«Велта» (Пермский велосипедный завод) Павшие гиганты СССР.

«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747044792
Пермь в советское время была лидером по производству велосипедов. Вспоминаем...

Пермь была лидером по производству велосипедов -  в городе выпускался каждый пятый велосипед в стране. На Пермских велосипедах  ездили  не только граждане Советского Союза, но и жители Зарубежья.  

Пермяки всегда любили велосипеды - еще с 19 столетия.

В конце 19 века  в России началась «велосипедная волна», которая затронула и Пермь. 
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747044024
Пермское общество любителей велосипедного спорта в городском саду общественного собрания возле ротонды.

В Пермской губернии велоспорт начал развиваться с конца XIX в.
В июне 1897 г. Пермские велосипедисты-любители объединились в общество. Символом общества стало велосипедное колесо с крыльями.
В городском саду общественного собрания (сейчас «Горьковский сад») был выделен целый участок земли с раздевалками, комнатой для хранения велосипедов и веломастерской и 7 июня 1899 г. велодром был торжественно открыт.
В 1904 г. Пермское общество велосипедистов-любителей объединяло 31 человека, в том числе 3-х женщин.
В 1899 году  для Пермских велосипедистов был построен велодром, а чуть позже  на месте современного стадиона «Юность» - велотрек. За небольшую плату любой житель города  мог прокатиться по велодорожкам и посмотреть соревнования велосипедистов. В 1915 году велодром был передан речному «яхт-клубу» для «спортивных надобностей».
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747044536
Команда Пермского «яхт-клуба», 1915 г.
Через 24 года  в Перми образовался будущий завод по выпуску велосипедов. 
Историю  велопроизводства в Перми принято считать с 1939 года.

В 1939 году из города Владимира в Пермь был эвакуирован  патефонный завод. В годы войны он назывался Союзный завод №260 и выпускал  знаменитые каски и боеприпасы, а затем – запчасти к тракторам, веялки и корнерезки. После войны мощности завода начали простаивать,  и было принято решение перейти на производство патефонов – тогда страна остро в них нуждалась. Так в 1946 году появился Молотовский патефонный завод.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747045048
Регулировка патефонов на Молотовском патефонном заводе.
1946. Блеск и нищета Молотовского патефонного завода.

Владимирский граммофонный завод был эвакуирован в город Молотов и стал называться №260. Всю войну он выпускал взрыватели, а с 1945 года был передан министерству сельхозмашиностроения и стал осваивать веялки-сортировки, корнерезки и запчасти к тракторам. Но, мощности простаивали. Тогда вспомнили о граммофонах. К этому времени уже были патефоны и граждане остро нуждались в них.

Технологически изготовление патефонов было на порядок выше той продукции, что завод выпускал в войну: осваивать пришлось изготовление множества деталей, литьё под давлением, шлифовку деталей, оклейку футляров и т.д. К тому же золотой фонд предприятия — инженеры и кадровые рабочие — предпочли вернуться на родину, во Владимир. Не все, но, многие уехали. Только организованно было отправлено два эшелона с рабочими и членами их семей, а сколько ещё отправились самоходом.

В апреле 1946 года завод произвёл первые сто патефонов и стал называться Молотовским патефонным.

В 1947 году выпуск патефонов был доведен до 10 тыс. штук, но, их производство было убыточным, а после аварии 1948 года, когда рухнули фермы перекрытия в одном из цехов, предприятие прочно обосновалось в числе отстающих. Рабочие жили в бараках, технология была отсталой, тем не менее план выполняли.

К 1954 году предприятием был выпущен уже миллион патефонов и миллиарды патефонных игл. Технологию подтянули, конструкцию довели до совершенства и, вроде бы, даже вошли в производственный ритм, но, всё было напрасно — время этого музыкального аппарата уже прошло. Спрос резко упал и никакие ухищрения, например особо красивые футляры, не помогали.

В 1956 году, спустя десять лет с начала работы, производство патефонов окончательно прекратилось, и у завода началась другая жизнь. В Пермь из города  Горького, где выпускали велосипеды «Школьник»,  было перенесено велопроизводство. Предприятие получило новое название - Молотовский велосипедный завод.  

