В 1562-м году им был издан «Катехизис» — изложение веры в вопросах и ответах. Он был увлечён идеей образования простых людей и популяризации литературы на родном языке. Беларуский гуманист, просветитель, религиозный реформатор, философ, социолог. Он выходец из семьи мелкого шляхтича. Закончил факультет вольных искусств Краковского университета (поступил в 1544 году), а возможно, и технологический факультет Базельского университета. С 1558 года преподавал на беларуском (литвинском) языке катехизис в протестантской школе в Вильне. С 1560 года стал кальвинистским проповедником в Клецке. Сымон Будный стал одним из основателей Несвижской типографии, где и издал на беларуском языке «Катехизис» (1562), а также «Про оправдание грешного человека перед Богом» и другие произведения. Недовольный уступчивостью кальвинизма, Сымон Будный перешёл на более радикальные реформистские позиции антитринитаристов. В 1563 году в письме к швейцарскому теологу Г. Булингеру Будный открыто сомневается в правдивости христианского догмата троицы. С середины 1560-х гг. Сымон Будный вёл письменную полемику с руським православным богословом Артемием, установил дружеские отношения с печатниками И. Фёдоровым (Ян Федорович) и П. Мстиславцем. В 1564 году совместно с Л. Крышковским С. Будный перевёл на польский язык и издал в Несвиже «Беседы святого Юстиниана, философа и мученика, с Трифоном Иудеем». В 1572 году С. Будный отдаёт в печать Библию, однако его комментарии и замечания к ней не были приняты издателями. В 1574 году в Лоске (около современного Воложина) Сымон Будный издал Новый Завет с предисловием, комментариями и замечаниями. Это была первая в мировой литературе попытка радикальной рационалистической критики евангельских книг. В том же году в письме к английскому историку Дж. Фоксу С. Будный выступил против церковного догмата о божеской природе Христа, что окончательно укрепило его репутацию еретика. 1576 году было издано произведение Будного «Про наиважнейшие положения христианской веры», в котором автор обобщил свои религиозно-философские взгляды. Как идеолог беларуского радикально-реформационного движения, С. Будный участвовал в работе арианских синодов. Он полемизировал по религиозным и социальным вопросам с идеологами этих организаций. В своём произведении «Про светскую власть» (1583) решительный реформатор описал историю своих социальных и религиозно-философских разногласий с «левыми» про отношение к феодальному обществу и государству, за что в 1584 году был исключён из братской общины. Однако в конце 1580-х, в условиях наступления контрреформации, С. Будному ничего не оставалось, как пойти на примирение с бывшими соратниками. В 1589 году в Полоцке С. Будный полемизировал с иезуитскими теологами, опровергая догмат о бессмертии души. Самым надёжным авторитетом в делах веры и познания для Будного была Библия. Критерий библейской истины — индивидуальный разум и социально-природный опыт человека. Рационалистично и даже, пожалуй, натуралистично трактовал С. Будный понятия загробного мира и посмертного вознаграждения, святой троицы, библейских чудес и др. Рационалистическое учение С. Будного подготовило в Беларуси почву для развития атеистической и материалистической мысли. Его произведения способствовали зарождению и укреплению свободомыслия. С. Будный был идеологом прогрессивно настроенной беларуской шляхты и горожан. Оправдывая общественные и государственные основы своего времени, он требовал ограничения феодального самовольства, указывал на необходимость определённых изменений и реформ в жизни общества и государственной структуры. Сымон Будный критиковал беззаконие, захватнические войны, был заступником веротерпимости и интеллектуальной свободы. Выступал за равенство всех сословий перед законом и справедливость правосудия. Политическим идеалом Сымона Будного была просвещённая монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Он осуждал агрессивную политику феодалов, считая, что для народа, для развития ремесла и торговли, распространения просвещения нужен мир, что феодалы и богатые горожане должны заботиться об образовании простых людей и не жалеть средств на строительство школ. Реформатор утверждал национальное достоинство литвинов (беларусов), отмечал их богатые и разнообразные духовные традиции. С. Будный понимал необходимость развития беларуской культуры на родном языке. Его идеи про развитие беларуского языка и культуры были одним из факторов становления беларуского национального самосознания. Будный был талантливым литератором, писал на беларуском, польском, латинском языках. Он был прозаиком и поэтом, а кроме этого — учёным-филологом, переводчиком. Сымон Будный сознавал значительную роль свободы в творчестве. Он явился предшественником рационалистического направления в эстетике. Продолжатель скорининских традиций Будный был одним из самых образованных филологов-гуманистов своего времени. Он сделал огромный вклад в развитие беларуского языка и печати, выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов. Умер С. Будный в Вишневе (Воложинский район) в 1593 году. В Несвиже просветителю, чья издательская деятельность почти полностью связана с этим городом, был поставлен памятник. Мероприятия, посвящённые памяти С. Будного, регулярно проводятся в городе и районе. Так, в центральной библиотеке организуются заседания краеведческого клуба «Спадчына», посвящённые реформатору. Детская районная библиотека разработала «час краеведения» возле памятника С. Будному в Несвиже — образовательная программа для школьников. Устраивают уроки, информационные часы, выставки, посвящённые С. Будному, и сельские библиотеки района. Постоянно пополняется новыми публикациями тематическая папка центральной библиотеки «Сымон Будны — асветнік і гуманіст». Кроме того, культурные события, связанные с именем Будного, регулярно происходят в музыкальной школе и клубе города Несвижа.
Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет
:Аляксандр Грохатаў
СЫМОН БУДНЫ (1530-1593) – проповедник, литератор, полемист, издатель.
