Nguyên Lê - "Songs Of Freedom"(ACT, 2011)

Более тридцати лет Nguyên Lê обрастает коллективом музыкантов - единомышленников, создавая произведения, которые можно объединить одним словом - «мир».
Музыкант выбрал для себя уникальное пространство, несомненно,
джазово-ориентированное, но в значительной степени избегающее открытых ссылок на традиционализм.
«Songs of Freedom» - набор великолепных каверов, кульминация предыдущих двух прологов "Maghreb And Friends"(1998) и "Purple
(Celebrating Jimi Hendrix)"(2002).
Джазовые музыканты любят играть с другой, более популярной музыкой,
но довольно часто с провалом.
Не желая провалиться, Nguyên Lê подготовил запись в богатой аранжировке и тонким восприятием популярных хитов прошлого. На этот раз он выступил с еще более глубоким заявлением, которое выходит даже за пределы его гитары, где есть радикальные перегармонизации и блестящие контрапункты, подчеркивающие старые музыкальные мифы.
Ловко используя контроль над различными этническими элементами,
в свой новый опрометчивый, но творческий коктейль, Lê запускает потрясающую и уникальную игру на гитаре, сводя все внимание на
"песни свободы" той легендарной эпохи.
Опьяняющая интерпретация 11 треков подкреплена сплоченным
ядром музыкантов: басист - Linley Marthe; виброфонист - Illya Amar
и Stéphane Galland - барабанщик, с приглашенными вокалистами и перкуссионистами.
Открывает альбом “Eleanor Rigby” с новыми, навязчивыми, переплетенными с фанком азиатскими темами и джазовыми перепевами Youn Sun Nah. Впервые, когда я услышал этот трек, был просто ошеломлен сумасшедшим гением Nguyên Lê. Гитарист сочетает в себе традиционный рок с азиатским влиянием, создавая этот удивительный музыкальный номер, увлекая слушателя в незнакомое путешествие.
Игра Lê и пение Youn Sun Nah вытягивают душу из тела, а азиатские струнные инструменты будоражат, заставляя упиваться красотой разных культур, которые предлагают народы нашей планеты.
Не стоит ожидать чего-то приближенного к Beatles, включив на этом диске “Eleanor Rigby”, воможно,будете разочарованы. Это другой опыт, более целеустремленная и мощная версия любимой песни, сильно отличающаяся от оригинала и c очень креативным взглядом на самые культовые мелодий рока.
“I Wish” находится на воображаемом рынке Бомбея, с каскадной басовой линией Linley Marthe и одухотворенным пением David Linx.
«Black Dog» и «Whole Lotta Love» расположены на перкуссионных коврах Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии с мелисматическим вокалом и речетативом полуострова Индостан, с психотическим соло басиста Linley Marthe, а что выдает на гитаре Nguyên Lê, описанию не поддается, это надо слышать...
Я сам, большой поклонник Led Zeppelin, с ворчливым и брюзжащим пристрастием отношусь к каверам этой группы, в данном случае, побежден - такого никогда не слышал.
Среди горячих каштанов костра супер шлягеров есть знаменитая "Sunshine of Your Love"(Cream), которая, в такой аранжировке, с первых же нот кажется нелогичной, из-за наполнения грохочущей перкуссией и воплями, но относительно выравнивается, в более быстром темпе, с нехарактерной для ее оригинала сложностью ударных деталей.
А как только певец Himiko Paganotti проходит первый куплет и припев, гармонический центр смещается, вибрафонист Illya Amar накладывает подвижную подушку аккордов на гибкую основу басиста Linley Marthe,
сама песня превращается в нечетную сольную функцию гитары Nguyên Lê, запутанной восточной микротональностью и гремящим финалом.
В наши дни довольно сложно найти джазовых исполнителей, которые пробуют свои силы на одной из самых знаковых, вечно подвержанной частым критическим оскорблениям, композиции шестидесятых - "A Gadda Da Vida", американской группы Iron Butterfly. Ее рифы оригинала, уводящие
в подсознание, отстаются почти нетронутыми, но доставляется это до слушателя маримбой Illya Amar приводя все в движение непривычным
