Илин-кэлин - нагрудное и наспинное украшение из серебра в виде гривны летом одевалось поверх платья — халадай, зимой — поверх шубы.
Как и другие украшения илин-кэлин был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов — абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.
Полный комплект серебряных украшений женщины саха 19 века весил около 15 - 25 кг.
Шейная гривна кылджы – один из наиболее архаичных и устойчивых видов традиционных украшений якутов.
В прошлом они, по-видимому, бытовали как самостоятельный вид украшения. Это подтверждается и материалами раскопок якутских захоронений ХVIIIв. В ХIХ в.кылджы- составная часть женских украшений, к которой подвешивались передняя и задняя части нагрудно-наспинного комплекта илин-кэлин кэбиhэр.
Якутские гривны по своему происхождению – пожалуй, одноиз самых загадочных украшений. Они представляют собой древнейший вид металлических обручей, широко бытовавших у многих племен и народов Ближнего и Среднего Востока, Западной и Восточной Европы. Давно исчезнувшие в этих странах металлические гривны сохранились только у якутов вплоть до ХХ в., подобные украшения не были известны у других сибирских народов.
Якутские обручи типологически(по форме и конструкции) весьма близки к витым гривнам, встречающимся в восточно- славянских курганах Х-ХIIIвв. Одно из характерных сходств якутских и древнеславянских гривен-витость или ее имитации в виде косой винтообразной нарезки, что, видимо,является древним и устойчивым художественным приемом, характерным для данного вида украшения, их сближает и функциональная сторона украшений вятичей. Якутские гривны, как и когда-то на Древней Руси, были «принадлежностью женского наряда».
Наиболее ранние гривны из археологических раскопок древних якутских могил относятся к первой половине ХVIIв. В.П.Дьяконова описывала гривны, хранящиеся в коллекциях МАЭ, в основном датируемые ХVIII-началом ХIХ в. И.В. Константинов исследовал археологические материалы, извлеченные из древних якутских захоронений ХVIIIв. Сравнивая найденные им гривны из древних захоронений с музейными экземплярами, он отмечал их тождественность.
Исходя из имеющегося материала, они выделили три типа якутских шейных гривен.
Гривна в виде массивного кольца с сужающимися не сомкнутыми концами, которые загнуты в наружную сторону и образуют маленькие петельки для завязок. По кольцу проходит витой рельеф. Концы гладкие, четырехугольные, иногда на лицевой стороне имеют узор в виде кружков, точек, зигзага и т.п. Гривны латунные с большой примесью меди, литые.
Гривна с передней утолщенной частью, имеющая четыре- пять петлеобразных изгибов, длиной 4-5 см.
Гривны плоские.Кованые, обычно из низкопробного серебра. Ширина нижней расширенной части 1,5 см. Концы гривны не сомкнуты и загнуты в виде петель, стянуты узким кожаным ремешком. На лицевой стороне обычно выбит узор или гравированный орнамент растительного характера.
Гривен наиболее распространенный. Многими исследователями отмечено бытование их вплоть до начала ХХ в. Гривны этого типа имеют одну конструктивную основу, отличаются лишь размерами и небольшим декором на концах в виде гравированного или штампованного рисунка.
Более поздниекылджы изготовлены из низкопробного серебра.
Гривны с петлеобразными изгибами, по-видимому, очень рано вышли из употребления, так как данных об их бытовании крайнемало. Судя по всему, подробнее гривны не характерны для ХIХ в. Это подтверждает Р.Маак, посетивший Вилюйский округ в середине ХIХ в., он писал: «Шейный обруч, употребляемый в настоящее время ( 50-е годы ХIХ-А.С.) якутами, отличается от того, который носили в прошлом столетии. Главное различие состоит в том, что прежде к обручу не прикреплялась пластина, а украшения привязывались к четырем или пяти петлям,находившимся на обруче». Гривны этого типана йдены в основном в древних захоронениях, относящихся к ХVIIIв., и представлены относительно небольшим количеством образцов.
Одно из наиболее древних самобытных женских украшений, занимавших центральное место в их традиционном комплекте. Отличается монументальностью форм, сложной конструкцией и разнообразием видов. Следует отметить, что для этой группы украшений данное название довольно условно, так как отдельные их виды некогда назывались кылджыбыата.
Имеющийся материал по данному виду украшения позволяет выделить в нем два основных типа.
Состоит из головного ременного ободка-начельника и собственно украшения, спущенных от него на грудь полос из металлических цепей и серебряной круглой бляхи в середине. Две полосы цепей прикреплены к затылочной части головного ободка и, слегка огибая уши сзади,опуская на грудь и соединяются в большую круглую бляху. С которой также ниспадают полоски цепей. Оканчивается украшение различными щеркунцами и мелькими подвесками. Длина украшения обычно до или ниже пояса. Формы цепей такие же, как в других украшениях. Круглая бляха(кюн) имеет слегка выпуклую форму, в центре ее обычно штампованная выпуклина или прикрепленный медный кружочек. Диаметр бляхи в среднем 7-8 см. Бляхи имеют богатый орнаментальный декор в виде розеток, заполненных криволинейными и растительными мотивами узора.
- Khomus - Mountain echo
#музыка
Наиболее квалифицированные мастера владели и техникой скани (бөтерү или бөтереп эшләү). Казань была единственным городом в Поволжье, где было развито искусство скани, имевшее здесь особый характер. Так, в России почти повсеместно сканые узоры расцвечивали эмалью. Татарская скань является исключением: ее завитки дают графические рисунки сложных мелких узоров. В глубоких маленьких ячейках, образованных завитками скани, эмаль отсутствует, хотя татарские мастера знали эмаль и владели даже таким сложным техническим приемом, как покрытие эмалью чеканного рельефа.
Скань изготовлялась трех типов: плоская, накладная и бугорчатая. Бугорчатая скань является высшим достижением ювелирной техники татарских мастеров. Она отличается от плоской тем, что каждый завиток орнамента не лежит в плоскости всего изделия, а возвышается над ним, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Проволока для этого вида скани берется очень тонкая, эластичная, обычно из высокопробного серебра или золота. Бугорчатой сканью выполняли дорогие бляхи для нагрудников (хәситә), а также застежки для камзолов и браслетов.
Имела распространение и связанная со сканью зернь — мелкие металлические шарики, напаянные на сканый орнамент. Зернью украшались сканые серьги, футляры для коранов, бляхи, браслеты.