ЭТО ИНТЕРЕСНО!

МЕХАНИЧЕСКИЕ КУКЛЫ: занимательная история с картинками и видео.
Несколько сотен лет назад кукол чаще всего делали вручную. Крестьяне изготавливали тряпичных кукол без лица: считалось, что «неодушевленную» фигурку (а значит, и ребенка) зло обойдет стороной. А вот среди знати, напротив, считалось хорошим тоном заказать у мастера такую куклу, чтобы гости ахнули: как живая! Со временем кукольники поняли: чтобы сделать «живую» фигурку, тонкой работы над чертами ее лица недостаточно. И тогда на помощь пришла механика.
Наивно думать, что роботы появились на свет только что и сами собой, словно материализовались из небытия. В действительности механические люди и звери, так называемые автоматы (лат. automata, в ед. числе – automaton; от греч. automatos – действующий по собственной воле), были известны еще в античности. Интерес к ним с новой силой вспыхнул в эпоху Возрождения и достиг своего апогея к XVIII-XIX столетиям. Тогда же эти механические диковины проникли в Россию. В конце XVIII века они демонстрировались при русском дворе, а уже, по крайней мере, с 1820-х годов – и широкой публике.
Теперь несколько реплик о более ранних механизмах, подражающих людям и животным. Некоторые из них (работавшие на сжатом воздухе) изобрел Ктезибий Александрийский (285 – 222 гг. до н. э.). Он также сконструировал, вероятно, первый механический музыкальный инструмент – гидравлический орган. Несколько веков спустя Герон Александрийский (10-75 гг. н. э.) стал использовать в механизмах воздействие пара, а также пресс, шкивы и рычаги. В Средние века именно его разработки широко использовались, например, в конструкциях часов с механическими фигурами (скажем, астрономических часов в Кафедральном соборе в Страсбурге).
История механических кукол-автоматонов началась в XVI веке, когда появились часы с пружинным приводом. Практически сразу им стали оснащать игрушки – и не только. Сохранилась легенда о «механическом слуге» Ивана Грозного. Один из купцов, прибывших в Москву издалека, писал: «Железный мужик прислуживает царю за столом, подает ему при ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор». Когда купец выразил сомнение в том, что «мужик» и впрямь механический, придворные мастеровые «открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, в нем оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову. Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги были на Руси еще века два-три назад». Насчет двух-трех веков Иван Васильевич и в самом деле загнул, но начиная с XVI века автоматоны вошли в моду во многих странах.
«Механические официанты» были в ходу в Японии эпохи Эдо (1603–1868). В отличие от «железного мужика», японские деревянные «подавальщики» сохранились до наших дней. Технология называлась каракури-нингё – «механическое устройство, созданное, чтобы дразнить, обмануть или удивить человека», в ее основе лежал изобретенный в Китае часовой механизм. Особенной популярностью пользовались маленькие, «комнатные каракури». Среди них были куклы-акробаты, умеющие становиться на мостик и шагать по лестнице (внутри фигурки переливалась ртуть, изменяя центр тяжести); были лучники, пускающие стрелы в цель, – иногда попадая, иногда нет. Но больше всего состоятельные японцы любили тяхакоби-нингё – куколок, подающих чай. Фигурка подъезжала к гостю, держа поднос с чашечкой, и почтительно замирала, когда тот брал чашку в руки и делал глоток. Когда чашка возвращалась на место, каракури кланялась и отправлялась назад – и все это за счет системы деревянных шестеренок. (см. видео). https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=dhKTwPxWqyk В Европе расцвет «живых кукол» пришелся на эпоху Просвещения, когда сошлись воедино мастерство скульпторов барокко и классицизма, необходимая технология (пружинный привод) и жажда научного знания. Первые автоматоны были сделаны не для развлечения – они служили анатомическими пособиями студентам-медикам, показывая, как работают органы человеческого тела.
Небывалой популярности автоматы достигли в XVIII веке. Во многом это произошло благодаря трём чрезвычайно реалистичным механическим андроидам Жака де Вокансона, представленным публике в период с 1733 по 1739 год: андроиду-флейтисту (тот имел огромный успех, и андроиды-музыканты стали самой модной игрушкой европейских аристократов), автоматическому барабанщику и механической утке.
Устройство механической утки Жака де Вокансона Как живая птица, эта механическая утка пила воду и клевала зёрна, а затем якобы переваривала их и возвращала в переработанной форме (в действительности «возвращенные» катышки из подкрашенного хлеба были заготовлены заранее; они находились в отдельном отсеке внутри механической птицы и не имели никакого отношения к зернам, которые она клевала).
В конце 1730-х годов Вокансон со своими автоматами посетил несколько европейский столиц, в том числе Париж и Лондон, и с этого начался бесперебойный успех подобных зрелищ на протяжении последующего столетия.
