10 авг 2015
Снять сегодня картину о войне так, чтобы и не соврать, и чтобы скучно не было, и чтобы не впасть при этом в лжепатетику и эрцаз-патриотизм, довольно непросто.
Штучных, честных фильмов, таких, как «20 дней без войны», «Проверка на дорогах», «Живые и мёртвые», «Они сражались за Родину», сейчас не делают.
Научились делать другие. Такие, где всё, как положено, как, вполне возможно, могло и быть. Технически отсняты безукоризненно. Их много. Однако происходящему на экране верится с трудом. Будто на неразумных детей сценарий писан. Актёрам там развернуться негде, вот и играют одни в статистов, а другие – с одного дубля – понарошку в войнушку.
«Снайпер: Герой Сопротивления». 2015. Режиссёр Арман Геворгян.
Перекур
Возможно, тут я не прав. И у меня – первые признаки старческого брюзжания. Но есть же простой выход. Давайте, мои дорогие читатели, сверим совместные ощущения и сравним, к примеру, из интереса, два фильма, разница между которыми – 56 лет!
В первом случае главный герой без страха и сомнения (Гоша Куценко) из уже означенного фильма сбивает вражеский самолёт.
В первом случае главный герой без страха и сомнения (Гоша Куценко) из уже означенного фильма сбивает вражеский самолёт.
1
Во втором – ввиду того, что сцену с подбитием самолёта (что, по тогдашним меркам, было бы куда эффектней!), технически снять не представлялось возможным, подбивается всего лишь навсего вражеский танк. Да не один, а сразу два. Но перед этим герой (Владимир Ивашов) даёт тако-ого драпака!
«Баллада о солдате». 1959. Режиссёр Григорий Чухрай.
«Баллада о солдате». 1959. Режиссёр Григорий Чухрай.
Отход
Обратите внимание на разницу в эмоциональной оценке подвига и реакции окружающих.
От восхищения – к недоверию.
От восхищения – к недоверию.
2
От недоверия – к восхищению.
Награда
Согласен, сравнивать старую, ставшую классикой, ленту, тем более, абсолютного чемпиона среди премированных отечественных картин (101 международная премия!), с нынешней работой – по меньшей мере, некорректно. Хотелось просто показать разницу в подходах к изображению и оценке значения тех событий для судьбы страны раньше и сегодня.
Чтобы завершить обзор фильма Геворгяна, добавлю, что сценаристы перенесли события её второй половины во Францию, и что лично мне привиделись в ней мотивы картины 1975 года «Старое ружьё / Le vieux fusil» режиссёра Робера Энрике (в советском прокате с 1977-го) с Филиппом Нуаре в главной роли.
Чтобы завершить обзор фильма Геворгяна, добавлю, что сценаристы перенесли события её второй половины во Францию, и что лично мне привиделись в ней мотивы картины 1975 года «Старое ружьё / Le vieux fusil» режиссёра Робера Энрике (в советском прокате с 1977-го) с Филиппом Нуаре в главной роли.
3
Что увидят в этом фильме другие зрители, узнать было бы крайне интересно.
© Эркин Касымов
© Эркин Касымов
предлагаемые фильмы - будет всегда являться одной из задач постов в этой группе.
Позвольте не согласиться с Вами,
уважаемый Эркин, по поводу современного
кино о войне. И вот в связи с чем. Фильм Геворгяна я не смотрела…пока. Но
нахожусь под впечатлением другого кино -«Поп»( с гениальным Маковецким в
главной роли),которое имеет непосредственное отношение к войне тоже. Правдивое,
жесткое, нестандартное изображение жизни обычных людей на оккупационных
территориях в годы войны. Учитывая то,
что фильм снимался под эгидой Московского патриархата, он имеет определенные
задачи- показать роль православной церкви
в годы войны. Но эта конкретная задача не умаляет достоинств фильма. Привлекает
в нем именно нетрадиционный подход в изображении взаимоотношений советских граждан с врагом (совестливый офицер рейха с
русскими корнями, покровительствующий семье священника, искренняя скорбь сельчан по поводу убиенных полицаев)…Да и
действия партизан не вызывают восхищения
у зрителей. А какие актерские работы!!! С. Маковецкий, Н. Усатова, юная Л. Арзамасова…Крупные
и долгие планы лиц героев с выразительнейшей мимикой, великолепные пейзажные
съемки!!! Фильм информативен, затрагивающий одну из самых интересных и мало
изученных сторон войны- жизнь в оккупации. Фильм, проникновеннейший в плане
изображения пресловутых межличностных отношений в экстремальных( в данном
случае военных ) ситуациях. Так что не
перевелись талантливые режиссеры, операторы, актеры!!! В современной России.