Производство велосипедов  в Перми освоили почти за полгода.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747047096
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747047864
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747048120
В 1956 году в Перми на углу улиц Карла Маркса и Ленина возле Центрального гастронома был установлен первый светофор, а с конвейера завода вышли первые 6 тысяч велосипедов. Но, только через два года завод смог выйти  в передовики производства. В конце 60-х годов  Пермский велозавод выпускал несколько тысяч велосипедов в год. 

Первым достижением завода стал велосипед «Урал», выпущенный в 1965 году. Это был один из самых популярных и надежных дорожных велосипедов в Советском Союзе. В его комплект входили аптечка, ремонтный набор и насос. Престиж «Урала» возрастал с каждым годом. В конце 1970-х велосипедом «Урал» награждали передовиков производства, отличников и других отличившихся советских граждан.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747048632
В  1973 году завод выпустил  складной велосипед «Кама», у которого были задний багажник с пружинным прижимом, портфель «бардачок», насос, брызгозащитные крылья и светоотражатели. Стоил велосипед 98 рублей.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943749113784
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943749113528
49 лет назад, 2 октября 1973 года, «Марийская правда» написала о появлении Пермской двухколесной новинки – складного велосипеда «Кама».
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747049144
«В семействе двухколесных машин, выпускаемых Пермским велосипедным заводом, появилось пополнение – складной велосипед «Кама». По своей конструкции он значительно отличается от других моделей. «Кама» имеет усиленную раму с разъемом и зажимами, позволяющими быстро, без применения инструмента сложить велосипед или привести его в рабочее положение, поднять или опустить руль, седло.

В сложенном положении велосипед имеет габариты 930х770х310 миллиметров. Это позволяет перевозить его в багажнике автомобиля, в автобусе и т.д. Первую промышленную партию намечено выпустить в текущем году».
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747051448
В 1977 году  в Перми был собран миллионный велосипед, а Пермский велосипедный завод стал называться Машиностроительным заводом им. Октябрьской революции. Завод стал крупнейшим производителем велосипедов в стране  - он выпускал  более 850 тысяч велосипедов в год, среди которых  были «Луч», «Скиф», «Пермь», «Универсал»  и т.д.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943749113016
Пермские велосипеды полюбили во всем Советском Союзе.

С конца 1960-х годов года Пермские велосипеды стали популярны и за рубежом.  На экспорт шла почти половина произведённых в Перми велосипедов. Особенно их любили в Польше, и даже в Китае.

Многие сейчас стремятся соблюдать здоровый образ жизни. Это правильное питание, повышенная активность в виде тренажерных залов, фитнеса и танцевальных групп. Но, не все любят помещения, их не всегда чистый воздух.

Существует альтернатива: ходьба, бег и, конечно, велосипед. В советские годы велосипед был у многих подростков и взрослых.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747051704
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747054776
С 1986 года на заводе появилось автопроизводство – изготовление ходовой части «Москвича». С 1991 года  завод стал называться  «Велта», и тогда появились велосипеды «Велта-спорт», «Велта-турист», «Велта-комфорт», а также трехколесный велосипед «Велта-комби».  На основе «Велта-спорт»  в Перми начали производить велотренажёры.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747055288
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747055544
В 1990 году совместно с  английской компанией FSV International Ltd было образовано предприятие «Пермавто», на котором было выпущено 50 первых автомобилей «Велта Автокам». Главной особенностью Пермских автомобилей стал стеклопластиковый кузов и отличная проходимость. Всего было изготовлено около 100 таких внедорожников.  К 1993 году планировалось выпустить 100 тысяч таких автомобилей, но, проект был свернут.

Резкое ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Велта» произошло в период 1999-2001 годов, когда генеральным директором и одним из собственников предприятия являлся Сергей Семенов. Рабочим перестали платить заработную плату, долги завода росли в геометрической прогрессии. Позже Семенову были предъявлены обвинения по факту хищения имущества. С февраля 2002 года ОАО «Велта» находилось под внешним управлением, имея на тот момент задолженность более 884 млн. рублей. Внешним управляющим была назначена Мария Леонгардт, которой предстояло восстановить платежеспособность предприятия.