(для музыки 60-х) ритмом 17/8 барабанщика Stéphane Galland.
Одно из самых глубоких погружений - трек «Come Together», с его
странным метром и медитативным чтением четырех вокалистов, плавающий по пустыням Северной Африки и Ближнего Востока то короткими, темными блюзовыми отрывками гитары, то просветленными звуками маримбы.
Каверы на песни «Mercedes Benz» и «Move Over», Janis Joplin, удивительным образом отражает поразительное сходство между вьетнамской народной музыкой и сельским блюзом.
«Songs of Freedom» преподносят множество вкусных музыкальных сюрпризов, благодаря мировой музыкальной структуре и уникальному умению Nguyên Lê собрать все механизмы воедино. Гитарист, вновь “без страха и упрека” пошел на сделку, но его творческая изобретательность выдвинула эту эклектичную и развлекательную пластинку далеко за пределы примитивной территории кавер - исполнения.
Nguyên Lê With Michael Gibbs & NDR Big Band – "Celebrating The Dark Side Of The Moon"(ACT, 2014)
Очередная смелая концепция: взять культовую "Dark Side of the Moon",
Pink Floyd (Harvest, 1973) и переосмыслить ее в образе джаз биг-бэнда. Продано свыше пятидесяти миллионов копий, каждая нота, каждый
нюанс восьмого альбома Pink Floyd настолько прочно укоренился в
умах преданного легиона группы, что вмешаться в работу любым
способом - значит оставить себя открытым для тяжелой критики.
Даже не знаю, какой эпитет подходит больше: смелость или авантюра... Если рассматривать с точки зрения фанатов - очередная авантюра
гитариста Nguyên Lê, но если рассматривать не чересчур благоговейно -
то смелая концепция.
Впрочем, всем вышесказанным, я уже разделил читалей на два лагеря,
но равнодушных будет еще больше, что меня до сих пор не успокаивает. Авантюрист Lê в третий раз представляет ревизионный альбом каверов: первый продемонстрировал в 2002 году "Purple (Celebrating Jimi Hendrix)", второй в 2011 - "Songs of Freedom" в 2011.
Nguyên Lê не считает музыку священной, да и "Dark Side of the Moon" переосмысливалась уже много раз.
Могу напомнить: Нью-Йоркского даб оркестр "Easy Star All Stars Dub Side of the Moon" (Easy Star Records, 2003) и tribute звезд rock tribute "Return To Dark Side Of The Moon"(Purple Pyramid, 2006) с участием Adrian Belew, Tony Levin,
Bill Bruford, Dweezil Zappa, John Wetton и Rick Wakeman переосмысливали Floyd с совершенно разными, своими результатами.
Кроме этого, существовали версии оригинальной работы Floyd для капеллы, блюграсса и струнного квартета, Phish и Dream Theater исполняли "Dark Side Of The Moon" вживую.
Семнадцать музыкантов NDR BigBand - conducted Jörg Achim Keller были дополнены барабанами Gary Husband, безладовым басом Jürgen Attig и вокалисткой Youn Sun Nah.
Знаменитый английский джазовый композитор, дирижер, аранжировщик
и продюсер Michael Gibbs(ученик Gary Barton) аранжировал три пьесы, остальные композиции взял на себя Nguyên Lê.
Так хорошо знакомый импульс, который объявляет начальная композиция "Speak To Me" с разделом "I've been mad for fucking years..." , переведен на несколько языков, включая корейский, вьетнамский, японский и испанский, как признание того, что темы смертности, давления, жадности, безумия и отчуждения универсальны для всех миров. Это одно из свидетельств намерения Lê создать свой кавер.
"Celebrating The Dark Side Of The Moon" - часовая сюита, с мерцающей в индийской тональности гитары Nguyên Lê на фоне бессловесного заклинания Youn Sun Nah на "Inspire, в вступлениях духового оркестра в эфирных "Magic Spells" и "Hear This Whispering", в лирике беспощадного
баса и гитары на "Gotta Go Sometime" и соло трубы Claus Stötter в космической «Purple or Blue» - все это объединяется, чтобы соткать отличительный звуковой рассказ.
Смысл текстов, конечно, остается нетронутым, иногда песни воспроизводятся только в инструментальном исполнении, где
