно
этой традиции Дарума используется в ежегодном новогоднем ритуале загадывания
желаний, в котором участвуют тысячи японцев.
Считается, что эта игрушка приносит удачу людям, упорным в
достижении своей цели. На Новый год принято дарить друзьям Даруму с пожеланиями
стойкости. Чем взрослее человек, тем крупнее игрушка. А самое интересное, что у
нее вместо глаз пустые глазницы. По легенде, медитируя у своей стены, Дарума
многократно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо
медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и
бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог
бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее
сон — так вырос настоящий чай. Его не
по-азиатски круглые глаза стали вторым отличительным признаком изображений
Дарумы. Одаренный сам рисует око,
загадывая при этом желание. В награду за "прозрение" Дарума
постарается выполнить просьбу, зная, что в случае удачи ему "откроют"
и второй глаз. Если желание сбывается, то владелец Дарумы
"награждает" её вторым глазом и оставляет куклу на память. А если нет
- Дарума так и остается с одним глазом до следующего Нового года, после чего
игрушку сжигают во время специальной церемонии.
Вот эти куклы Дарумы,
которые были завезены в Россию в начале 19 века, и стали прообразом известной
игрушки Ваньки – Встаньки, ведь такая диковинная игрушка не могла не произвести
впечатления на наших мастеров!
Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма
малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится
занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой
вверх). Однако, наши мастера, подглядевшие идею непреклонности, сами же и
изготавливавшие эти игрушки, придерживались похожего, да несколько иного мнения,
наполнив его несколько иным смыслом, более подходящим для русского
человека. На вопрос, что заставляет
Ваньку-встаньку вставать, они объясняли: не от того, что низ у куклы тяжелый, а
от того, что верх легкий! Тянется он, как и человек, - вверх, - за счет лёгкого
духа, а не за счет физических законов тяготения! Вот такая народная философия!
На японскую фигурку в конце 19 века обратил внимание русский
мастер, токарь по профессии, Василий Звездочкин. Каким образом японская игрушка
попала в Россию - неизвестно. То ли ее завез путешествующий по свету монах, то
ли игрушку подарили богатой семье, в которой работал Звездочкин. Тем не менее
это именно он выточил из дерева круглую куколку. А расписал фигурку на русский
мотив известный художник Сергей Малютин. Он изобразил круглолицую румяную
девушку в цветастом платке, сарафане, с черным петухом в руке. Назвали ее
простым крестьянским именем Матрена. С
1890 года началось массовое производство этих красавиц.
Сначала они тоже были
неваляшками. Но затем мастера стали изготавливать фигурки, которые вкладывались
одна в другую по примеру другой японской игрушки, завезённой в Россию в начале
19 века. Так за девушкой с чёрным петухом последовала девушка с серпом в руке,
еще одна – с караваем. Не забыл художник и о мальчиках. А самая маленькая
фигурка стала носить образ спелёнутого младенца. Так появилось целое
дружелюбное семейство. Первая матрешка хранится и по сей день Музее игрушки в
Сергиевом Посаде.
Первые русские деревянные неваляшки назывались «кувырканами».
Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а
также клоунов (скоморохов) и девочек на шаре. Например, скоморох был очень
популярным в то время. Скоморох придумывал сам свои песни и шутки, он выступал
и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как
фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда
нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью
среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в
технике ручной росписи. Деревянный "ванька-встанька" - клоун-скоморох
- расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи
по дереву.
В наше время преподаватель Ульяновского университета краевед
Сергей Борисович Петров обнаружил, что у знаменитого сказочного ушастого героя
Чебурашки был дедушка - волжский бурлак. В старину чебуркой, чебурахом и
чебурашкой на Волге назывался непотопляемый деревянный шар на конце бурлацкой
бечевы или поплавок невода. Из этого круглого и полого предмета бурлаки делали
игрушки для детей. Деревянные фигурки с помещенным внутрь грузилом,
изображавшие баб и мужиков, как две капли воды, походили на известных всем
неваляшек.
Позднее это слово попало в словарь Даля: "Чебурашка,
ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь ее, сама встает на ноги".
Неваляшка и есть настоящий предок Чебурашки.
Неваляшек сейчас очень и очень много, всех не перечислишь. Меняются
материалы, видоизменяется внешний вид, но принцип, смысловая и эмоциональная
нагрузка таких игрушек остаются прежние. Это что-то из детства, что-то такое,
что понятно только когда для тебя весь мир новый, необъятный, чистый и
интересный. Это то светлое, что остается в памяти навсегда. Ты хранишь этот
уголок в своих воспоминаниях и возвращаешься к нему уже когда у тебя появляются
свои дети или внуки.