Большое число его последователей развивало тему. Из механических музыкантов той эпохи можно было бы составить целый оркестр. Один из наиболее впечатляющих музыкальных автоматов изображал королеву Марию-Антуанетту за цимбалами. Этот механизм был придуман и сделан часовым мастером Петером (Пьером) Кинзингом (1745–1816) и мебельным мастером Давидом Рёнтгеном (1743—1807). Его представили в 1784 году при дворе короля Людовика XVI.
Автоматы делались из дорогих материалов, украшались золотом и драгоценными камнями. Столь дорогие игрушки пользовались спросом у коллекционеров как в Европе, так и за ее пределами – прежде всего, в Китае. По этой причине однажды европейский рынок оказался перенасыщен дорогими музыкальными автоматами, предназначенными для экспорта на Восток. Сложившаяся ситуация натолкнула лондонского ювелира по имени Джеймс Кокс на счастливую мысль: он решил открыть выставку автоматов, которые не сумел продать. Его экспозиция, известная как Cox’s Museum открылась в Лондоне в 1772 году, она состояла из двадцати трёх автоматов высотой от девяти до четырнадцати футов (то есть от 2.74 до 4.27 метров!) и пользовалась огромным успехом. Один из автоматов, сконструированных Коксом, хранится в Эрмитаже. Это (как все, верно, догадались) знаменитый механический павлин.
Постепенно, с появлением анатомических атласов, просветительская функция «живых кукол» ушла в прошлое, в конце века их чаще всего использовали часовщики – для рекламы своих услуг. Впрочем, публика по-прежнему любила механические диковинки. В одном из музеев Парижа хранится любимый автоматон Марии-Антуанетты, «Девушка, играющая на цимбалах» – он работает до сих пор и может исполнить восемь мелодий Кристофа Виллибальда Глюка. (см. видео). https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=2OMoo3y5WIQ На рекламной листовке, или, как бы её назвали бы в XIX веке, «афишке», датированной 1822 годом, извещалось об открытии в Санкт-Петербурге, в доме её сиятельства княгини К. И. Лобановой-Ростовской (ныне – здание отеля «Four Seasons» на Адмиралтейском проспекте), кабинета автоматов. (На полях отмечу, что само слово «кабинет» отсылает нас к такому феномену Просвещения как cabinet of curiosities, или «собрание редкостей», которое могло включать коллекции образцов растений, насекомых, минералов, произведений искусства, инструментов и т. д.). Кабинет автоматов открылся накануне масленичных гуляний. В это время множество иностранных антрепренёров обычно приезжало в расчете на хороший заработок в российские города (и они оставались там, как правило, до конца Великого поста). В числе устраиваемых ими зрелищ были цирковые представления, зверинцы, театры марионеток, а также, как выяснилось, выставки механических андроидов. В «афишке» кабинета автоматов упоминались «стрелки, попадающие в шарик по приказанию, механический кегельный игрок, сирена, подражающая голосу разных птиц», а также «разные другие фигуры, которых всех описать место не позволяет». Кроме того, кабинет позволял ознакомиться с образцами занимательной механики, например, с комнатным фонтаном (использовался для гидравлических опытов), проекционным аппаратом или механическим музыкальным инструментом, «который, не будучи очень велик, имеет шесть октав, приятный тон и никогда не может быть расстроенным».
Отдельным пунктом анонсировалось выступление механического балансёра на канате, который, если верить рекламе, значительно отличался от всех других фигур: «его садят на канат, и он делает на нём всякие движения и положения со всей легкостию и точностию, как живой человек». Судя по описанию, это был вариант Antonio Diavolo – механической куклы, вращающейся на перекладине и названной в честь известного итальянского трапециста. Её изобретателем считается французский фокусник Жан-Эжен Робер-Уден (1805 – 1871), который весной того же года выступал с Antonio Diavolo на сцене Королевского Кобург-театра в Лондоне. Эта знаменитая в позапрошлом столетии кукла была отреставрирована нашим современником, фокусником Джоном Гоганом, благодаря чему мы имеем о ней довольно точное представление.
В сущности, это был не автомат, а механическая марионетка, которая двигалась за счёт невидимых публике ниток-тросиков. Самым впечатляющим в выступлении куклы был момент, когда на несколько секунд она убирала с перекладины руки, предварительно зацепившись за нее согнутыми в коленях ногами, а затем снова бралась за перекладину (как на третьей минуте видео). Еще марионетка «общалась» с фокусником, утвердительно кивая или отрицательно мотая головой в ответ на его вопросы. Словом, создатель Antonio Diavolo сделал всё возможное, чтобы убедить публику в том, что перед нею самостоятельное существо, действующее «как живой человек». (см. видео) https://www.youtube.com/watch?v=rmGNkYWXGmk Механическая кукла, привезенная в столицу Российской империи, по всей видимости, была копией творения Робер-Удена, вдохновленная его успехом (хотя не стоит исключать, что и сам этот фокусник мог подсмотреть идею куклы у другого артиста и усовершенствовать её). О том, насколько она соответствовала оригиналу, мы можем лишь догадываться.