вокальные партии заменяются солированием гитары Lê.
Альбом открывается хорошо проработанным очень коротким вступлением, в котором корни Nguyên Lê выражены на фоне вьетнамской музыки, ремиксовых голосов и всевозможной электроники. Через несколько секунд устанавливается климат, где ни коем случае не встает вопрос плагиата, это больше напоминает прогружение на глубину мифического альбома.
За перекрестными разговорами "Speak To Me" вступает "Inspire", обе композиции с футуристической подачей гитариста Lê, быстро переходят
в крещендо, подчеркивая психоделическую форму их первоисточника. Одухотворенный вокал Youn Sun Nah в композиции "Breathe" опирается о стену пышного аккомпанемента всего оркестра NDR BigBand.
Вслед за этим, панический импульс «On The Run» искусно создается
басом Jürgen Attig и ударными Gary Husband, оттеняется крутящимся сопрано саксофоном Christof Lauer, Lê одевает пьесу в авангардную джазовую униформу с головокружительным быстрым движением до пробуждения радиоуправляемых часов композиции "Time",
объявляющей о своем вступлении громовыми том-томами Husband,
а затем всей мощностью оркестра.
Еще больше ощущается аранжировка Nguyên Lê, желающего освободиться от смущающих сомнений, как бы опять не вернутся в подлинное звучание первоначального исполнения, но вроде бы вполне удалось.
«Time» расширяется торжественным звучанием большой группы музыкантов, а из этой парадности вырывается синкопированное соло электрической гитары Nguyên Lê, в самом конце ее сменяет голос Youn Sun Nah. Идея использовать голос Youn Sun Nah, предложена продюсерами
ACT, уверенность которых в том, что певица умеет передавать невероятную энергию не вызывала никаких сомнений, как и ее способность использовать мощь большой группы.
Кстати, Youn Sun Nah пела на закрытии Зимней Олимпиады в Сочи.
Ослепительной адаптации "The Great Gig In The Sky" предшествуют два авторских волшебных имрессионистских пролога "Magic Spells" и "Hear This Whispering" с ближневосточным и вьетнамским звучанием вокализа певицы Youn Sun Nah, солирующим заклинанием гитары Nguyên Lê и мечтательными клавишами Vładysłav Sendecki на фоне фанфар оркестра. В этой знаменитой композиции, страстный и импровизированный вокал Clare Торри 70-х, невероятно точно имитируется короткой, но блистательным оркестровой транскрипцией.
И вновь с отвлеченной переходной темой "Gotta Go Sometime", авторская пьеса гитариста, в дуэте басиста Jürgen Attig и джазовой гитары Nguyên Lê на фоне оркестра, создают очередной пролог для вступления вневременного шедевра R.Waters - "Money".
"Money" - чудо с размером 7/4 превращается в фанковый оркестровый блеск, управляемый новым тяжелым звучанием гитары Lê, украшенный звенящей перкуссией и ударными Gary Husband, резкая ритмическая скорость плюс золотая нить усиленного лидерства гитариста, просто ошеломляет.
«Us And Them» с изобретательно измененной формой - тонкий восточный мотив, простирающийся над величавым звучанием биг-бэнда, Lê смягчает тембр своей гитары, Fiete Felsch предлагает красиво легкое соло на альт-саксофоне.
В своих каверах Nguyên Lê всегда оставляет мелодию нетронутой, это основной принцип гитариста, для сохранения уважительного отношения
к искомому материалу, но все остальное музыкант меняет в неожиданных ракурсах.
Свою сочувствующую импровизацию предлагает труба Claus Stötter на треке "Purple Or Blue", плавно переходящего на оркестровое сопровождение в "Any Colour You Like", то в ускоренном, то замедленном ритме, с великолепной работой ритм-секции.
Несмотря на участие оркестра и джазовый лейбл ACT, получился не совсем джазовый альбом. Звук гитары Nguyên Lê ближе направлен к року, а все трубы, саксофоны и тромбоны остаются в привычных интонациях для биг-бэнда, что создает интересный противовес и гитара стоит всегда выше в этой дуэли.