Целиком велозавод покупать никто не захотел, имущество пошло в розницу - цеха отдельно, котельная отдельно, оборудование отдельно. Судьба предприятия была предрешена, и в 2005–2006 гг. Пермский велозавод, носивший к этому времени название «ОАО «Велта», прекратил свое существование.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747056824
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943747057080
Все, что осталось от завода на сегодняшний день.

В 2006 году «Велта» была ликвидировано из-за финансовых и имущественных проблем, а бывшие  сотрудники завода организовали новое велосипедное предприятие – Форвард. 
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943749113272
Немногие пермяки знают, что в Перми и сегодня собирают велосипеды, на которых ездят по всей стране. Про «Велту» слышали, но, про «Форвард» почему-то нет. Помню, как удивился хозяин такого велосипеда, узнав, что он катается на продукте местного производства. Ещё один мифический момент, связанный с этим заводом, — у многих было мнение, что «Форвард» — место, где просто собирают велосипеды уже из готовых запчастей.

Есть еще один миф, связанный с этим заводом. Многие считают, что «Форвард» появился на базе уже закрытой «Велты». Это не так. На заводе работает много бывших сотрудников «Велты», но, оба предприятия работали параллельно восемь лет. Производитель легендарных «Кам» и «Уралов» окончательно закрылся в 2006 году. «Форвард» же появился на свет в 1998.

— «Форвард» — это один из крупнейших производителей велосипедов. Мы расположены в Перми, но, многие про наш завод не знают, — рассказывает тренинг-менеджер завода Сергей Смолкин. — Сейчас у нас четыре бренда велосипедов: Forward, Format, Altair и Bearbike. Они имеют разное позиционирование, для разных групп потребителей, для разных велостилей. Altair — самый доступный по цене велосипед. Forward — основной бренд, который продается больше всего. Format — велосипеды премиального сегмента. Недавно у нас появился Bearbike — в основном это городские стильные, красивые велосипеды.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943749115320
«Форвард» — действительно не просто цех по сборке велосипедов, а самый настоящий завод с двумя конструкторскими бюро и огромными цехами с производством.

— Мы разрабатываем продукт полностью — от начала и до конца, — продолжает Сергей. — Сначала разрабатывается чертёж рамы, затем инженеры решают, какое навесное оборудование установить на этот велосипед. Сейчас они работают над велосипедами, которые появятся в следующем году. Иногда это занимает больше года, то есть модели могут разрабатываться два-три года.

— Есть велосипед с патриотичным названием «Парма».
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943749117368
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943749117624
«Форвард» - «Парма» — рождение легенды. Дорожный велосипед, пропитанный духом Урала и страстью к дальним поездкам. Он сочетает в себе комфорт горного велосипеда и накат дорожного. Уникальный минималистичный дизайн с изюминкой: изображением медведя, мощного древне-Уральского оберега. «Форвард» - «Парма» — связь времен, поколений и дорог.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943749117880
Мы производим велосипеды для Decathlon, — говорит Сергей, показывая на стоящие в ряд несколько французских моделей B’twin и Rockrider. — Мы прошли жесточайший отбор с их стороны. Они ходили здесь очень долго, изучали условия труда на производстве. Чтобы не было труда заключенных, беременных женщин, детей и так далее.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943749118136
Доска почёта перед входом в конструкторское бюро. На фото — олимпиец Евгений Печенин на «Форварде» в Лондоне на Олимпийских играх.

«Форварды», «Парма», «Форматы», «Альтаиры» и «Беарбайки» и др. разъезжаются по регионам и по странам ближнего зарубежья — в Казахстан, Белоруссию, Узбекистан, Китай.

В Перми планируют до конца 2023 года возродить легендарный бренд велосипедов «Урал» и «Кама». Эти велосипеды востребованы по сей день и популярны у пермяков разных возрастов своей простотой и надежностью.
«Велта» (Пермский велосипедный  завод)                                                 Павшие гиганты СССР. - 943749119672

Комментарии

Комментариев нет.