В 1562-м году им был издан «Катехизис» — изложение веры в вопросах и ответах. Он был увлечён идеей образования простых людей и популяризации литературы на родном языке.
Беларуский гуманист, просветитель, религиозный реформатор, философ, социолог. Он выходец из семьи мелкого шляхтича. Закончил факультет вольных искусств Краковского университета (поступил в 1544 году), а возможно, и технологический факультет Базельского университета. С 1558 года преподавал на беларуском (литвинском) языке катехизис в протестантской школе в Вильне. С 1560 года стал кальвинистским проповедником в Клецке.
Сымон Будный стал одним из основателей Несвижской типографии, где и издал на беларуском языке «Катехизис» (1562), а также «Про оправдание грешного человека перед Богом» и другие произведения.
Недовольный уступчивостью кальвинизма, Сымон Будный перешёл на более радикальные реформистские позиции антитринитаристов. В 1563 году в письме к швейцарскому теологу Г. Булингеру Будный открыто сомневается в правдивости христианского догмата троицы.
С середины 1560-х гг. Сымон Будный вёл письменную полемику с руським православным богословом Артемием, установил дружеские отношения с печатниками И. Фёдоровым (Ян Федорович) и П. Мстиславцем. В 1564 году совместно с Л. Крышковским С. Будный перевёл на польский язык и издал в Несвиже «Беседы святого Юстиниана, философа и мученика, с Трифоном Иудеем». В 1572 году С. Будный отдаёт в печать Библию, однако его комментарии и замечания к ней не были приняты издателями.
В 1574 году в Лоске (около современного Воложина) Сымон Будный издал Новый Завет с предисловием, комментариями и замечаниями. Это была первая в мировой литературе попытка радикальной рационалистической критики евангельских книг. В том же году в письме к английскому историку Дж. Фоксу С. Будный выступил против церковного догмата о божеской природе Христа, что окончательно укрепило его репутацию еретика.
1576 году было издано произведение Будного «Про наиважнейшие положения христианской веры», в котором автор обобщил свои религиозно-философские взгляды.
Как идеолог беларуского радикально-реформационного движения, С. Будный участвовал в работе арианских синодов. Он полемизировал по религиозным и социальным вопросам с идеологами этих организаций.
В своём произведении «Про светскую власть» (1583) решительный реформатор описал историю своих социальных и религиозно-философских разногласий с «левыми» про отношение к феодальному обществу и государству, за что в 1584 году был исключён из братской общины. Однако в конце 1580-х, в условиях наступления контрреформации, С. Будному ничего не оставалось, как пойти на примирение с бывшими соратниками.
В 1589 году в Полоцке С. Будный полемизировал с иезуитскими теологами, опровергая догмат о бессмертии души.
Самым надёжным авторитетом в делах веры и познания для Будного была Библия. Критерий библейской истины — индивидуальный разум и социально-природный опыт человека. Рационалистично и даже, пожалуй, натуралистично трактовал С. Будный понятия загробного мира и посмертного вознаграждения, святой троицы, библейских чудес и др.
Рационалистическое учение С. Будного подготовило в Беларуси почву для развития атеистической и материалистической мысли. Его произведения способствовали зарождению и укреплению свободомыслия.
С. Будный был идеологом прогрессивно настроенной беларуской шляхты и горожан. Оправдывая общественные и государственные основы своего времени, он требовал ограничения феодального самовольства, указывал на необходимость определённых изменений и реформ в жизни общества и государственной структуры. Сымон Будный критиковал беззаконие, захватнические войны, был заступником веротерпимости и интеллектуальной свободы. Выступал за равенство всех сословий перед законом и справедливость правосудия.
Политическим идеалом Сымона Будного была просвещённая монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Он осуждал агрессивную политику феодалов, считая, что для народа, для развития ремесла и торговли, распространения просвещения нужен мир, что феодалы и богатые горожане должны заботиться об образовании простых людей и не жалеть средств на строительство школ. Реформатор утверждал национальное достоинство литвинов (беларусов), отмечал их богатые и разнообразные духовные традиции. С. Будный понимал необходимость развития беларуской культуры на родном языке. Его идеи про развитие беларуского языка и культуры были одним из факторов становления беларуского национального самосознания.
Будный был талантливым литератором, писал на беларуском, польском, латинском языках. Он был прозаиком и поэтом, а кроме этого — учёным-филологом, переводчиком. Сымон Будный сознавал значительную роль свободы в творчестве. Он явился предшественником рационалистического направления в эстетике.
Продолжатель скорининских традиций Будный был одним из самых образованных филологов-гуманистов своего времени. Он сделал огромный вклад в развитие беларуского языка и печати, выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов.
Умер С. Будный в Вишневе (Воложинский район) в 1593 году.
В Несвиже просветителю, чья издательская деятельность почти полностью связана с этим городом, был поставлен памятник. Мероприятия, посвящённые памяти С. Будного, регулярно проводятся в городе и районе. Так, в центральной библиотеке организуются заседания краеведческого клуба «Спадчына», посвящённые реформатору. Детская районная библиотека разработала «час краеведения» возле памятника С. Будному в Несвиже — образовательная программа для школьников. Устраивают уроки, информационные часы, выставки, посвящённые С. Будному, и сельские библиотеки района. Постоянно пополняется новыми публикациями тематическая папка центральной библиотеки «Сымон Будны — асветнік і гуманіст». Кроме того, культурные события, связанные с именем Будного, регулярно происходят в музыкальной школе и клубе города Несвижа.