Для двух последних мелодий "Brain Damage" и "Eclipse" аранжировку
оркестра в унисон с вокалом Youn Sun Nah, предложил Michael Gibbs, затруднение возникло из-за выбора места вступления вокалиста, но
после первой рабочей встречи, вопрос был снят самой Youn Sun Nah,
для нее не составило труда изменить вступление в нетипичном для
мелодии месте.
Диск "Celebrating The Dark Side Of The Moon" заслуживает внимания,
даже если он и не соответствует оригиналу самого известного альбома
за последние 50 лет, но отображенного через богато инкрустированное зеркало без искривленийNguyên Lê & Ngô Hồng Quang (feat. Paolo Fresu) - "Hà Nội Duo"(ACT, 2017)
Этот проект - сопоставление традиций и современности во многом похожий на сам Вьетнам, потрясающе красивую страну, где сельское хозяйство и высокотехнологичные отрасли являются двумя поршнями, создавшими одну из самых быстрорастущих экономик мира. Композиция "Cloud Chamber" вызывает в воображении сразу оба лица Вьетнама. Храмовые колокольчики создают древние буколические звуковые пейзажи, но вскоре разбиваются от ударов ритма и летящих искр захватывающей электрогитары Nguyên Lê.
Народная лирика Ngô Hồng Quang и гитара в пьесе "Five Senses" предстает
на фоне паназиатского украшения: японского инструмента кото, Mieko Miyazaki и таблы - Prabhu Edouard.
Вьетнамские музыканты Đàn Nhị (скрипка), Đàn Tính(лютня), Đàn Bầu(монокорде) и Đàn Chiêng (гармоническая арфа), японец Mieko Miyazaki(кото) и индус Prabhu Edouard(табла, ханджира) придают музыке вневременные тембры.
Колыбельное прикосновение Miyazaki сопровождает безмятежный вокал Ngô Hồng Quang «A Night With You» в восхитительной аранжировке традиционной песни Quan Ho, датируемой тринадцатым веком.
Ханджира и шейкер Prabhu Edouard впрыскивают плавучесть в мелодию "Chiec Khan Pieu", сопровождаемой интуитивным вокалом и оживленной лютней - электрогитарой в волнующем финале.
Paolo Fresu своим флюгельгорном и приглушенной трубой окрашивают почти половину треков, особенно в «The Graceful Seal» - где ритмы трип - хопа, риффы космического рока Nguyên Lê и парящий вокал Ngô Hồng Quang объединяются в опьяняющем слиянии.
«Like Mountain Birds» сочетает в себе традиционный вокал с мощными эффектами и урбанистическими ритмами, а медлительная лютня подкрепляет вокальный фейерверк вокалиста. Где эпический голосовой расцвет Ngô Hồng Quang оживает, как ежедневный рассвет.
Даже в раздетой до наготы, акустической инструментальной композиции "Heaven's Gourd", музыка не теряет своих эффектов и могла быть написана
на берегах Ганга, Миссисипи или Меконга, а неотразимый дуэт Nguyên Lê & Ngô Hồng Quang лишь подчеркивает связь акустической гитары и лютни в их корневой близости.
Единственным дополнением к гитаре и вокалу, в стремительной балладе «Monkey Queen» являются программные эффекты и udu Stéphane Edouard, Alex Tran на каджоне исполняет "Beggar's Love Song", еще одну древнюю вьетнамскую песню, переплавленную в современное звучание гитаристом, создав неотразимый кусок электроакустического фолк - фанка.
Тонкость слегка сопровождаемого Lê поворота на "Silently Grows the Rice" обеспечивает эмоциональное завершение этого запоминающегося путешествия в традиции Вьетнама.
Nguyên Lê – "Overseas"(ACT, 2019)
Гитарист и композитор Nguyên Lê продолжает свои исследования гибридного джаза, сочетая традиционную вьетнамскую музыку с личным стилем душевных переживаний на альбоме "Overseas".
Древние инструменты и современная гитара сталкиваются с городскими ритмами, создавая прыгающий калейдоскоп музыкального микса, напоминающего оживленные улицы Хошимина, изредка, мирно затихая,
как утренний восход солнца над океаном или на пустынном тропическом пляже.
Nguyên Lê создал диск "Overseas", как часть проекта «Cirque-Nouveau» - танцевальной, акробатической и музыкальной группы, которая представляет вьетнамские традиции в современном акценте на европейских гастролях.