Автоматы играли не только в кегли (как механический гость в особняке Лобановой-Ростовской), но и в шахматы! Обычно, впрочем, выяснялось, что внутри невероятно сообразительных автоматов прятались живые люди. Примером может служить автомат-шахматист, придуманный австро-венгерским изобретателем по имени Вольфганг фон Кемпелен не позднее 1770 года. Этот автомат являл собой комод и сидящего за ним механического андроида в турецких одеждах, который якобы искусно играл в шахматы. Значительно позже выяснилось, что в комоде находился умелый шахматист из плоти и крови, который играл партию за механического турка. Шахматист был разоблачен Эдгаром Аланом По в 1836 году, о чем написали, в том числе, в петербургской газете «Северная пчела», которая с завидным постоянством пересказывала нашумевшие материалы парижской прессы. К моменту, когда секрет был раскрыт, механический шахматист успел объехать с гастролями весь континент и даже обыграть в шахматы парочку европейских монархов.
Наберите побольше воздуха в грудь и взгляните на это фото конца 19-го века, которое показывает, с чем были вынуждены играть дети того времени. С немалой вероятностью, это видение после этого будет неделю являться вам в ночных кошмарах.
«Кукла ползущего ребёнка» первоначально была запатентована Робертом Д.Клеем в марте 1871 года, но показанный на фото прототип — это усовершенствованная модель из коллекции Смитсонианского университета, созданной боссом Клея Джорджем П.Кларком. Неудивительно, что обе модели не возымели успеха — обе были невероятно тяжёлыми, их механизм был достаточно капризным, и даже не смотря на то, что они продавались вместе с одеждой, прикрывающей их внутренности, они, как не трудно догадаться, всё равно оставались фантастически пугающими.
А восьминогая кукла демонстрирует очень инновационный дизайн для своего времени: колесо со спицами-ногами, которые позволяют кукле "ходить" по полу. Кукла была одета в длинное широкое платье по моде того времени, которое скрывало механизм ног, так что были видны только две "идущие" ноги.
Стоимость этой необычной куклы, вырезанной вручную, с эмалированными глазами, гибкими шарнирными соединениями и деликатно окрашенными деталями, не была потеряна для коллекционеров: она была продана за $ 7500 (USD) на аукционе в июле 2012 года.
В 1862 году в США была запатентована кукла с зубодробительным названием Autoperipatetikos (т.е. шагающий автомат). Заводная кукла довольно бодро ковыляла по полу и влюбляла в себя девочек по всему миру.
Кстати, старушки-куклы до сих пор не утратили резвости (см. видео). https://www.youtube.com/watch?v=8NTtRs5t2N8 https://www.youtube.com/watch?v=mJveH1Y4tTc https://www.youtube.com/watch?v=cQk91ATEoOI В XIX веке механические автоматы были частыми гостями в обеих российских столицах, однако отзывы современников о них почти не сохранились – механические люди потерялись в вихре многочисленных зрелищ, популярных у публики того времени.
Традиция изготовления механических кукол существует до сих пор. В Политехническом музее можно увидеть автоматон, созданный петербургским мастером Александром Гецой в стиле работ Вокансона – девочку-куклу Суок из «Трех толстяков». У нее, как и положено классической игрушке-автомату, изящное личико и плавные движения рук. Впрочем, в творчестве Александра «фарфоровая» Суок – скорее исключение, обычно мастер предпочитает технологичный стимпанк. Другие работы скульптора на geek picnic.
P. S. В 2013 году вышел на экраны фильм Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение». Его герой, аукционист и оценщик, пытается собрать автомат Вокансона из деталей, найденных им во время визитов к своей загадочной клиентке, богатой наследнице, чьи предки были ценителями старого искусства. Она так взбалмошна, что на первых порах заставить героя вернуться в ее роскошный дом может лишь перспектива воссоздать механический андроид XVIII века. Фильм – красивый и поучительный. Словом, рекомендую. (см. видео) https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=ux2KW20nqHU Честно говоря, не по себе становится от старинных заводных кукол, шагающих, плавающих или ползущих. Потому что движутся они как зомби в фильмах, механически и рывками (хотя, возможно, в свое время, пока детали были новы, им была присуща большая грациозность). А вам они как?
По материалам Интернета.

tea_serving_doll.wmv
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - 861021976393
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - 861021979977
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - 861021982281
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - 861021984073
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - 861021986121
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - 861021990729
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - 861021994057
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - 861021996105
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - 861022000713
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - 861022003785

Комментарии

Комментариев нет.