Пчелу воспринимали как Божью тварь, называли Божьей угодницей, Божьей мудростью и наделяли святостью.
Считается что пчелы самим своим происхождением обязаны Богу, в отличие от шмелей, шершней или ос, которых сотворил дьявол, соперничавший с Богом. По народным представлениям, пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят. Они обладают способностью сплачивать людей, связывать их духовным родством. А ещё считается что пчела жалит только грешника. В улей с пчелами никогда не бьет гром.
Пчела символически соотносится с образом Богородицы. Народная традиция наделяет пчелу не только чистотой и святостью, но также девственностью и безбрачием. В заговорах ее называют «девицей-пчелицей». Согласно легенде, пчелами стали слезы прекрасной девы, сидевшей на камне посреди моря. В загадках пчелы описываются как незамужние девицы или монашки: «Сидят девицы в темной темнице, вяжут сетку без иглы, без нитки»; «Сидит монашенка, вяжет сеточку». В сказках пчела хитростью избегает свадьбы со шмелем: откладывает ее на осень, когда отощавший шмель умирает. Мотив непорочного зачатия встречается в сербских поверьях о пчеле. Считается, что самим Богом установлено размножение пчел без спаривания: пчелиная матка просто откладывает яйца, из которых появляются на свет пчелы. Тот же мотив отражен и в русских загадках о пчеле: «Не девка, не вдова, не замужняя жена, детей выводит»; «Живет не девка, не баба, не солдатка, не вдова и не мужняя жена; мужа у ней нет.
Белорусы верят, что пчелы сближают добрых людей. Общие пчелы у двух разных хозяев соединяют их братскими узами. Такие пчелы хорошо роятся и дают много меда и воска. Братские отношения между хозяевами возникают в том случае, когда от одного из них рой опустится в улей другого или когда на свадьбе новобрачным дарят половину своих пчел. Духовное родство, основанное на совместном владении пчелами, рассматривается как священное, данное самим Богом. Есть у беларусов старинный обычай изготовлять общую для односельчан братскую свечу, которая хранится поочередно у всех жителей деревни. Близкий по смыслу обычай известен и в польском Поморье: если один из двух соседей, имеющих пчел, умрет, то другой должен пойти к его пчелам, постучать палочкой по ульям и три раза сказать им: «Пчелки, ваш хозяин умер». Тогда пчелы останутся на своем месте и не улетят в другое.
В разных славянских зонах известны поверья о душе в облике пчелы. Например, в Болгарии в Духов день молящиеся слушают, как жужжат мухи и пчелы, считая, что это души их умерших близких. С этими представлениями связана и роль пчел как предвестниц смерти в толкованиях снов.
Есть пчеловодческий обычай приносить жертву водяному: в ночь на Преображение бросают в воду свежий мед и воск, топят в мешке первый рой или лучший улей. В награду за это водяной умножает пчел и оберегает пасеку. Иногда пасеку специально ставят у реки, чтобы водяной охранял пчел. Связь пчел с водяным подтверждается и русским поверьем, что пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото; рыбаки вытащили неводом из болота пчелиный рой, от которого расплодились пчелы по всему свету.
У южных славян отголоски представлений о связи пчел с водяным духом можно видеть в мотиве водяной мельницы в сербских легендах о пчелах (ими становятся слезы матери, сын которой утоплен чертом в мельничной запруде; дьявол придумывает способ подачи зерна на мельнице, созданной Богом и св. Саввой, а пчела, подслушав, сообщает об этом Богу) и пчеловодческой практике (мельничное мотовило на пасеке для удержания пчел, вода с мельничного колеса для кропления пчелы). У западных славян – в польской легенде о мухах (пчелах дьявола), которых черт производит на мельнице способом, подобном тому, каким обдирают зерно перед размолом.
На планете Земля ни одно насекомое так не почитали как пчелу за всю историю.
ОДЫ ПРЕКРАСНОМУ
Пчелка — светлое создание, насекомое, пользующееся особым почитанием.
Пчелу воспринимали как Божью тварь, называли Божьей угодницей, Божьей мудростью и наделяли святостью.
По народным представлениям, пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят. Они обладают способностью сплачивать людей, связывать их духовным родством. А ещё считается что пчела жалит только грешника. В улей с пчелами никогда не бьет гром.
Согласно легенде, пчелами стали слезы прекрасной девы, сидевшей на камне посреди моря. В загадках пчелы описываются как незамужние девицы или монашки: «Сидят девицы в темной темнице, вяжут сетку без иглы, без нитки»; «Сидит монашенка, вяжет сеточку».
В сказках пчела хитростью избегает свадьбы со шмелем: откладывает ее на осень, когда отощавший шмель умирает.
Мотив непорочного зачатия встречается в сербских поверьях о пчеле. Считается, что самим Богом установлено размножение пчел без спаривания: пчелиная матка просто откладывает яйца, из которых появляются на свет пчелы. Тот же мотив отражен и в русских загадках о пчеле: «Не девка, не вдова, не замужняя жена, детей выводит»; «Живет не девка, не баба, не солдатка, не вдова и не мужняя жена; мужа у ней нет.
Есть у беларусов старинный обычай изготовлять общую для односельчан братскую свечу, которая хранится поочередно у всех жителей деревни. Близкий по смыслу обычай известен и в польском Поморье: если один из двух соседей, имеющих пчел, умрет, то другой должен пойти к его пчелам, постучать палочкой по ульям и три раза сказать им: «Пчелки, ваш хозяин умер». Тогда пчелы останутся на своем месте и не улетят в другое.
Связь пчел с водяным подтверждается и русским поверьем, что пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото; рыбаки вытащили неводом из болота пчелиный рой, от которого расплодились пчелы по всему свету.
У южных славян отголоски представлений о связи пчел с водяным духом можно видеть в мотиве водяной мельницы в сербских легендах о пчелах (ими становятся слезы матери, сын которой утоплен чертом в мельничной запруде; дьявол придумывает способ подачи зерна на мельнице, созданной Богом и св. Саввой, а пчела, подслушав, сообщает об этом Богу) и пчеловодческой практике (мельничное мотовило на пасеке для удержания пчел, вода с мельничного колеса для кропления пчелы). У западных славян – в польской легенде о мухах (пчелах дьявола), которых черт производит на мельнице способом, подобном тому, каким обдирают зерно перед размолом.
На планете Земля ни одно насекомое так не почитали как пчелу за всю историю.