Трек "Mother Goddess—Red Sky" взрывается цветом, как вращающийся
танец, демонстрируя вокал Ngô Hồng Quang над классической перкуссией.
"People of the Waterfalls" выставляют восхитительную работу Illya Amar на вибрафоне, а ударные, добавляя сельскую смесь, выделяют виртуозное
соло акустического баса Chris Minh Doky.
"The Offering" - это музыкальная поездка на каноэ по непролазным джунглям, изобилующая птичьими пением, чистые и неукрашенные гитарные линии Lê плывут, как розовые цветы лотоса.
"Tribal Symmetry" сопровождается потрясающей флейтой и бамбуковой перкуссией, где гитара присоединяется к усилиям электрического баса, чередуясь с ударными инструментами и лютней Ngô Hồng Quang.
К созданию альбома присоединился второй знаменитый музыкант вьетнамского происхождения Cuong Vu, его удивительная труба создает цитрусовое настроение в композиции «Overseas Suite - The Quest»,
но центр внимания - гитара Nguyên Lê, прожигающая ее своим палящим соло.
Весь альбом Nguyên Lê "Overseas" - чудесное звуковое путешествие на
лодке, блуждающей по сельским и городским вьетнамским пейзажам. Духовное, вежливое, экзотическое путешествие.
Nguyen Le Quartet - "Streams"(ACT, 2019)
Альбом с его вращающимися во взаимосвязи влияниями различных музыкальных культур, свеж и привлекателен.
Очередной успех гитариста на привычным для него музыкальном фронте.
"Streams" - богатое варево индийских ритмических концепций, вьетнамских фраз и восточных мелодических сдвигов, что и сыграло в поддержании его свежести.
Помимо Nguyên Lê, свои композиторские таланты на паре треков вносят басист Chris Jennings и вибрафонист Illya Amar в идеальном сочетании с остальными.
John Hadfield, барабанщик, пропитанный музыкальными традициями
Перу и Монголии, демонстрирует на этом альбоме феноменальную
скорость работы, продвигая музыку по разным временным сигнатурам и акцентам с впечатляющей ловкостью.
Большинство композиций "Streams" исследуют слияние мировых культур, только финальный трек "Coromandel" имеет более космический и атмосферный колорит, медленный, отражающий просторы вселенной, он опирается на новаторскую работу покойного японского гуру электронной музыки Isao Tomita.
Пьеса "Hippocampus»" предлагает на основе азиатской мелодии прекрасное соло вибрафона.
«The Single Orange», начинаясь всевозможными отзвуками, заканчивается жестким лидерством басиста Chris Jannings, со скулящей гитарой Nguyên Lê, на ней же, потрясающий турнир сопротивления и насилия, которые создает толкающий бас, заставляя уходить вибрафон Illya Amar в эфирную игру. Даже "Mazurka" представлена по иному, начинаясь легко и танцевально, группа следуя за барабанами John Hadfield, гармонично создает перерыв,
и в это же время, Lê удается своей гитарой расставить совершенно особые акценты, в преддверии странного и чрезвычайно быстрого соло.
"Stream“ с подавляющим энтузиазмом убеждает нас в том, что диск доверху заполнен оригинальными произведениями во всех направлениях..

Nguyên Lê - Songs of Freedom - Eleanor Rigby
Ролик недоступен
TIME (Pink Floyd) - Nguyên Lê & Dark Side Nine @ La Défense Jazz Festival 2015
Nguyên Lê & Ngô Hồng Quang - Like Mountain Birds
Nguyên Lê & Ngô Hồng Quang - Hanoi Duo - Monkey Queen _L'espace 24Feb17
[THE BANDFEST 2018] Wingless Flight || Nguyên Lê Band
Overseas Suite (In the Warm Rain)
Nguyên Lê Quartet ‎– Streams (2019 - Album)


Tracklist:

[00:00] A1. Hippocampus
[05:09] A2. Bamiyan
[10:48] A3. Swing A Ming
[16:46] A4. Subtle Body
[21:49] B1. 6h55
[26:23] B2. Mazurka
[32:33] B3. Sawira
[38:21] B4. The Single Orange
[42:32] B5. Coromandel

Credits:

Acoustic Bass – Chris Jennings
Drums, Percussion – John Hadfield
Electric Guitar, Electronics – Nguyên Lê
Executive Producer – Siggi Loch
Lacquer Cut By – Sidney Claire Meyer
Vibraphone – Illya Amar

Label: ACT

Комментарии

Комментариев нет.